Экскурсия по обновленному корпусу Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева от министра культуры Ирады Аюповой в рамках ее традиционной летней пресс-конференции не состоялась из-за каблуков, но вместо этого она прокомментировала ряд злободневных вопросов, связанных с культурой Татарстана. О том, как решить проблему эйджизма в сфере искусства, при чем тут Турция и когда откроется музей Салиха Сайдашева, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Почти сенсацией ознаменовалась сегодняшняя традиционная большая летняя пресс-конференция Ирады Аюповой. Можно сказать, что сдвинулась с мертвой точки обсуждаемая уже не первый год тема создания в республике нового музыкального театра
«Я очень надеюсь, что нас поддержат»
Почти сенсацией ознаменовалась сегодняшняя традиционная большая летняя пресс-конференция Ирады Аюповой. Можно сказать, что сдвинулась с мертвой точки обсуждаемая уже не первый год тема создания в республике нового музыкального театра. Как оказалось, эту идею Рустам Минниханов обсуждал совсем недавно в Москве, где встречался со студентами ГИТИСа из республики, таковых сейчас там обучаются 42 человека.
«Рустам Нургалиевич согласился, что нам нужен музыкальный театр и сейчас накоплено достаточно материала, чтобы его транслировать на профессиональной сцене, — сообщила министр культуры РТ. — Он (Минниханов — прим. ред.) сказал: „Обсудите с общественностью, жителями республики и экспертами перспективу создания музыкального драматического театра на площадке нынешнего здания театра Галиаскара Камала“. Я очень надеюсь, что нас поддержат», — заявила она.
Также Аюпова добавила, что сейчас идет накопление материала для будущего театра. По этой логике, к примеру, татарская опера «Кави – Сарвар» Миляуши Хайруллиной, которая после презентации на фестивале «Мирас» ГАСО РТ 11 февраля в ГБКЗ им. Сайдашева больше не исполнялась публично, может войти в его репертуар. Ну а пока Хайруллина уехала учиться в Московскую консерваторию, а Татарстан рискует потерять самого талантливого композитора своего поколения.
Кстати, если новое культурное учреждение переедет в здание театра им. Камала, то Казанский ТЮЗ вряд ли сможет туда переместиться на время реконструкции своего исторического здания, такие разговоры тоже были. По оценке главы минкульта, ремонт здания бывшего Купеческого собрания — проект «очень амбициозный», его будут выполнять поэтапно. Но в первую очередь необходимо провести противоаварийные работы, республика уже подала заявку на софинансирование реконструкции из федерального бюджета.
Если новый музыкальный театр будет создан, то встает и кадровый вопрос. Например, с тем же ГИТИСом у Татарстана действует ряд соглашений, в том числе по подготовке режиссеров татарского драмтеатра. Так, в прошлом году всего поступили пять человек, в этом году — два на очное отделение. «Актеров мы можем в какой-то степени подготовить и здесь. Но нам нужны профессиональные режиссеры. Сегодня режиссеры национального театра у нас есть. Но хотелось бы, чтобы их было больше, поскольку творческую, художественную палитру, разнообразие в первую очередь создают режиссеры», — резюмировала спикер.
Худрук театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев считает, что в коллективе театра должен быть и стар и млад
«Надо радикально менять систему отношений между актером и театром»
В продолжение театральной темы у журналистов назрел вопрос по «эйджистскому» скандалу в Набережночелнинском татарском драмтеатре им. Гилязова, где курс на омоложение труппы от худрука Олега Киньзягулова поставил под удар работу возрастных актеров, некоторым из которых, опытным и заслуженным, предложили остаться всего лишь на полставки. «Я считаю, что основная проблема кадровой политики сегодня, будь то театр, музей или училище, возникает исключительно из-за того, что люди не смогли встретиться и по-человечески поговорить друг с другом, с должным пиететом и уважением», — начала Аюпова. Она признала, что в Челнинском татарском драмтеатре доля «именитых и опытных» актеров была весомая — 25–30%. В целом средний возраст работников сферы культуры в регионе составляет 48 лет, молодежи до 35 лет всего 21%, а средний возраст работников театров — 48,2 года.
Но решение проблемы есть, считает министр и даже озвучила несколько вариантов. «Для того чтобы сегодня режиссер был самодостаточен, свободен в своей творческой деятельности, есть два решения — либо делать более гибкую контрактную систему в театральной сфере, либо пойти по пути, например, Турции. Там единый реестр артистов, они приглашаются на различные роли в различные театры после прохождения кастинга», — рассказала Аюпова. Есть еще один альтернативный вариант — внедрить институт наставничества, добавила она. Как это, например, реализовано в балете, где на сцене работают до 38–40 лет, а после занимаются подготовкой подрастающего поколения. «Но здесь самая важная история — выстраивание коммуникации. Как люди будут договариваться друг с другом и каким образом эти вопросы будут решаться», — повторила она. Чтобы подкрепить свои слова авторитетным мнением, спикер обратилась к худруку театра кукол «Экият» Ильгизу Зайниеву, который считает, что в коллективе театра должен быть и стар и млад.
«Я хочу, чтобы вы поняли правильно, — снова взяла слово Аюпова. — Это большие театры [— Камаловский и Качаловский], челнинский — маленький театр, это маленькая труппа. Когда у меня в труппе 50–60 человек, я могу найти 15 артистов. Когда у меня 30–40 человек, очень сложно выстроить работу… Самое сложное в данной ситуации, что все это подогревается извне. Я не пытаюсь никого оправдывать, но еще раз хочу сказать, что это уникальная среда и консенсус в ней нужно уметь выстраивать. При этом Олега [Киньзягулова] все-таки надо понять, ему нужно ставить спектакли…» — заключила руководитель минкульта. Но в то же время она считает, что полная занятость должна означать определенное количество выходов на сцену в месяц, т. е. занятость в текущем репертуаре. «Возможно, саму концепцию структуры штатного расписания театра имеет смысл детализировать, сделать квалификационные требования по возрасту. Я понимаю, что в 40–45 лет можно сыграть 32–35-летнего человека. Но в 70 лет сыграть 20-летнюю девушку не получится», — рассуждала она.
«На мой взгляд, тут надо радикально менять систему отношений между актером и театром, ставя во главу угла не ставку или другие условные вещи, а вовлеченность в процесс…» — подытожила Аюпова тему.
Ирада Аюпова: «На мой взгляд, тут надо радикально менять систему отношений между актером и театром, ставя во главу угла не ставку или другие условные вещи, а вовлеченность в процесс…»
«Духи врываются к нам, желающие пообщаться»
«БИЗНЕС Online» же не мог пройти мимо громкой темы и спросил: почему фестиваль современной городской татарской культуры Tat Cult Fest, который проводился с 2018 года и стал одним из символов Дня республики, вдруг поменял название на «ДәртФест», а главным организатором вместо минкульта будет теперь минмолодежи?
«„ДәртФест“ по своей природе то же самое. Это фестиваль современной городской татарской культуры во всем ее многообразии. Почему министерство по делам молодежи? Мне кажется, здесь вопрос в продвижении, в привлечении сообществ, — ответила Аюпова. — Я не являюсь монополистом, я точно так же исполняю обязанности министра культуры на определенный период. Поэтому министерство культуры является органом исполнительной власти, источником финансирования является бюджет РТ. Сейчас орган исполнительной власти — министерство по делам молодежи, и это логично. Там будут два направления, и, для того чтобы не делить и закрыть все пространство, было принято решение на дополнительное финансирование. В связи с чем решили всю эту площадку закрывать из средств минмолодежи». По словам спикера, с ведомством Рината Садыкова они работают в тесной связи и никаких противоречий нет.
Что касается другого бренда местного разлива, казанского фестиваля мусульманского кино, то журналисты не упустили возможность уточнить: нет ли у Аюповой ощущения, что и этот бренд сдувается? На это министр ответила, что в ближайшие годы ожидает успехов национального кино. В качестве примеров она привела «Микулай» Ильшата Рахимбая и «Ядэч» («Бери да помни») Байбулата Батуллина, которые выбились в федеральный прокат.
Также прессу волновала судьба музея им. Салиха Сайдашева, который с 2016 года остается закрытым на ремонт. По словам Аюповой, во время реставрации там хотели отойти от формата мемориального музея, «который с точки зрения привлекательности не столь популярен у жителей города и туристов». Поэтому было решено сделать постоянно действующую коммуникационную площадку, где татарская музыкальная история передавалась бы не только тумбами, столами и роялем, но еще звуками и соответствующими мероприятиями. «Вопрос только в этом. Мы пока на сегодняшний день не договорились в полном объеме о том, как это будет работать», — отметила министр.
Айрат Заппаров презентовал отремонтированный корпус колледжа
Отметим, что в прошлом году подобная пресс-конференция проходила в Казанском художественном училище им. Фешина, где Ирада Хафизяновна в роли экскурсовода рассказала о реконструкции здания на улице Карла Маркса, а сегодня встреча с журналистами состоялась в Казанском музыкальном колледже им. Аухадеева. Здесь к новому учебному году отремонтировали один корпус, презентовать который должна была Аюпова, но, ссылаясь на то, что «весь день на каблуках и устала», поручила это директору колледжа Айрату Заппарову. И только она заявила об этом, как окно актового зала с грохотом распахнулось. «Духи врываются к нам, желающие пообщаться», — пошутила глава культурного ведомства.
В итоге мероприятие сразу началось с вопросов, и Аюпова, кажется, так предвкушала предстоящий разговор, что, не дожидаясь, когда ей принесут стул, села прямо на край сцены актового зала. И до конца встречи там и просидела.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.