Три года назад Юрий Казаков возглавил КНИТУ-КХТИ в очень непростой ситуации: в отношении двух его предшественников были возбуждены уголовные дела, ходили самые невероятные слухи о судьбе вуза. Несмотря на то что новый руководитель был и ученым, и производственником, в альма-матер не ждали своего выпускника с распростертыми объятиями. И тем не менее в мае этого года на выборах ректора за Юрия Казакова проголосовали 75% выборщиков. Что за это время изменилось в старейшем вузе страны? Как студенческая оценка качества преподавания сегодня влияет на административно-управленческие решения? Кто получает двойные дипломы? В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Казаков рассказал о нововведениях и перспективах развития КНИТУ.
Юрий Казаков: «Чтобы эффективно работать, нужно было понимать и то, как устроен университет изнутри, чем живет коллектив. А дальше наметить, как вместе выстроить вектор развития вуза»
«Если предприятия — это наш внешний заказчик, то студенчество — заказчик внутренний»
— Юрий Михайлович, три года назад вы возглавили университет. Как вы оценили тогдашнее состояние КНИТУ? Ваши первые впечатления от вуза?
— «Первое впечатление» было далеко не первым: КНИТУ — мой родной вуз. Я не только его окончил — полжизни, если не больше, с ним связано. Сразу после получения диплома инженера стал здесь работать: был ассистентом, старшим преподавателем, доцентом нижнекамского филиала КХТИ. 10 лет преподавательской работы! Связей с вузом не терял и после перехода в СИБУР: докторскую (как и кандидатскую) также защитил в КНИТУ. Поэтому, конечно, все происходящее с вузом принимал близко к сердцу. Что увидел? Огромное хозяйство, большое количество системно нерешенных проблем. Часть коллектива, безусловно, была растеряна, прежде всего от неопределенности, тревожных ожиданий: новый ректор, что будет дальше, чего ожидать от него?
Если о себе лично, то уже в первые неделю-две пришло осознание масштабов того, во что я ввязался и какой трудный путь нам предстоит. Первые задачи, которые я себе поставил как управленец, — попытаться объективно оценить текущее состояние университета, качество работы управленческой команды, понять, как настроено по отношению к вузу внешнее окружение — общество, власть, промышленные партнеры. Чтобы эффективно работать, нужно было понимать и то, как устроен университет изнутри, чем живет коллектив. А дальше наметить, как вместе выстроить вектор развития вуза.
— Управленческую команду поменяли?
— Не хотелось начинать именно с этого, но в итоге поменял практически полностью. Это происходило не одномоментно, наиболее активный период длился 6–8 месяцев. Часть команды пришла со мной из СИБУРа. Но для меня было важно, чтобы в образовательный блок пришли люди не со стороны, а те, кто знает университет на всех его глубинных уровнях. Те, кто не боится быть неправильно понятым и может в интересах дела отстоять свою точку зрения. Были примеры, когда приходилось корректировать свои решения, учитывая эти нюансы.
— Как преподаватели приняли ваши нововведения?
— Все по-разному. Коллектив очень большой и неоднородный. Безусловно, есть люди, которые воспринимают перемены настороженно, и с этим приходилось порой сталкиваться, особенно в первый год моей работы. Но на выборах ректора в мае этого года порядка 75 процентов выборщиков проголосовали за меня. Поэтому хочется надеяться, что сейчас бо́льшая часть коллектива изменения воспринимает позитивно.
«Есть люди, которые воспринимают перемены настороженно, и с этим приходилось порой сталкиваться, особенно в первый год моей работы. Но на выборах ректора в мае этого года порядка 75 процентов выборщиков проголосовали за меня»
— А студенчества эти изменения с вашим приходом как-то коснулись? Имеете ли вы от них обратную связь и важно ли это для вас?
— Начну с конца вашего вопроса. Обратная связь от студенчества важна — не менее, чем от предприятий. Студенты — наши внутренние заказчики, они очень остро реагируют на качество образования, на то, как и что мы преподаем, на состояние инфраструктуры университета. Поэтому очень важно слышать их голос. Конечно, у нас есть студенческое самоуправление, студенческая секция профкома. Некоторое время назад мы ввели оценку качества преподавания глазами студентов через анонимное анкетирование. В результате мы видим среднюю оценку по преподавателям, кафедрам, институтам, получаем основания для тех или иных управленческих решений.
— А есть изменения с точки зрения условий учебы, инфраструктуры вуза в целом?
— Конечно, изменений много. При этом мы руководствуемся несколькими принципами качественного обновления инфраструктуры. Во-первых, когда покупаем новое оборудование, сразу же делаем ремонт в аудиториях и лабораториях. Во-вторых, в фокусе нашего внимания всегда находятся крупные инфраструктурные проекты, нацеленные на долгосрочную стратегию развития университета, это в том числе проекты за пределами Казанской агломерации — там, где находятся наши промышленные партнеры. Это кампус на базе НХТИ, нашего филиала в Нижнекамске, новый химико-технологический колледж в Менделеевске и другие.
Совместно с нашими партнерами мы открыли в университете новые цифровые образовательные пространства, зоны отдыха и коворкинга, танцевальные залы для студентов. Особое внимание уделяем общежитиям. Сейчас проводим фактически реновацию столовых во всех наших учебных корпусах. Так что изменения происходят постепенно, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но системно.
— Планируется ли строительство новых современных общежитий для студентов КНИТУ? (Рустем)
— Как говорил про общежития наш легендарный ректор Петр Анатольевич Кирпичников, «эта тема вечнозеленая». А ведь именно при нем был построен почти весь жилой фонд, которым сейчас располагает КНИТУ. В прошлом году благодаря личной поддержке раиса РТ и руководства компании «СИБУР» нам в рамках федеральной программы «Передовые инженерные школы», в которой мы являемся победителями, передали два новых общежития на 500 мест. Это бывшие общежития «Казаньоргсинтеза», и там уже проживают студенты. Общежития современного блочного типа полностью отремонтированы и меблированы. В 7-м общежитии мы сдали к 1 сентября еще 160 полностью отремонтированных мест для студентов, плюс 40 мест будет готово к 1 октября — в совокупности это еще 200 мест. В прошлом году за счет федеральных средств, выделенных на капитальный ремонт, провели реновацию 6-го общежития на улице Товарищеской. Также у нас уже есть проект нового общежития на улице Рихарда Зорге, но, чтобы начать его строить, необходимо федеральное финансирование. Кроме того, в планах строительство общежитий для студентов Нижнекамского кампуса и будущего колледжа в Менделеевске.
«Наш вуз создавался прежде всего как кузница производственных кадров. Таким он был и при ректоре Кирпичникове»
«Для нас очень важно, что сейчас отрасль возвращает нам доверие»
— Какие изменения произошли в образовательном процессе?
— Образование — это самое главное направление деятельности вуза. И здесь, с одной стороны, за 30 лет в статусе университета многое сложилось успешно, сохранены традиции, восходящие к концу XIX века, к Казанскому промышленному училищу, вуз пережил непростые 90-е годы, а с другой — назрели и перемены. Но вводить их надо плавно, по принципу «не навреди». Например, потребовалось некоторое время, чтобы убедить коллектив в необходимости перехода от факультетской системы к институтской. В итоге после многочисленных обсуждений решение было принято, и теперь в нашей структуре 8 мощных учебных институтов под руководством авторитетных ученых-управленцев, система стала более простой и эффективной.
Это внутренняя сторона вопроса. А есть еще и внешняя. Наш вуз создавался прежде всего как кузница производственных кадров. Таким он был и при ректоре Кирпичникове. Даже больше скажу: при нем КХТИ стал полноценным партнером нефтегазохимической и оборонной отраслей.
И для нас очень важно, что сейчас промышленность возвращает нам доверие. Простой пример — это конкурс на создание «Передовых инженерных школ» (ПИШ), в котором невозможно было бы победить без поддержки наших ключевых партнеров — «Газпрома», СИБУРа, «Аммония», IT-компаний «РТСИМ» и «Системные решения». Также это уже упомянутые реновация НХТИ и создание колледжа в Менделеевске, которые тоже ведутся при участии наших партнеров — СИБУРа и «Аммония».
Как это все отражается на образовании? Студенты получают возможность более глубоко изучить предмет, познакомиться с предприятиями, реальным производством, найти своего работодателя по профессии.
— Чем из сделанного за последние три года вы больше всего гордитесь или, во всяком случае, удовлетворены?
— Тем, что мы разворачиваемся к отрасли и отрасль это видит. Тем, что с нашими ключевыми партнерами мы выстраиваем сотрудничество, основанное не на ситуативных, разовых акциях, а на системном взаимодействии, учитывающем стратегические интересы каждой из сторон. И мы их поддержку видим — и финансовую, и выраженную в совместном участии в крупных федеральных проектах. К нам, как мне кажется, за эти три года изменилось также отношение властей Татарстана. По крупным инфраструктурным проектам мы видим понимание и поддержку, в том числе финансовую, со стороны руководства республики. Это ПИШ КНИТУ «ПромХимТех», новые общежития, развитие кампуса в Нижнекамске, создание нового колледжа и другое. Но не менее важно отношение к происходящим изменениям внутри нашего коллектива, оценка работы всей нашей команды, вовлеченность в нее людей.
— Партнеры и власть поддерживают в такой практической плоскости — финансируют, а не просто по плечу похлопали: «Ну молодец, что-то изменилось…»
— Финансовая составляющая поддержки вуза означает, что университет партнеру действительно нужен, в нас реально заинтересованы. При этом мы не выступаем в роли просителя, а предлагаем проекты, показываем преимущества, которые при сотрудничестве с нами — сейчас либо в перспективе — будут иметь работодатель, город, республика.
«У нас есть масштабные планы, связанные с развитием общественных пространств и современных лабораторий для учебных и научных целей»
«Ключевые задачи: кадры, инфраструктурные проекты и спецчасть «Приоритет-2030»
— Какие планы на ближнесрочный период вы ставите перед собой и вузом?
— Как ректор для себя я ставлю три крупные задачи. Первая — запуск комплексной программы подготовки кадрового резерва. Сейчас она разрабатывается, обсуждается с коллективами институтов. Мы, безусловно, примем все аргументированные замечания. Для нас здесь важно сохранить преемственность, чтобы не были потеряны научные школы. Здесь важно соблюсти баланс талантливой молодежи и опытных преподавателей, профессоров и доцентов с высоким потенциалом.
— А сегодня какой средний возраст преподавателей в вашем вузе?
— Средний возраст профессорско-преподавательского состава — 51 год.
— Так это неплохо, наверное?
— Да, неплохо, но если говорить о сотрудниках до 39 лет, например, среди профессорско-преподавательского состава, то их у нас порядка 21 процента, что, очевидно, не соответствует целям, которые перед нами ставит минобрнауки России — там их доля составляет порядка 29 процентов, а в нашей программе развития университета заявлены цифры еще выше. Поэтому такая программа точно нужна, и мы сейчас занимаемся ее разработкой. Это наша первая приоритетная задача.
Вторая, которую я как ректор перед собой ставлю, — это личное участие в реализации крупных инфраструктурных проектов самого́ головного вуза, кампуса НХТИ, менделеевского колледжа и кампуса химического лицея. У нас есть масштабные планы, связанные с развитием общественных пространств и современных лабораторий для учебных и научных целей.
И третья приоритетная задача для меня — принять участие и, самое важное, победить в специальной части федеральной программы «Приоритет-2030».
— Каким критериям нужно соответствовать, чтобы победить в этой программе?
— Сейчас мы являемся победителями базовой части этой программы. Есть еще специальная часть с совершенно другим уровнем финансирования. Мы будем в этом году вновь заявляться на спецчасть по итогам защиты базовой. Для этого мы проанализировали наши стратегические проекты, ход их реализации. Поменяли принципы формирования стратпроектов, во главу угла которых поставлена их значимость для российской нефтехимии.
— Вы рассказали о трех главных задачах на ближайшую перспективу. А есть ли принятая стратегия развития университета?
— Да, у нас есть такая стратегия, она была утверждена ученым советом примерно через полгода после моего прихода и легла в основу нашей программы «Приоритет-2030». Наша стратегия задает вектор развития университета, определяет ключевые показатели. При этом пути и траектории достижения данных показателей, наполнение программы проектами постоянно корректируются.
— Обратимся к вопросам читателей. «Чем я на сегодняшний день могу гордиться на весь мир благодаря КНИТУ-КХТИ? Что дал университет такого, чем пользуется весь мир, и я с гордостью могу сказать, что это мой Татарстан дал?» (Руслан)
— Во-первых, это наши прославленные научные школы и их корифеи. Назову только несколько имен. Все знают выдающегося русского химика академика Александра Ерминингельдовича Арбузова. Он вошел в историю как создатель так называемой третьей химии. В школе мы изучали неорганическую и органическую химию, а он открыл миру еще один раздел — элементоорганическую химию, на примере соединений фосфора и близкого к нему мышьяка (мышьякоорганикой активно занимался в КХТИ ученик Арбузова, первый татарский профессор-химик Гильм Хайревич Камай). Так вот академик Арбузов более 30 лет возглавлял в КХТИ кафедру органической химии, сформировал здесь научную школу, которая развивается и сейчас. Его сын и ученик Борис Александрович Арбузов, тоже выдающийся химик и академик, в 30-е годы создал у нас кафедру технологии синтетического каучука, вторую в стране. Здесь велись научные исследования в области синтетических каучуков — это и тогда, и сейчас стратегически важный материал.
И, конечно, готовились кадры для заводов. И это второй ответ на ваш вопрос: если посмотреть, сколько директоров, главных инженеров, главных технологов и других организаторов самых разных промышленных производств за все годы выпустил КНИТУ, мы поймем, кем и чем мы можем гордиться — в первую очередь нашими выпускниками. И это далеко не полный перечень имен ученых КХТИ. Назовем еще Хамида Музафаровича Муштари — представителя прославленной школы механиков, Александру Дмитриевну Николаеву, основателя научной школы в области твердых ракетных топлив, — у нее был высочайший авторитет среди управленцев, ученых, военных страны. Анатолия Владимировича Косточко, продолжателя славной традиции казанской школы пороховиков.
Это прикладная наука, но у нас ведутся на самом высоком уровне и фундаментальные исследования. Так, работы научной школы профессора Юрия Генадьевича Галяметдинова по созданию надмолекулярноорганизованных сред для электроники и биомедицины, в области жидких кристаллов регулярно публикуются в высокорейтинговых журналах в России и за рубежом.
— Порой предприятия винят вузы в том, что они готовят не те кадры, что их приходится еще и переучивать…
— Если предприятие хочет, чтобы кадры были квалифицированными, адаптированными к современным производственным процессам, оно должно участвовать в процессе подготовки специалистов. Как минимум могу назвать три вещи, где вуз должен быть интегрирован с предприятием. Первая — это содержание обучения: что преподают студентам, на каком уровне. Вторая — предприятие должно активно участвовать в организации и проведении студенческих практик на производстве. Ну и третья важнейшая вещь — это стажировки профессорско-преподавательского состава.
— Стажировки где?
— На предприятиях. Потому что одно дело, когда доцент или профессор преподает только по учебникам, а другое — когда он видел и знает современные производства. Поэтому, если мы — вуз и предприятие-партнер — хотим получать квалифицированных специалистов на выходе, мы должны это делать вместе. Сейчас эта совместная и долгосрочная работа налажена с целым рядом крупных предприятий. Так, КНИТУ — опорный вуз «Газпрома» с 2012 года, мы тесно работаем и по образованию, и по науке. В 2021-м СИБУР пришел в Татарстан, а в 2022-м наш вуз и холдинг подписали соглашение о сотрудничестве, которое включает практически все аспекты деятельности университета. В этом году мы вошли в лигу вузов «Газпром нефти», стали одним из партнерских университетов этой компании. На татарстанском нефтехимическом форуме подписали соглашение о партнерстве с технологическим центром «Газпромнефть — Промышленные инновации».
— Как ваш бывший студент выражаю благодарность за вашу требовательность, настойчивость и всесторонние знания и навыки! Считаю целесообразным включить в структуру КНИТУ-КХТИ все учреждения среднего профессионального образования, где обучают нефтехимии и нефтепереработке: колледжи и техникумы Нижнекамска, Казани, возможно, Менделееевска и других. Когда настанет это время и что этому препятствует сейчас? (NIYAZ.)
— Думаю, что стремиться надо не к объединению всех колледжей нефтехимического профиля, а к выстраиванию их системного взаимодействия с университетом, чтобы можно было реализовывать совместные программы подготовки специалистов, чтобы выпускники колледжа, приходя в университет, были адаптированы к учебе в вузе. Да, у нас в составе университета есть технологический колледж. Да, после своего открытия химико-технологический колледж в Менделеевске тоже станет филиалом университета. Но есть примеры и других колледжей, которые находятся в прямом подчинении минобрнауки Татарстана, и с ними мы прекрасно сотрудничаем. Это, например, нефтехимический колледж имени Н.В. Лемаева в Нижнекамске. Нам их ведомственная принадлежность совершенно не мешает выстраивать совместную конструктивную работу.
«Мы являемся одним из 29 национальных исследовательских университетов России»
«Есть разные элементы мотивации, чтобы талантливые аспиранты оставались в университете»
— Безусловно, основная задача вуза — это подготовка кадров. А насколько научная составляющая важна в настоящее время для КНИТУ?
— На мой взгляд, очень важна. Понятно, что основная миссия вуза — это подготовка квалифицированных специалистов. Но университет — это и место генерации новых знаний, которые рождаются в процессе научных исследований. Качественное образование невозможно без науки как неотъемлемой составляющей вуза. Напомню, что мы являемся одним из 29 национальных исследовательских университетов России. Чтобы студенты действительно получали самые современные знания, на кафедрах должны вестись серьезные научные исследования — и фундаментальные, и прикладные. Кстати, программы нашего долгосрочного сотрудничества с промышленными партнерами включают в себя в обязательном порядке научную повестку.
Кроме того, мы все-таки являемся университетом серьезной отраслевой направленности. В составе университета есть проектный институт «Союзхимпромпроект», где выполняется проектирование новых нефтехимических производств. Кстати, в этом году институту исполняется 70 лет. И здесь важна связка между учеными университета и специалистами проектного института, чтобы кафедральные разработки могли в потенциале реализоваться в виде новых производств.
— Как решается вопрос подготовки кадров для самого вуза?
— Это наша важнейшая задача. В этом году у нас увеличилось до 134 число бюджетных мест в аспирантуре, был достаточно серьезный конкурс. Да, у нас есть научные школы на кафедрах, которые исторически готовят и выпускают аспирантов. Но здесь есть достаточно серьезная проблема — нужно, чтобы они защитились в срок, а потом остались преподавать в вузе. Поэтому программа подготовки кадрового резерва будет нацелена в том числе на закрепление талантливой молодежи на кафедрах университета.
— А как закрепить? Уговорами же не получится. Какие-то льготы, преференции им дают?
— Здесь должно работать несколько факторов. Чтобы молодой человек после защиты остался в университете, у него должно быть гарантированное рабочее место. Соответственно, наша задача, чтобы такие ставки — либо педагогических, либо научных сотрудников — в университете были. Важна также мотивация молодежи заниматься наукой, а для этого нужны хорошо оснащенные лаборатории. Поэтому мы активно модернизируем нашу инфраструктуру, закупаем современное оборудование, создаем новые лаборатории. Например, в рамках тех тематик, которые мы заявили с нашими партнерами, создаются научные лаборатории со ставками научных сотрудников, в том числе для трудоустройства талантливых выпускников и аспирантов.
— Как обстоят дела с точки зрения чисто житейских условий для аспирантов — жилья, размера стипендии и возможности какого-то дополнительного заработка?
— Мы стараемся предоставить аспирантам места в общежитиях, им выплачивается государственная стипендия. Но главное — у них есть возможность на высоком уровне заниматься тем, что им интересно, участвовать со своими научными руководителями в грантах различного уровня, в хоздоговорных работах, в реализации научных проектов той же «Передовой инженерной школы». Очень многое тут зависит от научного руководителя, от тематики и направления работы, от активности самого аспиранта. Таким образом, есть разные элементы мотивации для того, чтобы талантливые аспиранты оставались в университете. Конечно, мы понимаем, что существующих мер поддержки недостаточно, и все время работаем над этим.
«Если говорить о приемной кампании этого года, у нас были чрезвычайно высокие контрольные цифры приема»
«По количеству бюджетных мест КНИТУ-КХТИ 2-й в Татарстане и 6-й среди региональных вузов России»
— Насколько вуз популярен у абитуриентов сегодня? Каким результатом завершилась приемная кампания в этом году? Каков был проходной балл?
— Большой вес при выборе абитуриентом вуза имеют, как мне кажется, такие вещи, как наличие современной инфраструктуры, общежития, качество образования и востребованность выпускников. Что касается трудоустройства, по данным Росстата, КНИТУ — вуз №1 в Татарстане по трудоустройству выпускников. У нас доля трудоустроенных составляет 85 процентов.
Если говорить о приемной кампании этого года, у нас были чрезвычайно высокие контрольные цифры приема. По количеству бюджетных мест КНИТУ был 2-м по Татарстану и 6-м в России среди региональных учебных заведений. Это более 2,5 тысячи мест бакалавриата и специалитета и более 1,5 тысячи мест магистратуры, и это только по головному университету. Плюс в НХТИ порядка 230 бюджетных мест. То есть в совокупности это около 4,5 тысячи бюджетных мест. И мы полностью их закрыли, хоть и с дополнительным набором. У нас есть ряд очень востребованных направлений, где средний балл ЕГЭ составил более 83. Но такие высокие контрольные цифры приема для нас — серьезный вызов, потому что остаются вопросы и с демографией, и со сдачей профильных предметов, той же химии, в школах. Это, конечно, требует от нас осознания того, как мы провели приемную кампанию, какие должны сделать выводы и как проводить в следующем году профориентацию.
— А в чем заключается профориентация?
— Мы активно работаем и со школами, и с колледжами, проводим много мероприятий на базе университета — это конкурсы, олимпиады по химии, квесты. Школьники становятся у нас «студентами одного дня» разных институтов. Вывозим их и на предприятия. У нас есть кружки для школьников, преподаватели проводят мастер-классы, показываем направления университета, чтобы и школьники, и родители могли осознанно определиться с тем, куда хочет пойти ребенок, какую профессию выбрать. Тем более у нас есть собственный опыт организации школьного образования в нашем уникальном лицее-интернате для одаренных детей с углубленным изучением химии. 1 сентября мы с представителями компании «СИБУР» и руководства Зеленодольского района открыли здесь СИБУР-класс.
Кроме того, мы планируем активно поддержать программу «Уныш», которую запускает министерство образования и науки РТ, и готовы выступить учебно-методическим центром углубленного изучения химии в республике. Я об этом рассказывал учителям и директорам школ на августовском педсовете Вахитовского и Приволжского районов Казани — о том, как КНИТУ может быть им полезен с точки зрения профильного обучения детей и повышения квалификации учителей.
Таким образом, для меня важно, чтобы преподаватели работали с подготовленными абитуриентами — у нас нет задачи любыми путями заполнить бюджетные места. Для того чтобы запрашивать на будущий год контрольные цифры приема, мы хотим сделать полноценный анализ потребностей по всем образовательным направлениям с учетом позиции работодателей — сейчас и на перспективу.
На днях первая большая группа наших студентов уезжает учиться в Пекинский университет химических технологий»
«Имеем программу двойных дипломов с Пекинским университетом химических технологий»
— Сколько у вас иностранных студентов и откуда?
— В университете учатся порядка 2,5 тысячи иностранных студентов — из стран СНГ, дальнего зарубежья — Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Мы на втором месте в республике по числу студентов-иностранцев.
— Как вы видите развитие вуза в области международного образования, а именно продвижения русского языка? Есть ли будущее у русского языка как иностранного? (Илина Шакир)
— У нас все иностранные студенты обучаются на русском языке, при этом они совершенствуют владение русским языком, знакомятся с нашей культурой, активно участвуют в общественной жизни, создают свои ассоциации. У нас есть большой подготовительный факультет для иностранцев, кафедра русского языка как иностранного. Выпускники вуза возвращаются домой и становятся в своих странах своего рода проводниками нашей культуры. И университет делает для этого все возможное.
— Что изменилось в международном сотрудничестве вуза в нынешних реалиях?
— Поскольку внешняя геополитическая ситуация поменялась очень сильно, сотрудничество на системном уровне с вузами недружественных стран прекратилось не по нашей инициативе. Но при этом на уровне ученых, профессоров, личных связей в большинстве случаев, насколько мне известно, такие взаимоотношения не прекращаются. На системном уровне, безусловно, мы переориентировались на страны дружественные: Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки.
Мы имеем программу двойных дипломов с Пекинским университетом химических технологий. На днях первая большая группа наших студентов уезжает туда учиться. Первые два года они обучались у нас в Институте полимеров, следующие два года будут учиться в Пекине. Партнером здесь выступает СИБУР, по итогам успеваемости компания будет платить им стипендию в размере более 30 тысяч рублей. Кроме того, СИБУР полностью оплачивает всю логистику, берет на себя стажировки наших студентов на своих предприятиях, а также последующее трудоустройство выпускников. Китайская сторона оплачивает проживание. Есть еще два китайских вуза, с которыми мы прорабатываем подобную образовательную модель. С одним из них мы хотим запустить программу приезда к нам уже китайских студентов. Есть программы взаимодействия с турецкими вузами, куда наши студенты и преподаватели ездят по обмену и на стажировки. Разрабатывается программа взаимодействия с технологическими университетами Малайзии. На самом деле международное сотрудничество не прекратилось, просто фокус сместился на другие страны.
«У студентов и преподавателей существенно расширились возможности для прохождения практик и стажировок: сейчас они ездят не только на «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», но и на современнейшие предприятия СИБУРа в Тобольске, Воронеже, Красноярске, Нижегородской области и другие»
«У КНИТУ всеобъемлющее партнерство с компанией «СИБУР»
— Как изменилась взаимосвязь КНИТУ с промышленностью? Что сегодня предприятия ждут от вуза в первую очередь? Какие направления сотрудничества являются перспективными и приоритетными?
— Предприятия ждут качественного образования, квалифицированных специалистов. Но, как я уже говорил, это дорога с двусторонним движением, усилиями только вуза такие задачи не решаются.
Чего еще ждут от нас партнеры, помимо качественной подготовки выпускников? Безусловно, актуальных тем научных исследований и разработок. Чаще всего ждут понятные и прикладные вещи, которые можно было бы быстро внедрить на предприятии.
— В связи с импортозамещением сейчас, наверное, благодатная почва для ученых?
— Да, эта тема благодатная, но опять-таки ее надо решать совместно с партнерами. Мы должны понимать, какой продукт востребован у партнера, с какими характеристиками, с каким качеством. Это должна быть комплексная программа. Подобные у нас есть с компаниями, которые нас поддержали в «Передовых инженерных школах», — с «Газпромом», СИБУРом, «Аммонием». Если говорить конкретно, то с СИБУРом это направление связано с малотоннажной химией, с «Газпромом» — с транспортировкой и переработкой газа, с «Аммонием» — с минеральными удобрениями.
— В нашем разговоре сегодня ни разу не прозвучала «Татнефть». Нет никаких взаимодействий с компанией?
— На самом деле с «Татнефтью» у нас есть ряд совместных активностей, связанных и с образовательной повесткой, и с научными тематиками. А 31 августа на нефтегазохимическом форуме мы подписали программу долгосрочного сотрудничества, которая касается совместной подготовки специалистов, инфраструктурных проектов. Очень надеюсь, что это начало большого совместного пути.
— СИБУР перед вузом ставит какие-то задачи, кроме подготовки кадров? Наверное, ждут инноваций для повышения производительности труда и конкурентоспособности? Приведите примеры конкретных кейсов для понимания.
— Скорее мы вместе формулируем задачи, которые университет мог бы решать для компании «СИБУР». У нас есть соглашение и дорожная карта, охватывающая все сферы деятельности университета. Это и образование, и повышение квалификации, в том числе сотрудников компании, и научная повестка. У нас есть рамочный договор, куда могут добавляться новые тематики в интересах СИБУРа. Есть уже заключенные договоры. У нас есть также ряд совместных работ, связанных с проектированием новых производств, инфраструктурные проекты, о которых я уже говорил. Мы гордимся тем, что являемся единственным вузом России, кого СИБУР поддержал в «Передовой инженерной школе». В ее рамках у нас также есть ряд совместных проектов — это актуальные магистерские программы, научные исследования. У нас действительно всеобъемлющее партнерство с компанией.
У студентов и преподавателей существенно расширились возможности для прохождения практик и стажировок: сейчас они ездят не только на «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», но и на современнейшие предприятия СИБУРа в Тобольске, Воронеже, Красноярске, Нижегородской области и другие.
— Практика студентов на предприятии нам всем знакома. А вот что касается стажировки преподавателей, как она проходит, как организована?
— На стажировку мы отправляем преподавателя целевым образом: если он читает дисциплину, например, по каучукам, то едет на соответствующий завод. Заранее изучает материалы и далее работает совместно со специалистами предприятий: знакомится с технологией, с производством. Это важно, потому что многие из этих технологий не описаны в учебниках. Это все можно увидеть на производстве, и не просто увидеть, но и побеседовать с людьми, которые давно там работают, знают все нюансы. А затем те знания, которые преподаватель получил, он доносит до студентов. Мы очень благодарны нашим партнерам — «Газпрому», СИБУРу — за активное участие в повышении уровня квалификации наших преподавателей.
«Если говорить об управленческих качествах, СИБУР многому учит. Это современные практики управления, умение держать удар, принимать изменения, ценить команду»
«Сильный тебя поднимет наверх, слабый тебя утопит»
— Вы согласны, что ректор вуза не просто менеджер, он должен быть и ученым? Какими своими научными достижениями, патентами вы гордитесь?
— Согласен. Если лично обо мне, то я доктор технических наук, автор более 120 научных трудов, 13 учебных пособий. Основное направление моей научной деятельности — композиционные материалы для различных отраслей промышленности, прежде всего автомобильной. Горжусь тем, что разработки под моим руководством были внедрены на предприятиях автопрома. Есть известные компании, которые использовали наши разработки для бамперов, внутренней отделки автомобилей. У меня 10 патентов, в том числе и зарубежные. Есть изданные с моим участием монографии, учебные пособия.
Работая в СИБУРе, я прошел путь от ведущего научного сотрудника до генерального директора научного центра. Это не продажи, не логистика — это научный центр, пусть и прикладной. Вместе с тем у меня всегда были магистры, бакалавры, я готовил дипломников. Я и сейчас их веду. Понятно, что при исполнении обязанностей ректора у меня немного на это остается времени, но я этим занимаюсь все равно.
— Вы считаете важным быть в процессе, не отрываться?
— Да, потому что иначе ты не понимаешь некоторых деталей, а все-таки в образовательной, академической среде нюансы могут играть существенную роль. Ты можешь принять неверное управленческое решение, если не погружен в научно-образовательную деятельность вуза.
— Что дала вам работа в СИБУРе в профессиональном плане?
— Если говорить об управленческих качествах, СИБУР многому учит. Это современные практики управления, умение держать удар, принимать изменения, ценить команду. Большое заблуждение руководителя, когда он начинает вокруг себя собирать людей, которые априори ниже его по профессиональным качествам.
— Чтобы конкурента не взращивать?
— Да, чтобы не было конкуренции. Но это, на мой взгляд, в корне неверный подход. Нас учили в СИБУРе, что вокруг тебя должны быть люди, которые в каких-то вещах намного сильнее тебя. Сильный тебя поднимет наверх, слабый тебя утопит. СИБУР — это сильная, прогрессивная производственная компания и очень хорошая школа.
«Я правда хочу вернуть величие КХТИ, каким он был при ректоре Кирпичникове. Обновить инфраструктуру, чтобы мы действительно были мощным отраслевым университетом, чтобы на нас ориентировался работодатель»
«Сомнений, возвращаться или не возвращаться в Казань, у меня не было»
— В свое время после школы вы выбрали КХТИ. Почему? Вспоминаются ли студенческие годы?
— Я сам родом из Нижнекамска, города нефтехимиков, и мне было сложно выбрать другой вуз. Когда ты с детства видишь крупные предприятия, в тебе уже ментально закладывается программа, что твоя дорога — нефтехимия. Поэтому я выбрал этот вуз, хотя поступал и в медицинский университет на лечебное дело, но не поступил. Когда я пришел забирать документы, мне сказали: «С этими баллами ты можешь поступить на педиатрический факультет!» Но я выбрал КГТУ, так тогда наш вуз назывался. Четыре года в Нижнекамске, затем один год доучивался в специалитете в Казани. Жил в одном из общежитий университета.
— Как это время вспоминается?
— Прекрасно. Все плохое, если и было, не помню. Это была веселая студенческая жизнь, очень много друзей у меня осталось с того времени. В вузе я встретил двух замечательных педагогов-наставников, которые определили мою дальнейшую судьбу: в НХТИ это профессор Валерий Петрович Дорожкин, заведующий кафедрой химии и химической технологии, в университете — профессор Светослав Исаакович Вольфсон, заведующий кафедрой переработки эластомеров, под руководством которых я делал и кандидатскую, и докторскую диссертации.
— Какую роль играет в вашей жизни Казань?
— Казань я очень люблю, для меня Татарстан (хотя я и прожил 11 лет в Томске) — это малая родина. У меня здесь и мама, и все родственники. В отпуск, когда я жил в Томске, чаще всего ездил не на море, а сюда. Поэтому сомнений, возвращаться или не возвращаться в Казань, у меня не возникало. Когда сделали предложение, выбор был для меня очевиден.
— Кстати, кто вам предложил возглавить КНИТУ в столь неоднозначное для вуза время?
— Руководство республики.
— Какие-то напутствия, может быть, даже задания Рустам Нургалиевич при встрече вам озвучивал?
— Прямых указаний не было, но задача, мне кажется, и так была понятна. Основное — это восстановить работу вуза и оживить связь с отраслью.
— О чем вы мечтаете? (Ирина Антонова)
— Если о профессиональном — о том, чтобы вернуть былое… Извините, это не пафос, я правда хочу вернуть величие КХТИ, каким он был при ректоре Кирпичникове. Обновить инфраструктуру, чтобы мы действительно были мощным отраслевым университетом, чтобы на нас ориентировался работодатель. Этого я хочу для университета.
— «БИЗНЕС Online» часто читаете? Что для вас наше издание значит?
— Это актуальные новости здесь и сейчас, связанные с жизнью республики. Есть у вас очень интересные публикации.
— Юрий Михайлович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!
Казаков Юрий Михайлович родился 21 мая 1976 года в селе Бетьки Рыбно-Слободского района ТАССР. Окончил Казанский государственный технологический университет (1998). Доктор технических наук.
1998–2008 — ассистент кафедры, старший преподаватель, доцент Нижнекамского филиала (НХТИ) КГТУ.
2007–2011— ведущий научный сотрудник лаборатории полимерных композиционных материалов, заведующий лабораторией синтеза каучуков, заведующий лабораторией синтеза пластмасс ООО «НИОСТ» (Томск).
2011–2014 — директор по науке и технологиям ООО «НИОСТ» (Томск).
2014–2019 — генеральный директор ООО «НИОСТ» (Томск).
2019–2020 — руководитель службы «Технологическая экспертиза» ООО «СИБУР» (Москва).
Июнь 2020-го – май 2023-го — врио ректора Казанского национального исследовательского технологического университета.
Май – июль 2023-го — и. о. ректора Казанского национального исследовательского технологического университета.
С августа 2023-го — ректор Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ-КХТИ).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.