Сегодня стало известно о смерти народной артистки РТ, певицы Флеры Сулеймановой, полгода не дожившей до своего 85-летия. Она умерла в одной из казанских больниц после тяжелой и продолжительной болезни, окруженная заботой родных и близких. Уникальная певица из народа в свое время прославилась исполнением казахской песни «Әниемә» («Маме»), которую многие благодаря Сулеймановой считают татарской. Свою последнюю прижизненную награду она получила совсем недавно, став лауреатом премии им. Шакирова. О жизненном и творческом пути артистки — в материале «БИЗНЕС Online».
Песня «Әниемә» как визитная карточка
В августе 2021 года «БИЗНЕС Online» составил вместе со своими экспертами список из 35 главных татарских певцов и певиц всех времен и народов и разных жанров. Флера Сулейманова при всей условности распределения мест в списке заняла в рейтинге 12-е место. Таким образом, из ныне живущих артистов выше нее стояли только оперные дивы разных эпох Альбина Шагимуратова и Зиля Сунгатуллина, а также главный герой татарской эстрады последних десятилетий Салават Фатхетдинов.
Сегодня в два часа ночи Сулейманова скончалась в одной из казанских больниц после долгой и продолжительной болезни. Она около полугода не дожила до своего 85-летия в марте 2024 года. И хотя артистка уже много лет не выступала с концертами (подводило здоровье), отмечая свои 80 лет скромно в Татгосфилармонии в компании других заслуженных ветеранов сцены, она всерьез задумывалась о своем творческом вечере на следующую круглую дату.
А еще Сулейманова тогда пела свою самую известную песню «Әниемә» («Маме»), ставшую визитной карточкой артистки. Кстати, данное произведение было написано композитором Шамши Калдаяковым, известным как король казахского вальса. «Гусман Ахметзянов ее перевел на татарский язык, мы тогда вместе на радио работали. Потом эти стихи были опубликованы в журнале „Азат хатын“. „Әниемә“ много кто исполнял. И Альфия Авзалова, и Зиннур Нурмухаметов. Не знаю даже, почему песню связывают со мной», — скромно отмечала именинница.
Хотя артистка уже много лет не выступала с концертами, (подводило здоровье), отмечая свои 80 лет скромно в Татгосфилармонии в компании других заслуженных ветеранов сцены, она всерьез задумывалась о своем творческом вечере на следующую круглую дату
Сулейманова из той породы артистов, которым, чтобы называться народными, не нужны были никакие звания, хотя народной артисткой РТ она все же стала. Уроженка деревни Старое Барышево Камско-Устьинского района Татарской АССР в войну потеряла отца, а в 1955-м в 16 лет приехала в Казань, чтобы работать на… валяльно-войлочном комбинате, одновременно получая среднее образование в вечерней школе. Но одновременно она посещала хор в казанском Доме культуры им. Горького, а его возглавляла Сара Садыкова — ныне почитаемая как один из крупнейших татарских композиторов XX века. Именно в ДК, который находился на перекрестке улиц Баумана и Астрономической, и началась карьера певицы. Распознав особый талант, Садыкова и посоветовала заниматься профессионально вокалом.
Руководитель концертной бригады, уезжавшей на целину, певец и баянист Гани Валиев, взял молодую Сулейманову в свой коллектив. В какой-то момент ее даже позвали работать в Алма-Ату, где она исполняла и казахские, и татарские песни.
Ее манера исполнения всегда была исключительно самобытной. И это в том числе ставит артистку в один ряд с главными певцами в истории татарской эстрады
В 1966 году вернулась в Казань, а с 1971-го стала солисткой Татгосфилармонии. Репертуар Сулеймановой состоял из песен Садыковой, Рустема Яхина, Джаудата Файзи и многих других, часто авторы доверяли и первое исполнение собственных сочинений. Также она часто возвращала зрителям и слушателям полузабытые народные песни. А ее манера исполнения (Сулейманова так и не получила серьезного профессионального образования) всегда была исключительно самобытной. И это в том числе ставит артистку в один ряд с главными певцами в истории татарской эстрады. Кстати, уже в этом году она стала лауреатом премии им. Шакирова.
И еще один штрих, касающийся личной жизни певицы. В свое время она вышла замуж за многодетного вдовца, став настоящей мамой для всех его детей. Сулейманова не очень любила давать интервью, но так об этом рассказывала в одном из них: «Чужих детей не бывает. Их мама была моей близкой подругой, мы вместе пели в хоре Сары Садыковой. Она окончила театральное училище и работала на телевидении помощником режиссера. Но в 1988 году умерла, оставив сиротами четверых детей… Дети приняли меня очень хорошо. Отец сумел им все правильно объяснить».
«Флера Сулейманова снискала уважение и любовь народа своим талантом, трудолюбием, человечностью. Творчество артистки являлось образцом служения делу пропаганды музыкального искусства, сохранения и развития песенного творчества татарского народа. Светлая память о ней будет жить вечно в наших сердцах!» — пишет сайт Татгосфилармонии им. Тукая, работе в которой певица отдала 20 лет жизни. Гражданская панихида состоится в пятницу, 15 сентября, в мечети Аль-Марджани, начало — в 12:30. Похоронят Сулейманову на мемориальном комплексе «Курган».
«Перефразируя ее слова, хотел бы сказать, что такая обладательница такого неповторимого моң не должна быть забыта»
«Она была последней из могикан после Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой»
Собеседники «БИЗНЕС Online» вспоминают выдающуюся певицу.
Кадим Нуруллин — директор Татгосфилармонии им. Тукая:
— Это поколение певиц со сложной судьбой. Возмьем, например, Альфию Авзалову, Зифу Басырову и Флеру Сулейманову — они с детства остались сиротами. Когда я пришел в филармонию, Флера-апа была тогда заслуженной артисткой ТАССР, и я срочно представил документы на «народного», она получила это звание в 2006 году. Представляете, через 23 года после присвоения предыдущего звания! Такой выдающейся певице более двух десяток лет не давали звания. Она сама не ходила, не хлопотала, была очень скромной, доброй. Тот факт, что вышла замуж за вдовца с четырьмя детьми и воспитала их как своих, о многом говорит. Она сама постигла горечь сиротства, поэтому тепло относилась к детям. Последний раз мы с ней общались 10 марта, был ее день рождения, мы вместе с ВКТ ей вручали премию имени Ильгама Шакирова. Она уже тогда болела, некоторые моменты не помнила. Я там с ней разговаривал последний раз, но наш сотрудник каждую неделю с ней созванивался. Большое спасибо ее детям, которых она в свое время вырастила, они организовали за ней хороший уход.
Мы часто любим говорить, что того или иного артиста недооценивали. Но кто из нас был баловнем судьбы? У Флеры-апы мы тоже видим сцену с тысячами поклонников и жестокие испытания, которые ей преподнесла жизнь. Она является для нас маяком. Думаю, имя ее увековечат. Завтра на похоронах будет глава Камско-Устьинского района, где она родилась, там поднимем вопрос об увековечении.
Рифат Фаттахов — директор фонда им. Вагапова:
— Не стало еще одного столпа татарской песни, она была последней из могикан после Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой. Последний раз я встретился с ней 8 марта прошлого года, пришел поздравить с Международным женским днем. С ней вместе вспоминали историю создания песни «Әниемә». В 1950 году Флера-апа была в Казахстане, и ей казахский композитор Шамши Калдаяков предложил песню «Ана туралы ер» («Песня про маму» — казах.), она исполняла ее по-казахски и уже потом, в Казани, после перевода, на татарском языке. Последний ее выход на сцену был 28 сентября 2021 года, когда мы вместе с Алмазом Хамзиным проводили концерт «Йолдызлар сәламе». Она болела, пришлось долго уговаривать. Пела сидя, но зал, услышав любимую певицу, встретил ее стоя овациями.
Ранее мы ей вручили премию имени Рашита Вагапова, она очень обрадовалась. Сначала пошутила, дескать, правильно сделали, что даете. «Мы все — и Ильгам, и Альфия — выросли на песнях Вагапова, всегда считали его своим наставником, продолжали его традиции. Таких, как Рашит-абый, нельзя забывать», — сказала тогда Флера-апа. Перефразируя ее слова, хотел бы сказать, что такая обладательница такого неповторимого моң не должна быть забыта.
Фердинад Салахов — заслуженный артист РФ, народный артист РТ:
— Природный самородок, уникальная певица, очень работоспособная, с чистым голосом и чистой душой. Она была чистой во всех отношениях. Великолепная память, очень много знала фольклора, она ведь с Джаудатом Файзи работала. Все время сидела с книгой, очень много читала. Это было то поколение, которое от книг было не оторвать. Спокойная, трудолюбивая, в семье с великой душой детей мужа приняла как своих, гордилась ими. Это уникальный человек во всех отношениях.
Высокого вокала не было, но бог на душу положил талант. Если бы спела только песню «Әниемә», все равно осталась бы в истории. Она очень долго шла на татарскую эстраду окольными путями. Казахстан, Ульяновск — туда бросали, сюда бросали. Такие времена были, ничего не поделаешь.
Георгий Ибушев — заслуженный артист РФ, народный артист РТ:
— Мы с ней близко не общались, но на сборных концертах часто участвовали. Я ее знал с детства, на ее песнях вырос. Часто встречались. Очень человечная, пример тому — дети, которых она вырастила. А голос какой у нее! Очень сильный, мелодичный, песней «Әниемә» она вошла в душу и сама была для нас как мама. На всю жизнь сохранила свой прекрасный голос. Сколько поколений воспитала своими песнями! Для нас это большая утрата, я был потрясен, услышав эту весть. Сулейманова ушла, оставив людям тепло своей души. Была великой певицей и человеком с большой буквы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.