«С помощью возможной многоходовки в генеральных штабах и фабриках мысли Великобритании, США, Франции разрабатываются механизмы противостояния двух сильных игроков — России и Турции. Украина не оправдала надежд Запада. Она не сильный противник России. Киев нуждается в постоянном повышении боекомплекта. Поэтому кипящий закавказский котел нужно разжечь с новой силой и вовлечь туда более сильную державу. На эту роль очень подходит Турция», — говорит политолог Артур Атаев. О том, почему премьер Армении Никол Пашинян был раздражен тем, что Нагорный Карабах сложил оружие, как Запад создает второй фронт вблизи границ РФ, уйдет ли российская военная база из Армении и выйдет ли Ереван из ОДКБ, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Артур Атаев: «Ситуация неоднозначная. Третьей карабахской войны все-таки не было, если судить по меркам предыдущей»
«Раздражение Пашиняна указывает на то, что позиция Степанакерта не была согласована с Ереваном»
— Артур Викторович, спустя сутки после начала военной операции в Нагорном Карабахе со стороны Азербайджана Степанакерт решил сложить оружие и фактически капитулировал. Третья карабахская война закончилась, не успев начаться? Или это еще не конец?
— Ситуация неоднозначная. Третьей карабахской войны все-таки не было, если судить по меркам предыдущей. В данном случае произошла локальная операция, хотя без жертв, к сожалению, не обошлось. Нагорный Карабах принял предложение российских миротворцев прекратить огонь. Но пока непонятно, как будет развиваться внутрикарабахский и внутриармянский кризис в целом. Да, уже состоялись переговоры по обсуждению реинтеграции Нагорного Карабаха в Азербайджан в Евлахе, который контролируется азербайджанской стороной. Но пока неизвестно, признает ли легитимность переговорщиков и их договоренности карабахский и армянский социум.
Артур Викторович Атаев — политолог, общественный деятель, кандидат политических наук.
Родился 20 марта 1976 года.
В 1998 году окончил Северо-Осетинский государственный университет им. Хетагурова.
Работал в системе высшего профессионального образования старшим преподавателем, доцентом, ученым секретарем ученого совета ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. Хетагурова».
С 2013 по 2017 год возглавлял сектор кавказских исследований в Российском институте стратегических исследований.
В 2004 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук в Институте социально-политических исследований РАН. Название диссертации: «Государственная власть и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации».
С 2017 года — заместитель исполнительного директора общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».
Докторант кафедры российской политики МГУ им. Ломоносова.
Доцент Московского государственного института культуры.
Судя по последним заявлениям Никола Пашиняна, его в данной ситуации очень напрягает посредническая миссия России. Очевидно, что есть внутриармянский раскол и есть раскол между карабахской позицией и позицией официального Еревана. Поэтому сейчас в нагорно-карабахском вопросе важно закрепить посредническую миссию Москвы. Но уже сегодня можно говорить, что в условиях внутрикарабахского и внутриармянского раскола миссия российских миротворцев была успешной.
— И потому в этот раз локальные действия не переросли в более масштабные?
— Конечно. Здесь главную роль сыграла позиция российских миротворцев. Они взяли переговорный процесс в свои руки и локализовали новое вооруженное противостояние. Дело исключительно в том, что была объявлена мирная посредническая миссия России. И можно однозначно говорить об эффективности российских миротворцев. Они остановили дальнейшее кровопролитие, а многочисленные беженцы из Нагорного Карабаха сейчас получают убежище на территории контроля наших миротворцев. А раздражение Пашиняна указывает на то, что позиция Степанакерта не была согласована с Ереваном. Нагорный Карабах принял быстрое решение после инициативы российских миротворцев.
— При этом сами миротворцы стали жертвами обострения в Нагорном Карабахе.
— А вот это уже серьезный прокол, потому что удар по миротворцам — это удар по стране. Здесь должно быть как минимум разбирательство и компенсация, о готовности выплатить которую уже заявил Ильхам Алиев. Он также извинился перед Владимиром Путиным за гибель российских миротворцев, и последовали отстранения от должностей ответственных азербайджанских военных. Но пока, повторяю, рано говорить, почему это произошло, была ли это случайность. Но исходя из того, что все стороны знают, что с миротворцами так поступать нельзя, это могла быть провокация.
— Переговоры между представителями Азербайджана и Нагорного Карабаха проходили три часа, но никаких заявлений по итогам сделано не было. То есть какие-то выводы делать рано?
— По переговорам и без заявлений все ясно. Из тех посылов, которые были озвучены ранее, и сам факт переговорного процесса указывает на то, что Нагорный Карабах фактически потерял свою правосубъектность и существующий в самых общих чертах суверенитет.
— Еще были заявлены переговоры Еревана и Баку. И, как заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, есть предпосылки для подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
— Это вялотекущий процесс, который в той или иной форме существует с конца 1990-х. Это будет, скорее всего, аналог Минской группы. Вопрос территориальной целостности уже не станет обсуждаться.
— А если говорить о гарантиях для жителей Нагорного Карабаха?
— Это уже следующий этап, который нужно оговаривать на последующих раундах переговоров.
— В Нагорном Карабахе и в Армении после действий Азербайджана стали говорить об этнических чистках со стороны Баку. Плюс Азербайджан намерен за три года вернуть в Карабах, где проживали 120 тысяч армян, более 30 тысяч семей. То есть этнические чистки все-таки неминуемы? Вообще что будет с армянами Карабаха? Где они станут размещаться?
— Вопрос о будущем армян Нагорного Карабаха должен быть закреплен на серьезном переговорном уровне. Что касается этнических чисток, то в классическом виде их нет, потому что российские миротворцы остановили огонь. Да, есть попытки сотен беженцев улететь из Степанакерта, но им это не удается. Значительная часть беженцев приютилась в расположении российских миротворцев. Но по факту этнических чисток не было. Российские миротворцы их не допустили.
«Значительная часть беженцев приютилась в расположении российских миротворцев. Но по факту этнических чисток не было»
«Пашинян сам сдал Нагорный Карабах, несмотря на все его попытки переложить вину на Москву»
— Несмотря на то что третья карабахская война не началась, очевидно, были попытки ее организовать и втянуть в нее Россию.
— Конечно. И попытки разжечь третью карабахскую войну будут продолжаться.
— То есть эскалация вокруг Нагорного Карабаха может возобновиться?
— Конечно. В Нагорном Карабахе есть внутренние силы, которые не приемлют азербайджанский фактор как доминирующий. И, возможно, часть карабахцев не смирятся с нынешней ситуацией.
Карабахцы — это особая страта армянского социума. Даже когда Армения была под персидской оккупацией, карабахцы умудрялись сохранять автономию. Они могут пойти до конца, даже если им будет грозить физическое уничтожение. Диалектно, социокультурно и ментально карабахцы отличаются от основного армянского социума. Они выросли в сложной горной местности, у них выкован особый характер. Это довольно суровый тип личности. Например, маршал Иван Баграмян родом из Нагорного Карабаха, как и бывший командующий бронетанковыми войсками Амазасп Бабаджанян. В Нагорном Карабахе есть село, из которого вышли четыре советских генерала. Это тоже о многом говорит.
— А может ли сорвать режим прекращения огня то, что Баку не намерен объявлять амнистию всем участникам сопротивления? Поскольку Азербайджан передал властям Нагорного Карабаха список людей, которые должны быть переданы Баку перед открытием гуманитарного коридора в Армению.
— Этот фактор тоже может быть дестабилизирующим. Но такие требования, как правило, декларируются изначально. Однако в результате переговорного процесса возможны какие-то уступки. Не исключено, что Баку изменит свое видение на этот и ряд других вопросов и нивелирует свою жесткую позицию.
— Пашинян заявил, что пошел на признание Карабаха азербайджанским из-за бездействия союзников. В России звучат заявления политиков, что он сделал это под давлением американцев и европейцев. Чем на самом деле руководствовался Пашинян?
— Пашинян как прагматик оценивает реальное положение дел. В условиях экономической блокады со стороны Турции и Азербайджана он полностью зависит от транзита из России. Как мы знаем, порядка 70 с лишним процентов грузов народно-хозяйственного назначения поступает в Армению из России по военно-грузинской дороге. Это фактически дорога жизни для Еревана. Пашинян хочет быть более транспарентным, поэтому предпринимал попытки организации встреч с Эрдоганом для того, чтобы обговорить механизмы интеграции Армении в региональную и мировую экономику. Из прагматических соображений Пашинян решил пожертвовать и Нагорным Карабахом.
— Неужели, когда Пашинян признал Карабах азербайджанским, он руководствовался только прагматическими соображениями и его к этому не подталкивали западные страны, в частности, США?
— Нет. В интересах США дестабилизация в Закавказье, а Пашинян таким образом стабилизирует ситуацию. Он решает проблему территориальных претензий к Нагорному Карабаху. Это точно не в интересах США. Для них нужен хаос и дестабилизация. Они не заинтересованы в стабильности. А признание границ Азербайджана в рамках 1991 года — это стабилизация.
— Почему тогда Пашинян взывал к помощи России в нынешней ситуации?
— Он не взывал, а настаивал и обязывал Россию вмешаться, потому что считает, что наш миротворческий контингент должен осуществлять контроль не только за Лачинским коридором, но и в целом за политической и военной ситуацией в Армении. Налицо желание переложить ответственность на Москву. Он отказывается от территории Нагорного Карабаха, но ее должна патронировать Россия.
— Иногда звучат обвинения, что Пашинян чуть ли не продал Нагорный Карабах за несколько миллиардов долларов.
— Это нереально. В нынешних условиях такие вещи стразу становятся известными. Подобные разговоры не соответствуют действительности.
— Но обвинения Пашиняна в том, что он сдал Нагорный Карабах, обоснованы?
— Это однозначно. Пашинян сам сдал Нагорный Карабах, несмотря на все его попытки переложить вину на Москву. Не случайно он делал заявления о том, что российские миротворцы провалили свою миссию в Нагорном Карабахе, а зависимость Армении от России в сфере безопасности была ошибкой. Таким образом он просто пытался замаскировать, что его международная миссия несостоятельна и значительно отстает от успехов внутри государства. А экономический рост Армении, надо признать, один из самых высоких в Евразии.
«Пашинян как прагматик оценивает реальное положение дел. В условиях экономической блокады со стороны Турции и Азербайджана он полностью зависит от транзита из России»
«Западу нужно открыть второй фронт вблизи российских границ»
— Сейчас в России много риторики о том, что Армения потеряла свою святыню, что произошла большая трагедия для Карабаха и так далее. Как же Пашинян согласился отдать Нагорный Карабах?
— Безусловно, это так. Но нужно иметь в виду то, что, с одной стороны, потеря Нагорного Карабаха — это серьезный проигрыш Еревана. Но с другой — в Армении устали от карабахской повестки. Тем более есть определенные социокультурные различия между титульными армянами и карабахцами.
— А могла ли победа Азербайджана быть согласована с Россией? Например, бакинцы во время празднования победы вывешивали на машины флаги Азербайджана, Турции и России. А в соцсетях писали, что это намек на договорняк.
— Нет, это в принципе невозможно. Россия не та страна, которая кого-то подставляет. Оснований для таких предположений нет. Посмотрите, сколько времени РФ затратила на переговорный процесс с Арменией и сколько — с Азербайджаном. Самые интенсивные консультации по всему блоку проблем у Москвы были с Ереваном.
— Разные эксперты также пишут о том, что действия Азербайджана могли обсуждаться на встрече Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина в Сочи.
— Я так не считаю. Путин — ас международной политики, опытный турнирный боец, он знает, что традиционные интересы не продаются.
— Есть еще обратная точка зрения. Якобы Баку больше не оглядывается на Москву, так как его военные действия были заранее согласованы с Анкарой. Как бы вы это прокомментировали?
— Новая геополитика диктует совершенно обратное. Если не считаться с интересами России, то она может сделать то, что произошло с Грузией в августе 2008 года. Когда Грузия перестала взаимодействовать с Россией, из ее территории было образовано два независимых государства. А Баку сейчас возглавляет выпускник МГИМО, человек, который знает международную политику не понаслышке. Я думаю, что Ильхам Алиев считается с реальностью российского фактора в Закавказье.
— Однако Россию хотели втянуть в новый военный конфликт. Кто за этим стоит и какие могут быть попытки раскачать ситуацию в дальнейшем?
— Вокруг России есть традиционные регионы напряжения. Во-первых, это Украина. Там миссия Запада заключается в том, чтобы через киевский режим нивелировать или даже уничтожить Россию, ввести в состояние хаоса российскую цивилизацию как фактор глобальной угрозы наряду с Китаем. Однако эта операция провалилась. Украинский мешок имеет затяжной характер, и в него попали и завязли там в том числе западные силы во главе с США. При этом Россия не угодила в украинский капкан, как рассчитывали западные страны.
Поэтому сейчас Западу нужно открыть второй фронт вблизи российских границ. Грузия, что очевидно, отказалась открывать второй фронт. На призыв Зеленского действующий премьер-министр Грузии ответил отказом.
Вообще Закавказье и в целом зона Большого Кавказа является территорией перманентной нестабильности уже на протяжении двух столетий. На этот регион, с которого наряду с Прибалтикой начался развал Советского Союза, делается ставка, чтобы как минимум ослабить Россию. А как максимум — ее развалить. Это апробированная практика со времен позднего СССР. Делаются явные попытки, чтобы этого достичь. Посмотрите, с чего пошел накал? Франция и Соединенные Штаты резко активизировали свою миссию в Армении. Они проводят совместные военные учения. Франция стала говорить о том, что российский фактор в регионе вредоносен и опасен. Официальный Париж открыто заявляет, что российская миротворческая миссия в Нагорном Карабахе была неудачной. Макрон на это прямо указывает.
Об этом свидетельствуют и события вокруг последнего обострения вокруг Нагорного Карабаха. Пашинян по горячим следам переговорил с госсекретарем США Энтони Блинкеном, тот переговорил с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Потом Пашинян переговорил с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. С кем ведет консультации действующий премьер-министр Армении? Не с реальным актором, который участвует в политическом процессе урегулирования, то есть с Россией, а с ее противниками.
— В конце концов Пашинян переговорил с Путиным.
— Да. Но сначала он переговорил с Блинкеном и Макроном. Очевиден франко-американский фактор дестабилизации ситуации в Закавказье.
«Потеря Нагорного Карабаха — это серьезный проигрыш Еревана. Но, с другой стороны, в Армении устали от карабахской повестки. Тем более есть определенные социокультурные различия между титульными армянами и карабахцами»
«Кипящий закавказский котел нужно разжечь с новой силой и вовлечь туда более сильную державу. На эту роль очень подходит Турция»
— Пашинян сам провоцировал ухудшение отношений с Россией?
— Конечно. Сначала звучали антироссийские заявления. Пашинян высказал сожаление, что Армения выбрала неправильного союзника в лице России. Ставка Еревана на взаимодействие с Москвой и государствами евразийского формата, по его словам, не оправдала себя. Это были официальные заявления. Премьер-министр Армении выбрал стратегию многовекторности во внешней политике. И в рамках реализации многовекторной внешней политики сделал ставку на США и Францию, с которыми начал заигрывать. Отсюда и откровенные антироссийские жесты, в том числе отказ проводить плановые учения ОДКБ в Армении, отказ от участия в учениях ОДКБ в Беларуси. Более того, Пашинян отозвал представителя Еревана из штаба ОДКБ.
— И начал проводить совместные учения с американцами на своей территории. А его жена поехала с гуманитарной помощью в Киев, где встречалась с женой Зеленского.
— Визит в Киев супруги Пашиняна Анны Акопян — откровенно демонстративный антироссийский жест. Официальный Ереван хотел показать изменение своего международного вектора, во-первых, Западу, во-вторых, собственной политической элите, в которой сегодня, надо признать, превалирует антироссийский курс. А в-третьих, Пашинян в очередной раз продекларировал Киеву свою позицию по российско-украинскому конфликту.
— В одном из интервью вы говорили о попытках столкнуть в новом конфликте Турцию и Россию. Как это возможно?
— Наша история отвечает на многие вопросы. Прецеденты уже были. В чем мы убедились на Украине? Запад непосредственно стороной конфликта не является. В этом состоит его формула. Но, выбирая определенную страну, Запад формирует ее как врага против другой страны. Из Украины на протяжении десятилетий готовили врага России. Это делалось с помощью учебников истории, с помощью новой языковой культуры, с помощью новых традиций, заграничных стажировок. То есть Украину формировали как антироссийский таран.
Ровно так же перед Крымской войной накачивали Турцию как врага Российской империи. И сейчас с помощью возможной многоходовки в генеральных штабах и фабриках мысли Великобритании, США, Франции разрабатываются механизмы противостояния двух сильных игроков — России и Турции. Украина не оправдала надежд Запада. Она не сильный противник России. Киев нуждается в постоянном повышении боекомплекта. Поэтому кипящий закавказский котел нужно разжечь с новой силой и вовлечь туда более сильную державу. На эту роль очень подходит Турция.
Что такое Турецкая Республика сегодня? Это вторая страна НАТО по потенциалу вооружений. И данная страна имеет в своей истории 12 военных противостояний с Россией. Поэтому через закавказский мешок, как предполагают западные стратеги, возможно вовлечение России в глобальный конфликт со значительно более сильным игроком. А именно с Турцией, у которой в Закавказье прямые интересы, о чем она постоянно заявляет.
— Но как это возможно? Запад будет давить на Эрдогана, используя сложную экономическую ситуацию в Турции?
— В том числе. Реальных механизмов давления немало. Прежде всего это провокации. Мы помним, например, подрыв российского самолета или убийство нашего посла в Турции. Такие провокации традиционно играют очень важную роль при разжигании локальных и более масштабных войн. А создать новые провокации при нынешнем уровне медийности не составит труда. Надо учитывать и то, что в регионе еще необходим строгий контроль над транспортными путями и потоками ресурсов через такие нефтепроводы, как Баку – Тбилиси – Джейхан или Баку – Супса.
Таким образом, создать предпосылки для войны возможно не только с помощью изменения контуров стран в Закавказском регионе. А сама по себе напряженность не единственная цель. Через нее можно дестабилизировать обстановку и в самой России.
— И насколько сегодня велика опасность обострения отношений между Россией и Турцией, о которой вы говорите?
— По словам Путина, Эрдоган очень предсказуем. В отличие от западных партнеров, он держит слово, несмотря на некоторые недоразумения, которые произошли нынешним летом во время визита к Эрдогану Зеленского. Тем не менее можно сделать вывод, что личные контакты президентов России и Турции находятся на высоком уровне. Что касается значительной части политической элиты Турции, то она, мягко говоря, не очень пророссийская. Мы видим на примере главного соперника Эрдогана на выборах президента Кемаля Кылычдароглу, что антироссийский вектор в Турции довольно серьезный. В целом Турецкая Республика как многоуровневое и многоступенчатое государство не совсем предсказуема. Пока с президентом Турции Путину комфортно работать. Но если с Эрдоганом что-то случится, ситуация может измениться, и отношения России и Турции могут ухудшиться.
«Пашинян высказал сожаление, что Армения выбрала неправильного союзника в лице России. Ставка Еревана на взаимодействие с Москвой и государствами евразийского формата, по его словам, не оправдала себя»
«Армянский интерес США — задвинуть Россию на задворки»
— США действуют в регионе в рамках традиционного противостояния с Россией?
— Армянский интерес США — задвинуть Россию на задворки. Посмотрите на их посольство в Ереване. Это второе посольство в мире по территориальному охвату и количеству сотрудников. Огромный комплекс, в котором живут представители как дипкорпуса, так и спецподразделений. Огромнейший американский конгломерат, который формирует закавказскую политику в Армении. Не в Грузии, не в Азербайджане, а в Армении. У США там якорный вариант присутствия. Они создают повестку дня, которая прежде всего ослабляет позицию России и усиливает позицию Америки. США заинтересованы в выдавливании России из Закавказья, как и в любом другом регионе. Но здесь особенно, потому что присутствие России в Армении довольно глубокое.
При этом сама по себе Армения не интересует Вашингтон. Миротворческие процессы американцам абсолютно неинтересны. Там, где идет вытеснение реальных миротворцев и им на смену приходят США, всегда наблюдается эскалация, разрешение которой чревато негативными последствиями. Посмотрите на то, что осталось от Югославии. Посмотрите, какие вековые противоречия заложены в противостоянии славянских народов в Балканском регионе.
Но сейчас Армения важна для США, потому что через Ереван они хотят ослабить не только Россию, но и Иран. С помощью своих эмбарго американцы не смогли задавить Тегеран. А Иран кровно заинтересован в Армении. Его внешнеполитический курс и заявление заместителя министра иностранных дел свидетельствует о том, что еревано-тегеранские отношения очень сильны. А США хотят эти отношения ослабить.
— А как Тегеран смотрит на контакты Пашиняна с Вашингтоном, Киевом?
— На отношения Пашиняна с киевским режимом Иран смотрит прохладно. Но Тегеран в любом случае воспринимает Армению в историческо-цивилизационном контексте. Иран традиционно довлел над Арменией как экономически, так и социокультурно. В этом плане заигрывание Еревана в лице Пашиняна с Вашингтоном воспринимается как помеха, которая со временем уйдет.
— В Закавказье сходятся интересы и других стран. Какие еще государства имеют там свои интересы? И в чем они заключаются?
— Зону Большого Кавказа считают сферой своих стратегических интересов три десятка стран, включая Польшу, у которой есть отдельная программа, поддерживающая поляков Кавказа. В периоды благоприятных российско-польских отношений эта программа предусматривала создание центров полонистики, строительство школ даже в республиках Северного Кавказа.
Зона Большого Кавказа — как Афганистан или Балканы для Евразии. Своеобразное подбрюшье. Закавказские ворота считаются входом в Европу. Поэтому такие страны, как Канада, Франция, Китай, Индия, все развивающиеся экономики и государства, позиционирующие себя как цивилизационные центры, имеют в Закавказье довольно серьезные интересы — как экономические, так и политические.
— Но традиционные игроки, такие как Турция или Иран, наверное, не хотели бы усиления в регионе тех же США, Великобритании, Франции?
— Здесь однозначно не скажешь. Кавказ — это проблемная зона. Но проблемная зона — это и вопрос для международной повестки. Например, Иран на армянской площадке может обсуждать свои интересы с теми же США, Францией. Этот фактор международной политики еще недостаточно разыгран. Но если для Ирана вход на пространство ЕС невозможен, то вход на пространство ЕС через Армению для Ирана реален. Создавая проблему, ты создаешь одновременно и переговорную площадку для продвижения своих экономических и политических интересов. Таким образом можно говорить о перспективном рынке политического роста Кавказа.
«Между Арменией и Россией будет еще большее охлаждение. В политике резкие заявления Пашиняна уже сыграли свою негативную роль. Возможно, что охлаждение коснется и экономики»
«Не исключено, что российскую военную базу выведут из Армении. Из ОДКБ Ереван, видимо, тоже выйдет»
— Что ждет Армению? Могут ли ее принять в НАТО, о чем недавно звучали посулы? Или Запад утратит к ней интерес?
— Чтобы утратить интерес к Армении, его сначала нужно обрести. Но Запад не обрел интереса к Армении. И не обретет. Несмотря на то что Пашинян пытается его закрепить, интереса к Армении на Западе нет. В НАТО Армению, конечно, тоже не примут. Грузию не приняли, Украину не приняли. А куда уж Армении? Для этого нужны серьезные подходы к переформатированию вооружений. Там же все российское. Это техническая сторона. Это первое. Во-вторых, стандартов НАТО нет ни в планировании, ни в подготовке специалистов. Они минимальные. Далее на сегодня взаимная интеграция Армении и России просто колоссальная. Чтобы уйти от этого, нужно как минимум 10 лет. Например, в Грузии такая работа шла довольно долго, после чего там был референдум, где порядка 90 процентов населения выступили за вступление в НАТО. А в Армении не начались даже еще подготовительные этапы. Прежняя власть вообще не рассматривала этот вопрос. В этих условиях процесс вступления в НАТО для Армении — это вопрос на десятилетия. Исходя из отсутствия средств, исходя из того, что практически все вооружение предоставлялось за кредиты.
— А какова может быть судьба Пашиняна? Может ли он лишиться своей должности? Например, во время митингов в Ереване, которые начались после обстрелов Нагорного Карабаха, звучали призывы к перевороту и объявлению импичмента Пашиняну, которого называли предателем.
— Я думаю, что отставка Пашина сегодня нереальна. Это уже не первая попытка смещения его с должности. Но до сих пор это не удавалось. И, глядя на то, как в первый день митингов опустела площадь Республики в Ереване, думаю, что Пашинян останется у власти и в этот раз.
— Как будут развиваться отношения Армении и России? Что будет с российской военной базой? Может ли Ереван выйти из ОДКБ?
— Между Арменией и Россией будет еще большее охлаждение. В политике резкие заявления Пашиняна уже сыграли свою негативную роль. Возможно, что охлаждение коснется и экономики. Не исключено, что российскую военную базу выведут из Армении. Из ОДКБ Ереван, видимо, тоже выйдет. Если Пашинян останется у власти, так и будет. Судя по его заявлениям, дело идет именно к этому.
— Кстати, звучат мнения, что выход Армении из ОДКБ может даже укрепить организацию, так как раньше она испытывала напряжение между Арменией и тюркскими странами, которые в армяно-азербайджанском конфликте поддерживали Азербайджан, не члена ОДКБ, и выступали против формального союзника — Армении.
— Возможно. Глядя на то, что в преддверии нынешних событий Ильхам Алиев совершил визит в Таджикистан, где встречался с лидерами всех среднеазиатских государств и где его благодарили за то, что он не теряет с ними контактов, не исключено, что Азербайджан может даже войти в ОДКБ. Тем более Баку, скорее всего, ждут охлаждения отношений с Западом. В частности, с США и Францией. Это очевидно. В таких условиях Баку нужно будет переориентироваться на другое направление.
— Насколько политическая потеря Армении для России окажется серьезной? Будет ли это означать утрату исторически сложившихся позиций на Кавказе, где Армения оставалась последней ориентированной на Россию страной?
— Потери Армении для России в классическом варианте быть не может. Россия помогает Еревану очень серьезно. Так и будет. Конечно, позиция Пашиняна и нынешней политической элиты Армении создает негативный фон между нашими странами. Но Пашинян не вечен. Через какое-то время Армения вернется в союзническое лоно с Россией.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.