В мире грузовых автогонок все привыкли к доминированию «КАМАЗ-Мастера»: челнинская команда 19 раз становилась победителем «Дакара» и заслужила репутацию сильнейшей в мире. Однако в этом году Россию на «Дакар» не пустили. Одновременно не видно и побед КАМАЗа в других гонках — команда уступила уже во втором ралли подряд. В причинах поражений разбиралась спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
«КАМАЗ-Мастер» уступил на двух главных стартах 2023 года — «Шелковом пути» и «Симбирском тракте»
И снова вторые
Если раньше самым престижным стартом для российских грузовиков был «Дакар», то теперь ситуация поменялась: для допуска туда просят бумагу о политическом нейтралитете, что наши пилоты расценили как выступление против государства, из-за чего и приняли тяжелое решение отказаться от старта. Главным соревнованием в таких условиях стал «Шелковый путь», который стартовал в Казани 7 июля и завершился в Москве через 10 дней.
Ралли было международным — участвовали спортсмены из Китая и других дружественных стран. «КАМАЗ-Мастер» заявил пять машин (а всего в соревнованиях их было 11), и двум из них удалось занять места на пьедестале. Экипаж Эдуарда Николаева стал вторым, а Андрея Каргинова — третьим. Казалось бы, две медали — неплохой результат, но не по меркам «КАМАЗ-Мастера», который долго не знал ничего, кроме «золота». После финиша Николаев пообещал провести разбор ошибок и вернуть приз «Шелкового пути» в следующем году.
Эдуард Николаев (на фото) пообещал провести разбор ошибок после «Шелкового пути»
Возможность исправиться челнинцы получили в сентябре. В Ульяновске проходила баха (укороченное ралли) «Симбирский тракт», куда заявились 11 сильнейших грузовиков России и Беларуси, в том числе пять экипажей КАМАЗа. И снова главными наградами для челнинцев стали «серебро» и «бронза» — они у Дмитрия Сотникова и Богдана Каримова. Причем Сотников уступил победителю по итогу всех этапов лишь на 25 секунд. После финиша он сетовал на трассу: якобы там было слишком пыльно, что ограничивало обзор.
«Пыль поднималась и оставалась столбом, — сказал Сотников пресс-службе „КАМАЗ-Мастера“. — С трассы не сместиться ни вправо, ни влево. А „обрезать“ было нельзя: за это положены серьезные санкции». Получить комментарий руководителя «КАМАЗ-Мастера» Владимира Чагина не удалось.
Дмитрий Сотников после «Симбирского тракта» пожаловался на пыльную трассу
Непобедимый белорус
Кому же каждый раз уступает КАМАЗ? Белорусскому МАЗу, а если конкретно — экипажу Сергея Вязовича. В 2018 году он становился серебряным призером «Дакара», в 2020-м — бронзовым. В 2021 году он был серебряным призером «Шелкового пути», в 2022-м — бронзовым. Т. е. все эти годы Вязович и пилоты КАМАЗа всегда были рядом в турнирной таблице. И, наконец, в этом сезоне ему покорились первые строчки: он победил как на «Шелковом пути», так и на «Симбирском тракте». «Долгий путь в 13 лет для нас, — сказал он после победы на первом турнире. — МАЗ впервые участвовал в „Шелковом пути“ в 2010 году, и вот сегодня мы наконец-то стали победителями этой сложнейшей гонки в трудных погодных условиях».
Недавняя победа получилась для Вязовича драматичной: на дистанции у него разорвало сразу две шины. «Ехали на 2,5 колеса», — писали в соцсетях МАЗа, выложив фото разорванных покрышек. «Шины не держат сегодня. Едем уже без колес», — сказал после финиша Сергей.
Обе победы МАЗа, само собой, были отмечены в Беларуси. Особых красок добавило, что одержаны они были над «КАМАЗ-Мастером». О челнинской команде, например, вспомнил министр промышленности Беларуси Александр Рогожник в поздравительной телеграмме после «Симбирского тракта»: «Горжусь достижением „МАЗ-СПОРТавто“. Очередная победа в гонке у такого серьезного соперника, как КАМАЗ, — это важное событие, которое еще более повысило профессиональный уровень белорусского экипажа и закрепило репутацию „МАЗов“ как самых перспективных и сильных машин».
«КАМАЗ-Мастер» проигрывает экипажу Сергея Вязовича из «МАЗ-Спорта»
«В КАМАЗе умные ребята, они все понимают»
Можно ли говорить, что доминированию КАМАЗа в грузовых ралли что-то угрожает? Это мы обсудили с редактором автоспортивного раздела на Sports.ru Артемом Рубанковым.
«Нужно посмотреть, кому и как проиграл КАМАЗ, — предложил он. — Два раза его победил один и тот же экипаж — „МАЗ-Спорт“ Вязовича. Причем оба раза — с совсем маленьким отрывом, буквально на грани. Это чисто спортивная история: если на старт выходят сходные соперники, рано или поздно один из них проиграет и может даже несколько раз подряд. Просто потому, что нельзя выиграть все. МАЗ уже давно подтягивался к КАМАЗу и прежде всего экипажем Вязовича навязывал конкуренцию. Они выигрывали этапы „Шелкового пути“, брали вторые и третьи места на „Дакаре“ и так далее. После перехода на новый грузовик в 2019-м МАЗ долго тянулся к КАМАЗу и сейчас наконец сравнялся».
Находится ли КАМАЗ в кризисе и стал ли слабее? «Мне кажется, что совершенно нет: синяя армада ездит почти на тех же машинах, на которых выигрывала „Дакар“ в 2022-м, — говорит Рубанков. — Новые пока выдают примерно такой же сравнимый темп. Люди тоже все те же. Команда просто дожимает выбранный вектор развития, параллельно перестраиваясь из-за санкций. МАЗ, кстати, в тех же условиях находился на год дольше — возможно, небольшой гандикап сказался сейчас».
«У КАМАЗа нет возможности проверять себя относительно старых мощных конкурентов»
При этом в будущем у челнинской команды возможны проблемы из-за санкционной обстановки, которая остановит технологический прогресс в российском ралли. «КАМАЗ прежде всего точно не станет сильнее, — уверен Рубанков. — Ралли-рейды — специфический вид спорта даже для гонок: из-за нюансов дистанции медиапокрытие вообще не показывает новинки и любые изменения у соперников. Нужно быть на бивуаке лично и разбираться, а иначе малозаметную новацию за год-два доведут до качественного уровня, на третий год она уже у всех, и без нее ты по-любому отстаешь. У КАМАЗа как раз нет такой возможности проверять себя относительно старых мощных конкурентов. МАЗ вряд ли сможет дать такое же: они не настолько продвинулись и побеждают пока одной машиной при полном риске. Других внутренних конкурентов у КАМАЗа нет, потому они и гоняются между собой на разной технике и мечтают, чтобы кто-то из-за рубежа приехал на „Шелковый путь“. В КАМАЗе умные ребята, они все понимают.
Если бы их нынешнюю версию выставить на „Дакар“, они бы все равно были в числе фаворитов. Нынешние поражения не выглядят кризисом — в спорте (особенно техническом) невозможно выигрывать всегда. Но кризис может случиться в ближайшие сезоны — если команда внутри выберет неправильный вектор развития, а конкуренция его не скорректирует, или если они вернутся в международные гонки и столкнутся с новой реальностью».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.