Виталий Волков: «Сейчас очень много заказов у нас в части архитектурного проектирования, благоустройства общественных пространств и проектов развития городов. Это гораздо интереснее, и таких заказов больше» Виталий Волков: «Сейчас очень много заказов у нас в части архитектурного проектирования, благоустройства общественных пространств и проектов развития городов. Это гораздо интереснее, и таких заказов больше» Фото: Сергей Елагин

«Мы не были прожженными бизнесменами, у которых имелась какая-то бизнес-модель»

— Виталий, ваша компания на рынке с 2009 года. С чего начиналось ее создание?

— Компанию мы решили открыть с друзьями, до этого работали в разных организациях по схожей тематике. Так совпало, что компания по визуализации, в которой я работал, закрылась, и в тот момент мы решили попробовать открыть свою и сняли офис. Первое время заказов поступало мало. Всего нас было четыре партнера — это я, Илья Потапов, Ляйсан Хайруллина и Наталья Докукина. С Ильей мы друзья детства, и все вместе работали раньше.

Как в то время был устроен казанский рынок архитектурных бюро? Какова была конкуренция?

— В то время компаний по архитектурной визуализации в Казани было очень мало, и мы оказались одними из первых. Наблюдался большой запрос со стороны застройщиков. Сейчас таких компаний стало гораздо больше — рынок растет. Но я бы не сказал, что мы конкурируем, наоборот, в каких-то проектах сотрудничаем как консорциумы.


— Кем были ваши первые заказчики?

— Это была крупная в то время проектно-строительная московская фирма «МД Инжиниринг», с ней был интересный опыт. Сначала они отказались с нами работать из-за того, что мы назвали небольшую стоимость проекта. Об этом мы узнали позже, когда они вернулись через год, и после этого у нас было несколько проектов по визуализации. Например, мы делали первый вариант воссоздания облика кинотеатра «Спутник» на улице Чернышевского в Казани. С тех пор он претерпел множество изменений, сейчас там находится ресторан. Также совместно мы делали проекты для компании «Бахетле», жилых комплексов на Казанке.

— Как вы справлялись вчетвером?

— Набор команды — это естественный процесс. Мы не были прожженными бизнесменами, у которых имелась какая-то бизнес-модель. Когда у нас не хватало рук и ресурсов, мы набирали новых людей.

— Какие инвестиции вложили на начальном этапе?

— Нам нужно было только снять офис и купить компьютеры. Хорошая и мощная техника, которая тянет визуализацию, стоила дорого.

«Хорошая и мощная техника, которая тянет визуализацию, стоила дорого» «Хорошая и мощная техника, которая тянет визуализацию, стоила дорого» Фото: Сергей Елагин

— А как сейчас, в связи с санкциями и уходом зарубежных компаний по разработке программ?

— У нас есть ПО, которое если и приходиться покупать, то через знакомых за рубежом. Не скажу, что нас особо коснулись санкции.

На вашем сайте сказано, что «Мириадой» реализовано более 400 проектов в сфере недвижимости. Это проекты жилых комплексов, частных домов, интерьеров, комплексных благоустройств территорий, а также визуализация проектов для презентации и рекламы. Какое направление для вас все-таки профильное?

— Все зависит от ситуации. Раньше мы начинали с визуализации, потому что тебе как молодому архитектору навряд ли доверят большой жилой комплекс. Потихоньку мы брали архитектурные проекты. Сейчас очень много заказов у нас в части архитектурного проектирования, благоустройства общественных пространств и проектов развития городов. Это гораздо интереснее, и таких заказов больше.

«Мы убеждены в том, что общественные обсуждения — это мощный инструмент. Он позволяет избежать конфликтов» «Мы убеждены в том, что общественные обсуждения — это мощный инструмент. Он позволяет избежать конфликтов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нет какой-то комплексности — где-то красота, а где-то мусор за углом…»

В Казани впервые о вас широко стало известно, когда Татарстан системно стал вкладывать миллиарды в парки и скверы. Причем вы брались именно за небольшие города республики. Почему тогда пал выбор именно на вашу компанию?

— Вспомните 2012 год. Какие парки на тот момент вы знали в Казани? Ничего толком не было.

Был великолепно обновленный парк Горького. Концептуально выверенный парк «Озеро харовое». Давайте не будем уж прибедняться, в Казани всегда были хорошие скверы и парки (тот же «Эрмитаж» и так далее).

— Все-таки в то же время я приезжал в Швецию или Финляндию и видел, что в развитии общественных пространств в нашей стране есть огромный потенциал. Но тогда не было специализированных федеральных и региональных программ и средств на это. Мы пытались развивать данную тему с отдельными застройщиками, но понятно, что это очень мало для города. Например, у нас был проект с «Унистроем» в Царево, который частично реализован. И вот наступил 2015 год. Нам не сразу удалось попасть в число компаний по проектированию парков, я даже как-то написал Наталии Львовне (экс-помощнику президента РТ) сообщение в соцсетях. Так постепенно мы делали свою работу, а затем начали сотрудничать с фондом «Институт развития городов РТ», делая проекты по благоустройству дворов. Тогда еще не было президентской программы «Наш двор», мы просто делали пилотные проекты.

Еще нас затянуло в эту сферу то, что есть федеральная программа по благоустройству малых городов и исторических поселений. Нашим первым проектом в 2018 году был проект улицы и сквера в Нурлате.

Парки, которые выиграла Фишман: как освоят путинский миллиард в Татарстане?

— Жители не всегда охотно соглашаются на все новшества, а порой жестко критикуют, вот, хотели здесь детскую площадку, а получилось место для выгула собак, например. Как настраивали взаимодействие с жителями?

— Мы убеждены в том, что общественные обсуждения — это мощный инструмент. Он позволяет избежать конфликтов. У нас была практика, когда люди узнавали о происходящем в их дворе, только когда тракторы на объекте. У них шок! Вроде бы все обсудили, сообщения в СМИ были, но все равно есть те, которые спрашивают: «А что здесь происходит?» Сейчас уже люди научены, и мы сильно шагнули в этом плане. Да, может, нет какой-то комплексности — где-то красота, а где-то мусор за углом — но в части общественных пространств и подхода к их проектированию и реализации мы ушли далеко вперед по сравнению с другими городами и даже странами.

Парк «Малое Чайковое озеро» Парк «Малое Чайковое озеро» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Один из ярких последних ваших проектов — парк «Малое Чайковое озеро» в Казани. Территория огромная — почти 113 тысяч «квадратов». Сейчас территорию у 7-й больницы не узнать. На какие проекты вы ориентировались? Все-таки нужно сберечь и озеро, и еще строительные работы вести. Что ждет жителей дальше?

— Сейчас реализована первая очередь — порядка 30 тысяч квадратных метров. Надеемся, что скоро будет и вторая очередь. В данной части города это, пожалуй, единственная такого масштаба и потенциала территория и уникальный случай, когда посреди плотно застроенного квартала зону признали особо охраняемой. С точки зрения городской инфраструктуры это тоже уникальный случай, потому что посередине квартала наконец-то появились пешеходные связи.

Это территория больницы, поэтому мы в первую очередь отталкивались при проектировании от пожеланий главного интересанта. Задача была объединить рекреацию и реабилитацию в одном парке. Если с точки зрения рекреации у нас уже имелся какой-то опыт и наработки, то в случае с темой реабилитации мы очень плотно сотрудничали с врачами, встречались с разными людьми — и из церкви по соседству, и с сотрудниками рынка, гипермаркета «Лента», бизнес-центра, жилого комплекса. Опираясь на этот диалог, старались найти оптимальное решение. Вообще, реабилитация на открытом воздухе — не очень распространенная история в России. Нам сильно помогал врач-реабилитолог Эльмира Хусаинова. Долго обсуждался вопрос по режиму работы парка, будет ли он открыт для жителей.

«Это территория больницы, поэтому мы в первую очередь отталкивались при проектировании от пожеланий главного интересанта. Задача была объединить рекреацию и реабилитацию в одном парке» «Это территория больницы, поэтому мы в первую очередь отталкивались при проектировании от пожеланий главного интересанта. Задача была объединить рекреацию и реабилитацию в одном парке» Фото предоставлено «Мириада групп»

— Довольны результатом?

— Да, парк эксплуатируется как задуман и открыт для всех. Что касается оборудования, мы выяснили, что в России есть проблемы с ним в части специализированного, для реабилитации. Например, в парке есть зона для людей, которые временно находятся в колясках. И с ним были сложности: оно поломалось, и сейчас решается вопрос по гарантийным обязательствам.

«Долго обсуждался вопрос по режиму работы парка, будет ли он открыт для жителей» «Долго обсуждался вопрос по режиму работы парка, будет ли он открыт для жителей» Фото предоставлено «Мириада групп»

— Какое оборудование вообще сейчас используется в парках? Местного производства?

— В основном да, и есть хорошее оборудование. Вообще, за эти пять лет наши поставщики сильно подтянулись по качеству и идейным, визуальным характеристикам. Есть из чего выбрать.

— Раньше преобладало иностранное?

— Не скажу, что преобладало. Но были немецкие бренды втридорога, что нас не устраивало. Мы старались с нашими поставщиками обсуждать все детали — и по цвету, и по материалам. Сначала они шли на это неохотно, потому что привыкли по всей стране ставить турники цвета «вырвиглаз». У нас все же подход, чтобы это выглядело достойно.

«Все парки, которые мы реализовывали с 2019 года, они процентов на 80 совпадают с картинкой. Потому что есть огромный пласт работы — авторский надзор» (на фото эко-парк «Салкын Чишма», пгт. Балтаси) «Все парки, которые мы реализовывали с 2019 года, процентов на 80 совпадают с картинкой. Потому что есть огромный пласт работы — авторский надзор» (на фото экопарк «Салкын Чишма», пгт Балтаси) Фото предоставлено «Мириада групп»

— Бывало ли такое, что вы нарисовали один проект, а в реальности он получился совсем другим?

— Чтобы совсем расходилось — такого не было. Нам, наверное, повезло. Все парки, которые мы реализовывали с 2019 года, процентов на 80 совпадают с картинкой. Потому что есть огромный пласт работы — авторский надзор. Например, только в Нурлат мы съездили около 60 раз!

— За строителями следили?

— Не столько за ними, сколько за процессами, которые по ходу стройки приходится решать, поправить на месте. Бывают какие-то неточности в исходных данных. Коммуникации вылезают, например. Мы сделали проект зимой, а весной район взял и проложил трубы! И такое случается.

— Есть какая-то информационная система, которая показывает, где трубы лежат?

— Есть, просто не всегда в ней все четко фиксируется. В Москве, насколько я знаю, есть отдельная структура, которая ведет учет подземных коммуникаций. В Татарстане еще такие темпы строительства… с одной стороны, это хорошо. Потому что есть такие регионы, где только проектная документация по 10 месяцев согласовывается. У нас же это все под жестким контролем, никому не дают филонить.

Арт- квартал Vincent на ул. Николая Столбова Арт-квартал Vincent на улице Николая Столбова Фото предоставлено «Мириада групп»

— Ваша компания занималась также проектированием арт-квартала Vincent на улице Николая Столбова. Сейчас это такое знаковое место и целая гастроулица. Каких подходов вы придерживались при ее создании, на какой опыт опирались? Какая стояла задача?

— К нам обратилась компания «Камастройинвест» с просьбой разработать проект на месте старого долгостроя. Нашей целью было аккуратно вписаться в городскую структуру, но при этом сделать современный вид. Мы использовали привычные для центра города сомасштабные модули блоков и смену этажности, они соответствуют исторической застройке. Также хотели сделать это место новой точкой притяжения жителей и гостей города за счет создания большого количества коммерческих помещений в максимально доступном для пользователя формате — на первом этаже с входами без ступеней и пандусов. При разработке концепции опирались на европейский опыт новых комплексных застроек.

— На перекрестке рядом с садом Кирова сейчас стоит заправка. Как вы думаете, для центра города уместно ли оставлять такой объект там? Не портит ли он общую картину?

— Заправка там располагалась еще ориентировочно с 30-х годов прошлого столетия, возможно, она одна из первых в Казани. Сейчас она выглядит неуместно, хоть и похорошела с приходом нового оператора. На мой взгляд, ее можно оставить, но пересмотреть оформление с отсылкой к ее истории.

Эскиз комплекса вилл в Пуэрто-Банусе в Испании Эскиз комплекса вилл в Пуэрто-Банусе в Испании Эскиз предоставлен «Мириада групп»

О новом театре им. Камала, Соборной мечети и для чего архитекторам различные конкурсы

— В вашей копилке также есть комплекс вилл в Пуэрто-Банусе в Испании. Как вы вышли на них?

— Через наших московских партнеров, которые с ними сотрудничали. Мы делали проект визуализации. Это скорее был единичный опыт. Мы не ставим себе целью работать за рубежом. Это скорее больше работа в консорциумах. Так было с театром Камала, например. В 2021 году мы принимали участие в международном конкурсе на разработку проекта нового здания. Создавали консорциум совместно с компаний Metropolis из Москвы и Coop Himmelb (l)au из Вены. Когда узнали о конкурсе, мы подумали, что не успеем создать консорциум. И так получилось, что на нас вышли зарубежные компании, потому что основным условием являлось то, чтобы быть в команде с местными бюро.

— В чем заключалась ваша работа по этому проекту?

— Мы работали над архитектурным проектом, чтобы он был правильным и с точки зрения российской и татарстанской культуры. Я думаю, мы сильно повлияли на внешний вид концепции как местная команда.

«Почему у нас кислый вид?»: новый театр им. Камала построят по проекту японцев – уже к 2025 году

— А как вам проект-победитель?

— Двоякие чувства. Выбранная концепция этих льдин, острых углов… есть немного агрессии. Это субъективное мнение, конечно. Нам больше нравится свой проект! (Смеется.) Театр, безусловно, будет знаковым и доминантным в этом месте и вообще в Казани. Но, с другой стороны, наверное, театр и должен быть таким неоднозначным. Наверное, в свое время и прежний театр Камала был неоднозначным для своего времени. Работники театра во время встреч говорили, что они любой новый проект обживут и полюбят. Теперь нужно дождаться реализации.

«Если же говорить про проект (речь про новую Соборную мечеть, на фото эскиз) — он очень эффектный, минималистичный. Но одно дело, простая форма, а другое — материалы. Визуальные тактильные ощущения в виде камня создают сильный эффект» «Если же говорить о проекте (речь о новой Соборной мечети, на фото эскиз) — он очень эффектный, минималистичный. Но одно дело — простая форма, а другое — материалы. Визуальные тактильные ощущения в виде камня создают сильный эффект» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Бурную дискуссию на страницах нашего издания вызвал проект новой Соборной мечети в Адмиралтейке. Кто-то недоволен локацией, кто-то — местом. А вам как?

— Для меня это место особое, там отчасти прошло мое детство. Территория незаслуженно забытая и депрессивная, у нее сильный нераскрытый потенциал — рядом старый фонд жилья, СИЗО… в будущем, наверное, эти объекты должны оттуда уйти. Как и в случае с новым театром Камала на улице Хади Такташа — он сильно преобразит территорию вокруг. Если бы мечеть построили на месте парка «Кырлай», не было бы такого сильного вау-эффекта. Там вообще, хоть что ни построй, рядом многоэтажки, все ограничено большим транспортным узлом, там низина, близость к Кремлю, где есть свои доминанты, и картинка была бы более смазанной.

Если же говорить о проекте — он очень эффектный, минималистичный. Но одно дело — простая форма, а другое — материалы. Визуальные тактильные ощущения в виде камня создают сильный эффект.

— Что в целом конкурсы дают архитекторам?

— Нам нравятся конкурсы, которые двигают вперед какую-то индустрию или сферу. Например, мы принимали участие в конкурсе от «Дом.рф» по обновлению квартала на месте бывшего завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе. И это история про переосмысление типового жилья. Он, конечно, еще не реализован. Вообще, конкурсы позволяют без каких-либо ограничений на что-то посмотреть и, если получится, реализовать.

— Насколько вам важно получить денежный приз?

— Например, конкурс от «Дом.рф» был бесплатным. Если же это крупный конкурс, как правило, выигрыш позволяет покрыть расходы. Но если мы участвуем в конкурсе, значит, у нас для этого есть ресурс. Сейчас, например, мы готовим заявку на конкурс по развитию туристской территории «Новая Анапа».

«Нам нравятся конкурсы, которые двигают вперед какую-то индустрию или сферу» «Нам нравятся конкурсы, которые двигают вперед какую-то индустрию или сферу» Фото: Сергей Елагин

«На какие-то проекты мы сознательно идем в минус, потому что для нас важен результат»

— Какие цены на разработку проектов сейчас в Казани?

— Для каждого проекта — индивидуальная история. Оцениваем исходя из того, сколько у нас на это уйдет ресурсов и какую прибыль мы хотим заложить. Есть такие проекты, где цену определяем не мы — есть заказчик со стороны, и мы либо соглашаемся, либо нет.

— Какова средняя цена ваших проектов и какой самый дорогой в вашей практике?

— Бывает, стоят и 250 тысяч, а бывает, и 4 миллиона рублей. Самый дорогой проект не значит самый выгодный. Был у нас проект за 5 миллионов, но объем работ был таким, что чистая прибыль оказалась небольшой.

«Для каждого проекта — индивидуальная история. Оцениваем, исходя из того, сколько у нас на это уйдет ресурсов, и какую прибыль мы хотим заложить» (на фото эскиз здания Епархиальногоуправления и часовняпри Казанскомкафедральном соборе, г. Альметьевск) «Для каждого проекта — индивидуальная история. Оцениваем исходя из того, сколько у нас на это уйдет ресурсов и какую прибыль мы хотим заложить» (на фото эскиз здания Епархиального управления и часовни при Казанском кафедральном соборе, Альметьевск) Эскиз предоставлен «Мириада групп»

— Как изменились цены на проекты за последний год?

— Все зависит и от расценок внешних сотрудников, которых мы привлекаем, а это около 50 человек. Они также год от года поднимают расценки, цены растут и расходы. Зарплатный фонд у нас тоже увеличивается.

— Ценник на проекты в Казани и Москве сильно отличается?

— В столице, конечно, дороже, там и зарплаты другие, компаний больше. Архитектор здесь зарабатывает, наверное, на треть меньше, чем в Москве.

— Всего на треть? Не такой разрыв больше. С учетом московских цен. Всероссийский конкурс по благоустройству малых городов — совпадают ли там расценки с реалиями рынка?

— Были примеры, когда мы уходили в сильный минус, а было — когда в плюс. На какие-то проекты мы сознательно идем в минус, потому что для нас важен результат, а не какая-то экономическая прибыль. Как правило, это небольшие проекты. Из 7 заявок, наверное, одна такая случается.

— Сколько времени занимает проектирование?

— По Чайковому озеру, например, у нас только эскизный проект разрабатывался 3–4 месяца. Затем делается рабочий проект. Иногда сроки бывают такими, что уже стройка идет и ты параллельно подтягиваешь решения.

Парк им. Ленина, г. Мензелинск Парк им. Ленина, Мензелинск Фото предоставлено «Мириада групп»

— Сколько у вас сейчас заказов в работе?

— По Татарстану у нас в работе 12 новых парков. Один из интересных — бульвар на Серова в Казани. В Зеленодольске мы пытаемся соединить две части города парком и лесом. В Альметьевске делаем набережную, в Бавлах — территорию микрорайона, в Мензелинске — парк Ленина, есть также проект в Болгаре. Работаем и с территориями жилых комплексов.

«Колоссальное количество негатива»: в Татарстане озвучили «парковое меню» – 2024

— Какую часть прибыли вам приносят проекты благоустройства?

— Около 40 процентов. Вообще, концепция нашей компании состоит из архитектурного проектирования, дизайна и визуализации. В разное время разные направления превалируют, и сложно посчитать.

«По Татарстану у нас в работе 12 новых парков» (на фото Парк Победы и Трудовой Славы, г. Бавлы) «По Татарстану у нас в работе 12 новых парков» (на фото парк Победы и Трудовой Славы, Бавлы) Фото предоставлено «Мириада групп»

— В российских регионах работаете?

— Да, есть проекты в Вятских Полянах, Норильске, Мурманской области (Кандалакша), Йошкар-Оле и других.

— Дизайном квартир занимаетесь?

— Мы работаем в основном с общественными пространствами. Есть мотивация развивать пространство для людей, это нам интересно. И сфера благоустройства такая конкретная, жизнь людей сразу преображается. Через это направление мы можем больше повлиять на качество жизни людей, на среду, чем если мы сделаем какую-то квартиру или коттедж. На это сейчас тренд.

Ваша компания также частично занималась разработкой проекта велодорожки вдоль Кремлевской дамбы. Реально ли оживить эту бетонную песчаную территорию, вместе с тем сохранить природу?

— Мы проектировали «рыбацкую косу». Там мизерный бюджет по сравнению с другими парками, но проект нам интересен идейно, он эмоционально заряжен. Там появляется новый вид на Кремль и Казанку. Большой активности там не будет — это скамейки, освещение, МАФы. Там есть и свое дерево-хранитель, оно давно упавшее, но мы решили его сохранить. Также мы участвуем в разработке проекта развития Голубых озер. Первая очередь уже реализована, и есть соображения, как развивать это место дальше.

«Наша команда состоит из дизайнеров, архитекторов, 3D-визуализаторов, конструкторов. Около 20 человек работает в офисе, также привлекаем сторонних специалистов» «Наша команда состоит из дизайнеров, архитекторов, 3D-визуализаторов, конструкторов. Около 20 человек работают в офисе, также привлекаем сторонних специалистов» Фото: Сергей Елагин

«У профессионалов порой бывает очень законсервированный взгляд»

— Расскажите о вашей команде, кто у вас работает?

— Наша команда состоит из дизайнеров, архитекторов, 3D-визуализаторов, конструкторов. Около 20 человек работают в офисе, также привлекаем сторонних специалистов. Это позволяет экономически стабильнее себя чувствовать. Например, конструктор нам нужен для конкретной задачи на определенное время, так же и с генпланистами. Команда у нас сбитая уже, и внешние специалисты — мы с ними работаем не впервые. Среди них есть местные коллеги и из регионов.

— Есть ли особо востребованные вакансии?

— Вообще, когда человек только приходит к нам, нужно потратить много управленческого ресурса. Хорошо бы, если бы он приходил готовенький! (Смеется.) К сожалению, такого не бывает. Я бы не назвал это непрофессионализмом. Есть и студенты, и те, кто уже имел какой-то опыт. У профессионалов же, наоборот, порой бывает очень законсервированный взгляд. Поэтому стараемся их комбинировать.

— Какой средний возраст ваших сотрудников?

— Лет 30. Но есть у нас партнер — Анатолий Михайлович Кривцов, с которым мы делали проекты по церквям и коттеджам. Ему 76 лет, очень богатый опыт.

— Какова средняя зарплата в компании?

— 50–60 тысяч рублей. Также у нас есть различные бонусы. Премия за сдачу проекта, например.

«Проекты в основном перетекают один в другой. В этом году ощутимая смена режима была, когда мы закрыли 5 конкурсных проектов. Бывало, работали по 300 часов в месяц» «Проекты в основном перетекают один в другой. В этом году ощутимая смена режима была, когда мы закрыли пять конкурсных проектов. Бывало, работали по 300 часов в месяц» Эскиз предоставлен «Мириада групп»

— Сезонность есть в вашей работе?

— Проекты в основном перетекают один в другой. В этом году ощутимая смена режима была, когда мы закрыли пять конкурсных проектов. Бывало, работали по 300 часов в месяц! А летом у нас кто-то в отпуске, кто-то учится.

Довольны ли вы качеством архитектурного образования в Казани?

— Университеты дают хорошую базу, но студентам надо стараться как можно раньше применять ее в деле. К нам приходят студенты за реальной практикой, и, поработав год, такой специалист становится сильно востребованнее своего соседа по парте, не прошедшего через реальный опыт.

Хватает ли студентов-выпускников профильных вузов в Казани?

— У нас всегда есть 1–2 открытые вакансии. Откликов очень много, в основном совсем без практического опыта. В итоге из 100 заявок всего несколько собеседований.

«Сфера мне понравилась своей многогранностью, возможностью улучшить жизнь людей» «Сфера мне понравилась своей многогранностью, возможностью улучшить жизнь людей» Фото: Сергей Елагин

«У меня нет такого, что я хочу спроектировать великий город. Мне, например, нравятся Балтаси»

— Расскажите немного о себе. Где вы родились, учились?

— Родился в Казани. Окончил Казанский энергетический техникум и Казанский государственный энергетический институт, по специальности «инженер-проектировщик энергосистем». Три года работал по специальности на «Водоканале». Но уже тогда меня тянуло к творчеству, к архитектуре, старался совмещать. Зарплата там была небольшой, поэтому я мог больше получать, подрабатывая. Я думаю, всем молодым нужно сначала где-то повариться, чтобы сделать какие-то выводы.

— Как получилось, что вы выбрали все-таки архитектуру?

— Все мои друзья — архитекторы и уже работали. Сфера мне понравилась своей многогранностью, возможностью улучшить жизнь людей. Так, после работы в «Водоканале» я шел в проектную компанию и что-то делал, помогал, вникал. Это было интереснее, чем ковыряться в проводах и чертить простые схемы.

«Мне, например, нравятся Балтаси — маленький поселок, в котором мы сделали парк» (на фото эко-парк «Салкын Чишма», пгт. Балтаси) «Мне, например, нравятся Балтаси — маленький поселок, в котором мы сделали парк» (на фото экопарк «Салкын Чишма», пгт Балтаси) Фото предоставлено «Мириада групп»

— Есть ли проекты мечты, которые хотели бы, чтобы реализовались?

— Мы их и реализуем! У меня нет такого, что я хочу спроектировать великий город. Мне, например, нравятся Балтаси — маленький поселок, в котором мы сделали парк. Мои проекты мечты идут сейчас.

— Ваша дружба с компаньонами не мешает работе?

— Наоборот, это придает стабильности. Это такая тонкая настройка, когда мы все работаем на общее дело.

Как отдыхаете от работы? Есть какое-то хобби?

— В последнее время мало удается отдыхать, и это ошибка. Нравится сноуборд, путешествия. Хобби — недавно начал мебель восстанавливать для себя.

— И наш традиционный вопрос: три секрета успеха в бизнесе, на ваш взгляд.

— Во главе всего стоит то, готов ли ты этим заниматься всю жизнь. Нужно для себя найти ответ. Потому что если в бизнесе происходит провал, значит, человек опустил руки. Когда ты для себя решаешь, что да, это мое дело, ты для себя откидываешь мысли о том, трудная ли это задача или нет, ты просто делаешь. И от этого приходит успех. В архитектуре же нужно любить свое дело. Вряд ли сюда кто-то приходит, чтобы просто заработать.