«Если вы посмотрите на каждую работу, вы увидите, что главный и первый вопрос, которым задаются художники, — кто я и что я здесь делаю? Нам сейчас тоже приходится задавать себе эти не очень удобные вопросы», — предвосхищает прогулку по экспозиции Дмитрий Ханкин, управляющий московской галереей «Триумф», соавтор выставки. В Казани представлены работы 39 африканских и 12 российских художников. Кроме того, в Галерею современного искусства ГМИИ РТ привезли коллекционные артефакты из музея-заповедника Василия Поленова и архивные материалы. О чем рефлексируют африканские художники и близко ли это российскому восприятию, о разрушении стереотипов об Африке и пластиковом гиганте у входа в галерею — в материале «БИЗНЕС Online».
-
В казанской Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка «Перевернутое Сафари. Современное искусство Африки». Сразу отметим, что данная выставка была создана специально к летнему саммиту «Россия – Африка», который состоялся в Петербурге, и проходила она в Манеже. Данный факт, видимо, должен был сигнализировать африканским лидерам: мол, мы с вами (нести, так сказать, антиколониальный запал).
Для казанцев пришлось немного переосмыслить подачу концепции. Так, концепцию «перевернутости» описал Дмитрий Ханкин — соавтор проекта: «Мы смотрим не на экзотику, а на самих себя, возвращая взгляд. Это даже не совсем зеркало, это отражение в другом человеке, в другой идентичности, в другой личности». На входе нас встречает огромная инсталляция — работа восходящей звезды искусства Кот-д'Ивуара, «философа и денди», Медерика Тюрея. «Тотем круговорота воды» символизирует то, что в Африке главным достоянием является не земля, не скот, а вода — то, с чем связано страшное будущее, с которым придется столкнуться континенту. Так первый экспонат экспозиции задает одну из главных проблем, которую поднимают африканские художники — первоначальную несправедливость, являющуюся прямым следствием колониальной политики.
-
Вторым предваряющим основную экспозицию экспонатом является работа скульптора Бриса Эссо, который, обращаясь к каррарскому мрамору, материалу итальянской земли, говорит о поиске собственной идентичности. «Мы в тот или иной период времени обращаемся к выстраиванию своих координат по отношению к прошлому, настоящему, будущему, что позволяет создать гармонию вокруг себя и самих себя в центре этого космоса», — поясняет композицию скульптур «Мигранты» ассистирующий куратор выставки Алиса Прохорова.
-
Африканское современное искусство представили самые разные поколения: и довольно молодые авторы (20–25 лет), и те художники, например, Эстер Малангу, которые еще застали знаменитую парижскую выставку 1989 года «Маги земли». В своей работе «Абстракция» Малангу обращается к традициям своего племени ндебеле, которые подобными орнаментами раскрашивают свои дома. Малангу, как и многие представленные на выставке художники, отталкиваясь от своих корней, символически пытается зафиксировать в другом медиуме горизонтали и вертикали своей родной культуры.
-
Вместе с работой знаменитой Малангу и скульптурной триадой Кати Емельяновой «Монах», «Принц» и «Урания» в первом зале галереи взгляд приковывает фотография гвинейского фешен-фотографа Намзы Леуба, которая в своей работе обращается к знаменитому догонскому празднику Сиги. Как объясняет куратор, он отмечается коренными жителями раз в 50 лет, и, соответственно, одно поколение может посетить его раз в жизни. Леуба, обращаясь к этому событию через жанр фешен-фотографии, репрезентует традицию через игру в культуру и современность, что свойственно многим молодым африканским авторам.
-
Здесь же представлена другая серия фотографий автора, которая посвящена борьбе с апартеидом. Каждый из снимков — символ сопротивления и надежды.
-
Задает тему африканской аутентичности глиняная скульптура Сени Ава Камара, автора из Сенегала. В своей безымянной работе скульптор концентрируется на традиции своего этноса, связанной с понятием рода.
-
Небезынтересна серия работ художника из Нигерии Адеоти Азиза Афиза. В ней художник рассказывает о сохранении истории в имени, обращаясь к традиции специфического наименования новорожденного ребенка в его племени. Если тот родился при особо тяжелых условиях, например, с перевязанной пуповиной, это отражается в его первом имени, которое, впрочем, родители, как правило, затем меняют на нейтральное. Адеоти нашел некоторых носителей этой традиции и запечатлел их портреты, назвав картины их «перворожденными» именами.
-
Фотограф Летиция Ки является ярким представителем феминистского дискурса (заметим, что вполне мейнстримового западного) в экспозиции выставки. Она относится к традиционному разряду фотографов-художников из Европы, которые документировали африканскую жизнь. Корни фотографа кот-д’ивуарские и, как рассказывает куратор, Прохорова, художница не помнит себя с распущенными волосами с детства, из чего и родилась такая концепция, из которой Летиция и решила сделать фешен-фотографический продукт.
Кстати говоря, при все своем антизападном и антиколониальном запале, как мы увидели на выставке, африканские художники не смогли преодолеть идеологическое давление Запада. Игры в феминизм и экологизм, представленные в их работах, — тому доказательство. Впрочем, возможно, это и выбор российских кураторов, решивших таким образом то ли подчеркнуть интеллектуальную зависимость Африки от Запада (непреодоленную), то ли подмигнуть кому-то…
-
Еще одна художница, которая работает с поиском собственной идентичности, но делает акцент в своих работах скорее на настроении, — Мишель Окпаре. В галерее представлены ее скульптуры и портреты, симметричные друг другу, на одном из которых она запечатлела саму себя (справа). С детства художница увлекалась работой с гофрированной бумагой, что нашло отражение в ее картинах. Часто техника, с которой работают художники, связана с традициями племен, в которых они были рождены. Кто-то, например, обращается к плетению, впитав традиции племени Ганы, которые известны своим плетением корзин. Здесь же скорее эстетическая история, поясняет куратор.
-
Серия работ кот-д’ивуарского художника Армана Буа «На рынке» отличается тем, что приближена к западной манере. И это видно, что он, зная искусство XX века, апроприирует эти методы, выражая собственные ощущения от своего родного города. В другой своей серии Буа затрагивает драму судеб африканских детей, которые часто из-за войн оказываются заброшенными. В его картинах прослеживается некая деконструкция, которая создает эффект хаоса, в котором эти личности и вынуждены расти.
-
Гордость, осознание самости и ценности своего народа прослеживается во многих африканских работах. А яркий пример российского восприятия этого явления — серия Ольги Мичи «Уязвимые». Любопытно, что большинство творений африканских авторов названы именами изображенных на картинах и фотографиях людей или топонимами. В этих названиях мало привычных для нас и метафор, и образных выражений, что также отвечает концепции выставки — во главе угла стоит идентичность и разговор о конкретных людях.
-
На втором этаже с порога мы уже полностью погружаемся в африканскую аутентичность и ритуальность. Здесь экспозиция начинается с коридора уникальной коллекции Эдди Новарро — фотографа, запечатлевшего Дали и Пикассо, который также занимался коллекционированием африканского искусства. Все собранные им экспонаты в итоге попали в музей-заповедник Василия Поленова, работники которого с радостью предоставили их для казанской выставки.
-
Эти статуэтки — предметы, которые участвовали в ритуалах, в жизни семей африканских племен. Как рассказывает куратор Прохорова, долгое время с Запада такие находки считывались сугубо как этнографический элемент. Но авангард обновил восприятие традиционного искусства. В самой Африке люди знают своих художников, но сейчас мы не можем сказать, кому они принадлежат. Иконография скульптур определенных работ похожа, и специалисты могут проследить руку мастера, создававшего эти тотемы в определенном племени.
-
Приковал внимание гостей выставки «Престол страстей» Гонсало Мабунды. История этого экспоната не менее примечательна, чем он сам: в период после гражданской войны в ЮАР от правительства художникам было передано оружие в разобранном виде с целью создания произведений искусства или утилитарных вещей. Гонсало в своей работе совместил эти две полярности, вместе с тем переосмыслив в ней тему агрессии. «Игра престолов» в африканском варианте, прокомментировал кто-то из гостей.
-
Большой зал экспозиции открывают плетеные работы Джозефа Авуа-Дарко, у которого сейчас есть собственная художественная школа, где он помогает другим художникам. Его работы, с одной стороны, отсылают к искусству XX века, с другой — к сюрреализму по мотивам снов и фантазий художников. Работам даны названия кактусов, они выполнены по технике плетения корзин, которые очень распространены в Гане, откуда родом сам автор.
-
Медерик Тюрей, автор гиганта на входе в галерею, представляет своеобразное сердце и внутренней экспозиции выставки. В его масштабной работе также прослеживается отсылка к европейскому искусству, в частности к Жан-Мишелю Баскии, но в то же время важно понимать, комментирует куратор, что в искусстве Баскии были заложены традиционные африканские мотивы.
-
В целом немало работ выставки посвящены проблеме экологии. Так, Моффат Такадива стремится преобразовать переработанные материалы в произведения искусства, опираясь на традицию его племени кора, которые зашифровывают в плетении математические вычисления, танец, визуальные символы.
-
Выделяется по тону абсолютно импрессионистичная работа Сержа Аттуквея Клотти — известного автора, участвовавшего в Венецианской биеннале. Он работает с пластиковыми галлонами из-под масла, вырезая из них детали для своих работ. Его техника дала наименование целому направлению — афрогаллонизм. Этим он также затрагивает тему экологии: жители Африки какое-то время были вынуждены в таких галлонах хранить питьевую воду, что, очевидно, было небезопасно.
-
В галерее выделяется и часть выставки, которую куратор для себя назвала «Сакральным залом». Здесь на картинах изобилуют знаки, которые, с одной стороны, принадлежат традициям африканских племен, а с другой — являются современными медиазнаками.
-
Нельсон Мандела — один из главных символов свободы — придерживает Землю.
-
Инсталляция с метровыми песочно-водяными часами Анри Куаку «Все в потоке» символично изображает историю Африки, то, как она постоянно оказывается под давлением извне и в то же время остается совершенно неуловимой. «Обретение себя и подпадание под влияние, то, как эта история пишется и переписывается», — комментирует куратор.
-
Эпилогом выставки можно назвать ее «пушкинскую» часть. Купола из макраме — обращение к «Борису Годунову» Александра Пушкина и абиссинским корням поэта.
-
А вот и целый уголок, отведенный под Пушкина, завершающий экспозицию выставки. Работы российской художницы созданы на африканских тканях, на которых вышиты цитаты из произведений Александра Сергеевича.
-
Также выставку сопровождают традиционные для галереи закутки, где проигрываются видеоработы, так или иначе связанные с африканским искусством: видео Ульяны Подкорытовой, супруг которой занимался раскопками в одном из африканских регионов, игра в танец, фантазийное размышление о современных практиках перформанса с точки зрения традиционной культуры.
-
Как рассказывает Прохорова, сами африканские художники хорошо отреагировали на концепцию выставки, а именно — на интеграцию работ российских художников, переосмысляющих африканскую идентичность. Все работы отечественных авторов так или иначе основаны на личном опыте, «нет речи о какой-то апроприации, все художники так или иначе побывали в Африке». В этом плане примечательна работа Василия Власова и история создания его произведений: он с поэтом Михаилом Погарским путешествовал в Эфиопию и повторял путь поэта начала XX века Николая Гумилева, писавшего стихотворения во время своего африканского путешествия.
-
«Смотрите внимательно. С другой стороны, не хотите напрягаться — скользите по поверхности. И то и другое вам понравится. Это два базовых рецепта, как человеку жить с современным искусством: либо нырять глубоко, чтобы уши закладывало, но не факт, что вы всплывете неповрежденными. Либо наслаждайтесь чисто визуальными эффектами. Если вдруг вас что-то зацепит, по прошествии времени посмотрите на этикетку, там все описано», — поделился формулой восприятия «Перевернутого сафари» куратор Ханкин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.