«Выбрав в качестве образца для подражания авантюрную политику Гитлера, Третья Речь Посполитая последовательно идет по пути геополитического реваншизма, который в итоге привел немецкую нацию к катастрофе. К чему он может привести?», — задается вопросом Дмитрий Медведев «Выбрав в качестве образца для подражания авантюрную политику Гитлера, Третья Речь Посполитая последовательно идет по пути геополитического реваншизма, который в итоге привел немецкую нацию к катастрофе. К чему он может привести?» — задается вопросом Дмитрий Медведев Фото: Екатерина Штукина/POOL/ТАСС

«Ястреб» Путина набросился на Польшу

Мегаломания, комплекс неполноценности и фантомные боли несостоявшейся империи — такую краткую характеристику дает современной Польше зампред совбеза РФ Дмитрий Медведев. Накануне вечером в «Российской газете» вышла даже не статья, а практически научный труд бывшего президента России о современных отношениях с Москвой и Варшавой с внушительным историческим экскурсом. Причем материал оказался приурочен… ко Дню народного единства, которое отмечается 4 ноября. Дата посвящена одному из важнейших событий в истории Российского государства — освобождению в 1612 году Москвы от польских интервентов, напоминает автор статьи. А открывает Медведев свой рассказ цитатой бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: «Без русских армий Польша была бы уничтожена или низведена до рабского положения, а сама польская нация стерта с лица земли».

Появление такой статьи сейчас выглядит несколько неожиданным. Вероятно, готовилась она заранее, когда русофобская риторика (или «истерия», если выражаться терминами российского МИДа) в Польше на фоне событий на Украине оказалась на максимуме. То было летом, а ближе к осени польский политический истеблишмент сосредоточился на внутренних делах в связи с парламентскими выборами. В итоге критика Варшавы в адрес Москвы отошла на второй план, а главным сюжетом в прессе стал разлад между Польшей и Украиной, которые казались самыми близкими союзниками. В сентябре на фоне конфликта с ввозом украинского зерна президент Польши Анджей Дуда даже сравнил поведение Киева с отчаянием утопающего. После выборов в октябре антироссийская риторика в Польше, кажется, немного поутихла.

Согласно польской Конституции, первое заседание парламента страны в новом составе пройдет не позднее 14 ноября. На нем действующее правительство страны уйдет в отставку, а президент страны назначит нового премьер-министра, но согласование кандидатуры в Сейме может затянуться. Так что у статьи Медведева, вероятно, был и еще один повод. Один из известных экспертов в международной политике в беседе с «БИЗНЕС Online» не стал комментировать статью по существу, но оговорился: «Это великое произведение. Ни убавить, ни прибавить».

Местная пресса, хоть и не вся, труд Медведева заметила. Правда, аналитики нет, скорее упоминания. Так, польская газета Rzeczpospolita пересказывает тезисы статьи и отмечает, что русофобия — это «любимое слово» зампреда совбеза РФ. «Бывший президент и бывший премьер-министр России известен своими крайне критическими высказываниями в отношении нашей страны. И на этот раз он не пожалел резких высказываний в адрес своего западного соседа», — отмечает портал Polsatnews.pl. Издание указывает, что Польша — это одна из стран, которые Медведев «атакует» чаще всего. В годовщину начала событий на Украине Медведев написал, что Россия должна дойти до Польши, чтобы отразить угрозу со стороны Киева, напоминает читателям Dorzeczy.pl.

«Медведев снова угрожает Польше. Он пишет о конце государственности», — описывает статью зампреда совбеза РФ портал RMF24.pl. Медведев, который, будучи президентом в 2008–2012 годах, называл себя либеральным модернизатором, теперь позиционирует себя яростно антизападным кремлевским «ястребом», часто набрасываясь на Запад с оскорблениями, вводит в курс дела своих читателей Reuters. «Дипломаты говорят, что его взгляды дают представление о мышлении на высших уровнях кремлевской элиты», — пишет агентство. Reuters даже подсчитал, что в материале 8 тыс. слов.

Официальной реакции от Польши пока не последовало. «Агрессивный текст Медведева — это типичная кремлевская демонстрация ненависти, наполненная угрозами в адрес Польши и НАТО», — отреагировал на статью представитель кабмина Польши по вопросам безопасности информационного пространства Станислав Жарын. Материал выходит в момент, когда Россия предлагает возобновить работу «Северного потока – 2» и позиционирует себя как страна, готовая к мирным переговорам, заметил чиновник. Медведев часто «разбрасывается оскорблениями», но дипломаты опасаются, что кремлевская элита разделяет позицию Медведева, пишет Der Spiegel. О чем же статья?

Русофобская риторика в Польше на фоне событий на Украине была на максимуме (на фото: Владимир Зеленский и Анджей Дуда)Фото: © Damian Burzykowski /Keystone Press Agency /globallookpress.com

Польша остается «историческим лузером»

«Оголтелая польская русофобия» уже давно фактически похоронила отношения между Москвой и Варшавой, пишет Медведев. Используя конфликт на Украине в качестве операции прикрытия, Польша продолжает свою вековую борьбу за одно из ведущих мест в Европе. Припомнил Медведев и слова нынешнего президента Польши Дуды (не называя его имени), который меньше месяца назад назвал свиньями тех, кто голосовал на президентских выборах до 1989 года, т. е. в период, когда Польша была Польской Народной Республикой (ПНР), а у власти находились коммунисты.

«Помешанный на идеях возрождения польской империи, этот манкурт открыто заявил о необходимости „построить здесь, в нашей части Европы, великое сообщество, о силе которого учит нас наша история“, — отмечает Медведев. — Ссылаясь на эту пресловутую „силу истории“, он, конечно же, говорит не о „свиньях-соотечественниках“ социалистической эпохи, а о рухнувшей еще в конце XVIII века Речи Посполитой, которая была огромным государством площадью более 700 тыс. кв. километров. Призрак этой державы до сих пор днями и ночами не дает покоя польским правителям, которым тесно в нынешних границах, хотя по европейским меркам они вполне велики».

Польша стремится обеспечить свое тотальное господство в регионе, а также хочет вернуть территории, которые, по мнению Медведева, были несправедливо у нее отторгнуты, и «воплотить в жизнь давно терзающие ее представления «о справедливом мироустройстве». При этом Польша по-прежнему остается «историческим лузером», ей не удается выйти из матрицы «вечно догоняющего развития», а приток беженцев с Украины и отказ от российских энергоносителей будут и дальше ухудшать положение страны и граждан. «Хорошо это понимая, польское руководство в очередной раз прибегло к испытанному лекарству, отвлекающему общество от текущих проблем и вдохновляющему его на мифические свершения. Это лекарство — опасная смесь из местечкового национализма и непримиримой русофобии», — продолжает Медведев.

Немецкие войска сносят красно-белую магистраль на немецко-польской границе во время немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 годаФото: © dpa/ www.globallookpress.com

«Современные польские элиты трактуют историю «украинского вопроса» совершенно иначе»

Следующий блок в статье посвящен истории отношений России и Польши, которые «никогда не были простыми и безоблачными». Медведев начинает с образования Речи Посполитой, восстания Богдана Хмельницкого и отделения Киева и других земель. «Жители украинских земель устали от постоянных издевательств польских магнатов и шляхты, которые топили в крови любые попытки сопротивляться гонениям на православную веру и экономической экспансии, — указывает зампред совбеза. — Но, конечно, современные польские элиты трактуют историю „украинского вопроса“ совершенно иначе, стремятся использовать его в собственных, весьма нечистоплотных политических интересах».

После раздела Речи Посполитой российские правительства не подвергали преследованию язык и религию, не стремились менять этнический состав населения, указывает Медведев. Однако польское общество не переставало «мечтать о возвращении утраченных земель» и «развернуло острие своего национализма».

Победоносные немецкие войска маршируют мимо Гитлера в Варшаве. Сентябрь 1939 годаФото: © imago-images.de /Global Look Press /globallookpress.com

С момента восстановления государственности в 1918 года польские власти взяли курс на конфронтацию с Россией. Во время польско-советской войны поляки устраивали погромы, расправы и массовые убийства. После этой войны молодая советская дипломатия постоянно предпринимала усилия по оздоровлению отношений, однако наталкивалась на противодействие.

Польша стала первым государством, которое заключило официальное соглашение с Третьим рейхом — декларацию о ненападении. От сотрудничества с СССР Варшава отказывалась до лета 1939 года. При этом, подчеркивает автор, именно благодаря воле Советского Союза компенсацию за Западную Украину, Западную Беларусь и Вильно Польша получила за счет побежденной Германии.

«Будем ли мы тогда грустить о крахе современной польской государственности? Безусловно, нет»

В эпоху ПНР острая русофобия отошла на второй, а то и на третий план, напоминает Медведев. По его словам, став составной частью содружества социалистических государств, Польша получила стремительное восстановление страны. Однако в XXI веке у России снова возродился в лице Польши опасный враг. «И относиться мы будем к нему именно как к историческому врагу, полагая, что он в принципе неисправим. А коль нет надежды на примирение с врагом, у России должна быть лишь одна и очень жесткая установка в отношении его судьбы», — пишет зампред совбеза.

Квинтэссенцией исторической польской паранойи стала идея ее руководства о компенсации со стороны России за некие «угнетения». Но РФ может ответить зеркально, потому что список исторических счетов, за которые поляки должны заплатить, достаточно обширен.

Внешнеполитическая проекция действий современной Польши Медведеву очень напоминает стратегию Третьего рейха накануне Второй мировой войны. «Выбрав в качестве образца для подражания авантюрную политику Гитлера, Третья Речь Посполитая последовательно идет по пути геополитического реваншизма, который в итоге привел немецкую нацию к катастрофе. Это, однако, не останавливает поляков в их экспансионизме. К чему он может привести?» — задается вопросом автор.

Во-первых, Медведев не исключает введения польских войск на территорию Украины для отторжения западноукраинских земель и их присоединения к Польше. Кроме того, наращивание военного потенциала польского военного присутствия на Украине может спровоцировать прямое столкновение Варшавы с Беларусью и Россией. Эгоизм польских элит может привести и к обострению польских отношений с прибалтийскими странами.

Нынешняя русофобская ревизионистская политика Польши не дает повода для оптимизма, указывает Медведев. По его мнению, страна все еще ждет удобного момента, чтобы «снова залить кровью Восточную Европу ради достижения собственных целей». При этом история уже не раз выносила «зарвавшимся полякам беспощадный вердикт»: какими бы амбициозными ни были реваншистские планы, их крушение может потянуть за собой гибель всей польской государственности, а надежные союзники в любой момент используют ослабевшую страну.

«К величайшему сожалению, скудоумные варшавские władze i panowie (власти и лорды — прим. ред.) никак не хотят выучить уроки собственной истории. А ведь она уже в недалеком будущем способна отомстить им по полной программе, продемонстрировав польским элитам свою зловещую цикличность, — резюмирует Медведев. — Будем ли мы тогда грустить о крахе современной польской государственности? Не надо лукавить. Ответ может быть только один: безусловно, нет!»

Медведев не исключает введения польских войск на территорию Украины для отторжения западноукраинских земель и их присоединения к ПольшеФото: © Jakob Ratz /ZUMAPRESS.com / Global Look Press/ globallookpress.com

«Радикальные и националистические силы в Польше скажут, дескать, мы все правильно говорим»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают, почему выпад в адрес Польши появился сейчас, кому именно он адресован и какие цели преследует зампред совбеза РФ.

Дмитрий Буневич — политолог:

— Я думаю, что эта статья очень исторически философская. Потому что Дмитрий Анатольевич пишет не только о современном состоянии, он говорит и об истории российско-польских отношений. И, мне кажется, очень важно, что именно он написал эту статью, потому что в период своего президентства Медведев очень многое сделал для улучшения, нормализации российско-польских отношений. Очень целенаправленно работал. И я думаю, что все помнят его такую очень человеческую, очень личную, очень глубокую реакцию на трагедию с падением польского президентского самолета под Смоленском в 2010 году.

Я думаю, что эта статья и ее такой немножко не только исторический, но и эмоциональный посыл, который в ней есть, неслучайны. Потому что, мне кажется, он сам, как действующий политик, столкнулся с тем, что очень много усилий было приложено со стороны Москвы для вывода российско-польских отношений на какой-то новый уровень, на какое-то конструктивное взаимодействие. Были предложены масштабные проекты сотрудничества, но в итоге именно в связи с переменой в польском политическом курсе эти отношения находятся сейчас на беспрецедентно низком уровне.

Он просто проанализировал текущую ситуацию и обратился к истории не просто так, а чтобы понять, что все-таки стало причиной такого серьезного обрушения российско-польских отношений. Тут действительно есть проблема исторической памяти, о которой он пишет, есть ощущение господствующих в Польше идей, что страна занимает в мире не то место, которое она хотела бы. Что она сильно отстает и от западно-европейских стран, прежде всего от Германии, и в экономическом развитии, и в своих политических возможностях, и одновременно с этим очень хочет стать лидером Восточной Европы, Центральной и Восточной Европы, как-то консолидировать ее вокруг себя. Ничего из этого не получается. Такие вот имперские амбиции, но абсолютно не сбывшиеся. И это трансформируется в такую очень неконструктивную, очень в каком-то смысле вредную для самой Польши линию общения с Россией. Так что Медведев правильно вспоминает и события столетней давности, и политику так называемого прометеизма, которую продвигало правительство Пилсудского, которая направлена на что? На ослабление России, разрушение ее, провоцирование в РФ каких-то национальных, межэтнических, межрелигиозных, сепаратистских тенденций.

Мы видим, как сейчас с начала украинского кризиса очень откровенно Варшава привечает у себя собиранием каких-то фриков, сепаратистов, каких-то регионалистов из России, самых радикальных неадекватных оппозиционеров, поддерживает их. Так что в этом смысле я думаю, что [в статье Медведева] анализ, с одной стороны, политический, но мне кажется, что его пишет человек, который действительно приложил много усилий для того, чтобы улучшить отношения Польши и России.

Я думаю, что в Польше эту статью, конечно, заметят, увидят и переведут. Будут обсуждать в ведущих СМИ Польши, но это обсуждение будет неконструктивным. Это обсуждение будет сводиться к тому, что Медведев транслирует российский имперский взгляд. Что он ничего не понимает, что он оскорбляет их и так далее. Никакой содержательной дискуссии не будет. Статью эту заметят, но в совершенно искаженном представлении. К тому же более радикальные и более националистические, антироссийские силы в Польше будут говорить, дескать, мы все правильно говорим, что ненавидим Россию, мы ненавидим русских и действительно, смотрите: экс-глава государства, а ныне высокопоставленный политик критикует нас так жестко, поэтому мы все правильно делаем. То есть они эту статью не поймут и не захотят понимать.


Виктор Минин — политтехнолог:

— Я думаю, этот материал адресован скорее Варшаве. И, конечно, поляки на него отреагируют. Все думают, что будет после Украины. Поскольку то, что мы выиграем на Украине, не обсуждается. И куда отправится Польша вместе с Восточной Европой, решает не Польша. И воевать ей с нами или нет, решает тоже не Польша. Поэтому все, в общем-то, уже предопределено, и никакой войны в этом смысле не будет.

Польша и поляки не дураки. Они просто геополитические бизнесмены. Где можно что-то отодрать, они там и отдирают. Запад закончится как источник — и они спокойно пересядут на нас, будут пытаться пересесть на нас и жить дальше. Примерно вот так.

Говорит ли эта статья о том, что Медведев имеет президентские амбиции? Он понимает, что он уже не сможет быть президентом. Хотя и хочется, конечно. Особенно когда ты уже был им. Я думаю, он встроен в геополитику Путина. И в этом смысле полагаю, что он или по просьбе, или по заданию, или по личной инициативе, понимаемой по-своему, своего места в геополитике, выполняет задачу такого орудия. Такой кочерги, которой все время угольки помешивают в печке. Я примерно вот так все вижу. И он достаточно удачно это делает, потому что на другого политика, который бы это говорил, никто бы не реагировал. Реагируют только на Путина, может, еще на Патрушева, на премьера даже не реагируют. А на Медведева реагируют очень сильно, потому что он все-таки почти второй человек в государстве, зампред совета безопасности. Это, в общем-то, геополитик и по опыту, и по роли и месту в мировой политике, он имеет достаточно высокий ранг.

Его слушают и к нему прислушиваются. Потому что считают, что он как бы рупор Путина. Он говорит то, что неудобно говорить Путину. Такая «группа скандала», я бы сказал.


Сергей Марков —  политолог:

— Статья адресована новому правительству Варшавы. Это как бы предложение не повторять ошибки, совершенные предыдущим, которое было сильно русофобским. То, что Черчилль назвал ее гиеной Европы, — это совершенно правильное определение. Поляки хотят, чтобы за них воевал кто-то другой, а они пользовались результатами. Поэтому пытаются спровоцировать войну. 

Вообще, Польша является одним из главных виновников Второй мировой войны, поскольку долгое время Гитлера рассматривала в качестве союзника и хотела вместе с ним начать войну против России. Польша потом сорвала формирование антигитлеровской коалиции. Их элиты чудовищно глупы, и они всегда принимали решение, во многом помещая страну в эпицентр трагедии. 

Сейчас Польша имеет план: Украина должна быть антироссийской и чтобы США и Евросоюз передали Украину и Беларусь под их управление. Этот план называется «Интермариум», разработанный еще Пилсудским в 1930-е, и сейчас он последовательно осуществляется.  

НАТО — как банда гопников, а Россия — как интеллигент, к которому они пристают в парке. Есть главные гопники, которые избивают, а есть шкеты, которые больше всего провоцируют, агрессивно себя ведут — Польша играет такую роль. Польша такую боль принесла русскому народу в рамках этого конфликта, начиная с 2014 года, а до этого помогала фашистам прийти к власти. Поляки должны быть уже наказаны судьбой.
   
Формально они (польские власти прим. ред.) эту статью обязательно облают. Но неформально тщательно прочитают, потому что в прошлом правительстве не было ни одного разумного человека. В этом правительстве есть несколько разумных людей и имеется возможность того, что они задумаются. Они точно помнят, что сама Польша была причиной катастрофы во Второй мировой войне.

Конечно, Медведев имеет президентские амбиции, они у него никогда не исчезали. Но эта статья не связана с этими амбициями. Потому что понятно, что Путин пойдет на выборы, будет избран на длительный срок, за это время ситуация кардинально может поменяться. Медведев, как известно, нашел очень хорошую нишу — выступает с радикальными идеями. Он самый популярный политический блогер в стране. Думаю, в какой-то мере Медведев роль Жириновского воссоздал.