«Трасса с высоким трафиком не является идеальным местом для размещения уличной части терм. В дальнейшем, когда предложение термальных комплексов станет шире, выигрывать будут объекты, расположенные в природном окружении», — говорит эксперт рынка коммерческой недвижимости Елена Стрюкова об идеальной локации под термы. В ближайшее время в Татарстане откроется 6 новых проектов — в Зеленодольске, Елабуге и Казани, в том числе в ТЦ «МЕГА». О том, чего ожидать моллам от такого соседства, принесет ли это доход и почему термальным комплексам нужна классификация по типу гостиниц, Стрюкова рассказала в материале для «БИЗНЕС Online».
«Уровень свободных вакансий в торговых центрах Казани по итогам III квартала составляет 16 процентов — идет медленное и постепенное замещение ушедших арендаторов»
Бани в ТЦ: посещение магазинов до или после сауны и бассейна как будто не лучшее решение
Уровень свободных вакансий в торговых центрах Казани по итогам III квартала составляет 16% — идет медленное и постепенное замещение ушедших арендаторов. Тренд на то, что ТЦ — это место не только для покупок, но и для времяпровождения, некое третье место после дома и работы, принят ведущими объектами в качестве стратегии еще до пандемии и начала СВО и сейчас усиливается. Все функции, связанные с развлечениями, образованием, искусством, спортом и здоровьем, могут быть удачно вписаны в торговые проекты. Вопрос пропорции этих функций к торговым арендаторам — это вопрос экономики проекта, т. к. обычно арендаторы этой сферы в силу специфики бизнеса неспособны платить высокие ставки аренды.
Большой резонанс вызвала новость о планах по открытию термального комплекса от Termoland в казанской «МЕГЕ». Зачем термам крупный региональный торговый центр, расположенный в жилом массиве, с большой парковкой и наличием точек подключения, мне понятно. А вот для чего торговому центру термы с точки зрения синергии и трафика, совсем не очевидно. В части привлечения туристического трафика — да, наверное. С точки зрения охвата населения города мне сложно представить добавленную стоимость терм для торгового центра. Посещение магазинов до или после сауны и бассейна как будто не лучшее решение. Общепит, как правило, есть в составе самих термальных комплексов. Таким образом, синергии с остальными арендаторами торгового центра термы не дают.
Учитывая совершенно нестандартные потребности терм в инженерии (нужно больше тепла, воды и электричества), с точки зрения девелопмента для меня есть только одна причина, по которой в составе арендаторов торгового центра я хотела бы видеть термы, — это адекватная ставка аренды.
Как мне кажется, в свое время OBI «выселили» в отдельное здание именно потому, что поток их покупателей не сильно пересекался с покупателями самого ТЦ. Примерно такого же соседства я ожидаю от термального комплекса. Посещать его, конечно, будут. Но повысит ли это посещаемость торговых арендаторов — большой вопрос.
«Что касается выбора площадки в Казани для терм, то плюсы ее очевидны. Из минусов я вижу только тот аспект, что нет никакого природного окружения: леса, набережной или прогулочной зоны»
Так или иначе, недвижимость должна приносить доход. Простой вакантных помещений в казанской «МЕГЕ», по самым скромным оценкам, обходится девелоперу более чем в 25 млн рублей в месяц недополученных доходов.
Так что если по ставке аренды с термальным комплексом договорились хотя бы о 600 рублях за квадратный метр в месяц, то уже неплохо. Думаю, ставка для терм вполне подъемная. Вопрос, с какого момента арендатор начнет платить. Ведь период на отделочные работы такого арендатора от 6 до 12 месяцев, а инвестиции составят от 60 тыс. до 100 тыс. рублей на квадратный метр, что сопоставимо со стоимостью строительства «квадрата» офисного здания без отделки.
Что касается выбора площадки в Казани для терм, то плюсы ее очевидны. Из минусов я вижу только тот аспект, что нет никакого природного окружения: леса, набережной или прогулочной зоны. Трасса с высоким трафиком и соседство со строительным магазином не является идеальным для размещения уличной части терм. В дальнейшем, когда предложение термальных комплексов станет шире, выигрывать будут объекты, расположенные в природном окружении.
«Анализ работы термальных комплексов в России показывает, что их посещаемость бьет все рекорды»
В Татарстане скоро появятся еще 6 термальных комплексов
Анализ работы термальных комплексов в России показывает, что их посещаемость бьет все рекорды, чего не скажешь о крупных торговых центрах, многие из которых в последние три года лишились до половины своих арендаторов.
В Татарстане действует два термальных комплекса: в Набережных Челнах — Cleversport и в Нижнекамске — центр здоровья и отдыха «Нижнекамские термы». На этапе проектирования и строительства в республике находится еще 6 проектов: один в Зеленодольске, один в Елабуге и четыре проекта в Казани.
Полагаю, в скором времени появится специальная классификация, которая позволит корректно учитывать и характеризовать термальные комплексы. Можно ли, например, отнести к ним отель Kol Gali Resort & Spa в Болгаре, оздоровительный центр Terra vita, гостинично-развлекательный комплекс «Казанская Ривьера» и спа-комплекс Luchiano в Казани?
Очевидно, что проекты необходимо подразделять на городские и загородные, отдельно стоящие и в составе гостиниц или торговых центров ну и по ценовому сегменту, безусловно.
Цель любой классификации объектов недвижимости — это разработка стандартов отрасли и оценка объема рынка предложения. Помимо этого, для владельцев недвижимости, которые рассматривают термы в качестве арендаторов, классификация будет ориентиром при проектировании пространства и инженерных систем.
Елена Стрюкова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.