В далеком 1988 году начал свой путь в «КАМАЗ-Мастере» Владимир Чагин и, как говорится, поднялся с низов. Сначала он был механиком, потом — пилотом, затем — руководителем коллектива. На его глазах команда стала лидером мирового автоспорта. Однако накануне этому историческому пути подошел конец: Чагин в присутствии Рустама Минниханова и Сергея Когогина сложил с себя полномочия. И это стало эхом последних поражений легендарной команды. О том, чем займется Чагин, кто пришел ему на смену и кому проигрывали «камазисты» в 2023-м, — в материале «БИЗНЕС Online».
Владимир Чагин передал Эдуарду Николаеву свой пост руководителя команды «КАМАЗ-Мастер»
Чагин сконцентрируется на «Шелковом пути»
Сенсацией ознаменовалось накануне в Набережных Челнах празднование 35-летия гоночной команды «КАМАЗ-Мастер», которая за этот срок успела 19 раз выиграть «Дакар» и стать сильнейшей в мире грузовых гонок.
После поздравительных речей высоких гостей на сцену концертного зала поднялся руководитель «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин. Вышел он с необычным атрибутом — рулем. Его Чагин неожиданно для собравшихся в зале передал пилоту Эдуарду Николаеву. 39-летний уроженец автограда — один из самых опытных в нынешнем составе команды. Он четыре раза выигрывал «Дакар» в качестве пилота, один раз — в качестве механика, а выступает за «КАМАЗ-Мастер» с 2003 года.
За символическим жестом скрывалось решение Чагина передать Николаеву свой пост. А должность эта отнюдь не формальная: руководитель команды курирует всех пилотов (их у «КАМАЗ-Мастера» 8: команда — лидер по количеству участников на каждом старте), все машины и весь персонал. Этим Чагин занимался с 2012 года, когда сменил на данном посту основателя «КАМАЗ-Мастера» Семена Якубова.
Чагин решил сконцентрироваться на проекте «Шелковый путь», которым он также руководит
Свое решение уже бывший шеф объяснил желанием сконцентрироваться на проекте «Шелковый путь», которым он также руководит. Это главное ралли в стране, которое в текущем году прошло по территории 13 регионов России с финишем на Красной площади в Москве. Как пояснил Чагин, перед руководством турнира стоит задача по расширению географии ралли и привлечению большего числа участников. А это, по его словам, требует большой работы в течение года с властями различных уровней. Совмещать работу в «КАМАЗ-Мастере» и «Шелковом пути» Чагину стало трудно. «Гонка по праву стала главным событием года, и в период соревнования руководитель команды должен быть с ней, а руководитель гонки такой возможности не имеет», — заявил он. Так что настало время уступить дорогу молодым.
В пресс-службе «КАМАЗ-Мастера» «БИЗНЕС Online» отказались от дополнительных разъяснений по ситуации, сославшись на то, что вся необходимая информация есть в официальном релизе.
В апреле на «Золоте Кагана», в июле на «Шелковом пути», в сентябре на «Симбирском тракте» «КАМАЗ-Мастер» занимал призовые места, но не добивался главного — победы. Первое место каждый раз оставалось за экипажем белорусского пилота Сергея Вязовича (второй справа) из «МАЗ-Спорта» — случай небывалый
Не простили поражений белорусам
И все же, несмотря на праздничную атмосферу, отставка Чагина, судя по всему, связана и с текущим состоянием гоночной команды. Прошедший сезон можно назвать худшим в ее истории. В условиях изоляции челнинцы вынуждены были сконцентрироваться на внутренних стартах. Казалось, что это будет легкая прогулка, ведь «КАМАЗ-Мастер» долгое время выигрывал у лучших из лучших, однако на деле оказалось не так.
В апреле на «Золоте Кагана» в Астраханской области, в июле на «Шелковом пути», в сентябре на «Симбирском тракте» в Ульяновской области «КАМАЗ-Мастер» занимал призовые места, но не добивался главного — победы. Первое место каждый раз оставалось за экипажем белорусского пилота Сергея Вязовича из «МАЗ-Спорта» — случай небывалый. Лишь в октябре на «Песках Арчеды» в Волгоградской области татарстанцам удалось сместить Вязовича с первого места — его занял экипаж Дмитрия Сотникова.
Не скрывая радости от побед над гегемоном российского автоспорта, Вязович говорил в октябрьском интервью, что «КАМАЗ-Мастер» эмоционально отреагировал на его результаты: «Наши соперники в замешательстве по поводу того, как нам удалось совершить такой рывок». По словам белорусского пилота, в Челнах используют более дорогие и инновационные механики. «Но благодаря конструкторским решениям мы при меньших вложениях и бюджете развиваем более высокую скорость на определенного вида дороге», — отметил он. При этом, добавил Вязович, у «КАМАЗ-Мастера» 200 человек в команде, у «МАЗ-Спорта» — лишь 30.
По информации «БИЗНЕС Online», именно поражения в этом сезоне стали ключевой причиной ухода Чагина с должности. Они обязывают «КАМАЗ-Мастер» думать над новыми техническими решениями, менять подход к подготовке к тем или иным стартам, принимать кадровые решения. Сами по себе победы на внутренней арене не придут. Понимая, что весь этот гигантский объем работы ему не осилить, Чагин покинул свой пост. Так что задача перед Николаевым — выигрывать на каждом старте в следующем году.
Кроме того, источники газеты говорят, что теперь уже бывший руководитель «КАМАЗ-Мастера» довольно много уделял времени своей работе в качестве депутата Госсовета РТ и это также отражалось на гонках. В любом случае нынешняя «ссылка» в «Шелковый путь», который курирует его старый друг, предприниматель Булат Янборисов, выглядит для 53-летнего Чагина логичным продолжением карьеры.
Чагин был доверенным лицом Владимира Путина на выборах 2018 года. Так что неудивительно, что он попал в руководство «Шелкового пути», чтобы решать сложнейшую задачу — сделать российский аналог «Дакара». Ралли оказалось как никогда актуальным после старта СВО, когда свои двери для россиян закрыл тот же «Дакар»
Чем известен Владимир Чагин?
Между тем все вышесказанное не отменяет заслуг нашего героя для Татарстана и автоспорта в целом. В спортивных кругах Чагин получил прозвище Царь Дакара. Это случилось в 2011 году, когда спортсмен взял 7-й титул на главном ралли-рейде мира в классе грузовиков. Пять раз Чагин поднимался на высшую ступень пьедестала гонки (2013, 2014, 2017, 2019 год) в составе «золотой тройки» команды «КАМАЗ-Мастер» — с руководителем и штурманом Якубовым и механиком Сергеем Савостиным. Всего на счету спортсмена 63 победы на этапах «Дакара».
Чагин родился 5 января 1970 года в Пермской области. Вскоре переехал с родителями в Набережные Челны, где те работали в управлении строительством КАМАЗа. В 18 лет сам устроился слесарем на предприятие. Работал в «КАМАЗ-Мастере» с первого дня основания команды. Он начинал свой путь в 1988 году с должности механика, через 7 лет стал выступать как пилот, а в 2012-м стал руководителем команды. Под управлением Чагина «КАМАЗ-Мастер» продолжил доминировать на «Дакаре».
Чагин был доверенным лицом Владимира Путина на выборах 2018 года. Так что неудивительно, что с таким политическим весом в 2015-м он попал в руководство «Шелкового пути», чтобы решать сложнейшую задачу — сделать российский аналог «Дакара». Ралли оказалось как никогда актуальным после старта СВО, когда свои двери для россиян закрыл тот же «Дакар».
«„КАМАЗ-Мастер“ — самое дорогое для меня дело, которому я обязан, пожалуй, всем достигнутым в моей жизни», — сказал Чагин на церемонии накануне. Всех связей с гоночными Челнами он, кстати, не разрывает. Остается в НП «КАМАЗ-Автоспорт», только если раньше он был там директором, то теперь возглавит правление. Под этой организацией собраны все проекты КАМАЗа по развитию автогонок в республике — от картинга до кольцевых гонок.
Особый статус «КАМАЗ-Мастера» в республике подчеркивал и уровень гостей вчерашней церемонии. В частности, президент РТ Рустам Минниханов признался в особых чувствах к «КАМАЗ-Мастеру»: «Я люблю команду, тех людей, которые здесь трудятся, автомобили, которые с каждым годом совершенствуются. Мы можем. Без булдырабыз». Глава КАМАЗа Сергей Когогин напомнил прозвище команды — «Синяя армада». «Не мы придумали — так нас называют участники гонки», — отметил он, а также сделал акцент на том, что основу команды составляют татарстанцы. «Мы куем кадры здесь, в Набережных Челнах, — это показатель силы и мощи», — резюмировал гендиректор автогиганта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.