«В сегодняшней финансово-экономической модели развлекательные парки имеют сроки окупаемости в нашей стране 20 лет и выше. Естественно, это неинтересно пока ни для инвесторов, ни для бизнеса», — говорит глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов о проблемах создания нового магнита для туристов в Казани. Национальная идентичность республики сейчас главное, чем отличается Татарстан на фоне других регионов. Но нужно подтягивать татарскую кухню, создавать татарские турпродукты и тематические парки. Во второй части круглого стола, посвященного туротрасли, участники порассуждали о мерах поддержки для отелей в условиях дефицита номеров, проблемах с приемом по халяль-стандартам и о том, какой эффект туризму даст предстоящий саммит БРИКС.
Национальная идентичность республики сейчас главное, чем отличается республика на фоне других регионов
О круглом столе и его участниках
В конце ноября в стенах нашей редакции прошел круглый стол, посвященный туротрасли Татарстана. В первой части встречи мы говорили о том, как Казань представлена на карте внутреннего туризма России, где скрыт ее туристический потенциал, что не дает развиваться дальше и какие ожидания у участников отрасли от предстоящего Нового года.
Во второй же части мы затронем актуальные проблемы отрасли — дефицит мест размещения, нехватку кадров и вопрос продвижения национальной идентичности Татарстана.
Участники круглого стола:
- Сергей Иванов — председатель госкомитета РТ по туризму.
- Артем Прокофьев — депутат Госдумы РФ.
- Инга Гадзаова — президент ассоциации отелей Казани и РТ, управляющая отелем «Островский».
- Любовь Ковалева — директор ООО «Туристско-информационный центр».
- Гульнара Сафина — эксперт гостиничного бизнеса, экс-управляющая отелем «Релита».
- Игорь Воронов — председатель гильдии экскурсоводов РТ.
- Эльза Ахметханова — генеральный директор гостиничной сети «Регина».
- Тимур Хайбулин — генеральный управляющий отеля «Ибис Казань Центр».
- Елена Илькун — гендиректор ООО «Бюро путешествий Казань-тур».
Модераторы: Рашид Галямов — издатель «БИЗНЕС Online»; Анна Городнова — руководитель отдела потребительской жизни и услуг, ретейла и туризма «БИЗНЕС Online».
Инга Гадзаова: «Есть нехватка номерного фонда, что тормозит туристический поток, его рост»
«Сколько отелей может похвастаться халяльной едой от и до?»
Модератор: Инга Сергеевна, каких магнитов Казани не хватает для качественного туристического скачка? Как раскрыть базовый потенциал?
Гадзаова: Потенциал есть, он существует. Мы уже везде себя зарекомендовали, о нас все знают, к нам едут. Проводятся крупные мероприятия разного уровня. Есть нехватка номерного фонда, что тормозит туристический поток, его рост. Вспомним форум «Исламский мир» — он нам очень многое показал и открыл глаза. Мы не смогли удовлетворить тот спрос на повышенную категорию номерного фонда. Также нам необходимо работать над качеством сервиса. Кадрового резерва нам не хватает.
— Недостаточно образовательных заведений?
— Они есть, но из профильных вузов мы видим низкий процент пришедших к нам людей. И много времени тратим на то, чтобы обучить какого-нибудь биолога, экономиста, преподавателя.
Модератор: Любовь Анатольевна, вы также сталкиваетесь с дефицитом персонала?
Ковалева: Я себе взяла за правило: беру по большей части персонал только со студенческой скамьи и обучаю их от и до по всем стадиям. Мне проще научить такого специалиста, который мне нужен, чем искать готового. Неплохая школа в Казанском федеральном университете. Сама преподаю на кафедре туризма и могу сказать: да, основная проблема студента — они не понимают, куда пойдут работать. Они не остаются на лето, на профориентационные работы, их нельзя уговорить пройти практику. Нет восприятия нашей отрасли абсолютно, и, наверное, основная проблема идет от того, что практических навыков студент почти не получает.
— С кадрами все ясно, процесс не быстрый. Еще какие проблемы бы вы назвали?
— Страдает транспорт. У нас только-только начали обновлять автобусы 2013 года, с Универсиады, которые морально устарели. Основная проблема этих Hyundai Universe — зимой ты выезжаешь на обзорную экскурсию по городу с ледяной коркой по стеклу. Их нельзя использовать на рынке для туризма. Ты получишь очень плохую оценку, требования вернуть деньги, и клиент в этом случае прав. Мы знаем все эти машины наперечет, потому что мы хотим оказывать сервис качественно.
Еще одна проблема — нехватка экскурсоводов, которые говорят на иностранных языках. И к тому же у нас нет адекватной оценки стоимости этой услуги. Например, арабисты на рынке просят 35 тысяч рублей в день. В день!
«Еще одна проблема — нехватка экскурсоводов, которые говорят на иностранных языках. И к тому же у нас нет адекватной оценки стоимости этой услуги»
— То есть их так мало просто?
— Хороших — единицы, я бы сказала. Буквально на пальцах одной руки посчитать, и ты покупаешь за 35 тысяч. А какой у нас сейчас залог развития бизнеса? Мы хотим туристов из Ирана, Индии, Арабских Эмиратов — это то, с чем у нас есть авиасообщение, потому что первое, во что мы уперлись — это как к нам переместиться. Когда ты складываешь все билеты, получаешь крайне дорогой пакет. А клиент там точно такой же, как и здесь, — он хочет подешевле, он не будет покупать за тысячу долларов путевку, это не их формат. Нужно работать над прямыми авиаперелетами.
— А они уже сюда прилетают?
— Да. Им интересна Казань, мусульманская страна в целом и им здесь комфортно. Но мы сразу получаем проблему — сколько отелей может похвастаться халяльной едой от и до? Мы рассчитываем на поток оттуда, а даже в средстве проживания не могут полноценно накормить.
— Тогда весь ресторан и весь отель должны быть халяльными, если глобально подходить к вопросу.
— В Москве решают этот вопрос, выставляя отдельные фуршетные линии: вот здесь халяль, а здесь обычные европейские блюда.
«Есть у нас программа «Бик тәмле – Очень вкусно». Это программа татарской национальной кухни, где туристы приезжают конкретно за вкусной едой, и она заявлена практически на всем протяжении маршрута»
— А им что нужно — еда или просто сертификация?
— Они просят еду, молельную комнату, у них во всех отелях есть молельные комнаты. Отели казанские, в которых они есть, например, вообще отказались работать с группами. А если приедет гость, то сразу приезжает группа, потому что для семьи из трех человек это дорого. Здесь идет механика запуска большого турпродукта. Но отели переориентировались в первую очередь на индивидуального туриста.
Модератор: Елена Владимировна, есть ли у ваших групп проблемы с едой в Казани?
Илькун: Есть у нас программа «Бик тәмле – Очень вкусно». Это программа татарской национальной кухни, где туристы приезжают конкретно за вкусной едой, и она заявлена практически на всем протяжении маршрута. Это недлинный тур, всего два дня, но он дорогой и включает в себя в том числе дорогу в купе туда и обратно. Тем не менее в последнее время этот тур пользуется большим спросом.
— Проблемы есть с питанием?
— Сложно найти ресторан, который мог бы дать по адекватным ценам именно комплекс такой услуги: комплексный завтрак, комплексный обед или ужин с дегустацией национальных блюд. И вот здесь каждый раз мы сталкиваемся с тем, что уговариваем ресторан: «А примите нас!» Тема очень востребована: едут в Казань не для того, чтобы поесть русскую кухню, а чтобы попробовать национальную.
Хотелось бы, чтобы у нас один из театров тоже сделал какую-то национальную программу, доступную для туристов. В Йошкар-Оле, например, есть театр имени Шкетана, где погружают в традиции.
— То есть, чтобы раскрыть потенциал Казани, нужно разворачивать национальную идентичность, да?
— Безусловно, в этом наша фишка. У нас есть программа «Тайна обрядов народов Поволжья». Мы туда включили Казань, Чебоксары, Йошкар-Олу. Но в Казани в таком ярком виде мы не можем показать колорит, в каком демонстрируют Чувашия и Марий Эл.
Кухня и национальная идентичность — это то, что сейчас вообще привлекает людей по всей России, то, чем завлекают другие города, другие республики на свою территорию. Башкортостан очень ярко работает. Нижний Новгород продвигает свою русскую идентичность с национальными программами. Даже в Ижевске есть свой ресторан национальной удмуртской кухни, там очень вкусно и недорого. А у нас есть национальная кухня, но очень дорогая в ресторанах.
Елена Илькун: «Кухня и национальная идентичность — это то, что сейчас вообще привлекает людей по всей России, то, чем завлекают другие города, другие республики на свою территорию»
«Профессия экскурсовода не вымрет, а просто перерастет все-таки в более эксклюзивную»
Модератор: Игорь Аркадьевич, коллеги обозначили проблему с кадрами в экскурсионной сфере. Как у вас обстоят дела?
Воронов: Сейчас действительно возникает очень большая проблема с экскурсоводами с владением иностранных языков. Недостаточно того, что человек закончил тот же самый инфак и знает какой-то язык как переводчик. Нужно быть еще экскурсоводом. У нас ведь на самом-то деле даже нет текстов отработанных для них на иностранном языке. Я один раз в жизни работал с иностранцами через переводчика. Вы знаете, они с другой планеты. Они знают: Иван Грозный. Но считают, что Грозный — это фамилия, а Васильевич — это прозвище. Там нужна совершенно иная подача.
— А какая средняя зарплата экскурсовода?
— От 100 тысяч летом спокойно зарабатывают. И сейчас сезонность стирается, так что в среднем так и выходит по году.
— Наивный немного вопрос: сейчас роботизация вытесняет, так сказать, массовые профессии. Экскурсовод, наверное, первый в этой очереди? Аудиогиды есть разные…
— Не соглашусь. Прокатитесь в красном автобусе ради интереса, где ставят запись и нет экскурсовода. Стоит автобусу застрять на каком-нибудь светофоре — все пошло вразнос. Я думаю, что профессия не вымрет, а просто перерастет все-таки в более эксклюзивную, исходя из того, что человеческое общение всегда будет ценно.
Ковалева: Я добавлю, что у нас обслуживается очень много гостей определенного уровня. И у многих бывает конкретный запрос: молодая, красивая, не старше 35, с ногами, эрудированная. Речь о том, что делегатам нужна не просто экскурсия, а красивый собеседник, с которым они гуляют по городу, это живые эмоции. Автомат их никогда не подарит.
«Экскурсоводы летом спокойно зарабатывают от 100 тысяч рублей»
Модератор: Эльза Зуфаровна, как раскрыть потенциал Казани и Татарстана?
Ахметханова: Дополнив тезис о том, что человек живет эмоциями, скажу, что мы начали строить зоопарк при отеле в Мамадыше. В Казани у нас также есть подобный, и многие с удовольствием приезжают. Было место и площади в районе, около 3 гектаров, которые мы можем освоить, чтобы была заинтересованность именно у туристов ехать туда. Планируем запустить его в следующем году. Сделаем также инфраструктуру вокруг, чтобы гости могли получить больше услуг.
Модератор: Раз речь зашла о зоопарке, казанцы и жители районов РТ за этими впечатлениями едут в Ижевск. Хотя Казанский зоопарк также мог бы быть мощнейшим магнитом для туристов, инвестированы серьезные деньги…
Иванов: Поток в зоопарк есть. Туда приезжают и большое количество школьников, и индивидуальных туристов много приходит. Но он сейчас все еще в стадии развития. Я могу сказать, что он посещается туристами, хотя пока это не основной наш магнит.
«Поток в зоопарк есть. Туда приезжают и большое количество школьников, и индивидуальных туристов много приходит»
«Главная проблема — дефицит мест размещения»
Модератор: Гульнара Маратовна, что еще даст дополнительный турпоток Казани?
Сафина: Дорога, которая строится между Москвой и Казанью, даст дополнительный приток, и нам надо понимать, как в дальнейшем этот потенциал развивать с точки зрения сервиса и парковочной инфраструктуры. И вокруг Казани много городов привлекательных: Болгар, Елабуга, Бавлы, Альметьевск… Я сама из Альметьевска, и, когда у меня приезжают друзья, говорят: «Вот это вышки нефтяные!» — они просто в дичайшем восторге пребывают. А если сходить в музей «Татнефти», там просто залипаешь! Пляж там недавно реконструировали. Тот же самый Чистополь — наша жемчужина, которую мы всё тоже пытаемся продвинуть. Аквапарк в Казани генерирует мощный поток. Конечно, нужно больше таких точек, но они требуют вложений.
Природа в Татарстане богатая — пошел бум строительства загородных отелей. И они, как правило, гибридные. И задача таких локаций — сформировать активности, которые буду интересны. А сейчас все делают же по лекалам: ну домики поставят, какое-то административное здание, спа-центр, и все. А что-то еще должно там интересное находиться, помимо самой природы.
— По-крупному для Казани что нужно?
— Наша Казань по праву называется третьей столицей по туристическому потенциалу. Я эксперт и в «гильотине» по туризму, и в совете по классификации гостиниц. И везде мне всегда приятно, как представителю бизнеса, что говорят: «Татарстан, вы всегда пионеры, впереди планеты всей…» — то есть всегда ставят нас как пример. И наши кейсы рассматривает тот же Нижний Новгород, та же Уфа, они нас изучают.
Гульнара Сафина: «Наша Казань по праву называется третьей столицей по туристическому потенциалу»
— Но мы все же уступаем Сочи и Краснодарскому краю, потому что у нас нет моря.
— Если у тебя чего-то нет, как у женщины 90/60/90, то нужно чем-то привлечь. И нам грех жаловаться, мы сделали Казань привлекательной, в том числе за счет различных мероприятий давно уже вышли на международный уровень. Принимали WorldSkills, а сейчас у нас такого высокого уровня дипломатическое мероприятие — саммит стран БРИКС. Опыта приема таких мероприятий мирового уровня у нас пока не было, в отличие от Москвы и Петербурга. И чтобы мы, отельеры, в грязь лицом не упали, нужно провести некое обучение, чтобы мы хотя бы понимали, каким образом должен происходить прием дипломатических делегаций в гостинице, например. Здесь есть очень много нюансов.
Модератор: Артем Вячеславович, где у нас потенциал туристического роста?
Прокофьев: Главная проблема, как я уже говорил, — дефицит мест размещения. И важно, чтобы мы не ушли в простые, казалось бы, решения, но которые обернутся проблемами. Сейчас появился законопроект в Государственной Думе о так называемых гостевых домах. В эксперименте участвуют три региона: Краснодарский край, Севастополь и Крым. Но уже озвучивается, что ко второму чтению этот список будет расширен до десятка регионов. О чем речь? Это возможность создавать в любом ИЖС, по сути, мини-гостиницу до тысячи «квадратов». Здесь возникает проблема для самих жителей этих поселков. И с другой стороны — как быть классическим отелям, это же неравная конкуренция. Принятие законопроекта о гостевых домах лишит права муниципалитетов на их полномочия и распространит практику размещения гостиничных номеров в индивидуальных жилых домах на все регионы.
Что касается создания новых точек притяжения. Скоро появится новая версия нацпроекта по туризму, и, надеюсь, наша республика в полной мере сможет принять в нем участие и получить субсидии на создание таких мест — круглогодичные курорты, аквапарки, термы, парки развлечений. Это то, что сегодня Татарстану тоже необходимо в развитии туристической области. Конечно, важны якорные проекты с точки зрения гостиничного бизнеса, как, например, планирует реализовать корпорация «Туризм.РФ» в Лаишевском районе. Появляется не только новый номерной фонд на много сотен номеров, но и вокруг мы увидим развитие дополнительной туристической инфраструктуры.
Третье — нас ждет саммит стран БРИКС. Это очень значимое событие, которое можно использовать как продвижение бренда Казани и Татарстана в мировом масштабе. Это событие по упоминанию цитируемости в СМИ будет даже выше, чем Универсиада. Я сам был в этом году в Йоханнесбурге на саммите политических партий БРИКС+, который прошел в преддверии встречи глав государств-участников БРИКС. ЮАР продемонстрировала хороший уровень подготовки, но уверен, что наша страна, наша республика и ее столица Казань могут еще повысить планку с точки зрения гостеприимства. Мы приложим все усилия для этого.
«Национальная идентичность — это то, чем мы явно отличаемся от остальных регионов Российской Федерации»
«Мы сделали Казань привлекательной, в том числе за счет различных мероприятий давно уже вышли на международный уровень. Принимали WorldSkills, а сейчас у нас такого высокого уровня дипломатическое мероприятие — саммит стран БРИКС»
Модератор: Сергей Евгеньевич, как раскрыть туристический потенциал Казани и Татарстана в целом?
Иванов: Динамика туристического потока в нашу столицу в том числе прирастает и за счет наших районов республики. Чтобы нам этот тренд не потерять, первая задача — это все-таки придумать механизм стимулирования, создать новый качественный номерной фонд, трехзвездочный и выше.
Второе — мы постоянно ищем возможности создать какую-то новую большую точку притяжения в виде тематического парка либо какого-то серьезного кластера, который не в Казани, а, скорее всего, рядом, но который даст генерацию трафика в нашу республику. Просто в сегодняшней финансово-экономической модели развлекательные парки имеют сроки окупаемости в нашей стране 20 лет и выше. Естественно, это неинтересно пока ни для инвесторов, ни для бизнеса. Я не беру «Сочи Парк» — он есть, и слава богу, в Сочи, но, по большому счету, ни одного развлекательного парка у нас в стране нет. Это вторая стратегическая задача.
Ну и «Казань марина» — это хороший большой инфраструктурный проект. Надеюсь, с корпорацией «Туризм.РФ» мы его сможем реализовать. Это и номерной фонд, и вообще на территории республики появится новый уровень инфраструктуры. Кроме этого, все равно развлекательные парки, тематические парки и еще что-то такое мегабольшое для привлечения людей необходимо, конечно, создавать.
И третье направление — это развитие потенциала нашей акватории. Она пока только-только начала вовлекаться в туристический оборот, а это реально огромнейший ресурс прироста турпотока в Казань, и в целом в Татарстан. Здесь я имею в виду и суда — пригородные, скоростные и круизные, это и развитие различных точек отдыха и посещения по берегам Волги и Камы. В плане размещения это могут быть глэмпинги, загородные отели, то есть необязательно это должно быть капитальное строительство и большие инвестиции, но это то, что позволит увеличить номерной фонд и количество койко-мест, и, таким образом, увеличить трафик на территорию нашей республики. Мы это пытаемся делать за счет больших межрегиональных проектов, таких как «Великий волжский путь».
— Прозвучало пожелание ваших коллег, что есть огромный нераскрытый потенциал в плане развития национальной идентичности и национальной гастрономии. Как бы вы прокомментировали этот момент? Есть ли над чем работать?
— Это не просто наш какой-то один из потенциалов, это наш основной потенциал! Это наша национальная идентичность, наша культура, кухня, все остальное. Это то, чем мы явно отличаемся от остальных регионов Российской Федерации. Просто все это невозможно будет раскрыть, если у нас не будет таких инфраструктурных историй: номерной фонд, причем немного даже более опережающими темпами, чем туристический поток, это развитие водной акватории, которая усиливает нашу туристическую привлекательность, это какая-то мегаточка притяжения. Человек, приехавший в тематический парк, однозначно приедет и посмотрит на нашу национальную культуру, попробует нашу национальную кухню. Это все будет работать в одном комплексе. Туризм без инфраструктуры — это ни о чем, это воздух! (Смеется.) Поэтому, говоря о том, что надо ее дальше раскрывать, конечно, да, надо больше мастер-классов, больше национальных программ и больше точек, где люди могут посмотреть не только культуру в городе, но и в наших муниципальных районах. Все это мы делаем, это развивается. Наши основные ограничения — в основном инфраструктурные.
«Третье направление — это развитие потенциала нашей акватории. Она пока только-только начала вовлекаться в туристический оборот, а это реально огромнейший ресурс прироста турпотока в Казань и в целом в Татарстан»
— Какова динамика роста номерного фонда в республике?
— За последние пять лет качественный номерной фонд в РТ прирос не более чем на 10 процентов. Это не очень много. Да, есть несколько крупных отелей и большое количество небольших и малых. Этого, конечно, недостаточно, потому что туристический поток за это время прирос гораздо больше.
На перспективу, в ближайшие пять лет, нам нужно увеличить номерной фонд на 2 тысячи номеров. Сейчас в Казани это примерно 10 тысяч номеров, в целом по Татарстану — около 20 тысяч.
— 2 тысячи — не мало?
— 2 тысячи в трех-, четырех-, пятизвездочном сегментах. Это нормально. Это примерно 30 процентов к существующему номерному фонду в этом сегменте.
— Какие-то механизмы стимуляции бизнеса на строительство отелей в республике или на федеральном уровне разрабатываются?
— На федеральном уровне уже есть мера освобождения от НДС на пять лет. Плюс есть мера получения субсидированного кредита при строительстве новых гостиниц. Минимальный параметр для номерного фонда— 120 номеров, или 5 тысяч квадратных метров. То есть не все отели строятся такими большими, кто-то строит отели и поменьше — на 50, 70, 90 номеров.
Ну и, конечно, поддержка в части инфраструктуры, которую республика всегда дает в виде решения инвестиционного совета при строительстве нового номерного фонда. Вот это пакет мер поддержки, которым мы должны оперировать, найти эту точку компромисса между заинтересованностью бизнеса и, скажем так, возможностями, которые предоставляют разные меры: налоговое стимулирование, более дешевый кредит, инфраструктурная часть. Здесь никакого космоса нет, здесь все очень просто и понятно. Надо заинтересовать инвестора.
— Участник круглого стола говорили о нехватке кадров. Госкомитет имеет свое видение решения этой проблемы?
— Совместно с гильдией экскурсоводов каждый год мы проводим обучающие мероприятия для того, чтобы экскурсоводы, что называется, имели более широкий кругозор. Знали не только историю, но и экономическое развитие нашей республики, основные центры развития промышленности, IT-технологии, то есть чтобы они были интересны тем или иным людям, которые приезжают к нам, и могли ответить на разные вопросы. С этого года началась аттестация экскурсоводов в силу федерального закона, и вопросы, которые были разработаны для прохождения аттестации, включают в себя не только знание истории города Казани, но и знание основных исторических моментов наших туристических муниципальных центров — это и Чистополь, и Тетюши, и Камское Устье, Елабуга, Болгар, Свияжск.
Что касается экскурсоводов на иностранных языках, соглашусь, что, да, действительно, это достаточно серьезная проблема, особенно в период больших мероприятий. Мы из нее выходим следующим образом: совместно с нашими языковыми центрами по подготовке, в первую очередь это Казанский федеральный университет и совместно с гильдией экскурсоводов, делаем такие образовательные курсы, для того чтобы человек, владеющий иностранным языком, уже имел возможность провести пусть не экспертную экскурсию, которую человек с уже 20-летним стажем может провести для туриста, а человек, который мог бы провести базовую стандартную экскурсию по основным нашим туристическим местам. И на больших мероприятиях мы выходим именно так, и в принципе это работает.
Заменят ли роботы гидов? Вопрос дискуссионный. В обслуживании с точки зрения экскурсовода, безусловно, замещения будут происходить однозначно быстрее или медленнее, но растущее молодое поколение уже все меньше и меньше привыкло общаться вживую с людьми. Они общаются с помощью различных цифровых сервисов. И они будут постепенно замещать тот туристический поток, который сейчас в основном запрашивает живого экскурсовода. Поэтому останется такой премиум-сегмент экскурсоводов, развитый. В целом человеческое общение будет дорожать с каждым годом за счет цифровых технологий. Но вот в сфере отелей, общественного питания заместить роботами можно лишь минимальный процент людей. К сожалению или к счастью, человеку путешествующему все-таки хочется живого человеческого контакта.
«Если мы сложим все гостиницы, санатории, всех экскурсоводов, современные магазины, всех, кто так или иначе работает на обслуживание туристов, цифра составит более 40 тысяч человек»
— Сколько сейчас человек работает в туриндустрии Татарстана?
— Если мы сложим все гостиницы, санатории, всех экскурсоводов, современные магазины, всех, кто так или иначе работает на обслуживание туристов, цифра составит более 40 тысяч человек.
— Прозвучал вопрос коллег по поводу саммита стран БРИКС. Предполагается ли какая-то программа по обучению, адаптации отелей и ресторанов и вообще отрасли?
— На следующий год мы планируем провести несколько таких мероприятий, чтобы отельеры понимали основные протокольные моменты для заселения делегаций высокого уровня. То же самое касается предприятий общественного питания, экскурсоводов, в общем, все направления пройдут определенную переподготовку или дополнительные тренинги, курсы, для того чтобы мы были действительно готовы к этому очень высокому мероприятию. По высоте политического статуса в Татарстане таких мероприятий еще не было. Оно первое, мы к нему должны очень хорошо подготовиться, чтобы его провести.
— Какой-то эффект предполагается для туристического потенциала, как вы думаете?
— Безусловно, любое мероприятие, особенно такого политического уровня, ведет и к повышению узнаваемости, и к продвижению его среди большого количества стран, тем более тех стран, откуда к нам туристы не приезжают, и они приедут, посмотрят на нашу культуру, на наши традиции, и я уверен, что это будет еще одним очень серьезным толчком вверх. Не надо ходить далеко, я всегда смотрел и изучал опыт Барселоны, каким образом они после Олимпиады смогли вырасти в такой туристический центр мира. Собственно говоря, мы стараемся делать все те же самые вещи примерно. Понятно, мы их адаптируем, придумываем что-то еще, но самое главное — делать правильные вещи.
«К 2030–2035 году мы должны дойти до цифры в 10 миллионов человек. Вот это такая хорошая цифра, которая принципиально изменит всю туристическую отрасль нашей республики, подтянет и номерной фонд, и всю инфраструктуру на земле, на воде»
— Так когда Казань догонит и обгонит Барселону?
— Немного осталось (смеется)! Знаете, я всегда говорю: дорогу осилит идущий. Мы, конечно же, сейчас должны двигаться для начала к планке в 5 миллионов туристов в год, это такая абсолютная реальность. А к 2030–2035 году мы должны дойти до цифры в 10 миллионов человек. Вот это такая хорошая цифра, которая принципиально изменит всю туристическую отрасль нашей республики, подтянет и номерной фонд, и всю инфраструктуру на земле, на воде. Вот это тот ориентир, который Татарстан способен взять.
— Спасибо за интересный разговор!
Читайте также: «Нехватка иностранных гидов тотальная»: где скрыт турпотенциал Казани? Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.