«Поскольку Сербия — страна расколотая, там есть очень разные политические силы. И есть очевидное желание основного партнера, Евросоюза, обеспечить сменяемость руководства Сербии», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» беспокойное воскресенье в Белграде. Оппозиция, которая всю неделю «мирно» забрасывала яйцами сербский избирком, накануне пошла штурмом на городское собрание. По официальным данным, в протестах участвовали 2,5 тыс. человек. Поводом для бунта стало несогласие с итогами выборов, где победил сербский президент Александр Вучич. О том, почему не удалась попытка свалить Вучича и будут ли новые, — в нашем материале.
Партия Вучича получила в парламенте абсолютное большинство — 128 мест из 250
Что произошло?
Если прежде новогодние каникулы были для политического руководства стран передышкой, то теперь становятся чуть ли не вызовом. Как бы их пройти так, чтобы ничего не стряслось. Январь 2021 года Россия встретила акциями молодежи, подогретыми оппозицией. Январь 2022 года надолго запомнится Казахстану кровавыми протестами. Январь 2023-го сопровождался антиправительственными протестами в Перу. Остается только гадать, где может «полыхнуть» в январе 2024-го. Но это еще впереди. А пока разбираемся с 2023-м. Как выяснилось накануне, его насыщенная событиями «программа» еще не исчерпана.
«Мирные» (определение западной прессы) акции протеста начались в Сербии 18 декабря. На следующий день после того, как в стране завершились парламентские выборы. Вопреки ожиданиям, их результатом стала уверенная победа Сербской прогрессивной партии президента Александра Вучича, правящей уже более 10 лет. Партия Вучича получила в парламенте абсолютное большинство — 128 мест из 250. Причем выиграла даже на выборах в городское собрание (скупщину) Белграда, где оппозиция была практически уверена в своей победе. Главная оппозиционная коалиция — «Сербия против насилия» — будет иметь вдвое меньше мандатов, 65.
Еще до объявления официальных результатов оппозиция обвинила власти в «рекордном» количестве нарушений и даже краже голосов. Наблюдатели от ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) согласились, что Сербия «имеет правовую основу для демократических выборов». Но европейцев не устроили «неправильное использование государственных ресурсов, отсутствие разделения между официальными функциями и предвыборной деятельностью, а также запугивание и давление на избирателей, включая случаи покупки голосов». Молодежь и пенсионеры в Сербии перед выборами получили по 100 евро.
Как отмечали в сербской оппозиционной коалиции, в день выборов в Белград организованно привезли 40 тыс. человек (в основном из Республики Сербской), которым выдали документы с белградской регистрацией для голосования. Другой претензией стало то, что оппозиционеры якобы получили гораздо меньше эфирного времени, чем представители правящей коалиции. Премьер-министр Сербии Ана Брнабич отвергла обвинения и назвала их ложью.
Сам Вучич подтвердил «абсолютную» победу правящей коалиции и отметил, что главная цель — «объединить народ и страну». Но пока тенденция обратная. С 18 декабря сторонники оппозиционного блока «Сербия против насилия» митинговали у здания Республиканской избирательной комиссии в центре Белграда. Главный вход в здание избиркома забрасывали яйцами, помидорами, банками пива, использовали петарды. Кончилось все нападением на директора Республиканского статистического управления Миладина Ковачевича. Но это была разминка.
Демонстранты при помощи флагштоков снесли входную дверь, разбили окна и начали бросать в здание камни и пивные банки
Помогли «люди из российских спецслужб»
В воскресенье протестующие с флагами Сербии и Евросоюза пошли штурмом на здание городской администрации Белграда. Демонстранты при помощи флагштоков снесли входную дверь, разбили окна и начали бросать в здание камни и пивные банки. Участники беспорядков уничтожали камеры видеонаблюдения, жгли файеры и требовали покинуть здание полицейских, которые закрывали разбитые окна щитами. Ближе к полуночи акцию разогнали с помощью дымовых шашек и газа. По последним данным, обошлось без жертв. Двое полицейских получили тяжелые ранения, более 35 человек задержаны.
Вучич ночью созвал срочное заседание совета национальной безопасности и выступил с обращением к нации. «Я хочу сказать вам, граждане Сербии, не волнуйтесь, хотя сцены драматичны. Никакой революции не происходит, ничто из этого им не сойдет с рук, и мягкой реакцией, мирной реакцией мы стараемся не задеть ни одного из случайных демонстрантов», — подчеркнул руководитель Сербии. Как отметил Вучич, иностранные спецслужбы заранее предупредили силовые структуры Сербии о подготовке беспорядков и планах захвата здания городской администрации Белграда.
По последним данным, обошлось без жертв. Двое полицейских получили тяжелые ранения, более 35 человек задержаны
Позже сербский премьер Брнабич уточнит, что информацию предоставили спецслужбы РФ. «Я могу только поблагодарить, и это, вероятно, не будет популярно на Западе, но я действительно, особенно сегодня вечером, чувствую, что важно встать на защиту Сербии и поблагодарить людей из российских спецслужб, которые располагали всей этой информацией и поделились ей с нами, а мы — со всеми остальными. И все остальные сказали: да ладно, нет, это российская дезинформация», — заявила Брнабич.
Кремль пока не комментировал произошедшее. МИД РФ обвинил в произошедших беспорядках коллективный Запад. «Очевидны попытки коллективного Запада раскачать ситуацию в стране, используя техники „майданных переворотов“», — отметила официальный представитель ведомства Мария Захарова.
«Сербия. Попытка свергнуть Вучича была им сорвана. Разогнала полиция штурм здания правительства. В ответ на организацию Евросоюзом мятежа Вучич дал звонкую пощечину им — служба безопасности Сербии публично поблагодарила спецслужбы России за информацию о готовящемся мятеже. Любопытно, что госпереворот в Сербии организовывали на этот раз не США, а Германия. В контакте с США и ЕС, естественно», — изложил свою версию произошедшего в своем телеграм-канале политолог Сергей Марков.
«Беспорядки в Белграде после парламентских выборов один в один, как в Минске, устраивали три года назад. Провокации, соцсети, атаки на полицейских и опять помощь российских спецслужб», — написал политолог Марат Баширов в своем телеграм-канале.
«Беспорядки в Белграде после парламентских выборов один в один как в Минске, устраивали три года назад. Провокации, соцсети, атаки на полицейских и опять помощь российских спецслужб»
«Общий почерк «Евромайдана» не вызывает больших сомнений»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали акции протеста в Сербии и порассуждали, кто может за ними стоять и ждать ли повторения.
Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике:
— Я думаю, что на попытку свергнуть президента это не тянет. Масштаб явно не тот, который был бы нужен, чтобы всерьез пошатнуть политические устои. Оппозиция, кроме всего прочего, протестует не вообще против выборов, которые прошли на общенациональном уровне, где отрыв коалиции Вучича от оппозиционеров в 2 раза. То есть он настолько велик, что там довольно трудно что-то впаривать и доказывать, что это все сфальсифицировано. Речь идет о выборах в законодательный орган Белграда — городское собрание. И вот там, да, отрыв небольшой, и, соответственно, они за это уцепились, указывая на то, что якобы произошли какие-то подтасовки. А поскольку Сербия — страна расколотая, там наблюдаются очень разные политические силы, есть очевидное желание основного партнера, то есть Евросоюза, обеспечить некоторую сменяемость руководства Сербии.
Вучич не является фаворитом, хотя он чрезвычайно опытный и изощренный политик, который все время лавирует, в том числе с Европой поддерживает тесные отношения. Амбиции Сербии по вступлению в Евросоюз никто никогда не денонсировал, но он одновременно пытается сохранять отношения с Россией и отказывается вводить санкции. Соответственно, есть желание Брюсселя и европейских столиц увидеть других руководителей Сербии.
Я не рискну утверждать, что эти протесты организованы извне, я просто не знаю. Но то, что оппозиционеры пользуются симпатией со стороны Европы, — это очевидно. Другой вопрос, что пока, по вчерашним событиям, создается ощущение, что власти достаточно твердо контролируют ситуацию и не допустят тех событий, которые могли бы поставить под сомнение прочность режима, то есть допустить захват мэрии или что-то такое. Если же этого не произойдет, то какого-то внешнего вмешательства, чтобы осуществить смену власти в Сербии сейчас, конечно, не будет. Сейчас никому не до этого. Ну и потом, все понимают, что в Сербии настроения очень разнородные.
Так что в сухом остатке это довольно уже традиционная попытка проигравшей стороны силой дожать результат. Это мы видели в самых разных частях мира, включая даже Соединенные Штаты в 2021 году. Это сейчас даже норма практически. И в данной ситуации все зависит от решимости и готовности действующей власти просто дать понять, что они ни на какой силовой шантаж не поддадутся. Обычно этого хватает, чтобы сбить волну и [продержаться] до следующего повода.
«Вы знаете, это у них уже традиция. Они свергали и Милошевича. Так что тут, как я понимаю, традиционное для подобного рода обществ выступление прозападной части общества»
Борис Межуев — главный редактор сайта «АПН.ру», профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America:
— Вы знаете, это у них уже традиция. Они свергали и Милошевича. Так что тут, как я понимаю, традиционное для подобного рода обществ выступление прозападной части общества. Скорее всего, за ними стоит Германия, которая уже делала попытки прибрать к рукам Сербию. Ну и, естественно, это попытка свалить Вучича, который воспринимается как слишком непреклонный человек в отношении Косово. Все идет к этому — мы, мол, хотим в Евросоюз… Ну, такой «Евромайдан».
Я, честно говоря, вижу это только со стороны, но общий почерк «Евромайдана» не вызывает больших сомнений. К сожалению, прозападная часть восточноевропейских обществ именно так себя ведет. И только политика мягкого авторитаризма, Виктора Орбана (премьер-министра Венгрии — прим. ред.), предотвращает подобного рода эксцессы в своей стране за счет запрещения соответствующих организаций.
Стоит ли Сербии ждать новых подобных акций? Думаю, да. Хотя я не очень представляю силу данной организации — насколько она укоренена, насколько она активна. Здесь есть одна простая вещь: в отличие от Украины, это все-таки антинационализм. Тут нет смычки с националистами, как на Украине. Там «Евромайдан» получил поддержку националистической части общества. Здесь оказалось наоборот — Вучич, не будучи сам националистом, все-таки опирается на понятные чувства сербов, которых отторгли с помощью военной интервенции. Поэтому, думаю, что если такие протесты и будут, то все-таки едва ли удастся его свалить. Потому что всегда во всех удачных случаях майдана, в том числе и при свержении Милошевича, всегда принимало участие очень большое количество очень жестко националистически настроенных простых людей. Когда этого нет, одна прозападная часть едва ли может что-то сделать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.