В зимние праздники ничто не скрасит уютный домашний вечер лучше, чем просмотр любимых сериалов — из года в год они все больше завоевывают любовь отечественного зрителя. Сериальные итоги ушедшего года «БИЗНЕС Online» обсудил с Сусанной Альпериной, обозревателем «Российской газеты», программным директором фестивалей стриминговых сервисов ORIGINAL+ и ORIGINAL+ Doc. Она раскрыла секрет успеха «Слова пацана», порассуждала об удачах и проблемах патриотических картин и назвала главные сериальные тренды ушедшего 2023 года.
Сусанна Альперина: «Когда на фестивале «Слово пацана» признали самым ожидаемым сериалом года, для меня это был некий аванс»
«Проект Жоры Крыжовникова оказался пугающе актуальным»
— Сусанна Ильинична, «Слово пацана. Кровь на асфальте» — самое обсуждаемое сериальное событие года в России. Вы оценили и поддержали это кино еще после показа первых двух серий на фестивале «Новый сезон». После просмотра остальных эпизодов ваше мнение не изменилось? И в чем, по-вашему, феномен сериала?
— Нет, мое мнение не изменилось. Первые две серии, увиденные на «Новом сезоне», точного представления о сериале мне еще не дали. Я подумала: «Да, картина профессионально сделана, стоит на голову выше других сериальных проектов». Но внутренне в нее я тогда не вошла. Когда на фестивале «Слово пацана» признали самым ожидаемым сериалом года, для меня это был некий аванс. Я видела предыдущие работы Жоры Крыжовникова и Андрея Золотарева, понимала, что эти ребята сделают классный проект, но прочувствовала его уже позже. На второй серии у меня начали потихоньку срабатывать болевые рецепторы (я даже не осталась второй раз смотреть ее на премьере), а вот третья зацепила с первых минут. Случившаяся там трагедия поразила меня, интерес нарастал, и для меня это был некий вызов. За просмотром я часто ловила себя на мысли: «Да, этот момент интересный, но чем же они меня еще зацепят?» И не разочаровывалась.
Сусанна Ильинична Альперина — российский журналист и продюсер, программный директор фестиваля стриминговых сервисов ORIGINAL+ и фестиваля документального контента стриминговых сервисов ORIGINAL+ Doc.
Родилась в Одессе. Обучалась на филологическом факультете Одесского национального университета им. Мечникова, затем перевелась на факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, который окончила в 1990 году. Затем училась в аспирантуре МГУ и защитила кандидатскую диссертацию.
Работала в газетах «Одесский вестник» и «Вечерняя газета», вела авторскую телепрограмму «Леди Одесса». С 1998 по 2001 год — редактор отдела общества и первый заместитель ответственного секретаря газеты «Известия». Также сотрудничала с газетами «Культура», «Собеседник», «Комсомольская правда», журналами Cosmopolitan, ELLE, «Советский экран». C 2001-го работает в «Российской газете».
С 2019 по 2022 год — программный директор фестиваля «Читка», с 2022-го — программный директор фестиваля ORIGINAL+, с 2023-го — программный директор фестиваля ORIGINAL+ Doc. Читает лекции по журналистике в ведущих отечественных вузах — Высшей школе экономики, Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
В чем феномен «Слова пацана»? Некоторые мои коллеги пишут о ностальгии. Они по-своему правы, но ностальгия есть и во многих других проектах о 1980–90-х годах. Для меня в этом сериале налицо один ностальгический момент: у сестренки главного героя была такая же шапка, как у моей младшей сестры, меня это очень тронуло. Но феномен сериала не в этом. Он в том, что произошла некая проекция истории фильма на нашу реальность. Мы видим, насколько беспокойная сейчас международная обстановка, страны идут друг на друга, как пацаны, а в минуты, когда государство слабеет, людей начинают спасать законы улиц. Это важный момент, который, на мой взгляд, оказался близким многим зрителям. К тому же есть еще такой момент — характер многих формировался часто в школьной, «пацанской» реальности. Когда есть правильные люди — учителя, и то, чему они учат, а есть законы одноклассников. В общем, каждому в связи с сериалом есть что вспомнить из собственной биографии, даже если не все в этом признаются.
— А «казанский феномен», по-вашему, — это реально существовавшее явление?
— В Казани стычки между группировками были особенно жесткими, это отражено в первоисточнике фильма — книге Роберта Гараева. Но в целом без таких столкновений не обходился почти ни один город. Везде были поделены территории, один клан шел на другой, многие школьники дрались точно так же, как герои «Слова пацана». В Одессе, где я жила в то время и училась в школе, видела все это своими глазами. У нас были 4-я и 6-я станции Большого Фонтана, и не дай бог кому-то из одной группировки появиться на чужой улице.
— О том, нужно было показывать «Слово пацана» или нет, до сих пор идут жаркие споры. Некоторые считают, что сериал оградит нас от повторения трагических событий прошлого, а другие — что он, наоборот, провоцирует их возрождение.
— Если люди захотят создать группировку, то сериалы тут ни при чем. Что же теперь нам, не смотреть «Крестного отца», или «Однажды в Америке», или «Гоморру», где гангстерские группировки идут одна на другую? Кино — это искусство, возможность посмотреть на себя и окружающий мир со стороны. Проект Жоры Крыжовникова оказался пугающе актуальным. Его злободневность тревожит людей, поэтому вокруг сериала и идут такие разговоры. Хорошо, что «Слово пацана» создано при поддержке Института развития интернета и у него сильные продюсеры. Если бы его сделали люди, за которыми не стоит такой мощный продакшен, проект, скорее всего, запретили бы. Просто не смогли бы отстоять.
— Уже идут разговоры о продолжении сериала. На ваш взгляд, нужно ли оно? Ведь часто последующие части проектов по качеству уступают первой.
— АНО «Диалог Регионы» провела зрительский опрос — нужно ли делать продолжение «Слова пацана»? Это грамотный ход, и он показал, что люди хотят новый сезон сериала. Мы с друзьями недавно встречались на дне рождения одной из подруг и обсуждали, каким может быть продолжение проекта. Очень важно, что именно покажут авторы дальше, но идея второго сезона перспективная.
1) «Лада Голд»;
2) «Слово пацана»;
3) «Балет»;
4) «Актрисы»;
5) «Убить Риту»;
6) «Бэби-тур»;
7) «Плейлист волонтера»;
8) «Кибердеревня»;
9) «Сны Алисы»;
10) «Фишер»;
11) «Волшебный участок»;
12) «Райцентр»;
13) «Библиотекарь»;
14) «Хэдшот»;
15) «Фандорин. Азазель».
Сценарист Андрей Золотарев в программе «Медийные лица» (выходит на RuTube — прим. ред.) сказал мне, что практически во все свои проекты закладывает продолжение, и, думаю, «Слово пацана» не исключение. Как только к первоначальному названию сериала добавилась фраза «Кровь на асфальте», стало ясно, что будет второй сезон. Более того, в другом интервью — нашла его недавно — Золотарев рассказывал, что у них с Крыжовниковым изначально были планы на три сезона.
— Каким вы бы хотели видеть продолжение сериала?
— На ту же «пацанскую» тему, но с абсолютно новой историей, без этих героев. Такие случаи есть в российском и мировом сериалостроении. Либо это может быть спин-офф одного из персонажей ленты, где покажут, как сложилась его судьба.
«Лучший сериал года, на мой взгляд, «Лада Голд» Никиты Власова. Можно сказать, что это «тарантиновский» проект, в нем есть и развлекательные моменты, и драки, и погони»
«Онлайн-кинотеатры в 2023 году заявили еще больше проектов, чем обычно»
— Перейдем к другим событиям ушедшего года. В 2022-м, несмотря на то что российская сериальная индустрия оказалась в непростом положении, вы положительно оценили ее работу. 2023-й тоже можно считать удачным или он вас разочаровал?
— С одной стороны, он меня порадовал количеством проектов. Наши телеканалы в этом плане всегда работали стабильно, а вот онлайн-кинотеатры в 2023 году заявили еще больше проектов, чем обычно. Другой вопрос, что все они разные по качеству. В сентябре я была на презентации одной онлайн-платформы. Там представили массу сериалов на будущий сезон, но на выходе я поняла, что хочу из них посмотреть штук 5–7, не больше. Прошедший год тоже богат на сериалы, но в итоговых рейтингах у меня набралось меньше картин, чем в прошлом, как бы это парадоксально ни звучало. Проектов очень много, но они начали терять в качестве. Я отбираю в свой рейтинг только лучшие ленты, и если в том году с ходу назвала 20 штук, то в этом уже немножко задумывалась.
— Какие атмосферные, легкие сериалы 2023 года посоветуете посмотреть зрителям в новогодние праздники?
— Чтобы развлечься, можно включить ТНТ или онлайн-кинотеатр PREMIER, но это не значит, что там показывают лучшие сериалы года — просто вы задали вопрос о развлекательном контенте. Могу назвать проекты, которые помогут и отдохнуть, и провести время с пользой. Это «Райцентр» Данилы Чащина, «Бэби-тур» Федора Стукова, «Кибердеревня» Сергея Васильева, «Волшебный участок» Степана Гордеева.
Лучший сериал года, на мой взгляд, «Лада Голд» Никиты Власова. Можно сказать, что это «тарантиновский» проект, в нем есть и развлекательные моменты, и драки, и погони. А главное — свежий взгляд, молодая энергия, хулиганское (в хорошем смысле слова) неравнодушие, сыгранность команды. На фестивале «Новый сезон» «Лада Голд», к сожалению, была недооценена, но фильм сделан «по любви» и это очень крутая заявка на будущее Власова (кстати, ученика Крыжовникова). Если он и дальше будет так снимать, то мы получили классного режиссера сериалов. Также в «Ладе Голд» мне нравятся актерские работы Даниила Воробьева, Эльдара Калимулина, Романа Евдокимова. Это крутые ребята, двух последних часто задействуют в тандеме, примерно как Глеба Калюжного и Юрия Стоянова (смеется). А сам сериал уже распался на мемы.
Объясню, почему я не ставлю на первое место в своем рейтинге «Слово пацана»: его без меня и посмотрят, и поддержат. А «Ладу Голд» хочется поддержать, потому что не все знают, какой это классный сериал. Посмотреть его можно на «Иви».
— Расскажите о достойных сериалах на другие темы и в целом о сериальных тенденциях прошедшего года в России.
— В 2023 году появилось много сериалов, которые заставляют думать. Плюс искусственный интеллект проник во многие проекты — это тоже отличительная черта сезона. Тот же «Волшебный участок» сделан с использованием ИИ (думаю, в 2024-м нас ждет волна подобных проектов). Один из моих любимых сериалов года — «Балет» Евгения Сангаджиева. Это лента не о танце, а о свободе, она учит думать своей головой и делать правильный выбор. Сериал «Актрисы» подкупает тонким погружением в профессию артиста. Федор Бондарчук и Паулина Андреева снимали о том, что знают не понаслышке, и дали начало целому тренду сериалов об актерах и творческих профессиях. В 2023 году их было много, и не только в России.
Изящно сделана лента Максима Свешникова «Плейлист волонтера» с Иваном Янковским в главной роли (в последние годы волонтеры стали появляться во многих кинопроектах). Этот сериал вместе с «Актрисами» и «Бэби-туром» я отобрала на второй фестиваль стриминговых сервисов ORIGINAL+ и рада, что они получили и призы, и признание. Также в программе фестиваля была мелодрама Артема Аксененко «Жить жизнь», она тоже пришлась по душе многим зрителям.
Еще один тренд года — документальные сериалы. Они пришли в Россию и производят сильное впечатление. Мы впервые сделали фестиваль документального контента стриминговых сервисов ORIGINAL+ Doc. Также фестиваль «Послание к человеку» пригласил меня впервые собрать программу новейших документальных проектов онлайн-кинотеатров, и туда вошли очень крутые сериалы. Перечислю некоторые названия — «История российских компьютерных игр» Павла Жаркова (победитель ORIGINAL+ Doc), «Как я познакомился со своей мамой» Атаны Агрбы, «Король и шут» — документальная лента, которая оказалась «в тему» на волне успеха и художественного сериала о группе режиссера Рустама Мосафира. А также «Большая битва» Михаила Дворжецкого, «Игры и люди» Юрия Однопозова о российских спортсменах-олимпийцах, «Право на выстрел» Родиона Чепеля и Григория Туманова, ленты об Алексее Балабанове, Евгении Медведевой… Эти и другие доки действительно сильные и яркие проекты. Надеюсь, хороших документальных фильмов и сериалов у нас будет еще больше.
Также в этом году было много камбэков в виде продолжений уже хорошо известных и признанных сериалов. Это и «Папины дочки», и «Букины», и ряд других проектов. На презентации канала СТС анонсировали сплошные возвращения — и сериалов, и шоу. Там даже планируют снимать продолжение «Не родись красивой».
— Как вы относитесь к подобным камбэкам?
— В целом неплохо, но, во-первых, это должно быть в разумных пределах (а у нас «возвращения» уже вышли за рамки разумного, так как на них делают ставку). Во-вторых, продолжение обязано быть не хуже, чем первоначальный проект, а это бывает очень редко. Но зритель все равно ждет продолжения полюбившихся сериалов. Молодое поколение выросло на тех же «Папиных дочках» и, вероятно, с интересом наблюдает за ними сейчас. Не буду давать оценку продолжению этого сериала, так как посмотрела только 1–2 серии. Лучше скажу еще о нескольких хороших проектах сезона.
— Каких?
— Один из сериалов года, бесспорно, «Фишер» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Он показал, что в России могут и продолжают делать хорошие детективы на собственном материале. Успех «Фишера» в 2023 году я бы связала с успехом «Нулевого пациента» в 2022-м. Есть что-то общее между этими сериалами: оба погружают зрителя в события, связанные с историей страны. В начале года был крутой проект Нурбека Эгена «Фандорин. Азазель» с участием молодых актеров. Он открыл для меня Милу Ершову, потом сыгравшую в фильме «По щучьему велению», и Владислава Тирона — хочется, чтобы его больше снимали.
С большим интересом я посмотрела «Сны Алисы» Андрея Джунковского и Ильи Овсенева. Прекрасные эмоции подарили «Мамонты» Ивана Соснина с Юрием Стояновым, представленные на фестивале «Пилот». Надеюсь, что весь сезон этого сериала будет снят в том же ключе, что и пилотная серия. Очень его жду. Также понравилась лента «Хэдшот»: в ней Владимир Битоков показал, что может хорошо снимать и сериалы — его дебют в этом направлении. Отличные проекты — «Убить Риту» Марии Агранович, «Теория больших денег» Филиппа Файберга и Ксении Мирошник. Рекомендую посмотреть и «Черное облако» Карена Оганесяна, и «Кеша должен умереть» Константина Богомолова и Евгении Громовой.
«Есть телеканалы и онлайн-кинотеатры, которые успевают пристально следить и за качеством. И это радует»
«Проходных сериалов гораздо больше, чем настоящих сериальных жемчужин»
— А что скажете о главных сериальных неудачах года? Что предопределило их неуспех?
— О неудачах говорить не хочется. Назову лишь сериал Анны Мирохиной «Отмороженные». Он вызвал у меня много вопросов, есть ощущение, что его недоработали, не продумали сценарий, следовательно, и сюжет. Разочаровала картина Симона Багдасаряна «Трепачи» — нельзя было мощный актерский дуэт Юрий Стоянов – Глеб Калюжный использовать так бездумно. Большие ожидания у меня имелись от сериала «Мастодонт» Станислава Довжика и Марата Кима.
В этом году было много проектов с интересной заявкой и неплохим стартом, но к третьей-четвертой серии все рассыпалось. Понятно, что сериал — жанр неровный и очень редко все 8 (или 28) серий оказываются на высоте. Но, к несчастью, сейчас это стало тенденцией, прежде всего в проектах онлайн-кинотеатров. Телевидение все же старается снимать большие сериалы добротно. Например, «Мосгаз» Андрея Малюкова, «Раневская» Дмитрия Петруня (Первый канал), «Шаляпин» («Россия-1») — все это крепкие, типично телевизионные картины, и их можно назвать явлениями 2023 года. Да, на онлайн-платформах и ТВ проектов очень много, но они весьма неровные. Вот только что сериал был хорошим, и вдруг стал плохим. Иногда такое бывает в последней серии, что особенно неприятно мне как зрителю.
В целом же общая картина выглядит так — проходных сериалов гораздо больше, чем настоящих сериальных жемчужин. Оно и понятно — вещание ТВ и онлайн-платформ — это процесс. Однако есть телеканалы и онлайн-кинотеатры, которые успевают пристально следить и за качеством. И это радует.
— Вы упомянули о сериале «Шаляпин», вышедшем в год 150-летия великого русского баса. В его основе не только творческий путь Федора Ивановича к славе, но и пикантные подробности его личной жизни. Можно ли считать такой проект достойным памяти большого артиста?
— Канал «Россия-1» постарался сделать его наилучшим образом — вложил огромные силы, пригласил лучших актеров, организовал красивые съемки. «Шаляпин» рассчитан на широкую аудиторию: к сожалению или счастью, наше телевидение может делать именно такие сериалы и выше себя пока прыгает редко. К «Шаляпину» у меня есть много вопросов, и главный — актерский. Александр Горбатов, конечно, хороший артист и любим огромной аудиторией, но я его плохо представляю себе в роли Федора Ивановича Шаляпина. Если бы главную роль сыграл, скажем, Ильдар Абдразаков, мне кажется, было бы лучше.
«Обращаться к патриотизму через прошлое пока удается лучше, чем делать сериалы на злобу дня»
— В начале 2023-го вы прогнозировали рождение новых патриотических сериалов, и это случилось. Достойно ли российские режиссеры отработали патриотическую тему в ушедшем году?
— Не скажу, что на 100 процентов. Есть две крайности. Первая — патриотические сериалы конъюнктурно отрабатывают повестку дня, что ужасно. Вторая — они пытаются воззвать к патриотизму через прошлое, что, как выясняется на деле, гораздо лучше. Особенно в этом преуспевает канал РЕН ТВ с «Библиотекарем» Игоря Твердохлебова, «Операцией „Неман“» Сергея Виноградова, «Бандой „Зигзаг“» Виталия Воробьева. Обращаться к патриотизму через прошлое и взывать к настоящему через фантастику нам пока удается лучше, чем делать сериалы на злобу дня.
— Эмиграция ряда известных российских режиссеров с началом СВО отразилась ли как-то на сериальной индустрии?
— Конечно. С одной стороны, есть те, кто может заменить уехавших, но, с другой — фраза «незаменимых нет» всегда казалась мне странной. У каждого большого творца свой яркий творческий почерк, это касается не только режиссеров, но и писателей, поэтов, музыкантов. Другой автор может проявить себя иначе, но таким же, как уехавший или ушедший из жизни творец, он не будет. В сложившейся ситуации российская кино- и сериальная индустрия, и не только она, потеряла достойные имена, но что делать — иные критерии вышли на первый план в связи со сложившейся политической и международной ситуацией. Другая сторона тоже многое потеряла — не раз в течение года и думала, и писала о том, что тот или иной проект украсил бы международный фестиваль или прокат. Но эти страны теперь считаются недружественными. Так что остается смотреть за работой художников, которые остались в стране и поддерживают ее.
— Есть среди них молодежь?
— Из молодых режиссеров — Никита Власов («Лада Голд»), Данил Чащин («Райцентр»), Клим Козинский («13-я клиническая»). Из более старших художников назову Сергея Сенцова, Нурбека Эгена, Сергея Тарамаева и Любовь Львову. Когда хочет, удивляет Карен Оганесян. Также мне нравится Евгений Стычкин, в этом году на «Кинопоиске» вышел сериал «Цикады», где он работал как режиссер, в следующем выйдет сериал «Олимпиада» — тоже его режиссерская работа. Сейчас в режиссуре неплохо проявляют себя наши сценаристы. Интересно снимает Илья Куликов, у Андрея Золотарева ожидается режиссерская работа, будет любопытно ее увидеть.
«Все предыдущие сезоны «Настоящего детектива», особенно первый, были на высоте. От нового сезона я ожидаю того же самого и надеюсь, что ни одна его серия не провалится в качестве»
«Сериал — жанр неровный, но «Настоящий детектив» — редкое исключение»
— Предлагаю кратко обсудить итоги зарубежного сериального года. Прошлой зимой вы с интересом ждали премьеры «Ковбоя из Копенгагена» Николаса Рефна и нового сезона «Ведьмака». Ваши ожидания оправдались?
— Абсолютно, и я рада, что эти проекты нравятся публике. Другой вопрос, что они созданы для широкой аудитории, я же люблю более авторские проекты. Из зарубежных новинок мне запала в душу «Королева Шарлотта» Тома Верика, это спин-офф «Бриджертонов». Понравились сериалы «Капли бога» Одеда Рускина и «Уроки химии» Сары Адины Смит, оба вышли на платформе Apple TV+. В онлайн-кинотеатре START рекомендую посмотреть сериал Кристофера Томпсона «Бардо» о Брижит Бардо. Порадовал второй сезон сериала Майка Уайта «Белый лотос», я большая поклонница данного проекта.
— Ждете ли вы четвертый сезон «Настоящего детектива»?
— Очень жду, эта одна из моих любимых картин. Я уже говорила, что сериал — жанр неровный, но «Настоящий детектив» — редкое исключение. Все его предыдущие сезоны, особенно первый, были на высоте. От нового сезона я ожидаю того же самого и надеюсь, что ни одна его серия не провалится в качестве.
— Ни один топ сериальных новинок не обходится без ленты «Одни из нас», сценарий которой создали Крейг Мазин и Нил Дракманн. Первый сериал НВО, основанный на одноименной видеоигре, критикуют геймеры и превозносят телезрители. Чем он так цепляет нашу общественность?
— Во-первых, проект сделан при участии россиян. «Одних из нас» должен был снимать Кантемир Балагов, в итоге он ушел из команды, а оператор-постановщик Ксения Середа осталась. Во-вторых, сериал действительно хорошо сделан (хотя и рассчитан не совсем на мой возраст), за ним идет аудитория, и слава богу. Это правда явление года. В-третьих, сейчас модно снимать кино по компьютерным играм: уже выросло целое поколение, воспитанное на стрелялках, бродилках и других видеоиграх. Все это срабатывает в пользу сериала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.