Торговые центры Татарстана оживают после побега западных брендов, но ожидавшегося наплыва турецких и иранских магазинов не произошло. Старожилы могут погрустить по казанскому ЦУМу — его больше нет. Такая же судьба ожидает Московский рынок, а за ним — Колхозный. Обещают, что обновленные исторические торговые точки станут намного интереснее. О том, какое будущее ждет татарстанский ретейл с продажей KazanExpress, трансформацией «Бахетле», сменой хозяев торговых центров и их переформатированием, подводя торговые итоги 2023 года, рассуждает корреспондент «БИЗНЕС Online».
На фоне западных санкций идет процесс смены хозяев ТЦ. Так, казанскую «МЕГУ» выкупил Газпромбанк
ТЦ Казани: пациент оживает?
2023 год стал худшим по вводу торговых центров за всю постсоветскую историю торговли: по данным INFOLine, за 9 месяцев открыли всего 9 ТЦ общей площадью 233 тыс. кв. метров. Для сравнения: в 2021-м введено более 1,4 млн «квадратов», а в 2014-м — аж 5,5 миллиона. В Татарстане не появилось ни одного нового крупного ТЦ. Впрочем, интерес к этому виду недвижимости сильно упал сразу после пандемии: строить дорого, окупается долго. Более того, собственники стремятся избавиться от бетонных коробок. По данным российского совета торговых центров, на продажу выставлено около 200 объектов и их число продолжает расти. Часть из них из-за долгов переходит банкам-кредиторам.
На фоне западных санкций идет процесс смены хозяев ТЦ. Так, казанскую «МЕГУ» выкупил Газпромбанк. Всего в периметр сделки вошло 14 центров — это активы шведской Ingka Centres, которой принадлежала IKEA в России. Новым собственником «Парк Хауса» стала российская компания «Рамо-М», выкупившая акции у европейского инвестфонда. А в конце декабря Ак Барс Банк продал торгово-офисный центр «Сувар Плаза» — его ожидает реконструкция, там появятся офисы.
Тенденция превращения ТЦ из магазина еще и в место для времяпрепровождения, некую отдушину от работы и домашних хлопот только усиливается
Есть надежда, что после побега иностранных фешен-ретейлеров моллы пустовать не будут: например, на смену Zara и Adidas пришли новые бренды. Реинкарнировался по старым адресам «заменитель» французской сети Decathlon. Однако часть площадей все еще пустует, и, скажем, казанской «МЕГЕ» этот простой обходится минимум в 25 млн рублей в месяц: одна только IKEA занимала 23 тыс. «квадратов», и еще 13 тыс. опустели после переезда гипермаркета OBI. Перезагрузить молл и компенсировать упавший трафик поможет термальный комплекс: московская сеть курортов водных развлечений Termoland планирует вложить в проект 700 млн рублей. В термы превращают опустевший после ухода «Карусели» ТЦ на Оренбургском тракте.
Т. е. тенденция превращения ТЦ из магазина еще и в место для времяпрепровождения, некую отдушину от работы и домашних хлопот только усиливается. По схожему пути пошел UD Group, преобразующий свой возводящийся на улице Ершова молл в многофункциональный центр, чтобы подростки не шатались без дела, а занимались творчеством в красивых помещениях. Но и без редевелопмента никак — здания бывших Арских казарм увязывают с историческими фасадами.
Реконструируется и еще одно советское наследие — Московский рынок Казани
Реконструкция бывшего совторга
Однако не все ТЦ можно перезагрузить, лишь разнообразив ассортимент арендаторов. Старейший торговый центр Казани — ЦУМ — осенью закрылся на реконструкцию. До недавнего времени лелеяли мысль о размещении там разноформатного фуд-корта, затем — о халяльном кластере, но сил хватило только на молельные комнаты. А теперь у Татарстана мечта открыть там центр для ремесленников, президент РТ Рустам Минниханов даже заявил о намерении выкупить молл. Это минимум 1,5 млрд рублей. А вот дальше пристанище ремесленников должно научиться содержать себя самостоятельно. Концепт уже презентовали: мастерские, офисы, кафе, татарский гастрокластер.
Реконструируется еще один осколок советской торговли — Московский рынок Казани. Новые владельцы, выкупившие у города 50-летний лабаз, хотят превратить его в аналог Даниловского рынка в Москве. Ставший историческим облик торговых рядов и близлежащей «Тюбетейки» обещают не трогать, а вот места для торговли отдадут фермерам и откроют рестораны. Залогом успеха считают команду: рынок возглавил ресторатор Алексей Волков, руководящий холдингом Ginza Project и Даниловским рынком.
Реновация казанских рынков обсуждается давно. Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина говорила, что они, как правило, в плачевном состоянии. Следующий в очереди на обновление — Колхозный. В планах среди прочего воссоздание когда-то находившейся на этом месте площади.
Дан зеленый свет проектам в ряде исторических строений. Например, в здании фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых вместо ранее обещанного фуд-молла появятся кафе, спа и апартаменты. А на бывшем заводе Петцольда начались реставрационные работы под банный комплекс и рестораны. Здание льнокомбината также обещают воскресить: заброшенные мануфактуры Адмиралтейки и наследство лофта «Фабрика Алафузова» реконструируют под лофты и жилье. Словом, былые «заброшки» живо вовлекают в ретейл-оборот.
Муслима Латыпова усиливает девелоперское направление, все больше уходит в доставку, кейтеринг, корпоративное и социальное питание
Федералы наступают
Похоже, эра самостоятельности татарстанских сетей на исходе. Вслед за «Эдельвейсом», не выдержавшим конкуренции с федералами и отдавшим площади под «Магниты» и Eurospar, меняет подход к бизнесу и «Бахетле». Один за другим закрываются его супермаркеты, продаются ТЦ и другие помещения. На проспекте Ямашева татарстанскую компанию сменит Eurospar, а сам молл выставлен на продажу. Закрылся халяльный супермаркет на улице Габдуллы Тукая, нет больше точек на улицах Зорге, Декабристов и Сибирском тракте. Владелица сети Муслима Латыпова объяснила все это трансформацией «Бахетле» — компания усиливает девелоперское направление, все больше уходит в доставку, кейтеринг, корпоративное и социальное питание.
Надо отдать должное прозорливости Латыповой: завод по производству полуфабрикатов она начала строить еще два года назад, сегодня там выпускают для федеральных сетей мясные и хлебобулочные изделия, в том числе фирменные треугольники. Мощность — 30 т еды в сутки. Так что супермаркеты остаются у компании только как имиджевое направление, часть национального бренда.
Потерей изрядной доли самости для татарстанского ретейла можно назвать продажу маркетплейса KazanExpress «Магниту». Он превращается в «Магнит Маркет». Соглашение о приобретении 100% акций ООО «Казаньэкспресс» у AliExpress Russia бизнесменов Сергея Еремеева, Линара Хуснуллина и Кевина Ханда подписали в октябре, сумма сделки оценивается в 12−13 млрд рублей. Основанный в 2017 году KazanExpress называют одним из самых успешных торгово-айтишных проектов Татарстана нового времени. Начиналось все с продажи дешевых китайских товаров, затем был построен свой фулфилмент-центр, а позже в казанский продукт инвестировал AliExpress. Одна из самых быстрорастущих площадок в российском сегменте e-commerce лишилась казанского имени, зато теперь под флагом крупнейшего федерального ретейлера упростится задача выхода во все российские регионы.
Весной в Казань зашел федеральный «Чижик» от X5 Group, и до конца года в РТ ожидалось 40 новых «жестких дискаунтеров»
Новая популярность «магазинов для бедных»
Из крупных татарстанских компаний, которые продолжают развиваться на федеральном рынке, можно отметить разве что «ТрансТехСервис», строительные гипермаркеты «Мегастрой» и «Агаву». Попытки выйти за пределы РТ предпринимает продуктовая сеть «Находка», работающая в формате дискаунтера. Запустилась она еще в 2015 году в Альметьевске и сейчас работает в Башкортостане, Марий Эл, Удмуртии, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Челябинской, Кировской областях. Управляет сетью ООО «Табыш».
К слову, в 2023-м рынок дискаунтеров вновь переживал бум. Весной в Казань зашел федеральный «Чижик» от X5 Group, и до конца года в РТ ожидалось 40 новых «жестких дискаунтеров». Конкуренцию ему составляют другие «магазины для бедных», такие как сети «Светофор», «Маяк», «Победа» и «Доброцен», которые располагаются в основном в спальных районах. Маркеты для экономных открывает и федеральный «Магнит» под брендом «Моя цена». А в декабре компания начала тестировать совершенно новый формат — «супермаленькие» (80 кв. м) магазины у дома только с самым востребованным ассортиментом. Эксперты называют такой формат наиболее экономически выгодным в нынешних реалиях.
Рост популярности дискаунтеров и небольших магазинов вдохнул новую жизнь в казанский стрит-ретейл. Ставки на аренду в 2023-м пошли вверх, а нежилые помещения в новых ЖК разбирают еще до их сдачи в эксплуатацию. На фоне кризиса ТЦ популярными становятся шоурумы с одеждой и магазины «у дома» с алкомаркетами, тем более последние по ассортименту выигрывают у онлайн-сервисов доставки, которым запрещено развозить алкоголь.
На фоне кризиса ТЦ популярными становятся шоурумы с одеждой и магазины «у дома» с алкомаркетами
Чего ждем
Ожидается, что с завершением процесса ухода международных брендов российский бизнес продолжит наращивать обороты. При этом локальные торговые марки одежды, обуви и аксессуаров, в том числе татарстанские, тоже осваивают новую нишу, активно заходя на маркетплейсы и в ТЦ. А ведь до санкций моллы воротили от них нос, сажая к себе только крупных фешен-ретейлеров. Так что грустили мы от побега западных брендов недолго. Единственное, чего хочется пожелать нашим «закройщикам», — в отсутствие конкуренции с иностранцами не заламывать цены, а то по ним иногда кажется, что местный пошив сплошь дизайнерская работа, а не массмаркет.
На продуктовом рынке ожидать появления новых татарстанских сетей, очевидно, не стоит: федеральные игроки только усиливают присутствие. Региональный ретейл, видимо, продолжит ужиматься — сокращать площади, сдавать их в аренду или продавать. Наверное, для многих станет испытанием рост цен на продовольствие. Конечно, продуктовый ретейл на фоне остальных сфер кажется более защищенным — продукты пользуются спросом всегда, но ведь в конце 2023-го не удалось удержать, казалось бы, такой независимый от импорта продукт, как яйца.
А вот у кого кризиса пока не предвидится, так это у рынка полуфабрикатов и доставки еды, хотя казалось, что после пандемии он заглохнет. Рестораны продолжают открывать собственные производственные цеха (что вдвое выгоднее, чем заказывать те же сыры и мясные заготовки у поставщиков), сервисы доставки еды уже не исчерпываются монополистами «Яндекс» и «Деливери», что, конечно же, радует. К тому же это рабочие места (пусть и ругаются на побег из реального сектора в курьеры и таксисты) и в целом развитие сегмента dark kitchen, «темных кухонь», которые своим незаметным трудом делают жизнь если не светлее, то точно удобнее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.