Феномен «Слова пацана», прорыв национального кино и премия от Путина
Самые значимые события 2023 года в сфере культуры Татарстана. Голосуем!
2023-й выдался противоречивым для татарстанской культуры, а сумасшедшая популярность сериала «Слово пацана» лишний раз доказала, что одно талантливое произведение стоит больше, чем многочисленные усилия чиновников по популяризации тех или иных общественных явлений. И все же нам есть что вспомнить, помимо драматичной истории отношений Маратика и Айгуль. В Казани прошел масштабный фестиваль «СоТворение», в Елабугу приехал Эмир Кустурица, а режиссер театра им. Камала встретился с президентом России. «БИЗНЕС Online» предлагает нашим читателям выбрать главное культурное событие года.
1. Феномен «Слова пацана»
Нравится кому-то это или нет, но сериал Жоры Крыжовникова на материале «казанского феномена» стал настоящим культурным и даже социальным явлением в масштабах всей страны, а также за ее пределами. Кроме того, «Слово пацана» еще раз доказало, что искусство развивается и доходит до зрителя по своим методам и законам, зачастую неведомым чиновникам. Так что те десятки тысяч мероприятий, о проведении которых в 2023-м рапортовал минкульт РТ, по своему реальному влиянию на умы сограждан не стоят почти ничего перед 8 эпизодами главного сериала года, попутно сделавшими звездой уроженца татарстанского Нурлата актера Рузиля Минекаева, а также заставившими едва ли не весь мир выяснять содержание текста на татарском языке композиции «Пыяла» от дуэта «Аигел».
2. «СоТворение» — возвращение в Казань большого музыкального фестиваля
Столица Татарстана с 2011 года, когда здесь в последний раз отгремел легендарный фестиваль «Сотворение мира», мечтала о возвращении сюда большого международного форума популярной музыки. И любопытно, что оно состоялось, когда отношения России с Западом ушли в точку «заморозки». Зато это стало поводом познакомиться с другими мировыми музыкальными культурами, чему и способствовало в начале сентября «СоТворение». Китайский рок, африканские мотивы, тувинское горловое пение, армянский дудук и много чего еще звучали в течение двух дней возле «Чаши». А хедлайнеры второго дня, группа «Кино», собрали огромное количество людей, так что «СоТворение» явно не должно стать разовым проектом, более того, его привязка в 2024-м к саммиту БРИКС может помочь привезти в Казань небывалый состав артистов.
3. «Микулай» и «Бери да помни» как прорыв национального кино
Сразу две полнометражные картины с татарской «пропиской» оказались заметным явлением в российском прокате. И пусть ни «Микулай» Ильшата Рахимбая, ни «Бери да помни» Байбулата Батуллина не блеснули настоящим финансовым успехом, тем не менее сам факт того, что татарстанские режиссеры поколения 30-летних способны делать достойное кино, откровенно радует. Возможно, эти локальные успехи вкупе с тем же триумфом «Слова пацана» все же заставят власти Татарстана изменить свое отношение к кинематографу, которое сегодня у культурного начальства пребывает на правах «падчерицы». Капремонт очередного театра в татарстанской глубинке — это, конечно, хорошо, вот только новый потраченный на стройку 1 млрд рублей равен бюджету сразу нескольких отечественных киноблокбастеров.
4. 9 номинаций спектакля «Муть. Мухаджиры» на «Золотую маску»
Эпос о жизни татарских крестьян конца XIX века по романам Махмуда Галяу от главрежа театра им. Камала Фарида Бикчантаева получил сразу 9 номинаций на «Золотую маску». Фактически спектакль «Муть. Мухаджиры» представлен во всех номинациях раздела «драматические спектакли» на национальной театральной премии страны. Рискнем предположить, что при таком раскладе работа Бикчантаева какую-то «маску» получит, в крайнем случае один из спецпризов жюри. Однако жаль, что нынешний успех пришелся на период революционных изменений в «Золотой маске», напомним, что прежняя дирекция премии разогнана, а новая напрямую подчинена СТД РФ во главе с ее новым руководителем Владимиром Машковым. Так что пока у текущего сезона «маски» нет ни жюри, ни традиционного расписания показов спектаклей-номинантов в Москве. Да и будут ли они?
5. Балет «Иакинф» — мечты о гастролях в Китае и критика РПЦ
Появление в репертуаре регионального театра оперы и балета нового оригинального полнометражного балета — это всегда событие, с которым стоит поздравить ТАГТОиБ им. Джалиля. Композитор Резеда Ахиярова и либреттист Ренат Харис сочинили «Иакинф» — произведение, посвященное архимандриту РПЦ и знаменитому синологу XIX века Никите Бичурину, а хореограф из Санкт-Петербурга Александр Полубенцев реализовал его на сцене. Получился вполне конвенциональный художественный продукт, впрочем, не открывающий никаких новых горизонтов в балетном искусстве. Не обошлось и без конфуза, по сути, «Иакинф» планировался как одно из событий празднования 300-летия Казанской духовной семинарии, чьим выпускником был Бичурин. Однако от митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла «прилетела» неожиданная рецензия, он сказал журналистам, что танцевальный спектакль о жизни архимандрита РПЦ — это «перебор», а «между балетом и церковной жизнью все-таки есть какая-то грань». Впрочем, это не мешает руководству театра им. Джалиля мечтать о гастролях с «Иакинфом» в Поднебесной, благо на днях президент РФ распорядился провести в 2024–2025-х Годы культуры России – Китая.
6. Опера «Кави – Сарвар» — новое слово в татарском музыкальном искусстве
Премьера концертной версии оперы «Кави – Сарвар» молодого композитора Миляуши Хайруллиной стала настоящей сенсацией фестиваля татарской музыки «Мирас» ГАСО РТ в феврале 2023 года. История любви татарского писателя Кави Наджми и его супруги, которая прошла суровые испытания середины XX века, в интерпретации Хайруллиной превратила ее сразу же едва ли не в главную надежду национальной композиторской школы. Впрочем, о полноценной театральной постановке «Кави – Сарвар» речи по-прежнему не идет, а концертную версию в этом году повторят усилиями «татарстанских симфоников» на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Хайруллина тем временем уехала учиться в магистратуру Московской консерватории.
7. Айдар Заббаров — лауреат путинской премии
Режиссер театра им. Камала Айдар Заббаров в минувшем году стал лауреатом премии президента России для молодых деятелей культуры. А в личном разговоре с Владимиром Путиным он сообщил главе государства, что для Татарстана театр — это больше, чем театр. Вообще, лоббистские возможности республики в Москве касаемо культуры явно сегодня высоки. Вспомнить хотя бы те же федеральные премии — до Заббарова двумя годами ранее аналогичную награду получил композитор Эльмир Низамов, а в 2022-м Госпремией РФ в области культуры наградили гендиректора Елабужского музея-заповедника Гульзаду Руденко. Возвращаясь же к Заббарову, его карьера продолжает идти по восходящей, не ограничиваясь только национальным репертуаром: так, под занавес прошлого года он представил в питерском театре им. Ленсовета, одном из ведущих в Северной столице, свою версию «Воскресения» Толстого.
8. Выставка «После иллюзий» Ивана Плюща в «БИЗОNе»
Одна из ведущих казанских галерей современного искусства «БИЗОN» в минувшем году представила 8 ярких проектов. Но, пожалуй, самым значимым стала выставка «После иллюзий» Ивана Плюща, кстати, ее еще можно посетить до 12 января. Плющ — один из ведущих российских художников современного искусства. Его работы хранятся в коллекциях Эрмитажа и Русского музея, а сам он принимал участие в Венецианской биеннале и многочисленных международных проектах. Новую серию работ «Тени от слез» художник сделал специально для казанской выставки, а вместе с ней впервые презентовал в России серию «Министерство любви» с оруэлловскими мотивами. Плющ востребован и узнаваем за рубежом — параллельно с выставкой в Казани он представил свой новый проект в Париже, активно готовит экспозицию для Deborah Colton Gallery в американском Хьюстоне. У казанцев и гостей столицы Татарстана в первые рабочие дни января есть уникальная возможность увидеть знаменитых «стекающих» персонажей Плюща, а также его работы, выполненные в соавторстве с искусственным интеллектом.
9. «Летние вечера в Елабуге» с Эмиром Кустурицей
Проходивший в минувшем году уже в пятый раз в течение нескольких дней на Шишкинских прудах в Елабуге фестиваль на этот раз блеснул всерьез. Детище руководителя Елабужского музея-заповедника Руденко и знаменитого пианиста Бориса Березовского и до 2023-го выделялось как едва ли не самое масштабное культурное событие в татарстанской глубинке. Но на этот раз присутствие выдающегося сербского режиссера Эмира Кустурицы, пусть и в качестве музыканта, и его группы The No Smoking Orchestra придало «Летним вечерам в Елабуге» особый шарм и статус, так что казанцам, не попавшим на мероприятие, остается только завидовать. Интересно, как фестиваль, в минувшем году превратившийся в настоящий «татарстанский Вудсток», будет развиваться дальше.
10. Татарстанские коллективы, выступившие в зоне СВО
Почти год прошел с начала СВО, прежде чем татарстанские коллективы поехали с концертами и спектаклями в новые регионы. Первопроходцами в феврале 2023-го здесь стали Госансамбль песни и танца РТ, а также театр кукол «Экият», выступившие в Луганске и Краснодоне. Уже в конце года туда же поехали Государственный камерный хор РТ Миляуши Таминдаровой и Казанский ТЮЗ. Известно и о частных визитах: например, с гуманитарным грузом в зону СВО приезжал Фирдус Тямаев. Остается надеяться, что таких культурных визитов будет только больше.
Не соглашусь с Вами. Изначально книгу написал казанский писатель. Ну и в конце концов немало уроженцев Татарстана поучаствовало в этом проекте и внесло свой весомый вклад.
Самый главный вывод который нужно сделать деятелям культуры РТ, это то что нужно создавать условия, нужно действовать в синергии с остальной Россией, а не создавать какие-то рамки и заранее предопределять как все должно быть устроено, и чтобы все было по татарски и ничего лишнего. В любом татарине есть и русское и татарское содержание и это ненужно отрицать.
Тогда уже надо было и один из самых кассовых в мире фильмов в 2023 году Миссия невыполнима включить. В главной роли, как никак, наш Том Круз, который жених Ильсины)
Каким то невообразимым образом связь такая имеется. Зулейха открывает глаза стала хитом только благодаря своей татарскости, а так сюжет самая обычная из тысячи историй.
Если бы сериал "Слово пацана" снимали в Казани , еще можно было притянуть его к культурной жизни РТ, а так ни каким боком он к ПТ ни относится. Я не удивлюсь если этот сериал еще на Казанском мусульманском кинофестивале будут представлять, как продукт культуры РТ))
А 4-ый объект ЮНЕСКО? Это же, явный прорыв и показывает статус Татарстана.
Среди поставленных на голосование, однозначно, прорыв национального кино, для Татарстана это событие. Конечно, "Мөхәҗирләр", но, например, Ситса туй - стал самым аншлаговым и самым народным спекталем среди остальных.
Среди фестивалей выделил бы еще недельный "Эпос" в Болгаре,. Только из-за того, что он не проходил в Казани, может казаться, не столь большим событием. Но народу было много, смыслов заложено много, фестиваль шел неделю. Один показ оперы, национальной моды на фоне Черной палаты, якутского Олонхо и карельской Калевалы - чего стоит! Тяжело встряхнуть место, которое наполнено исторической грустью и находится в 200 км от крупных городов, но это получилось.
Еще фестиваль Горький плюс
Конкурс "Культурная столица Татарстана" - когда еще было чтобы районы, как отдельные страны, показывали свою культуру на разных культурных площадках.
Дальше они будут только масштабнее.
Каракуз в Альметьевске - тоже неделя культурного просвещения и праздника, крупное событие.
Произведение Роберта Гараева "Слово Пацана" родилось при содействии Московского Штаба Татар. И было проведено уже два круглых стола на площадке Штаба с участием самого Роберта Гараева и молодёжи. Было очень интересно.
Так будет продолжение или нет?
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.