В настоящее время ситуация в Эквадоре остается напряженной. По последним данным, все учебные заведения в стране перешли на удаленный формат работы, населению рекомендовано не выходить на улицу. Предприятия и бизнес свернули работу, это еще более усугубит экономическую ситуацию в стране, отмечает местная пресса В настоящее время ситуация в Эквадоре остается напряженной. Учебные заведения перешли на удаленный формат работы, населению рекомендовано не выходить на улицу, предприятия и бизнес свернули работу Фото: © IMAGO/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Сбежавшие главари банд, захват заложников в прямом эфире

Люди в масках и с оружием в руках ходят по студии, а сотрудники лежат лицом в пол — такую картинку накануне увидели жители Эквадора в прямом эфире местного телеканала TC Televisión. 

Неизвестные люди ворвались в студию программы Después el noticiero («После новостей»), захватили трансляцию и взяли заложников. Это не эпизод из остросюжетного боевика, а вчерашние новости из Эквадора, где прямо сейчас действует режим «внутреннего вооруженного конфликта». Как это часто бывает в последнее время, начало года оказывается неспокойным. На этот раз полыхнуло в Южной Америке.


События в стране, которая в последние годы переживает резкий рост преступности и насилия, а часть местных жителей, по данным ООН, столкнулись с нехваткой продовольствия, развивались стремительно. 7 января в исправительных учреждениях Эквадора начались бунты. Волнения возникли вскоре после того, как генпрокуратура страны сообщила о возможном побеге главаря преступной группировки «Лос-Чонерос» Адольфо Масиаса по кличке Фито. По данным местного издания Expreso, утром в воскресенье Фито планировали перевести в тюрьму особо строгого режима, но надзиратели не обнаружили его в камере. «Лос-Чонерос» — один из крупнейших наркокартелей Эквадора, а его лидер уже сбегал в феврале 2013-го, но вскоре был пойман. Он осужден на 34 года за наркоторговлю, создание преступной группировки и убийство. Кандидат в президенты страны Фернандо Вильявисенсио, убитый 9 августа прошлого года, за несколько дней до своей смерти рассказывал об угрозах от главаря группировки.

<span style="color: rgb(36, 36, 36);">В исправительных учреждениях Эквадора начались бунты</span> В исправительных учреждениях Эквадора начались бунты Фото: © IMAGO/Xavier Caivinahua/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Судя по публикациям изданий, в настоящее время властям Эквадора неизвестно, где находится беглец. 9 января сбежал главарь еще одной группировки, «Лос-Лобос», Фабрисио Колон Пико. Он сумел покинуть тюрьму в городе Риобамбе вместе с еще 38 заключенными. По последним данным, всего в пяти тюрьмах Эквадора банды сейчас удерживают как минимум 139 человек. В местных соцсетях публикуют ролики, на которых люди в масках угрожают людям в камуфляжной одежде. На других видео — бегущий по улице народ и звуки стрельбы. Тогда же, 9 января, вооруженные люди ворвались в студию телеканала TC Televisión в Гуаякиле и взяли ведущих в заложники. Местная полиция ночью отчиталась, что участники нападения на телеканал задержаны, а заложники на свободе.

Тем не менее ситуация в стране, очевидно, остается напряженной. Президент Эквадора Даниэль Нобоа накануне ввел в стране режим чрезвычайного положения для наведения порядка в тюрьмах, а ночью собрал совет безопасности, объявил режим «внутреннего вооруженного конфликта» и дал распоряжение ВС Эквадора проводить необходимые действия «в соответствии с международным гуманитарным правом и соблюдением прав человека». По последним данным, все учебные заведения в Эквадоре перешли на удаленный формат работы, населению рекомендовано не выходить на улицу. Предприятия и бизнес свернули работу, это еще более усугубит экономическую ситуацию в стране, отмечает местная пресса.

Накануне Даниэль Нобоа ввел в стране режим чрезвычайного положения для наведения порядка, а ночью собрал совет безопасности, объявил режим «внутреннего вооруженного конфликта» и дал распоряжение ВС Эквадора проводить необходимые действия «в соответствии с международным гуманитарным правом и соблюдением прав человека» Накануне Даниэль Нобоа ввел в стране режим чрезвычайного положения, а ночью собрал совет безопасности Фото: © IMAGO/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Издание Expreso пишет, что практически все учреждения приостановили работу, на улицах пусто, и цитирует жителя города Ла Либертад на западе страны: «То, что происходит в стране, — хаос. Мы надеемся, что это закончится в ближайшее время». Сегодня утром в исторический центр столицы Эквадора — города Кито — вошли танки.

В результате «жестокого террора» 9 января 8 человек погибли, еще 2 получили ранения, уточняет издание El Universo. В разговоре с этим порталом профессор кафедры политологии и международных отношений в Университете Америки (UDLA) Эстебан Сантос так описал указ президента Эквадора о чрезвычайном положении: «Короче говоря, личные свободы закончились, и мы находимся в состоянии войны». В документе руководитель страны объявил 21 группировку террористами и поручил военным нейтрализовать их.

«То, что происходит в стране, — это хаос. Мы надеемся, что это закончится в ближайшее время» «То, что происходит в стране, — хаос. Мы надеемся, что это закончится в ближайшее время» Фото: © IMAGO/ROLANDO ENRIQUEZ/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Россия надеется, что Эквадор справится «без вмешательства извне», а США пока внимательно следят

Волнения в Эквадоре начались меньше чем через три месяца после того, как новым президентом страны стал 36-летний кандидат от альянса «Национальное демократическое действие» Нобоа. В ходе кампании он пообещал улучшить экономику, создать рабочие места для молодежи и посадить в тюрьму всех опасных преступников. Главари банд сбежали за несколько дней до того, как Нобоа должен был обнародовать план реформирования тюремной системы, замечает Bloomberg.

Во время предвыборной гонки в Эквадоре убили кандидата Вильявисенсио. Всего за прошлый год в стране зарегистрировали 8 008 насильственных смертей — почти вдвое больше, чем в 2022-м.

Наркокартели стремятся показать, что власть у них, а не у нового главы государства, объяснил сегодня мотив беспорядков в стране профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец. «Президент Нобоа поставил [на борьбу с картелями] практически все. Но и наркокартели поставили если не все, то очень много. Они неслучайно раскручивают такую спираль насилия, им нужно показать, что сегодня они хозяева на улицах. Поэтому они достаточно жестко действуют, они хотят показать, что правительство ничего не контролирует и договариваться нужно с ними», — сказал Хейфец в разговоре с РИА «Новости».

Есть и еще одна деталь. Нобоа, по сути, «досиживает» срок предыдущего лидера страны, до новых выборов осталось полтора года. «У президента нет другого выхода. Либо он сможет что-то кардинально сделать, либо он даже до конца и так короткого срока не досидит», — указал Хейфец.

МИД РФ в среду поддержал власти Эквадора и выразил надежду на то, что они «смогут поставить эффективный заслон разгулу преступных элементов»: «Собственными силами, без вмешательства извне, вернут контроль над ситуацией, восстановят спокойствие и правопорядок». Ведомство посоветовало россиянам учитывать нестабильность ситуации в Эквадоре при планировании поездок туда, а находящимся там гражданам РФ — избегать посещения общественных мест. Туристов из России, отдыхающих по линии туроператоров, в Эквадоре сейчас нет, страна малоизвестна на российском туррынке, уточняет ассоциация туроператоров России (АТОР).

Сигнал о том, что Эквадор должен справиться своими силами, Москва подает неспроста. Власти Аргентины уже сообщили о готовности отправить в Эквадор правоохранителей для помощи, в Бразилии и Боливии пока только осуждают акты насилия и поддерживают власти на словах, а Перу уже усилило охрану границы и ввело чрезвычайное положение в северных районах страны. Посольство США в Эквадоре утром приостановило оказание консульских услуг и советует американцам следить за официальными сообщениями местных властей.

Правящий класс Эквадора контролируется правящим классом Соединенных Штатов, и, по сути, речь идет о восстании против «американского контроля над страной», считает бывший журналист The New York Times, политолог Джон Вароли. Он подчеркнул, что вооруженные силы Перу при необходимости выполнят команды Пентагона, поскольку эта страна также «под контролем США». Соединенные Штаты внимательно следят за ситуацией в Эквадоре, координируют с властями этой страны дальнейшие шаги и готовы оказать необходимую помощь, заявил сегодня РИА «Новости» госдепартамент США.

Безусловно, ситуация в Эквадоре добавляет Вашингтону головной боли. Особенно с учетом того, что США уже участвуют в конфликтах на Украине и Ближнем Востоке и прямо сейчас проводят военную операцию против йеменских хуситов в Красном море. Тактика «тысячи порезов» против США в действии.

Безусловно, ситуация в Эквадоре добавляет Вашингтону головной боли. Особенно с учетом того, что США уже участвуют в конфликтах на Украине и Ближнем Востоке и прямо сейчас проводят военную операцию против йеменских хуситов в Красном море. Тактика «тысячи порезов» против США в действии Ситуация в Эквадоре добавляет Вашингтону головной боли. Особенно с учетом того, что США уже участвуют в конфликтах на Украине и Ближнем Востоке и прямо сейчас проводят военную операцию против йеменских хуситов в Красном море Фото: © IMAGO/ROLANDO ENRIQUEZ/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

«Если события будут развиваться угрожающим образом для американских инвестиций, очевидно, вмешательство произойдет»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали беспорядки в Эквадоре и порассуждали об их возможных причинах и последствиях.

Валерий Гарбузов — бывший директор Института США и Канады РАН:

— Латинская Америка — одна из зон интересов влияния США в связи с тем, что Соединенные Штаты Америки, как, впрочем, и другие страны, — один из крупнейших инвесторов в этот континент. Если события будут развиваться угрожающим образом для американских инвестиций, для влияния США в этом регионе, то очевидно, что вмешательство в какой-то форме произойдет. Я не думаю, что это будет сопряжено с какими-то масштабными военными действиями. Но какая-то реакция, очевидно, должна быть.

Если что-то происходит в Западном полушарии, то, когда речь идет о вмешательстве, все подразумевают Соединенные Штаты Америки. Поэтому то, что МИД России не называет страну, вовсе не означает, что наш МИД не имеет в виду США. Потому что, конечно, приграничье США и Западное полушарие — это как раз та территория, которая является зоной первоочередной безопасности США во всех смыслах. И в стратегическом, и в плане миграционной безопасности, и общей безопасности, и приграничной. Конечно, события, происходящие в этих странах, должны волновать прежде всего Соединенные Штаты Америки, а никакую иную страну. Поэтому когда мы говорим о вмешательстве, то прежде всего думаем, что оно может быть со стороны именно этого государства.


Егор Лидовской — гендиректор Латиноамериканского культурного центра им. Уго Чавеса:

— Причину [беспорядков в Эквадоре] можно разделить на две категории: сиюминутная и базовая. Сиюминутная заключается в том, что президент Эквадора Даниэль Нобоа решил прижать преступность. Непонятно до конца, с какой целью он это делает. Это может быть действительно желание искоренить преступность, а может быть очередной передел сфер влияния под руководством США, с которыми Нобоа тесно связан. И с олигархатом, и с Соединенными Штатами.

Нельзя исключить того варианта, что Нобоа все-таки не готов делиться властью с наркокартелями и решил поставить страну под свое полное управление. Могут быть разные варианты, но в любом случае все это нарушение статус-кво, который был в Эквадоре, когда, по сути дела, у власти находились банды, являющиеся частью международных латиноамериканских наркокартелей. Статус-кво был нарушен, и это вызвало непосредственно бунты. Это сиюминутная причина.

Причина базовая: к этой ситуации привело предательство [бывшего президента Эквадора] Ленина Морено, который шел на выборы в 2017-м как преемник президента Рафаэля Корреа (президент Эквадора с 2007 по 2017 годприм. ред.). Корреа — президент, достаточно национально ориентированный, хотел независимости для Эквадора, независимости от Штатов, вел страну в многополярный мир, и у него хорошо получалось. Это был как раз тот пример, когда страна росла экономически весьма серьезно, и многие тогда ей прочили будущее чуть ли не «латиноамериканской Швейцарии», контраст огромный.

Но все это было похоронено Морено, который избирался как преемник, а придя к власти, поменял свой курс на 180 градусов и, по сути, привел американцев в страну. Начался типичный процесс для Латинской Америки, когда капиталы стали вывозиться в Майами. Власть занималась дележкой большого пирога, не думала о социальном положении народа, которое, естественно, ухудшалось. Плюс власть использовала криминалитет в своих собственных интересах.

Я глубоко уверен, что США ведут себя во многих местах совершенно ужасно и отвратительно, и никто не упрекнет меня в симпатии к Штатам. Но те люди, которые совершают беспорядки в Эквадоре, делают это со звериной жестокостью. Это абсолютные бандиты, они вешают людей на камеру, стреляют в школах, захватывают заложников, и это не похоже на народную революцию без политических требований. Здесь их главный месседж к Нобоа — остановить войну с преступностью, чтобы он успокоил войска, полицию и не трогал наркокартели.

Эквадор и Перу сейчас — это страны, которые будут выполнять, по замыслу американцев, роль перевалочных пунктов стран, активно участвующих в наркотрафике, с которого США имеют процент. Как раз недавно в Перу произошел фашистский достаточно переворот, президент Болуарте там не имеет фактически власти, она у Фухимори, который был недавно выпущен из тюрьмы. У Перу откровенно проамериканская власть, которая на все это закрывает глаза, потому на данный момент в Перу никаких движений нет. Но, учитывая тотальный хаос, который происходит в Эквадоре, и попытку передела рынка, в целом все возможно.

Мы все знаем, что, по сути дела, весь наркотрафик в Латинской Америке контролирует департамент по борьбе с наркопреступностью США. Он делает вид, что с ними борется, а на самом деле занимается переделом рынка и сниманием сливок. Одних усиливает, у других уменьшает власть, чтобы не было такой фигуры одиозной, которая возникла в Колумбии. Поэтому здесь им важно, чтобы все было тихо и спокойно, они с этого стригут очень и очень приличные дивиденды. Поэтому могут под маркой «давайте мы поможем в борьбе с преступностью» сюда зайти и установить свой собственный военный контроль.

Возможно, Нобоа решил поделить рынок, в этой ситуации США вполне могут войти с его согласия. От этой опасности МИД и предостерегает, потому что в этом случае Эквадор потеряет все шансы на существование как суверенное, независимое, развивающееся государство. Но существует и второй вариант, что Нобоа решил не делиться властью с картелями и установить там собственный контроль, без власти вот этих группировок. В таком случае ему действительно нужно пожелать удачи. Те люди, которые там действуют, — это реальная террористическая угроза.