В 2024 году российский авторынок вырастет на 15% до 1,3 млн проданных машин. Такой прогноз озвучили накануне на пресс-конференции комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В тройке лидеров по продажам — АвтоВАЗ и китайские Haval и Chery, которые уверенно захватывают российский рынок, показывая более 200% прироста за год. В 2024-м утильсбор прижмет параллельный импорт, на котором активно зарабатывали серые перекупы, зато кислород автодилерам перекрывают высокие кредитные ставки. О том, стоит ли покупать новый автомобиль, будут ли китайские производители снижать цены, — в материале «БИЗНЕС Online».
Авторынок не остановился, продолжил развиваться, и на него начали заходить китайские бренды, появляются новые игроки
Рынок вырос почти на 60%, но в конце 2023-го пошло торможение
По итогам 2023 года российский автомобильный рынок вырос на 57,8% и составил 1 127 856 проданных новых машин. Об этом заявил на пресс-конференции комитета автопроизводителей АЕБ его председатель, исполнительный директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калинцев. Впрочем, эта итоговая цифра от АО «ППК», которое собирает данные о передаче автомобилей владельцам. В самом комитете автопроизводителей АЕБ при этом насчитали только чуть более 937 тыс. проданных автомобилей и зафиксировали рост на 36,3% — цифра основана на данных автопроизводителей и официальных импортеров. «В целом эти цифры говорят о том, что рынок растет, несмотря на все сложности. Это не может нас не радовать. Мы перешагнули психологический рубеж в 1 миллион автомобилей», — прокомментировал итоги Калинцев.
По его словам, в 2023 году на авторынок влияло сразу несколько как внешних, так и внутренних факторов. Первое — это санкционные пакеты, которые сразу отразились на отрасли. «Самый серьезный удар мы получили как автопроизводители. В других отраслях ситуация намного лучше», — указал спикер. Тем не менее авторынок не остановился, продолжил развиваться, и на него начали заходить китайские бренды, появляются новые игроки. При этом само государство, по словам Калинцева, все-таки оказывало поддержку, осуществляя регулирование отрасли. А локализация — это будущее для каждого производителя.
Еще один существенный фактор, который влиял на рынок в 2023 году, — параллельный импорт. «Многие бренды завозятся неофициальным путем. Это создает, с одной стороны, разнообразие на рынке. С другой — вносит хаотичность, потому что параллельный импорт осуществляется не только компаниями, которые имеют опыт, но и всеми кому не лень. Имею в виду схему с физлицами через страны СНГ. Такие схемы полностью стирают всю прозрачность и понятность рынка, которая выстраивалась до этого», — считает Калинцев.
Также сыграло роль существенное повышение ключевой ставки и утилизационного сбора. Это изменило поведение покупателей на рынке к концу года, которые предпочитали присмотреться к новым брендам, поэтому откладывали покупку машины. Как следствие, увеличился срок владения автомобилем почти до 6 лет. «А было 3,3–3,5 [года] рекорды, в Москве вообще 2,5 [года] в пике. Сейчас люди предпочитают сохранять авто дольше», — отметил Калинцев.
Цена сегодня является определяющим фактором. В 2023 году доля продажи авто в кредит выросла по некоторым брендам до 85%, а в среднем по отрасли достигла почти 60%. Однако теперь кредитование «переживает серьезную проверку на прочность» из-за повышения ставки. «В итоге клиент отказывается от выбора, продлевает срок службы автомобиля либо использует субсидированные ставки. Кто из брендов их дает, тот еще поддерживает спрос. Но глобально это стоп-фактор для развития рынка», — уверен Калинцев.
Он также обратил внимание, что уже в IV квартале 2023 года пошло замедление рынка, которое будет продолжаться также и в I квартале 2024-го. «Это тоже не очень хороший сигнал», — предупредил Калинцев.
Абсолютный лидер — АвтоВАЗ, который продал 352 572 машины — это 87% прироста к показателям 2022 года
В лидерах — АвтоВАЗ и «китайцы»
Итак, какие автомобили чаще всего покупали в 2023 году? Абсолютный лидер — АвтоВАЗ, который продал 352 572 машины — это 87% прироста к показателям 2022-го. На второй строке — китайский бренд Haval, реализовавший в России 188 826 авто, и это 253% прироста. Тройку замыкает еще один «китаец» — Chery, который чуть-чуть уступил своему «коллеге» из Поднебесной — продано 118 055 машин (рост 207%). Отметим, что все китайские бренды продемонстрировали трехзначные темпы роста продаж в России. Omoda (суббренд Chery) и вовсе зафиксировал увеличение продаж своих авто на 2 853% — с 1 521 машины в 2022 году до 44 909 в 2023-м.
А так выглядит топ-10 самых продаваемых в России марок:
- LADA Granta (206 116 штук);
- LADA Niva (92 003);
- Haval Jolion (58 229);
- Chery Tiggo 7 Pro (52 635);
- LADA Vesta (49 272);
- Omoda C5 (37 431);
- Geely Coolray (35 382);
- Chery Tiggo 4 Pro (34 349);
- Chery Tiggo 8 Pro (18 199);
- Geely Atlas Pro (17 658).
«Лидеры российского рынка — это, конечно, китайские бренды. В 2024 году они будут наращивать объемы продаж и разнообразие на российском авторынке, — заявил „БИЗНЕС Online“ президент ассоциации „Российские автомобильные дилеры“ (РОАД), председатель совета директоров группы компаний „БН-Моторс“ Алексей Подщеколдин. — У АвтоВАЗа хорошие планы как по продажам, так и новым моделям. Конечно, мы вместе с покупателями надеемся на выполнение, ведь сейчас продолжается дефицит автомобилей масс-сегмента».
Из-за ухода многих производителей изменились каналы поставок автомобилей. Так, локальное производство снизилось с 76% до 51%. При этом выросли как официальные каналы поставок, так и альтернативные — сразу в 3 раза с 7% до 21%
Электромобили растут, а дизель уходит в прошлое
Электромобили в 2023 году также показали рост. Исторический рекорд — продано 13 тыс. «электричек». В 2024-м доля рынка электромобилей, как ожидают в АЕБ, может составить от 1,5 до 2%, т. е. более 20 тыс. проданных авто.
При этом по типу двигателей доминирует бензиновый — 92,2% проданных машин (в 2022-м было 87,9%). Количество авто с дизельным двигателем сократилось с 10,6% в 2022 году до 5,9% в 2023-м. Причина в том, что у китайских производителей нет машин на дизеле. «В целом американский рынок сейчас без дизеля, азиатский — без дизеля, европейский рынок активно пытается переключиться с дизельного двигателя на электро. Соответственно, мы видим, что дизель теряет свои позиции, это не российский тренд, а общемировая тенденция», — считает Калинцев. Он уверен, что уже через 3–4 года в России не будут продавать машины с дизельным двигателем.
Из-за ухода многих производителей изменились каналы поставок автомобилей. Так, локальное производство снизилось с 76% до 51%. При этом выросли как официальные каналы поставок (с 17% до 28%), так и альтернативные — сразу в 3 раза с 7% до 21%. «Во втором полугодии мы видим замедление альтернативных каналов. Есть два стоп-фактора — курс, который многие экстраприбыли обнулил, и утилизационный сбор. Они с IV квартала стали резко тормозить параллельный импорт. Многие предприниматели, кто бежал за легкими деньгами, отказались или обанкротились», — рассказал Калинцев. Он уверен, что в будущем параллельный импорт будет существовать только в сегменте люкс, особенно когда заработают те производства, которые остановились.
АвтоВАЗ в прошлом году сумел продать 352 572 штуки — на 86,9% больше, чем в 2022-м
LADA «доминирует» на рынке, но боится «китайцев»
Также итоги года подводил и АвтоВАЗ. В зал, где прошла пресс-конференция, специально пригнали LADA Aura — удлиненную и более «богатую» версию LADA Vesta, которая встанет на конвейер в сентябре. Также в 2024-м появится электрическая LADA Largus, к маю завод ранее обещал возобновить производство бензиновых Largus. В начале 2025-го ждем LADA Iskra, которая, как сообщалось, должна заменить Granta. Также в этом году компания планирует новый автомобильный бренд.
По оценке предприятия, российский официальный (без учета параллельного импорта) рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в 2023-м вырос на 45% до 1 млн штук. АвтоВАЗ в прошлом году сумел продать 352 572 штуки — на 86,9% больше, чем в 2022-м. 138,5 тыс. машин пришлось на корпоративные продажи. В 2023-м предприятие выпустило 374 тыс. автомобилей, это рекорд за последнее десятилетие. Задача на этот год — полмиллиона машин, рассказал президент компании Максим Соколов.
Отдельно Соколов подчеркнул, что бренд LADA впервые за последние 10 лет стал «уверенно доминирующим с точки зрения понятий нашего антимонопольного законодательства». О чем именно идет речь, глава компании не уточнил. Если смотреть на количество проданных машин, доля тольяттинского предприятия составила 35%. Но в денежном выражении отечественный производитель точно не доминирует. Львиную долю продаж обеспечили самая бюджетная Granta (206,116 тыс.) и Niva (92 тыс.). Соколов признал, что здесь показатель «сильно не впечатляет».
«И, конечно же, это повод серьезно задуматься и проанализировать ситуацию на рынке, открытие наших границ по отношению к другим брендам, странам, — сказал Соколов, — и с учетом несопоставимого масштаба рынков задуматься о том, какие меры поддержки необходимы, чтобы высоколокализованные продукты „вытаскивали“ за собой целую отрасль российской промышленности, автопром». Повышенный в августе 2023 года размер утильсбора «охладил пыл» конкурентов АвтоВАЗа лишь ненадолго, пожаловался Соколов.
80% рынка в денежном выражении — это китайские марки и у АвтоВАЗа есть задача противостоять этой «экспансии, агрессии», подчеркнул спикер. Финансовые показатели Соколов уточнять не стал, но оговорился, что компания завершила год с прибылью и остается финансово стабильной. Повышать цены на машины в «ближайшее время» не предполагается, а дальше рост планируется в пределах инфляции.
Что касается рынка подержанных авто (а это 3–3,5 млн, по данным АЕБ), то он тоже сейчас падает, потому что удлиняется срок владения машиной
В 2024 году продажи новых авто вырастут на 15%
В АЕБ отмечают, что уже сейчас наблюдается резкое торможение спроса. Как отметил Калинцев, по некоторым брендам спад до 40–50%, поэтому производители и дилеры устраивают разные акции. «Это хорошее время для покупки автомобиля для клиента», — считает он, однако признает, что для многих высокие ставки по кредитам — это проблема, особенно в массовом сегменте. Калинцев отметил, что снижения ключевой ставки до второго полугодия ожидать не стоит, но и тогда она вряд ли опустится ниже 10%. «Это говорит о том, что в I квартале мы будем существовать в условиях серьезного перетоваривания стоков и резкого уменьшения клиентского трафика», — прогнозирует эксперт.
Вместе с тем, по мнению Калинцева, продолжается процесс трансформации производственных активов, которые сейчас не работают, их перезапуск и перепрофилирование. «До конца 2024 года все остановленные производственные активы заработают. Это наше видение. Все без исключения», — считает он. Все это потребует не только больших усилий со стороны компаний, но и дополнительной поддержки со стороны государства, поскольку финансировать промышленность по нынешней ставке не представляется возможным. Вернутся ли европейские бренды на российский рынок? Калинцев уверен, что да. Это лишь вопрос времени.
Что касается рынка подержанных авто (а это 3–3,5 млн, по данным АЕБ), то он тоже сейчас падает, потому что удлиняется срок владения машиной. «Предложение на рынке подержанных автомобилей ограничено, это толкает цены вверх. С одной стороны, многие клиенты, которые покупали машину 3–4 года назад, сегодня продают дороже. При этом бизнес дилера по подержанным авто, так же как и по новым, находится под прессингом негативных факторов», — рассказал Калинцев.
В итоге в АЕБ уверены, что потенциал у российского авторынка есть, он все равно растет. Поэтому по результатам 2024 года ожидается прирост на 15%. «Это, возможно, не так много, как в 2023-м. Это 1,3 миллиона, включая параллельный импорт, который будет снижаться. Если произойдут положительные моменты, он может быть и выше», — прокомментировал Калинцев.
Позитив в АЕБ объясняют тем, что потребность в новых авто сохраняется. «Парк старый, требует замены — это прописная истина», — уверен спикер. Также он ожидает, что во втором полугодии ключевая ставка может начать снижаться, поэтому доступность кредитов вырастет, а значит, стимулирует потребительский спрос. Еще одна надежда производителей — госпрограмма по поддержке льготного автокредитования. «Она заявлялась, рассчитываем, что ее продолжат», — считает Калинцев.
«Более половины всех машин всегда продавалось в кредит, а средняя ставка по кредиту — 24–26 процентов, и это, конечно, за пределом»
«Теперь они будут за покупателей бороться между собой, а не с АвтоВАЗом»
Эксперты «БИЗНЕС Online» рассказали, что будет с авторынком в 2024 году и как дилеры станут заманивать клиентов в автосалоны.
Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО «УК „ТрансТехСервис“»:
— Российский авторынок — это АвтоВАЗ и китайские производители. Он в значительной степени восстановился, цифры я на память не помню, но они в общем доступе есть. Думаю, что рынок в 2024 году будет так же развиваться, объем продаж возрастет, только непонятно на сколько. Прогноз — дело неблагодарное. Цены же будут зависеть от курса рубля. Если мне дадут прогноз по нему, я смогу спрогнозировать цены на автомобили. Но в понижение я не верю, может быть понижение только в моменте каких-то акций, распродаж, краткосрочное, более выгодное предложение, но в целом тренд по году будет, конечно, повышение цены. Сегодня с «китайцами» никто не может конкурировать. АвтоВАЗ и «китайцы» будут доминировать, больше просто некому, конкурентов нет.
В принципе, решаются вопросы (с запчастями), но, если сравнивать с допандемийной ситуацией, сложности с поставками запчастей сохраняются. Если говорить от года к году, то хуже, чем в 2022-м, не стало.
Я не готов в пересказе кого-то комментировать слова руководства АвтоВАЗа, но мощности у завода есть, они приобрели площадку в Питере. В Ижевске, по-моему, у них остается. Сборочные мощности имеются, что касается мощностей по изготовлению комплектующих, я не могу судить.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Мой прогноз на 2024-й при базовом сценарии — 1 миллион 250 тысяч проданных новых автомобилей. В этом году было 1 миллион 60 тысяч. Если оптимистично, то будет 1,3 миллиона машин. Проблема в другом: все очень быстро меняется, любые прогнозы неблагодарные, потому что конец 2023-го и начало 2024-го не шибко позитивные. Здесь сыграли роль и высокая ключевая ставка, и повышение утильсбора.
Структура рынка не изменится, это будет игра на проценты — один туда, один сюда. АвтоВАЗ станет пытаться выбить свои 30–35 процентов на этом рынке, все остальное займут китайцы, и около 5 процентов придется на параллельный импорт, в котором и корейцы, и европейцы, и китайцы в том числе. В этом смысле ничего не изменится. Цена вниз тоже не пойдет, повышение утильсбора и ключевой ставки до конца еще не отыграны. Крупные игроки растягивают удовольствие и не повышают цены одномоментно, чтобы не шокировать совсем покупателя. Ценам падать некуда, они будут подрастать.
Другое дело, что покупательная способность населения не выросла, люди менее охотно идут за машинами. И поэтому нам всем будут давать большие скидки, рассрочки по платежам, какие-то подарки, бесплатное техобслуживание и так далее. Этими маркетинговыми инструментами станут привлекать людей в автосалоны, а цены останутся плюс-минус на уровне декабря-января и с небольшим ростом с учетом инфляции. Благодаря этому и будут идти продажи. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов сказал, что на данный момент нет предпосылок, чтобы цены росли, потому что им расти особо уже некуда. Но в пределах инфляции, поскольку инфляционные потери надо как-то компенсировать, цены станут подниматься. У кого-то из производителей цены будут некоторое время стоять. В среднем по году повышение цены будет от 5 до 10 процентов.
К тому же у нас есть огромный нереализованный спрос, его можно еще назвать отложенным. Потому что и в 2023-м, и в 2022-м в стране машин продавалось намного меньше, чем нужно рынку для нормального функционирования. Наш минимум в обычных условиях — 1,5–1,7 млн автомобилей. До этого уровня мы в лучшем случае дойдем в 2026 году.
Это факт, что АвтоВАЗ противостоит китайской экспансии. Но прямой конкуренции, по сути, нет, потому что Китай играет в другой ценовой категории — цены на LADA заканчиваются там, где на китайские автомобили только начинаются, хотя пересечение есть. Думаю, весь объем машин, которые АвтоВАЗ выпустит, план на 500 тысяч они на следующий год продадут, потому что спрос на автомобили доступные очень высокий. Очевидно, что дешевле машин сейчас на рынке нет и не появится. Ни Иран, ни Китай не предложат машины по цене в пределах 1,5 миллиона рублей. В этом главное преимущество АвтоВАЗа. Хотя есть у них и машины и за 1,6, и за 1,8 миллиона рублей. Так что АвтоВАЗ в ближайшие годы будет стараться удержать свою долю рынка в 30 процентов, думаю, ему это по силам. Правильнее говорить, что у АвтоВАЗА лидирующее, а не доминирующее положение. У нас сейчас нет ни одного производителя с долей 30 процентов.
Этот год будет интересен тем, что китайские производители станут между собой бороться. До этого подобного не было, они занимали рынок, оставленный другими производителями. Они зашли на это голое поле. Но теперь они начнут за покупателей бороться между собой, а не с АвтоВАЗом. Для них это непростые времена, и сейчас нужно не только машины привозить и их продавать, а придумывать какие-то хитрые маркетинговые ходы, обращать покупателя в свою веру.
Игорь Моржаретто — автоэксперт:
— Я тоже считаю, что наш рынок вырастет примерно до 1,2–1,3 миллиона проданных машин. Собственно, вся тенденция 2023-го говорит о том, что у нас на рынке даже не проходит процесс замещения «заболевающих» автомобилей. По статистике в год примерно миллион машин выбывает. Хотя бы восполнить это количество нужно, чтобы появилось не меньше миллиона новых автомобилей для нормального существования рынка и вообще транспорта, необходимо 1,5 миллиона. Есть и спрос неудовлетворенный. Другое дело, сейчас у людей денег нет, а цены высокие. Поэтому нельзя говорить о том, что мы достигнем уровня плохих годов (карантинных, когда [потребность] была в 1,5–1,6 миллиона машин) в ближайшее время, в лучшем случае в 2025-м это будет. Пока 1,2–1,3 миллиона машин — то, что нужно, чтобы парк существовал нормально. И на это количество машин у нас есть деньги. Единственное, хотелось бы, чтобы не было резких движений с точки зрения изменения законодательства — очередного повышения утилизационного сбора. И чтобы мы по возможности получили нормальную ставку, чтобы кредиты стали доступными. Более половины всех машин всегда продавалось в кредит, а средняя ставка по кредиту — 24–26 процентов, и это, конечно, за пределом.
У нас ситуация сложилась такая, что авторынок имеет российско-китайское лицо, и в этом году ситуация не изменится. Примерно треть рынка легковых машин будут покрывать АвтоВАЗ вместе с другими российскими производителями, такими как УАЗ и в небольшом количестве «Москвич», а все остальное — китайцы. В 2024-м меньше станет параллельного импорта, его потихоньку душат самыми разными мерами, например, подрубил утилизационный сбор. Так что параллельный импорт будет сокращаться, останется только нишевая доставка. Зато, я надеюсь, как нам обещают, появится несколько сборочных производств, но станут собирать китайские машины. Цены на машины в этом году будут расти, но не так быстро, как в прошлом. Но предсказывать что-либо сложно — мы не знаем, какими окажутся инфляция, курс валют и так далее.
Почему Китай не повысил цены? Среди китайцев началась настоящая конкуренция. Говорят, и это подтверждают специалисты, на складах у дилеров примерно 150 тысяч машин находится, которые надо продать. Они в сегменте от 2,5 миллиона рублей, вполне себе конкурируют между собой, поэтому на многие модели многих марок скидки, которые могут достигать 1,5 миллиона рублей и больше. АвтоВАЗ с китайцами не конкурирует, он работает в совершенно ином сегменте. АвтоВАЗ — это сегмент до 1,5 миллиона рублей, там, кроме АвтоВАЗа, честно говоря, ничего нет. Поэтому у него некое положение привилегированное — нет других конкурентов. Соответственно, 30 процентов рынка у него есть и будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.