«Мы с Кевином Ханда и командой KazanExpress создали отлично работающий бизнес, но моя предпринимательская сущность ведет меня дальше», — обтекаемо объяснил сооснователь казанского маркетплейса Линар Хуснуллин причины своего ухода из «Магнита», которому несколько месяцев назад продал свое детище, получив за собственную долю порядка миллиарда рублей. Источники в отрасли считают, что смена директора случилась бы рано или поздно, а катализатором стало то, что стороны не сошлись темпераментами. Федеральный гигант при этом подчеркивает, что намерен максимально сохранить экспертизу старой команды и не будет менять юрисдикцию компании. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Мы с Кевином Ханда и командой KazanExpress создали отлично работающий бизнес, но моя предпринимательская сущность ведет меня дальше», — обтекаемо объяснил Линар Хуснуллин причины своего ухода из «Магнита»
«Магнит Маркет» должен обеспечивать экономику «в интересах всех стейкхолдеров»
Громкая кадровая новость пришла накануне утром из федеральной повестки. «Магнит» объявил о назначении нового генерального директора маркетплейса «Магнит Маркет», который создают на базе свежевыкупленного KazanExpress. Основателя казанского маркетплейса Линара Хуснуллина заменит Константин Измайлов, до этого работавший директором по данным в Delivery Club и «Яндекс.Лавке».
«Константин Измайлов будет отвечать за формирование и реализацию стратегии „Магнит Маркета“, создание привлекательного ценностного предложения, развитие инфраструктуры площадки и ее масштабирование на географию „Магнита“. В его зону ответственности также входит построение эффективного бизнеса маркетплейса и создание синергий с основным бизнесом „Магнита“. Под его руководством продолжится интеграция KazanExpress и ребрендинг этой площадки в „Магнит Маркет“», — говорится в релизе, опубликованном на сайте компании.
В «Магните» Измайлов будет подчиняться директору по электронной коммерции розничной сети Гюванчу Донмезу, который обозначает предсказуемую, но оттого не менее амбициозную задачу — создать российский маркетплейс с «лучшим на рынке сервисом и ценовым предложением». «Сегмент маркетплейсов высококонкурентен, тем интереснее будет моя работа: создать уникальное предложение для покупателей, последовательно наращивая географию и рыночную долю „Магнит Маркета“, развивая при этом его высокотехнологичную платформу и обеспечивая качественную юнит-экономику в интересах всех стейкхолдеров „Магнита“», — конкретизирует Измайлов.
«Мы хотим максимально сохранить экспертизу команды KazanExpress. [Технический директор] Кевин Ханда сейчас сосредоточен на технологической интеграции и планирует довести ее до конца, сейчас это важнейшая задача для бизнеса. „Магнит Маркет“ зарегистрирован в Татарстане, и у нас нет планов менять юрисдикцию», — подчеркнули в пресс-службе «Магнита» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
«Мы хотим максимально сохранить экспертизу команды KazanExpress», — подчеркнули в пресс-службе «Магнита»
Хуснуллин займется e-com в других странах и глэмпингом в Нижних Саврушах
«Мы с Кевином Ханда и командой KazanExpress создали отлично работающий бизнес — выверенные процессы, идеальная логистика, уникальная доставка товаров в любую точку нашего присутствия за один день. Но моя предпринимательская сущность ведет меня дальше. Чувствую, что самореализовываюсь, только когда придумываю что-то полезное и важное для людей. Пора придумать новое», — комментирует свою отставку сам Хуснуллин.
Как пояснил Линар Ильсурович «БИЗНЕС Online», после ухода с поста директора он сосредоточится на международных проектах. Причем речь уже не о создании маркетплейса в отдельно взятой локации, а более широком направлении. «Будем помогать развивать электронную коммерцию в развивающихся странах», — говорит Хуснуллин, предпочитая пока не конкретизировать географию и бизнес-модель.
От идеи строить город электронной коммерции для селлеров между Верхним Услоном и Студенцами он отказался, хотя по-прежнему считает саму идею перспективной. «Электронная коммерция растет, инфраструктура под нее все равно нужна. Буду рад, если найдутся другие инвесторы», — отмечает он.
В то же время мечту создать экоотель в деревне, где он вырос, Хуснуллин не бросает: «Если получится, в Нижних Саврушах, в Тюлячинском районе, появится целый комплекс. Заработанные деньги на это направляю». Благо есть что вкладывать: 7,8% акций KazanExpress, которые были у Хуснуллина перед продажей «Магниту», должны были принести ему порядка миллиарда рублей.
«Магнит» нуждается в классическом проверенном управленце, которого они и нашли в Delivery Club
«Хуснуллин просто не сможет быть директором на зарплате»
«Я думаю, в данном случае была обоюдная инициатива. Когда проходят такие сделки, топ-менеджменту ставят отложенный KPI — это стандартная практика. Она нужна новым владельцам, чтобы сэкономить время на интеграции компании в свою машину, сохранить команду и технические компетенции и убедиться, что менеджмент будет замотивирован плавно передавать работу, — объясняет логику событий источник „БИЗНЕС Online“, знакомый с ситуацией. — Судя по тому, что процесс идет в нужную сторону, без массовых увольнений, „Магнит“ подразобрался, как что работает, отладил процессы и готовы назначать своего директора. Удивительно только, что им понадобилось всего четыре месяца, в классической модели такой переходный период длится около года».
О новом руководителе маркетплейса известно немного. Если верить информации в его профиле в LinkedIn, Измайлов окончил Российский экономический университет им. Плеханова. Также в некоторых источниках указывается, что он вел курсы по анализу данных и машинному обучению в Московском авиационном институте и МГУ им. Ломоносова.
Последние 7 лет, как утверждает «Магнит», он занимал руководящие позиции в ведущих российских бизнесах в сфере электронной коммерции. Неоднократно выступал консультантом нескольких e-grocery-стартапов и компаний по всему миру. Измайлов был руководителем направления Data Science в Delivery Club, в частности отвечал за интеграцию бизнеса с сервисом «Яндекс.Еда». До перехода в «Магнит» работал в должности директора по данным «Яндекс.Лавки».
Несмотря на малое количество информации об Измайлове в интернет-пространстве, его отчасти можно назвать медийным руководителем. На странице VK Team он, например, рассказывал о трансформации мышления людей за последние несколько лет и тем самым нативно привлекал кадры в свою команду. Участвовал в подкасте «Тинькофф», где рассказывал о мотивации сотрудников, а также принимал участие в различных IT-конференциях.
Измайлов будет подчиняться директору по электронной коммерции розничной сети Донмезу, который ранее возглавлял Delivery Club. Также Донмез был руководителем фудтех-направления «О2О Холдинг» — совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group, а также четыре года руководил Domino’s Pizza в России.
По мнению собеседников нашего издания, ускорение процессов может объясняться в том числе тем, что стороны «не сошлись характерами». Мол, у Хуснуллина, очевидно, предпринимательский склад ума, хочет развивать свои проекты, создавать стартапы, реализовывать самые фантастические идеи, а «Магнит» нуждается в классическом проверенном управленце, которого они и нашли в Delivery Club. «Хуснуллин просто не сможет быть директором на зарплате и наемным менеджером. Он не выживет в этом мире корпоративной этики, совещаний и согласований каждого чиха, — говорят источники. — Его роль — ассимилировать татарстанскую команду, которую вряд ли кто-то будет перевозить в Москву».
«К этому все шло. Хуснуллин ни разу не бюрократ, а „Магнит“ — супербюрократичная гигантская корпорация. Он открывает дверь с ноги и рвется в бой, а в корпорации стратегия — лишь бы не ошибиться. Много лиц, принимающих решение, много с кем надо утрясать вопросики, пытаться выстраивать отношения, пока консенсус по каждой мелочи не будет найден», — заочно соглашается еще один игрок e-com рынка России, оценивающий ситуацию на условиях анонимности. По его словам, KazanExpress опоздал с привлечением финансирования: искать суперпартнера нужно было много лет назад, когда в городах присутствия он опережал Ozon и Wildberries, предлагал более дешевые товары в более короткие сроки.
KazanExpress был основан в 2017 году Хуснуллиным и талантливым выпускником Университета Иннополис Кевином Ханда
Как и кому продавался KazanExpress
KazanExpress был основан в 2017 году Хуснуллиным и талантливым выпускником Университета Иннополис Кевином Ханда и уже за год стартап привлек $2 млн от ГК Fix Дмитрия Еремеева. К 2019-му оборот площадки достиг 250 млн рублей, а в 2021-м она наторговала в интернете на 3,3 млрд рублей, оборот составил 9 млрд рублей. В 2021 году Еремеев продал контрольный пакет (50,1%) акций AliExpress — и в тот момент планы были даже в перспективе выхода на IPO. Но геополитика все скорректировала, и AliExpress сосредоточился на собственном развитии трансграничной торговли, не радуя казанский маркетплейс щедрыми вливаниями.
Переговоры о новом инвесторе шли долго. Интересантов было несколько, кроме «Магнита», звучало и название Сбера. Но в ночь на 19 октября стороны ударили по рукам, и KazanExpress подписал соглашение с федеральным ретейлером о полной продаже своих акций.
К 2019-му оборот площадки достиг 250 млн рублей, а в 2021-м она наторговала в интернете на 3,3 млрд рублей, оборот составил 9 млрд рублей
За несколько месяцев после покупки казанского маркетплейса «Магнит» успел поменять не только название. Новым владельцам удалось достроить и запустить мегасклад, построенный казанцами в свияжском межрегиональном мультимодальном центре с площадью хранения 130 тыс. кв. метров. Летом KazanExpress планировал его продать девелоперу UD Group за 3,6 млрд рублей, при этом маркетплейс намеревался арендовать его как минимум на 10 лет. Но федеральный ретейлер не стал продавать площади.
1 февраля компания открыла первый ПВЗ в одном из своих магазинов в Казани. Сообщалось, что маркетплейс запустит в феврале в своих магазинах в столице РТ 16 тестовых пунктов в различных конфигурациях с отдельными зонами хранения. В начале недели «Магнит» сообщил, что начал регистрацию новых продавцов. «С середины 2022 года из-за недостатка складских площадей регистрация селлеров на KazanExpress была приостановлена. Теперь благодаря вводу в эксплуатацию нового логистического комплекса этот процесс возобновлен», — отметила компания.
Под обновленный маркетплейс также создан новый сайт mm.ru, но пока он не работает. «Магнит» сообщил, что приложение, сайт, ПВЗ, склады и собственный транспорт KazanExpress в ближайшее время изменят внешнее оформление.
«Магнит» сообщил, что приложение, сайт, ПВЗ, склады и собственный транспорт KazanExpress в ближайшее время изменят внешнее оформление
«Они прекрасно смогут конкурировать с Ozon и Wildberries»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить кадровые перестановки в компании и вероятность того, что обновленный маркетплейс станет продолжать стратегию, выбранную основателями из Казани.
Инесса Яруллина — исполнительный директор АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“»:
Они хотят развивать маркетплейс на всей территории России, я думаю, у них есть в планах составить конкуренцию крупнейшим маркетплейсам. В принципе, у них может быть такое конкурентное преимущество, как и у KazanExpress (низкие цены, доставка за один день). Но пока не было релизов, в какую сторону они планируют развиваться, был только о том, что они наконец-то начали регистрацию новых селлеров на площадке, и я думаю, что за счет того, что они могут пользоваться своими сетями, как ПВЗ, и доставка у «Магнит Маркета» работает 24 на 7, я думаю, они смогут реализовывать быструю доставку, потому что это происходит в рамках единой сети.
Я думаю, что они прекрасно смогут конкурировать с Ozon с Wildberries. Им будет тяжелее отвоевывать долю рынка, но с учетом того, что люди уже приученные: первое — они знают Kazan Express, второе — очень многие заказывают доставку из «Магнита». Синергия этих двух направлений может дать взрывной рост «Магнит Маркета». Измайлов тоже профессионал своего дела, курировал очень много направлений, в том числе по категории «фуд».
Марат Ахматов — заместитель председателя союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан»:
Рынок доставки товаров и услуг сейчас очень активно развивается, поэтому полагаю, что будет много процессов модернизационных с точки зрения предоставления услуги, возможно, это коснется сервиса клиентоориентированности. Мне кажется, концепция доставки товаров за один день все-таки сохранится. KazanExpress как раз этим отличался. Это все-таки основа, база. Кто еще такую услугу оказывал, чтобы товары в течение одного дня доставляли? Считаю, эту тенденцию надо сохранять.
Смогут ли они конкурировать с крупными маркетплейсами или нет, пока сложно сказать. Здесь скорее речь идет о стратегии присутствия, когда вроде как игроки на рынке есть, но спрос на текущем этапе на онлайн-услуги от потребителей растет. В «Магните» сильная команда аналитиков, и они, естественно, понимают все эти процессы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.