По мнению заместителя министра культуры РТ Дамира Натфуллина, 100-летие татарстанского кинематографа — событие всероссийского масштаба По мнению заместителя министра культуры РТ Дамира Натфуллина, 100-летие татарстанского кинематографа — событие всероссийского масштаба Фото: «БИЗНЕС Online»

«Почему у нас билет в кинотеатр стоит примерно так же, как билет в театр…»

Неожиданное признание от высокого татарстанского чиновника прозвучало накануне на пресс-конференции, посвященной 100-летию «Татаркино». Кстати, несмотря на солидный юбилей и, казалось бы, интересную тему, внимание к мероприятию демонстрировало общее отношение к татарстанскому кино. За 10 минут до начала общения с прессой зал был пуст, а присутствующие из числа организаторов задавались вопросом: «Что тут вообще обсуждать?» Один из гостей и вовсе ехидно бросил: «100 лет кинематографа прошло мимо».

Напомним, начало эта история берет в 1924 году, с момента появления «Таткино» — первой организации в Татарской АССР, занимавшейся исключительно кино.

И по мнению заместителя министра культуры РТ Дамира Натфуллина, 100-летие татарстанского кинематографа — событие всероссийского масштаба. «Хочется действительно с гордостью сказать, наверное, последние три-пять лет для татарстанского кино — это все-таки годы динамического развития, подъема, об этом говорят многие результаты», — добавил Натфуллин.

Например, речь о становлении Казанского международного фестиваля мусульманского кино или появлении фильмов, сделанных в копродукции, например, с другими странами, что позволяет увеличивать бюджеты картин. Так что какое-то кино из Татарстана в последнее время пробовало себя и в федеральном прокате — скажем, «Водяная», «Тарлан» или «Микулай». Хотя при этом все они добивались скромных финансовых результатов.

«Хочется действительно с гордостью сказать, наверное, последние три-пять лет для татарстанского кино — это все-таки годы динамического развития» «Хочется действительно с гордостью сказать, наверное, последние три-пять лет для татарстанского кино — это все-таки годы динамического развития» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Похвально, что в последние годы мы серьезно узнали, что такое федеральный прокат, да и действительно, все предпосылки говорят о том, что впереди ждет большое будущее», — не преминул заметить Натфуллин.

«Казань дю Синема»: возьмутся ли Сафаров и Ахметов за татарстанское кино?

Впрочем, не все так благополучно, этот тезис прозвучал и в вопросе «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции. «В Татарстане финансируют все, кроме кино!» — такой тезис звучал пару лет назад на одном из круглых столов, посвященных развитию кинематографа, прошедших в Госсовете РТ. И с тех пор мало что изменилось в плане производства картин. Прямо сейчас минкульт республики собирает заявки на предоставление субсидий для создания фильмов — речь о традиционных ежегодных 8 млн рублей на… 10 различных работ (полнометражных, короткометражных, игровых, документальных). Самый большой куш, в 2 млн, можно сорвать на производство игрового фильма по произведениям Каюма Насыри (в следующем году исполнится 200 лет со дня его рождения).

Суммы, конечно, несерьезные. Для сравнения: в прошлом году за приезд на Шаляпинский фестиваль спектакля «Хованщина» Мариинского театра с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом бюджет РТ заплатил 11,5 млн рублей. А речь об одном выступлении в зале на 1 тыс. человек.

Для Татарстана театр важнее, чем кино? Такой вопрос «БИЗНЕС Online» задал Натфуллину. На это замминистра культуры заметил, что поддержка кинопроизводителей не заканчивается этим конкурсом. Впрочем, в остальном она носит несистемный характер и скорее определяется личными связями и административным ресурсом отдельных творцов.

Но затем заместитель Ирады Аюповой признался, что ему «интереснее смотреть театр». Хотя Натфуллин говорил о себе, но статус спикера и официальный характер мероприятия скорее говорили, что, в общем, мнение главного культурного ведомства республики не сильно отличается от вкусов одного из его руководителей.

«Я знаю, было устойчивое мнение в середине XX века о том, что сильное и стремительное развитие кинематографа убьет театр, — продолжил Натфуллин. — Да, была такая мысль, но, по-моему, ее благополучно пережили, и то, что мы сейчас видим вокруг нас, — это очередное подтверждение… Я не совсем даже понимаю, почему у нас билет в кинотеатр стоит примерно так же, как билет в театр… Все-таки билет в театр должен стоить дороже».

Также чиновник признал, что «в искусстве, конечно, вложения имеют значение», но все зависит от содержания и качества продукта: «В то же время, когда что-то истинное и действительно шедеврально сделано, это все равно найдет своего зрителя».

Интересно, что Натфуллин получил моральную поддержку в лице директора «Татаркино» Миляуши Айтугановой. Главный татарстанский продюсер, которая часто в своих публичных выступлениях сетует на недостаток средств, в данном случае решила покритиковать журналиста за заданный вопрос, сказав что-то про «желтую прессу». Видимо, ей сильно не понравилось, что пресс-конференция, посвященная юбилейным мероприятиям «Татаркино», вдруг обратилась к столь непраздничной теме.

Ильдар Ягафаров: «Тысячу раз повторяю: нужна система, какая она будет — фонд кино, киностудия, еще что-то — без этого мы никуда не двинемся» Ильдар Ягафаров: «Тысячу раз повторяю: нужна система, какая она будет — фонд кино, киностудия, еще что-то — без этого мы никуда не двинемся» Фото: «БИЗНЕС Online»

В свою очередь председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров на это заметил: «Если не выстроить систему дальнейшего производства фильмов, этот процесс (производства фильмов) усложнится, потому что энтузиазм, который есть у людей, потихонечку тает». И речь как раз об отсутствии финансовой поддержки от государства, разные варианты которой Ягафаров довольно регулярно предлагает.

«Если не будет финансовой поддержки, два-три года — и опять придут молодые, они как выжатый лимон будут. Дальше у них появятся дети, я уже много раз повторяю, человек уйдет в другую сферу. Поэтому тысячу раз повторяю: нужна система, какая она будет — фонд кино, киностудия, еще что-то — без этого мы никуда не двинемся», — уверен глава союза кинематографистов.

С особой гордостью директор «Татаркино» рассказала о предстоящем выпуске фотоальбома «100 лет — 100 мгновений», посвященном истории татарстанского кинематографа С особой гордостью директор «Татаркино» рассказала о предстоящем выпуске фотоальбома «100 лет — 100 мгновений», посвященного истории татарстанского кинематографа Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сейчас позови зрителя на эротику – он не придет»

Что касается празднования круглой даты «Татаркино», то об этом рассказали Натфуллин и Айтуганова. Так, 13 марта в КазГИКе планируется круглый стол на тему «Копродукция как драйвер развития киноиндустрии», в филармонии — праздничный вечер, а в кинотеатре «Мир» — старт Дней узбекского кино.

С особой гордостью директор «Татаркино» рассказала о предстоящем выпуске фотоальбома «100 лет — 100 мгновений», посвященного истории татарстанского кинематографа, книге киноведа Елены Алексеевой о становлении кино в республике с 1897 по 2014 год. В общем-то, о той продукции, которая поможет привлечь внимание к татарскому кино и его истории.

Ягафаров и здесь решил подискутировать с коллегами. Не услышав в выступлениях предыдущих ораторов об истории Казанской студии кинохроники, он поинтересовался у Айтугановой: празднуется ли только 100-летие «Татаркино» или республиканского кинематографа в целом? «Для меня это очень важно, как председателя союза, потому что я всегда радею за свое национальное кино. И когда рассказывают о кинематографе Татарстана и ни слова не говорят о казанской студии кинохроники…» — заметил режиссер и продюсер.

В ответ ему указали, что в той же книге Алексеевой студию вниманием не обошли и «все зафиксировали». Однако такой ответ не совсем удовлетворил Ягафарова. «Вы знаете, я все равно смотрю вот эти картинки [в презентации для пресс-конференции] и хочу ввести хоть какой-то драматизм в этот вечер, поэтому я и говорю об этом. Вы поймите правильно, вы общаетесь с председателем союза кинематографистов Татарстана, поэтому я на пресс-конференции с журналистами должен говорить об этом и защищать этих людей», — сообщил он.

На очередное возражение со стороны Айтугановой о том, что вся информация об этом есть, Ягафаров попросил его не перебивать и продолжил: «Молодежь сейчас поднимается, и молодежь приходит в союз [кинематографистов], и она должна знать, что все родилось не на пустом месте. Очень много людей в свое время трудилось, работало, верило, что кино Татарстана будет, что оно есть».

В целом же пикировки Айтугановой и Ягафарова, которым, как продюсерам, приходится делить один и тот же скудный татарстанский «кинопирог», лишний раз доказывают, что внутривидовая борьба бывает самой острой.

Рутинный ход мероприятия с перечислением всего запланированного разбавил также народный артист РТ, руководитель театра «Мунча ташы» Гамиль Асхадуллин, который в своем выступлении затронул тему непосредственно самого кино и посоветовал «руководству и прокатчикам» снимать драмы, которые заставляют плакать. «Сначала народ ждал голых артистов, а теперь, наоборот, ищут одетых артистов. Сейчас позови зрителя на эротику — он не придет, сейчас люди ищут интересные, душевные фильмы, — уверен Асхадуллин. — Мой совет руководству, прокатчикам — народу нужны драматические вещи. Люди же любят индийское кино — нужны подобные ему любовные драмы».

«Вы знаете, что такое кино? Это большой фейерверк над городом, большой фонтан, который освещает весь Татарстан. Без этих ударов салюта дальнейшее системное продвижение культуры будет сложно» «Вы знаете, что такое кино? Это большой фейерверк над городом, большой фонтан, который освещает весь Татарстан. Без этих ударов салюта дальнейшее системное продвижение культуры будет сложно» Фото: ru.freepik.com

«А что можно? Что нам снимать?»

После же основной части пресс-конференции Ягафаров ответил на несколько вопросов «БИЗНЕС Online», связанных с актуальными вопросами, затронутыми на встрече с журналистами.

«Театру повезло. Он в советское время родился. Он в системе координат, из бюджета финансируется, но кинематографу пора уже к этому прийти, то есть какой-то прорыв надо сделать, — считает наш собеседник. — Вы знаете, что такое кино? Это большой фейерверк над городом, большой фонтан, который освещает весь Татарстан. Без этих ударов салюта дальнейшее системное продвижение культуры будет сложно. Мы будем стоять на месте. Кино могут позволить себе только сильные и богатые. Я думаю, Татарстан может с этим справиться».

Кстати, при всей привычной критике картин, делающихся в Татарстане, зрительский интерес к ним есть. Например, на YouTube-канале «Татаркино» фильм «Сумбуль» по произведению Зифы Кадыровой набрал уже 1 млн просмотров. Сам Ягафаров пару месяцев назад сюда же в бесплатный доступ выложил свой последний по времени фильм «Живы ли вы?!», у картины уже больше 240 тыс. просмотров. Здесь же, на YouTube, скажем, ролики музыкального фестиваля «Yзгәреш җиле», на который спонсоры ежегодно тратят до $1 млн, в большинстве своем не добираются даже до 1 тыс. просмотров.


«Татарский кинематограф на самом деле на многих фестивалях уже бьет якутское и башкирское кино, — поделился Ягафаров и самокритично заметил: — Просто мы сами друг друга, как в анекдоте, немножко тянем, постоянно какой-то негатив друг другу рассказываем… Я ведь тоже очень много якутского, башкирского кино смотрю, там нет тоже идеальных фильмов, но якуты друг за друга держатся руками».

Также председатель союза кинематографистов РТ не впервые заметил, что от татарских фильмов часто ждут, в том числе и те, кто дает деньги, каких-то елейных историй о высокоморальных людях, живущих в обществе себе подобных. «Когда у тебя идут ограничения в любви, когда режиссер что-то очень хочет сказать, а говорят: „Так нельзя, это тут нельзя“, — а что можно? Что нам снимать? Как какой-то добрый мужик с добрым мужиком пообщались, с доброй женщиной поженились и родились у них пятеро детей? Кто будет смотреть такое кино?» — сетует Ягафаров.

Тем не менее, он считает, что у национального кино есть серьезное будущее. «Но только когда его поддержит правительство на системном уровне, но немного отпустит. Кино должно быть свободным, вот тогда оно и процветет», — резюмировал глава союза кинематографистов Татарстана.