Больничный клоун и водитель мусоровоза, гончар и пластический хирург, шахтер и учительница — всех их в ближайшие два месяца можно будет увидеть на проекте «Голоса страны» в московском Доме культуры, что на ВДНХ. Необычный театральный марафон, стартовавший в рамках международной выставки «Россия», постарается доказать, что современный театр может быть демократичным и повернуться лицом к простому человеку, а его руководитель, режиссер Константин Богомолов — что жизнь наших соотечественников не менее интересна, чем классические пьесы и романы. Первые результаты проекта, а также ближайшие планы организаторов оценил и «БИЗНЕС Online».
Обратить внимание театра на жизнь простых россиян — такую задачу поставил перед собой Константин Богомолов
«Театр, который не любуется чернотой»
Обратить внимание театра на жизнь простых россиян — такую задачу поставил перед собой Константин Богомолов, еще вчера главный хулиган отечественной театральной сцены, а сегодня куратор культурной программы масштабной выставки «Россия» в Москве на ВДНХ. В понедельник здесь состоялась премьера его проекта «Голоса страны» — это новый взгляд на российский документальный театр, обращенный к нашей реальности. 12 моноспектаклей цикла расскажут о сложных судьбах и занятиях тех самых простых людей, ежедневно трудящихся на благо Отечества. Таким образом организаторы проекта надеются сплотить россиян и напомнить им о вечных ценностях.
Еще в конце прошлого года Богомолов объявил о запуске «Голосов страны», призвав людей, желающих, чтобы историю их жизни рассказали ведущие отечественные актеры, отправлять соответствующие заявки. Всего таких набралось порядка 340.
Далее театральные режиссеры и драматурги несколько дней провели бок о бок с 12 выбранными героями проекта и вынесли их повседневную жизнь на сцену Дома культуры (зал вмещает 300 зрителей) на ВДНХ. Посмотреть итог все москвичи и гости столицы могут бесплатно — по предварительной регистрации, которая довольно быстро завершается.
Что касается актерских сил, то Игорь Миркурбанов должен сыграть пластического хирурга из Владикавказа, Александра Урсуляк — механика из Нягани, Алексей Вертков — океанолога из Москвы, а, например, Александр Семчев — директора Буинского театра Раиля Садриева. Но о «татарском следе» в проекте чуть ниже.
«Я очень доволен этой историей, — рассказал журналистам на открытии мероприятия худрук „Голосов страны“ Богомолов. — Это настоящий образец неформального проекта — перед нами просто художественное событие. Сегодня мы увидели первый корабль, спущенный на воду, теперь ждем других, и надеюсь, они будут так же хороши. Это тот документальный театр, о котором мы мечтали, когда начинали проект. Театр, который не любуется чернотой, находится на стыке документальности и художественности, по-новому работает с реальностью, рождая из нее замечательный литературный текст и актерскую работу. В дальнейшем мы увидим спектакли цикла в Театре на Малой Бронной (его возглавляет Богомолов — прим. ред.) и в других городах страны. А сегодняшняя премьера — прекрасный образец русского психологического театра в сложнейшем жанре моноспектакля».
Первым из 12 моноспектаклей, который показали в Доме культуры, стала «Школа этикета», где звезда богомоловских хитов в МХТ им. Чехова и Театре на Малой Бронной Александра Ребенок сыграла 68-летнюю Анну Валл — реального эксперта по деловой переписке и правилам хорошего тона
«Я действительно «зеленый кенгуру»
Первым из 12 моноспектаклей, который показали в Доме культуры, стала «Школа этикета», где звезда богомоловских хитов в МХТ им. Чехова и Театре на Малой Бронной Александра Ребенок сыграла 68-летнюю Анну Валл — реального эксперта по деловой переписке и правилам хорошего тона. «12 моноспектаклей рассказывают о людях, которые каждый день делают нашу жизнь лучше благодаря своей работе и неиссякаемой энергии, — отметила Ребенок в беседе со зрителями. — Когда Талгат Баталов предложил мне рассказать историю Анны Эрнстовны, я подумала: будет ли интересно сегодня зрителю слушать об этикете? Но, прочитав эту историю, многое поняла и прежде всего про себя».
Надо отметить, что куратор «Голосов страны» позвал делать моноспектакли довольно разнообразную компанию режиссеров и драматургов, но конкретно камерную мелодраму «Школа этикета» готовили известные люди из числа либеральной театральной общественности, сегодня переживающей не лучшие времена. Это драматург Валерий Печейкин, который много и плодотворно работал в «Гоголь-центре» с Кириллом Серебренниковым, а также режиссер Талгат Баталов. Последний, например, участвовал в свое время в шумном проекте «Театра.doc» — спектакле «Час восемнадцать» о смерти юриста Сергея Магнитского.
Так вот, «Школа этикета» не только собрала в Доме культуры аншлаг, но и напомнила гостям о главной ценности жизни — заботе о ближнем. Именно в этом заключен глубинный смысл этикета, по искреннему убеждению Валл — моложавой, подтянутой женщины, потомка древнего рода немецких баронов и коуча по коммуникации в реабилитационной клинике «Три сестры».
Рельефный стол с россыпью столовых приборов, броские виды петербургского метрополитена, элитного ресторана, больничной палаты и других локаций на живом заднике спектакля (художник Алена Глинская) лишь повод вспомнить о том, как важно видеть и слышать тех, кто вокруг нас, вовремя улыбнуться, извиниться, проявить сочувствие или помочь разделать форель. Только тогда можно рассчитывать на ответное внимание.
Известные (но часто забываемые) каноны поведения за столом, на работе и в транспорте встроены в перипетии непростой судьбы героини, пережившей суховеи в суровой Караганде, трудности работы в сельской школе, страдания пациентов, три брака и смерть четырех детей. Обо всем этом открыто, но без лишних сантиментов рассказывает Ребенок. В элегантном костюме, со строгими, отточенными движениями она и сама похожа на маститого тренера. Это амплуа актрисе идет и явно нравится — настолько внимательно она вглядывается в монументальный портрет Анны Эрнстовны на экране, учит делать комплименты и крутит в руках бокал для виски.
Единственное, о чем можно пожалеть, — об отсутствии сопровождающих материалов к постановкам
При желании динамичный спектакль может стать неплохой инструкцией для жизни. Через правила этикета, деликатно прописанные Печейкиным, героиня объясняет, как правильно выбрать (и отвадить) мужа, не скомпрометировать близких и поддержать их в сложной ситуации. А изящные мизансцены от Баталова, учитывающие внешние достоинства Ребенок, делают действие приятным глазу. Недаром результатом осталась довольна сама Анна Эрнстовна, присутствовавшая в зале. После премьеры она вышла на сцену, тепло обняла свою визави и обратилась к публике с трогательными словами.
«Благодарю режиссера, мироздание и аудиторию за внимание ко мне и интерес к этой теме, — сообщила Валл. — Я узнала себя, я действительно „зеленый кенгуру“ (так, в частности, представляла себя героиня Валл в спектакле — прим. ред.). Сожалею о некоторых сентиментальностях, которые позволила себе в интервью (при подготовке спектакля — прим. ред.), но я невероятно благодарна актрисе: это мои интонации, это я».
Единственное, о чем можно пожалеть, — об отсутствии сопровождающих материалов к постановкам. В проектах такого формата они просятся — стенды с повседневными фотографиями и историями героев цикла, видеоролики с фрагментами их работы и интервью, программки с именами авторов и актеров спектаклей. Зато открытие приятно удивило числом показов — за день их было два.
Также дважды 24 марта на ВДНХ покажут другой спектакль проекта «Голоса страны» с интригующим названием «Медитативный еж». Героем постановки стал директор Буинского театра народный артист РТ Раиль Садриев, пришедший в мир культуры из бизнеса лихих 90-х
«С Семчевым я лично не знаком, вот 24-го познакомимся»
Также дважды 24 марта на ВДНХ покажут другой спектакль проекта «Голоса страны» с интригующим названием «Медитативный еж». Он любопытен тем, что собрал едва ли не лучшие театральные силы татарского национального театра. Героем постановки стал директор Буинского театра народный артист РТ Раиль Садриев, пришедший в мир культуры из бизнеса лихих 90-х.
Интересно, что, по словам Садриева, он никаких заявок в Москву не отправлял. «Я сам ничего не писал, как-то нашли обо мне информацию, приехали, сняли фильм документальный в Буинске, объяснили, что как, потом выслали договор, приехали с фотографом», — рассказал собеседник газеты. После этого худрук театра кукол «Экият» и известный драматург Ильгиз Зайниев по итогам интервью с Садриевым написал пьесу «Медитативный еж», а поставит ее на ВДНХ Айдар Заббаров. Единственную роль в спектакле сыграет еще недавно самый обаятельный толстяк отечественного театра и кино, а теперь просто очень хороший артист МХТ им. Чехова Семчев. «С Семчевым я лично не знаком, вот 24-го познакомимся», — резюмирует директор Буинского драмтеатра.
Кстати, в конце марта татарстанский райцентр Буинск ждет членов жюри «Золотой маски», например известных актеров Игоря Петренко и Андрея Мерзликина, поскольку спектакль «Дервиш» выдвинут в двух номинациях на национальную театральную премию. Представить себе такое в городе с 20-тысячным населением без подвижничества Садриева было бы просто невозможно.
Ну а участие Татарстана в «Голосах страны» не ограничивается и «Медитативным ежом». Так, казанский драматург, лауреат «Золотой маски» Дина Сафина пишет пьесу о простом шахтере.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.