IMG_4066-1.jpg
Рекламная кампания призвана напомнить столичным чиновникам, что декларировала в разное время высшая власть на тему малого и среднего бизнеса

КАМПАНИЯ НА МЕСЯЦ – ЗА 1,7 МЛН. РУБЛЕЙ

Казань на нынешней неделе оказалась увешана еврощитами с изречениями руководства страны и республики в защиту малого и среднего бизнеса. 120 конструкций (всего в Казани 1676 билбордов) заняли черно-бело-красные цитаты президента РФ Владимира Путина, нынешнего премьера Дмитрия Медведева, президента РТ Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина, сделанные в разное время по проблемам МСБ.

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», щиты установлены по заказу ассоциации малого и среднего бизнеса РТ. Акцию поддержали предприятия – участники рынка наружной рекламы в Казани. По приблизительным подсчетам, кампания обошлась бы в 1,7 млн. рублей – если учесть, что средняя стоимость размещения порядка 14,5 тыс. рублей. Но макеты были размещены на свободных площадях: «цитатный банкет», как выяснила газета «БИЗНЕС Online», фактически оплатили рекламные фирмы.

Напомним, на недавнем «круглом столе», посвященном грядущим в Казани электронным торгам по рекламным конструкциям, участники – местные игроки рекламного рынка – взывали к городским властям с тем, что их рынку грозит передел, грядет тотальное наступление крупных сетевых международных и российских компаний – и все это ущемляет интересы малого бизнеса. По-видимому, эта рекламная кампания призвана в том числе напомнить столичным чиновникам, что декларировала в разное время высшая власть на тему МСБ.

Но щиты висят не только в поддержку интересов рекламщиков.

- Эти высказывания - они не для предпринимателей, - рассказал «БИЗНЕС Online» Хайдар Халиуллин, председатель ассоциации малого и среднего бизнеса РТ. - Мы ориентировались на то, чтобы на эти билборды обратили внимание люди, ответственные за развитие предпринимательства. Не директора фирм - а именно чиновники. Если слова не соответствуют действиям – это немножко нехорошо, вот потому и вывесили… Нам нужно чтобы эффективно развивался бизнес, чтобы было открыто всё, причём если чиновники высказываются красиво, они должны придерживаться своих слов.

Дело в том, что пока условий для развития малого и среднего предпринимательства фактически нет, считают в ассоциации. И выполнить задачу, поставленную президентом республики, - к 2015 году довести долю налогов в бюджете РТ от малого и среднего бизнеса до 40% вместо нынешних 20% – не получится, особенно в условиях захода на рынок транснациональных компаний. Малый бизнес подавляется в различных отраслях, начиная от автобусных перевозок, сноса киосков и заканчивая выдавливанием из города рынков. Понятно, что не везде это инициатива местных властей – но город не пытается помочь малому бизнесу.

«Мы с рекламными компаниями это обсудили – они же тоже малый и средний бизнес, - продолжает Халиуллин. - Они сказали - очень интересная идея, давайте воплощать. И разместили по нашей рекомендации эти билборды».

Щиты будут висеть до конца месяца – таковы условия договора между ассоциацией и рекламными фирмами.

IMG_4069-3.jpg
Местные игроки рекламного рынка взывают к властям с тем, что грядет тотальное наступление крупных сетевых международных и российских компаний – все это ущемляет интересы малого бизнеса РТ

ЗАЯВЛЕНИЯ ОДНИ, А ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДРУГАЯ

По мнению экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», то, что слово зачастую расходится с делом – не новость. За последние несколько лет предпринимательский климат в России ухудшился.

Павел Сигал - первый вице-президент «Опоры России», президент всероссийской группы компаний «Центр микрофинансирования»:

- То, что слова чиновников расходятся с делом – это действительно так. И эту акцию можно оценить только положительно – очень оригинально и интересно. Действительно, пора напомнить людям, которые клянутся в любви малому и среднему бизнесу, что сделано реально. А реально – идет настоящее наступление на малый и средний бизнес.

За последние годы предпринимательский климат в России ухудшился. Это и в налоговой сфере – я имею в виду увеличение ЕСН (снижение с 33 до 30 процентов по большому счету ничего не даст). И введение целого ряда новых законов, которые увеличивают финансовую нагрузку, – имеется ввиду, к примеру, закон о защите персональных данных. Это усложняющиеся регламенты, сохранение административных барьеров – какие-то минусы убирают, но вводят новые. Можно еще отметить пристальное внимание к бизнесу в целом со стороны правоохранительных органов – они в течение нескольких последних месяцев заметно активизировались. Особенно – по экономическим преступлениям…

Тут можно разделить – что делается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На муниципальном уровне стратегически проблема не решилась, на региональном уровне, по крайней мере, в Татарстане, понимание есть. А на федеральном уровне произошло ухудшение.

Что же до самой идеи с цитатами, насколько она будет успешна… Есть такая пословица – «Вода камень точит». То, что сделали – молодцы. По крайней мере, теперь тысячи людей, которые далеки от этой проблемы, – бюджетники, пенсионеры, по большей части считающие предпринимателей аферистами, смогут увидеть: есть слова, а есть дела. И слова не совпадают с делами.

Александр Сергеев - генеральный директор «Александр ЛТД»:

- Вы знаете, есть такое выражение – «А Васька слушает, да ест», так что такая кампания по привлечению внимания чиновников просто впустую. Они не заметят.

Всю жизнь чиновники поддерживали скорее крупный бизнес. Об этом говорит сама структура бюджета – малый и средний бизнес занимает настолько ничтожную долю, что чиновникам просто не нужен этот геморрой – заниматься поддержкой мелкого бизнеса. Доля в ВВП у малого бизнеса – ничтожна. Чиновники вспомнят о малом бизнесе только тогда, когда кончатся нефть и газ или цены на них упадут, когда будет нечего есть. Тогда они начнут думать о том, что неплохо бы людей занять работой – чтобы они пособий не просили. Вот тогда обратят внимание на малый бизнес на деле, а не на словах, создавая мелкие бизнес-единицы. А пока все хорошо - в этом просто нет необходимости.

Мурат Сиразин – фермер:

- Я полностью согласен, что у нас говорится одно, а делается – совершенно другое. Если говорить о конкретной акции – то она, на мой взгляд, не даст эффекта. Самое главное, чего боится чиновник, – это гласности, и эти средства лучше было бы направить на финансирование независимых СМИ. Гласность – это единственный способ борьбы с бандитизмом, криминалом и чиновничеством.

Любой чиновник ждет либо взятки, либо боится получить пинка сверху. Пока у чиновника не будет экономического интереса, он не будет ничего делать. А главное для него - это сохранить свою должность, сохранить свою работу, ведь не исключено, что она для чиновника любимая.

Любые чиновники, естественно, заинтересованы в приходе крупных форм бизнеса, в западных компаниях. Со своих и взять можно немного, да и опасно это – тут же могут «сдать». Как Тимофеева…

IMG_4085-2.jpg
Щиты будут висеть до конца июля – таковы условия договора между ассоциацией и рекламными фирмами

Егор Макаров - председатель некоммерческого партнерства «Гильдия предпринимателей»:

- Расхождение в словах и делах чиновников есть, конечно: приняты несколько законов, которые ведут к удушению малого бизнеса. Я имею ввиду антипивной закон, повышение акцизов на водку, - всё это бьёт в итоге по предпринимателю. Реальное расхождение слов и дел получается. Думаю, что вполне эффективной может быть подобная акция.

Евгений Никитин - руководитель проектного офиса компании «Интелком»:

- С профессиональной точки зрения легко ответил бы на ваш вопрос, проанализировав статистику обращений представителей МСБ в рамках, например, информационной системы «Электронное правительство». Предположим, поступило 547 жалоб, 342 остались без ответа, по 20 приняты решения. Плохо - но, как говорится, есть с чем работать. Поэтому огульно обвинять чиновников не буду.

С точки зрения креатива - идея со щитами не нова и «перегружена». Так много хотелось сказать, что ничего не понятно. Мы в проектах автоматизации информационных потоков в компаниях часто сталкиваемся с «хотелками» мгновенного результата. В действительности нужно одно: проблемная информация должна попасть на стол генерального менеджера, чтобы он мог принять беспристрастное решение. Сегодня о реальных проблемах руководитель быстрее и надежнее узнает через «БИЗНЕС Online» и социальные сети, чем через наружную рекламу. А, например, пошуметь, выйти на митинг – я здесь смысла не вижу.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (дисконт-центр XL):

- Раз вы опрашиваете предпринимателей, ассоциация малого и среднего бизнеса уже достигла своих целей. Если честно, даже не слышал ничего о подобной ассоциации, а теперь вот узнал, что они развесили плакаты. Сами высказывания Владимира Владимировича, например, или Рустама Нургалиевича правильны. Они априори верны, так как эти люди сегодня боги материального мира. И никто не будет их оспаривать или вступать в конфронтацию. Зачем?

Если же говорить о реальной поддержке малого и среднего бизнеса, то здесь все очевидно. 20 процентов населения – сами чиновники, которые распоряжаются административными ресурсами. Оставшиеся 80 процентов откровенно думают, что чиновники – это жулики и воры, сидящие у власти. Соответственно, у многих людей такое и отношение: это все равно обман, что чиновников слушать-то. А страна питается супермегакорпорациями, которые становятся постепенно самыми большими корпорациями в мире. И они дают основные налоговые поступления в бюджет, а не малый и средний бизнес.

460-Щ�ТЫ.jpg
По мнению экспертов, за последние несколько лет предпринимательский климат в России только ухудшился

Смотрите, в социалистической модели вы бы просто не выжили, если бы не обладали достаточной степенью честности и порядочности, а вот в капиталистической модели все наоборот. Честного человека в этой модели просто съедят. Каким свойством должен обладать американский адвокат? По мнению американской ассоциации адвокатов, он в первую очередь должен уметь хорошо врать. Иначе он никогда ни один процесс не выиграет. Он должен грамотно подтасовывать факты и передергивать.

Эти нюансы политики русский народ видит и чувствует, но терпит.

Марат Ибляминов - гендиректор радиостанции «Европа плюс-Казань»:

- На мой взгляд, от подобного рода акции эффекта не будет. Совсем недавно я в твиттере переписывался с Ленаром Якуповым, который просил предпринимателей высказаться по проблемам МСБ. Я уточнил, что же даст подобного рода высказывание? Решения все равно не будет. Например, мне нужна была земля, чтобы осуществить проект, который бы дал новые рабочие места. Эта земля брошена и никем не возделывается. Там нет ни коммуникаций, ни воды, ничего. Мне сказали, что земли дадут, но надо устроить торги. А для того, чтобы их устроить, нужно сделать то-то, то-то и то-то…

Мы все хотим, чтобы у нас было, как в Америке, но в Америке система 200 лет формировалась, у нас же мышление у людей советское. Ну ладно, прошел через торги, ну а дальше мне надо электроэнергию получать. Ну а для того, чтобы подвести туда электроэнергию, меня заставляют выкупить еще два гектара земли, которые будут под проводами. А подключение стоит миллион - при том что линию ты строить будешь сам. А потом же все надо передать энергетикам, а если им не передашь, даже обслуживать не будут. Но ведь это же нелогично!

Мне очень нравится изречение одного нашего сотрудника. Он говорит, что когда слышит по телевизору заявления чиновников о помощи малому и среднему бизнесу, он втягивает голову в шею и думает, что еще с бизнеса спросят. Не надо помогать! Не мешайте, главное! Сами все сделаем.

Существует две основных проблемы: чиновничья дурь и незаинтересованность в работе, потому что приходят временщики, не желающие видеть перспективу развития города и бизнеса на долгие годы. Всем нужна быстрая, сиюминутная выгода, а дальше хоть потоп. Вот и стоит весь центр в пробках, на самых бескрайних просторах нашей необъятной Родины, напланировали, называется.... Можете даже по Казани судить. Строят дворы так, как будто ещё автомобилей не придумано! Посмотрите на эти убогие и страшные по дизайну дома, развязки. Те же проекты домов. Сейчас на Пушкина стоят монументальные стеклянные здания на фоне исторического центра. Второй момент – монополисты. Получить газ, свет, воду просто нереально. Государство об этом знает, но ничего не делает. Да, в последнее время стали много говорить об этом, но я бы вот взял Медведева за руку, переодел попроще и провёл бы к тем, кто тормозит и мешает нам работать. Без шариков и гирлянд, а так как есть. От этого страдают предприниматели. А развешивание рекламных прокатов ни к чему не приведет.

Вот пример из моей области. С 2003 по 2005 год я в тяжелых условиях разработал частоту для телеканала по заказу ещё старой администрации города во главе с Камилем Исхаковым. Должен был быть создан муниципальный канал - но потом частоту забрали и отдали НТВ. Ни копейки наших затрат государство потом нам не отдало - а НТВ сейчас на этой частоте зарабатывает деньги.

ЧТО НАПИСАНО НА ЩИТАХ?

  1. «В развитии малого и среднего бизнеса должны быть заинтересованы сами муниципалитеты, поскольку это один из наиболее устойчивых источников налоговых поступлений в их бюджеты». Владимир Путин сделал это заявление в Калининграде 27 октября 2011 г. на заседании президиума совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления.
  2. «Три основных проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес в РФ – административное давление, монополизация рынков и сложности в сфере энергоснабжения, в том числе трудности с подключением к сетям». Эту цитату Дмитрия Медведева 12 января 2012 г. опубликовала газета «РБК daily».
  3. «Бизнес ждет от муниципальной власти, во-первых, стабильные и понятные правила игры, иначе бизнес не может разглядеть свои перспективы и не способен выстраивать осмысленные стратегии. В-вторых, бизнес ждет, чтобы ему не мешали, не ставили бюрократических подножек. В-третьих, бизнес ожидает, что, в меру своих возможностей, муниципальная власть окажет ему поддержку». Мэр Казани Ильсур Метшин заявил об этом на городской конференции предпринимателей 25 июня 2012 г.
  4. «Объединения представителей малого и среднего бизнеса должны активно работать. Для этого надо организовывать комфортную работу. Наше отношение к малому и среднему бизнесу должно быть другим. Надо создавать производства. Искать инвесторов. Своих поднимать. Надо в целом изменить схему работы муниципальных образований». Президент РТ Рустам Минниханов, III съезд предпринимателей РТ, 27 ноября 2011 г.
  5. «Малый бизнес – это наши люди, которые хотят не на пособия жить, а создавать что-то, давать работу нашим людям, быть самодостаточными. Это люди, которые формирую средний класс. На них мы должны опираться». Президент РТ Рустам Минниханов, III съезд предпринимателей РТ, 27 ноября 2011 г.
  6. «Малый и средний бизнес в Татарстане обеспечивает работой более 385 тыс. человек. Объем налоговых поступлений в бюджет республики достиг 23,5 млрд. рублей. От успешного развития этой сферы зависит социальная обстановка в республике». Президент РТ Рустам Минниханов, выступление на расширенной коллегии агентства инвестиционного развития РТ.