«Можно их понять, все на эмоциях, каждый день аварии. Надо успокоиться и не нервничать», — такими словами новый глава Госжилинспекции Татарстана Александр Тыгин примирял руководителей госкомитета РТ по тарифам и нижнекамского АО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство». Коммунальщики каждый год терпят многомиллионные убытки якобы из-за некорректных тарифов. Регулятор же настаивает: тарифы установлены в достаточном объеме, а вот эффективность инвестпрограммы предприятия под сомнением. О «зеленых» инициативах энергетиков «Татнефти», жалобах на ржавую воду в Челнах и гигантских сосульках в Азнакаево — в материале «БИЗНЕС Online».
Штаб по контролю за инвестиционными программами при госкомитете РТ по тарифам накануне изучил планы татарстанских водоканалов
«Вы пока относитесь к штабу неудовлетворительно»
Штаб по контролю за инвестиционными программами при госкомитете РТ по тарифам накануне изучил планы татарстанских водоканалов. Первым перед ведомством Александра Груничева отчиталось казанское МУП «Водоканал». Замдиректора предприятия по экономике и финансам Тагир Валиев рассказал, что предприятие проводит все мероприятия по строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения на основании двух инвестпрограмм. Первая была утверждена еще в 2014 году — на 15 лет и с объемом финансирования 30 млрд рублей. На 2024-й запланированы мероприятия на 585 миллионов. При этом одной из важнейших проблем у «Водоканала» (да и не только у него) остается изношенность трубопроводов. Сегодня МУП обслуживает более 3 тыс. км сетей, из них 70% — ветхие, а протяженность сетей, отслуживших нормативный срок, составляет 1,7 тыс. км. и ежегодно увеличивается на 2–3%.
При этом выполнение основной инвестпрограммы составляет около 90%, указал Валиев, отвечая на вопрос Груничева. «Еще 10 процентов не исполнено. Чем мы вам можем помочь?» — поинтересовался председатель госкомитета. Представитель «Водоканала» указал, что в основном остались работы по благоустройству, поэтому «ждем весну». В 2021-м была утверждена дополнительная инвестпрограмма МУПа, направленная на модернизацию и реконструкцию магистральных сетей. Источник финансирования — прибыль на капитальные вложения. В целом предусмотрено 72 мероприятия — реконструкция 55 водоводов и 18 участков магистральных канализационных коллекторов.
Следующему предстояло отчитаться и. о. главного инженера «Челныводоканала» Динару Асадуллину. Мероприятия по технологическому присоединению, запланированные на 2023-й, «выполнены в полном объеме». В этом году предприятие планирует четыре мероприятия по водоснабжению на 35,3 млн рублей, еще три — по водоотведению на 114,9 миллиона. Бо́льшая часть проводимых мероприятий связана со строительством новых объектов, обратил внимание представитель прокуратуры РТ Нияз Мотыгуллин. Однако это не решает вопрос износа систем в городе. В надзорное ведомство, отметил он, поступает большое количество обращений от жителей, связанных «с износом сетей, водой, ржавчиной, в теплоносителях температура не та».
Тут Груничев вступился: мол, скорее всего, обращения касаются тепла или домов «периода строительства КАМАЗа». Правда, было за что и покритиковать. По словам председателя госкомитета, исполком Набережных Челнов провел работу по оформлению бесхозных сетей, но «Челныводоканал» до сих пор их не принял. Обратил внимание Груничев и на то, что в отчете предприятия «нет ни одного физического показателя».
В надзорное ведомство, отметил Нияз Мотыгуллин, поступает большое количество обращений от жителей, связанных «с износом сетей, водой, ржавчиной, в теплоносителях температура не та»
«Мы же, кроме денег, должны понимать все. Если вы 8 километров записали в замену труб, вы торги на 8 километров провели? Или, может, на 6? А может, на 10?» — задавал он риторические вопросы. А в конце обратился ко всем: «Коллеги, вы пока относитесь к штабу, на мой взгляд, неудовлетворительно. Мне это не очень нравится».
«Идем к обрушению нашего предприятия»
Инвестпрограмма нижнекамского АО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (ВК и ЭХ) на 2024 год установлена в размере 13,4 млн рублей в сфере водоснабжения, 7 млн рублей — водоотведения и 44,8 млн рублей — теплоснабжения. Много вопросов к гендиректору компании Ильдару Нуртдинову возникло у нового главы Госжилинспекции РТ Александра Тыгина. Он поинтересовался финансовыми результатами предприятия. Выяснилось, что 2023 год коммунальщики закрыли с убытком в 195 млн рублей, с 2019-го потери составили 700 млн рублей. Нуртдинов убежден, что убытки — причина некорректно установленных тарифов на поставку горячей воды между ними и АО «Татэнерго».
«Наш долг перед „Татэнерго“ — 160 миллионов рублей, перед станцией очистки воды — 299 миллионов рублей. Мы ежемесячно по-бухгалтерски недополучаем 20 миллионов рублей, которые должны отправлять на станцию очистки воды, — пояснил он. — Наш тариф до сих пор не урегулирован, я не знаю, куда мы идем… Эту зиму перезимовали. Выражаю благодарность нашему коллективу, который днем и ночью устранял порывы. Но у нас ни источников, ни средств не остается. Медленно, хотя уже и не медленно идем к обрушению нашего предприятия».
Отвечая на другой вопрос Тыгина, представитель «ВК и ЭХ» добавил, что объем перерасчета платежей у них составляет 12 млн рублей в год, УК подают к ним претензии на 9 млн рублей за тот же период. «Когда имеешь результат в минус 20 миллионов в месяц, 9 миллионов — это значительная сумма», — добавил Нуртдинов. Услышав о таком объеме проблем на предприятии, Тыгин предложил провести выездное заседание штаба в Нижнекамске.
Груничева смутил другой аспект инвестпрограммы нижнекамцев — по теплоснабжению
«Горячую воду закроем, а дальше что?»
Груничева смутил другой аспект инвестпрограммы нижнекамцев — по теплоснабжению. В рамках корректировки «ВК и ЭХ» заменили мероприятия по модернизации тепловых сетей на модернизацию центральных тепловых пунктов (ЦТП). Глава госкомитета возмутился: как в таком случае быть с сетями, которые постоянно прорываются? Ранее сообщалось, что в Нижнекамске трубы водоснабжения и тепловых сетей состарились на 70%. Глава района Рамиль Муллин поднимал этот вопрос на встрече с председателем ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым и просил у госструктуры 3,8 млрд рублей на решение проблемы. В пресс-службе ВЭБ.РФ нам сообщили, что вместе с минстроем РТ они структурируют условия этого проекта.
«Вы решение примите, какой позиции вы придерживаетесь. Так же не бывает… Или вы за счет тарифа это делаете, но зачем тогда федеральную программу рассматриваем? Если мы это делаем за счет федеральной программы, зачем вы перекидываете [в тариф]?» — недоумевал глава тарифного комитета. Нуртдинов ответил, что решение по федеральной поддержке не принято, а сезон надо отрабатывать. Если не ремонтировать ЦТП, город может остаться без горячей воды.
— Почему вы решили, что замена части ЦТП принципиально решит вопрос? У вас есть какие-то обоснования? Или вы просто захотели тепловые сети не менять, а менять ЦТП? Логика какая? — не унимался Груничев.
— Логика такая, что полностью изношенные ЦТП нужно менять. В любом случае, — ответил директор предприятия.
— На наш взгляд, нужно менять сети.
— Горячую воду закроем, а дальше что? Еще момент, когда мы вели переговоры по ИТП (индивидуальные тепловые пункты — прим. ред.), запросили техусловия у «Татэнерго», они нам отказали.
Неожиданно в разговор вклинился представитель прокуратуры Мотыгуллин. Он поинтересовался у Нуртдинова, сколько лет тот возглавляет коммунальное предприятие. Нуртдинов ответил, что 20 лет. «20 лет работаете? То есть это вы привели к полному разрушению ЦТП?» — спросил прокурор.
Это, казалось, стало последней каплей для руководителя. «Этот вопрос я поднимал пять лет назад и уже знал, что окажусь самым плохим руководителем. Я с 2019 года хожу и говорю о том, что сети изнашиваются, тариф нам не устанавливается в части потерь тепловой энергии. Я теперь плохой директор… Знаю, что я плохой. Писал обращения и в Госсовет, и премьер-министру. Но это я довел предприятие…» — иронизировал Нуртдинов.
Груничев парировал, что его ведомство давало тариф в нужном объеме. И усомнился: зачем такому проблемному предприятию утверждать инвестпрограмму? «Если все плохо, „Татэнерго“ виновато, мы виноваты, зачем вам инвестпрограмма? А то в декабре мы утверждаем цифры, а в январе вы говорите, что не согласны с этим. Это неправильно», — высказался председатель комитета.
«Примирить» стороны вызвался Тыгин, призвавший всех успокоиться, «взять в руки калькуляторы и все пересчитать». «Можно их понять, все на эмоциях, каждый день аварии. Надо успокоиться и не нервничать», — сказал глава инспекции. В итоге пришли к тому, что для решения проблемы будет создана отдельная рабочая группа с участием минстроя РТ.
«Татнефть» презентовала свой проект по созданию энергоэффективного поселения
«Зеленая» энергетика «Татнефти»
«Татнефть» презентовала свой проект по созданию энергоэффективного поселения. Ранее в СМИ его назвали «экопоселком будущего» Актюба. Работы там начались после передачи имущества от АО «Альметьевские тепловые сети». Как рассказал начальник отдела управления энергетическими активами ПАО «Татнефть» Ильнур Усманов, при разработке проекта учитывалось использование биоресурсов и энергоэффективного оборудования. Так, в 2023-м там ввели в эксплуатацию новую котельную. Спроектировали ее «с учетом переноса в центр нагрузок тепловой мощности», т. е. перенесли ближе к постройкам. А работает котельная на древесной щепе.
«Это отходы с лесозаготовки и отработки. Используя биомассы, которые относятся к классу возобновляемых источников энергии, мы уменьшаем выбросы парниковых газов», — пояснил он.
Также в поселке построили 3,14 км теплотрасс. При их модернизации использовались композитные материалы. Они позволили в 2 раза увеличить срок эксплуатации, уменьшить теплопотери, а их монтаж менее затратный. Проект в том числе направлен на снижение углеродного следа — за год удалось снизить выбросы парниковых газов СО2 на 12 тыс. тонн.
Инвестпрограмму АО «Азнакаевское ПТС» пожурили за сомнительные приоритеты — почти все средства в ней заложены на замену светильников. Притом что износ сетей в районе такой же высокий, как и в других проблемных районах. Тыгин обратил внимание местных властей на другую острую проблему — большое количество снега и сосулек на крышах домов. «То, что у вас до сих пор не произошло трагедий, — это случайность и милосердие Всевышнего. Это кошмар. Хуже нет нигде», — обратил внимание инспектор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.