«Большой вопрос, почему эта волна [ударов] сейчас началась. Причем через неделю после того, как Украина объявила об окончании отопительного сезона. Думаю, что это политическое решение было», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» новый массированный удар по украинской энергетике. Повреждены объекты в Днепропетровской, Черкасской, Кировоградской, Ивано-Франковской областях. Но если ранее целями для ракет и дронов были объекты генерации — ТЭЦ, ТЭС и ГЭС, то теперь начало прилетать и по газотранспортной системе Киева, хотя прежде в течение двух лет она оставалась целой. О том, что повреждено в этот раз, почему газовая система стала мишенью и как отреагирует Запад, — в нашем материале.
Последствия нынешнего удара Киев еще только оценивает
Новый удар по энергетике Украины
Этой ночью Вооруженные силы РФ нанесли новый массированный удар по энергетической инфраструктуре Украины. Предыдущая подобная атака произошла ровно неделю назад, 22 марта, и, по некоторым оценкам, стала самой мощной с начала специальной военной операции. В результате была фактически остановлена крупнейшая в стране ГЭС — Днепропетровская, а половина Харькова временно осталась без электричества. Последствия нынешнего удара Киев еще только оценивает. Очевидно, что атака — продолжение «кампании» по поражению украинских объектов энергетики. И не исключено, что две атаки — это только начало.
Лишь за последние два дня — 27 и 28 марта — по объектам энергетики прилетело 208 ракет и беспилотников, подсчитали местные источники. «Игра в обстрелы [российских] НПЗ оборачивается структурным ущербом для энергетики Украины в целом», — отметил сегодня в своем телеграм-канале военный обозреватель Борис Рожин. «Несмотря на заявления [Украины] в стиле „почти все сбили“, фактически речь идет о систематическом поражении крупных ТЭС и ГЭС в рамках идущей с марта кампании», — считает он.
Воздушная тревога на Украине началась аккурат после полуночи. Сначала местные телеграм-каналы сообщили о работе систем ПВО по дронам в Киевской области, а вскоре появилась информация о взрывах в городах Черкассы и Каменское в Черкасской и Днепропетровской областях. Около часа ночи Воздушные силы ВСУ предупредили о беспилотниках, летящих в Винницкую область, и ракетах, которые якобы направляются в Полтавскую. Польские военные на фоне «интенсивной активности» на Украине подняли в небо авиацию. Отбой воздушной тревоги объявили уже после 7 часов утра.
По данным украинских СМИ, взрывы также прогремели в Днепре, Хмельницком, Кременчуге, Ивано-Франковской, Киевской и Черкасской областях. В Каменском один из районов остался без электричества, а власти Днепропетровской и Ивано-Франковской областей подтвердили атаку на ряд объектов энергетики.
После ракетной атаки 24 марта Украина потеряла половину генерирующих мощностей, на их восстановление потребуется больше месяца, оценивал украинский энергохолдинг «ДТЭК». Прилетело по многим тепловым электростанциям, гидрогенерирующему объекту, а также по так называемым сетевым узлам, уточняла компания. Судя по всему, теперь сроки восстановления могут сдвинуться.
Ударами повреждены объекты генерации в Днепропетровской, Черкасской, Кировоградской, Ивано-Франковской областях, сообщил в пятницу утром министр энергетики Украины Герман Галущенко. ДТЭК сообщил о серьезном повреждении оборудования на трех теплоэлектростанциях. Каких именно, не уточняет. По данным «Укрэнерго», в Днепропетровской области введены аварийные отключения света, а в Харьковской действуют почасовые отключения. Только над Днепропетровской областью, по заявлению местных властей, за ночь сбили по 12 ракет и дронов. По оценке воздушных сил Украины, ночью уничтожено 58 беспилотников и 26 ракет. Министерство обороны РФ ночные удары пока не комментировало. Ранее военное ведомство неоднократно подчеркивало, что удары наносятся только по военным и энергетическим объектам Украины и связанной с ними инфраструктуре.
В этот раз поражались менее значимые объекты
«Кошмарная ночь для украинской энергетики»
Некоторые детали ударов приводят российские профильные телеграм-каналы. Поступают сообщения о повреждениях Среднеднепровской ГЭС, Криворожской ТЭС и Днепровской ТЭЦ, отметил проект WarGonzo. По некоторым данным, после полудня пожар на Криворожской ТЭС продолжался. Военный обозреватель Юрий Подоляка называет минувшую ночь «кошмарной» для украинской энергетики. По его словам, атака осуществлялась в два этапа и была соизмерима с той, которая случилась неделей ранее.
На первом около 40–50 беспилотников «Герань» в несколько волн зашли на территорию Украины с севера и юга и, по словам Подоляки, ударили по Среднеднепровской и Каневской ГЭС, а также по Криворожской ТЭС и Днепровской ТЭЦ. Параллельно шли удары по подстанциям и военным объектам.
«Вторая волна состояла традиционно из крылатых ракет Х-101 и „Искандеров“. При этом удары были нанесены в район Кременчугской ГЭС. <…> Вероятно, здесь идет калибровка подстанций и военных объектов. Плюс добивание ТЭС, которые были повреждены ударами 22 марта. <…> Правда, в этот раз поражались менее значимые объекты, а потому такого эффекта ждать не стоит. Но удар, особенно если он не последний из подобных, очень болезненный», — отметил военный обозреватель.
Отбой воздушной тревоги объявили только после 7 часов утра
Целью комбинированного удара по Украине стали тепловые и гидроэлектростанции в центральных и западных регионах Украины, уточнил в своем телеграм-канале военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный. По его словам, прилеты также были в Харьковской области: «Под утро взрыв прозвучал в районе Чугуева, вероятной целью стали ПВД (пункты временной дислокации — прим. ред.) противника».
«Ключевое решение: электростанции и аэродромы. Ракеты и „Герани“ бьют по ним. Компрадоров отстранили от влияния на военные решения?» — задумался в своем телеграм-канале политолог Марат Баширов. Помимо энергетики, удары наносились по складам в районе Харькова, где прячут технику и боеприпасы, утверждает военный обозреватель Геннадий Алехин в своем телеграм-канале «Адекватный харьковчанин». По его словам, в Харькове электричество по-прежнему подается только в некоторые районы города, есть серьезные проблемы с водоснабжением, а «ПВО противника в Харькове и Харьковской области — решето».
Удары по ГТС увеличивают риски для европейских стран, хранящих газ на Украине
«Принято решение поставить Украину к осени-зиме на энергетические колени»
Подоляка также обращает внимание на сообщения украинских пабликов о повторном ударе по украинской газотранспортной системе (ГТС) в Львовской области. После предыдущей атаки 22 марта минобороны РФ без деталей подтверждало удары по объектам газодобывающей отрасли. «Нафтогаз Украины» признал повреждение наземной инфраструктуры одного из оборудования подземного хранилища газа (ПХГ). Газ на значительной глубине, «критических последствий» нет, заверяли в руководстве украинской компании. О каком именно хранилище идет речь, там не уточняли. Вероятно, речь о крупнейшем в Европе Бильче-Волицком ПХГ с номинальной мощностью хранения в 17 млрд кубометров, предполагал «Коммерсантъ».
В целом ПХГ разрушить очень сложно, поскольку скважины расположены на глубине в сотни метров, но можно повредить расположенное на поверхности дорогостоящее компрессорное оборудование и сделать невозможным закачку и отбор газа. И если для Киева с учетом завершения отопительного сезона ущерб сейчас может быть минимальным, то для европейских газовых трейдеров, которые с осени 2023 года стали в существенных объемах хранить газ в Бильче-Волицком ПХГ благодаря низким тарифам, нынешние удары — серьезный фактор, пишет издание. Оно напоминает, что сезон закачки в ПХГ Европы может начаться уже в ближайшие недели.
Удары по ГТС увеличивают риски для европейских стран, хранящих газ на Украине. «Мы не даем ни Европе, ни Украине создать запасы на следующий год. Очень важный момент, показывающий, что планирование операций (ударов) имеет перспективу минимум следующий отопительный сезон», — рассуждает в своем канале Подоляка. По его словам, удары идут по местам подсоединения ГТС к местам хранения топлива. Т. е. по тому самому оборудованию для закачки и отбора.
В чем суть? Украинская энергетика сильно завязана на трех источниках — АЭС, уголь и газ, пишет Подоляка. Атомные станции «обрезают» с помощью уничтожения подстанций вокруг них, а уголь Киев добывает прежде всего на востоке Днепропетровской и Донецкой областей. И военные действия могут скоро отрезать Украину от этого источника. Чтобы спасти ситуацию, Украине нужно много природного газа, поясняет блогер. Он рассуждает о том, что крупнейшее месторождение газа на Украине — Шебелинское в Харьковской области — по итогам летней кампании может перейти под контроль России.
Что еще важно понимать? Прежде логика была, видимо, в том, чтобы сохранять ГТС для транзита российского газа в Европу. Контракт, по которому идут поставки, истекает 1 января 2025 года, и Киев продлевать его не намерен. «В текущем году заканчивается действие контракта с Европой, по которому ежесуточно через Украину протекает более 100 миллионов кубометров [российского] газа. С 1 января 2025 года — все. И Украина может его накопить в газовых хранилищах, которые в основном сосредоточены в западной ее части, — пишет Подоляка. — И вот чтобы не дать летом их заполнить, наши и бьют по местам их врезки в ГТС. Судя по задумке нашего командования, вне зависимости от успеха военных операций в текущем году принято решение поставить Украину к осени-зиме на энергетические колени». Украина сейчас не зависит от импортного газа, но если удары продолжатся, а ремонт не завершится к зиме, то ситуация со снабжением потребителей осложнится.
Украина сейчас не зависит от импортного газа, но если удары продолжатся, а ремонт не завершится к зиме, то ситуация со снабжением потребителей осложнится
«Россия убивает ПХГ, в том числе для того, чтобы повысить значимость своего транзита»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали удары по газотранспортной системе Украины и порассуждали, какими могут быть последствия для Киева и Европы.
Игорь Юшков — ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности:
— По всей видимости, там речь не о ГТС непосредственно, а о системе хранилищ газа. То есть по транзитным мощностям Россия удары не наносила, опять же из тех данных, которые мы видим. На транзит это не влияет, пока сообщений о сокращении прокачки не было. Просто [поступала] информация о том, что на западе Украины (видимо, где-то во Львовской области) был нанесен удар и там продолжается горение. Вот тот факт, что продолжается горение, указывает на то, что это либо месторождение, либо подземное хранилище газа.
Месторождение повредить крайне сложно, чтобы прям скважина горела, потому, наверное, это все-таки инфраструктура, связанная с подземным хранилищем.
В этом плане Россия убивает ПХГ, в том числе для того, чтобы повысить значимость своего транзита. Соответственно, Украина сейчас, с одной стороны, может в ответ перекрыть транзит, но от этого ей еще сложнее будет. Потому что как работает украинская газотранспортная система? Они вдоль трубы в регионах, где им нужно, транзитные объемы отбирают, потребляют, а на западе Украины либо сразу из месторождения, либо из подземных хранилищ достают аналогичные объемы и сдают их в транзитную трубу. Получается, сколько зашло на Украину, столько и вышло дальше в Европе, но это не один и тот же газ.
Плюс к тому Украина может накапливать газ в подземных хранилищах, а потом зимой его потреблять. Сейчас, в 2024 году, они собирались прекратить транзит, рассчитывая на то, что закупят побольше летом, закачают хранилища, а потом, допустим, если не будет транзита, смогут с Запада на Восток свой газ качать. Но если Россия радикально уменьшит емкость подземных хранилищ, то нужно будет думать не о запасах на зиму, а о том, как его ежесуточно импортировать. Ну откуда они (Украина — прим. ред.), соответственно, зимой возьмут импортный газ? Основной вариант — российский газ. Потому они после этих ударов, чтобы обеспечить зимой отопительный сезон, скорее всего, еще более будут заинтересованы в том, чтобы сохранить транзит.
Украина постоянно говорила европейцам, что ее необходимость для Европы заключается еще и в том, что она для европейского рынка может хранить большие объемы запасов газа. Там емкость подземных хранилищ исчисляется десятками миллиардов кубов. Это действительно уникальные хранилища, сделанные в советское время, потому подобное на самом деле могло бы европейцам пригодиться. Если же хранилищ не будет, то это еще в пользу меньшей заинтересованности Европы в экономических каких-то кооперациях с Украиной.
Словакия и Австрия фактически весь российский газ получают транзитом через Украину. Они, конечно, заинтересованы в сохранении транзита. В целом ряд европейских компаний уже сейчас пользовался украинскими подземными хранилищами газа. Там закачены были объемы, по крайней мере на начало отопительного сезона, в размере около 2–2,5 миллиардов кубов. Они туда закачивали, но на протяжении зимы доставали их себе, отправляли. Таким образом, Украина еще и зарабатывала на услуге по хранению газа. Поэтому здесь ряд составляющих, почему Россия решила ударить по транспортной, точнее, газовой промышленности Украины. Это и чтобы та не зарабатывала, и чтобы была более привязана к российским поставкам и оказалась более уязвимой.
Большой вопрос, почему данная волна [ударов по энергетической инфраструктуре] сейчас началась. Причем через неделю после того, как Украина объявила об окончании отопительного сезона. Две могут быть версии. Либо это политическое решение, чтобы население украинское не считало, что Россия является варваром и гражданское население хочет заморозить. Либо какая-то военная причина. Здесь я не берусь сказать, Думаю, что это политическое решение было — дать им закончить отопительный сезон. Хотя большая эффективность была бы с точки зрения ущерба, если бы наносили удары во время отопительного сезона, потому что там и потребление электроэнергии гораздо больше. Часть населения как бы дотапливается электричеством, соответственно, нагрузка была бы больше, какие-то трансформаторы сами горели бы, сами выходили бы из строя.
Владимир Гундаров — военный эксперт, капитан первого ранга в запасе:
— Самое главное, что мы наносим удары по газотранспортной системе Украины как раз [в тот момент], когда начинается закачка газа в газовые хранилища. Повреждена только наземная инфраструктура, а подземные хранилища пока что не пострадали, потому что они находятся на большой глубине.
Повреждение наземной инфраструктуры означает, что не работают насосные станции, системы управления. Они уже не смогут восстановить эту систему по крайней мере до лета, потому что там довольно-таки сложное оборудование стоит. И нельзя просто пойти в магазин и его купить. Потому сейчас [удары по украинской ГТС] — это самая важная часть, которая влияет на политическое и моральное состояние украинского общества, которое, кстати сказать, находится в колеблющемся, сильно колеблющемся положении. Удары по транспортной структуре помогают сформировать для нас морально-политическое состояние общества.
Европа не сможет усилить поддержку [Украины] и не будет призывать к миру, потому что вопрос стоит: либо Россия, либо Евросоюз. Другого варианта просто нет. Они поставили перед собой задачу ослабить Российскую Федерацию и будут этого добиваться любыми способами и путями. Вплоть до того, что пошлют свои войска воевать на Украину. Это вопрос не финансовый, а политический.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.