«Я с трудом представляю себе население Земли, которое бродит по улицам, играет на лютне и пишет мадригалы. А обезумевшие от безделья и безнравственности люди, которые носятся с вилами и на эти вилы друг друга насаживают, — вот такая картина у меня в голове появляется», — прогнозировала нейролингвист Татьяна Черниговская будущее человечества после полного внедрения искусственного интеллекта в нашу жизнь. Вместе с нейробиологом Александром Капланом она прочитала в IT-парке им. Рамеева лекцию на тему «Мозг, искусственный интеллект и «ясный свет». Ключевые тезисы о буддистском векторе в нейрофизиологии, дискуссии с Германом Грефом и влиянии искусства на мозг — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Казани прошла лекция Татьяны Черниговской и Александра Каплана
«Если бы я была GPT 128, я бы позаботилась о том, чтобы меня нельзя было отключить»
Лекцию Татьяны Черниговской и Александра Каплана в Казани ждали давно. Известнейшие ученые в области когнитивных наук должны были приехать по приглашению IT-парка еще в декабре, но поездку пришлось отложить по состоянию здоровья. Когда объявили новые даты, телеграм-канал технопарка оказался завален просьбами достать лишний билетик, но все уже раскупили много месяцев назад, а процент возвратов был ничтожно мал. И это неудивительно: Черниговская — ведущий специалист в области когнитивных наук (психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии) в России и за рубежом, лекции которой на YouTube собирают миллионы просмотров. Каплан — профессор МГУ, нейрофизиолог и психофизиолог, один из самых известных экспертов в области нейроинтерфейсных технологий.
Так что в прошлую пятницу оказался заполнен один из самых больших конференц-залов Казани — площадка в новом IT-парке им. Рамеева, где собрались порядка 600 человек. Очередь в зал тянулась от входа в здание, некоторые в руках держали цветы. В первых рядах можно было заметить помощника раиса РТ Альберта Гильмутдинова, министра цифрового развития РТ Айрата Хайруллина, министра молодежи РТ Рината Садыкова, директора инвестиционно-венчурного фонда РТ Дамира Галиева, директора департамента продовольствия и социального питания РТ Риму Мухамедшину и других.
На лекцию собрались порядка 600 человек
Предупредив зрителей о жестком тайминге, Черниговская начала свою лекцию, посвященную борьбе искусственного и естественного интеллектов. «А что мы будем делать в этом цифровом мире? Человечество никогда не оказывалось перед ситуацией, когда у нас появляется реальный конкурент, — говорила спикер. — Конечно, можно вспомнить луддитов, которые боролись с механизмами, но сейчас ситуация иная. Это вообще другой мир, и мы должны как-то научиться в нем жить. И такие штуки интеллектуальные искусственные умеют все больше и больше. Мы должны постараться сделать так, чтобы понимать, что они уже умеют, потому что это самообучающиеся системы. И все больше специалистов говорят, что не уверены, что знают, что там происходит».
Ученый считает, что человечество должно обеспечить контроль над ситуацией с развитием ИИ. «Полагается говорить по-гоголевски: „Я тебя породил, я тебя и убью“. Но на это я отвечаю дурацкой шуткой: если бы я была GPT 128, первое, что бы я сделала, — позаботилась бы о том, чтобы меня нельзя было отключить», — отметила она.
Чем же займется человек после полного проникновения ИИ в нашу жизнь? Черниговская вспомнила свои дебаты с председателем Сбербанка Германом Грефом, который настаивал на том, что, если это случится, человек сможет «заниматься креативностью». С таким видением будущего нейролингвист не согласилась.
Татьяна Черниговская: «Полагается говорить по-гоголевски: «Я тебя породил, я тебя и убью». Но на это я отвечаю дурацкой шуткой: если бы я была GPT 128, первое, что бы я сделала, — позаботилась бы о том, чтобы меня нельзя было отключить»
«Я с трудом представляю себе население Земли, которое бродит по улицам, играет на лютне и пишет мадригалы. А обезумевшие от безделья и безнравственности люди, которые носятся с вилами и на эти вилы друг друга насаживают, — вот такая картина у меня в голове появляется», — заявила она.
«Сейчас мы Homo confusus — человек в смятении и, похоже, Homo suicidalis, потому что мы, как обезумевшие, стоим на грани глобальных катастрофических событий», — воскликнула ученая, подразумевая бесконтрольное развитие ИИ-технологий.
Закончив «алармистские», как выразилась сама Черниговская, размышления об ИИ, она остановилась на возможностях человеческого мозга. Квадриллион синоптических решений в мозге людей образуют нейросети. Наибольшее воздействие на мозг оказывает искусство, которое не поддается алгоритмизации, подчеркнула профессор, отвечая на вопрос зрителя.
«Очень мощно влияет (искусство — прим. ред.), если у вас есть рецепторы для этого. Я имею в виду не то, что вы глухой в прямом смысле и поэтому не можете музыку слышать. Бетховен был одну часть жизни глухим, что не мешало ему писать музыку, — энергично начала объяснять Черниговская. — Но если сейчас на экране появятся арабские стихи, для меня это будет орнамент, потому что я не знаю ключа, а чтобы иметь ключ, учиться надо».
Александр Каплан: «Там, внутри головы, сидит ментальная модель внешнего физического мира, с помощью которой и удается как-то предсказывать этот мир»
Человек избегает не риска, но неоднозначности
«Мозг живет в мире неопределенности. Это не вычислительная машина — мы ей дали задание сыграть в шахматы, у нее там все определено. А здесь мозг, не просто же игра на шахматном поле, мозг руководит телом, которое должно выжить в этом мире», — начал свою часть лекции профессор Каплан.
Исходной точкой в обозначенной проблематике стало понятие «VUCA-мир», подразумевающее изменчивую среду, где не существует гарантированной стабильности (с англ. volatility — «нестабильность», uncertainty — «неопределенность», complexity — «сложность», ambiguity — «неоднозначность»). «Неопределенность в одном случае — это неоднозначность, а вот во втором — риск. В психологической науке выяснилось, что человек стремится избегать ситуации не риска, а именно неоднозначности», — продолжал Каплан.
Как же мозг прогнозирует реальность? «Есть внешний мир, есть мозг. Внешние меры оказывают воздействие на этот мозг. Рецепторы принимают физические воздействия и превращают их в физиологическое, — сказал Александр Яковлевич. — Там, внутри головы, сидит ментальная модель внешнего физического мира, с помощью которой и удается как-то предсказывать этот мир».
В моделировании значение имеют, например, такие детали, как распределение освещенности, добавил он. Чтобы доказать мысль, Каплан продемонстрировал залу картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» и попросил поделиться мнением, какой объект расположен в центре. При изменении морского пейзажа на зимний люди в первом случае принимали объект за лодку, а во втором — за сани.
Александр Каплан: «Мы работали в разных монастырях. Мне, как нейрофизиологу, интересно, что происходит с активностью мозга, пока монахи проходят все 8 этапов [тантрической медитации]»
Для чего нейрофизиологам мозг тибетских монахов?
В точке, где модели мира поступают на хранение в мозг, начинается «тибетский проект» группы русских нейрофизиологов, о котором с особым трепетом рассказал Каплан. Ученые измеряют при помощи электроэнцефалографии электрическую и метаболическую активность мозга тибетских монахов во время медитации, а также следят за распределением потребления кислорода в разных точках коры головного мозга, объяснил публике нейрофизиолог.
Он вместе с нейробиологом Константином Анохиным получил одобрение далай-ламы на это исследование. Последняя встреча с духовным лидером тибетских буддистов состоялась в прошлом году.
«Мы работали в разных монастырях. Мне, как нейрофизиологу, интересно, что происходит с активностью мозга, пока они проходят все 8 этапов [тантрической медитации]. Как говорят буддийские монахи, каждый человек имеет по крайней мере один шанс побывать в видении ясного света (особое состояние ума, достигаемое на последнем этапе медитации, когда монах стирает из сознания все мыслимые и немыслимые образы, идеи, объекты, пока не останется ни одной мысли, только потенциал для их появления — прим. ред.)», — рассказал Каплан.
С каждой экспедицией команда привозит в Россию 6−8 тибетских монахов для исследования мозговой активности с помощью МРТ во время медитации. «У нас постепенно накапливается статистика. Действительно, мозг меняется по мере погружения в медитацию. Если мы хотя бы знали эти нейронные сети естественного мозга, которые участвуют в генерации нашего персонального опыта, мы попробовали бы наложить такую карту на разные болячки, например на шизофрению, [болезнь] Альцгеймера», — заключил Каплан, добавив, что исследование затрагивает лингвистику, философию, нейрофизиологию, психологию и математику.
Тем временем в телеграм-канал IT-парка поступили десятки вопросов — от того, о чем жалеет Черниговская (выяснилось, что о поступлении на филфак), до причин рождения гениев («чистая случайность»). Но последний вопрос застал спикеров врасплох — их попросили поделиться «главной идеей о любви».
— Это сильнее, чем умение думать, сильнее любых алгоритмов и рациональности, это какая-то очень большая сила, — ответила первой Черниговская.
— У меня попроще есть ответ, Татьяна Владимировна. Любовь сама по себе никакого смысла не имеет, — добавил Каплан.
— Вот ответ мужчины даме, — упрекнула коллегу психолингвист.
— Но она придает смысл всему остальному. Я вычитал это у Пелевина, — заключил ученый.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.