В Казани прошел фестиваль «Мин татарча сойлэшэм!» В Казани прошел фестиваль «Мин татарча сөйләшәм!»

«Изначально идея «Мин татарча сөйләшәм!» — это желание услышать татарский язык на улице»

«Мин татарча сөйләшәм!» — этот лозунг как никогда актуален в день рождения Габдуллы Тукая. По традиции именно 26 апреля проходит и специальная акция с аналогичным названием, изюминкой которой является большой концерт современной татарской музыки.

Организаторы напоминают, что движение «Мин татарча сөйләшәм!» зарождалось в 2006 году, когда татарский язык был не в моде. Национальные мероприятия по большей части проходили в закрытых помещениях, но никак не в формате уличных фестивалей. Именно тогда появилась инициативная группа молодежи «Узебез» («Сами»). На пересечении улиц Баумана и Университетской они при поддержке спонсоров организовали пиар-акцию: поставили оборудование, колонки, из которых играла альтернативная музыка. Также раздавали различные материалы, словари на татарском языке, в общем, все, чтобы завлечь молодежь.

«Изначально идея „Мин татарча сөйләшәм!“ — это желание услышать татарский язык на улице, и сейчас уже очень много можно слышать татарской речи в Казани. Поэтому мы считаем, что данная цель частично достигнута», — сказал «БИЗНЕС Online» нынешний председатель всемирного форума татарской молодежи Райнур Хасанов. Также он отметил, что у акции сменилось уже четыре поколения организаторов.

На ярмарке были представлены самые разные товары: украшения, литература, сумочки с вышивкой, изделия из кожи, одежда с национальными узорами, а также посуда На ярмарке были представлены самые разные товары: украшения, литература, сумочки с вышивкой, изделия из кожи, одежда с национальными узорами, а также посуда

Со временем акция разрасталась, на сегодняшний день ежегодно в рамках «Мин татарча сөйләшәм!» проходит десяток мероприятий: школьные квизы, квесты, обучающие лаборатории. Кроме того, есть музыкальный конкурс, который помогает выявить новых исполнителей. Первый победитель определяется экспертной группой, а второй — подписчиками в социальных сетях. В течение двух недель с молодежью работают эксперты, в качестве их в этот раз выступали группы Gauga и qaynar.

Впервые в текущем году прошла ярмарка «Ташаяк», история которой, как оказалось, уходит корнями аж в XV–XVI века. «На этот раз нам предложили провести акцию „Мин татарча сөйләшәм!“ на площади около цирка, и мы начали изучать территорию: что там было, как это место называется. И в ходе поисков узнали, что Ташаяк во времена Казанского ханства называли и саму ярмарку. После падения ханства она продолжала работать. Когда разливался Булак, сюда приходили по Волге, и это была самая большая ярмарка Поволжья, торговцы приезжали со всего мира», — провела небольшой экскурс руководитель маркета, предшественница Хасанова в ВФТМ Ленария Муслюмова.

Еще одна фишка «Мин татарча сөйләшәм!» — на протяжении 13 лет в рамках фестиваля вручают антипремию «Тяжело с татарским» тем госструктурам и представителям бизнеса, которые не способствуют продвижению татарского языка Еще одна фишка «Мин татарча сөйләшәм!» — на протяжении 13 лет в рамках фестиваля вручают антипремию «Тяжело с татарским» тем госструктурам и представителям бизнеса, которые не способствуют продвижению татарского языка

На ярмарке были представлены самые разные товары: украшения, литература, сумочки с вышивкой, изделия из кожи, одежда с национальными узорами, а также посуда. Во времена Казанского ханства, по словам организаторов, именно посуда была основным товаром для продажи на «Ташаяк ярминкэсе».

Еще одна фишка «Мин татарча сөйләшәм!» — на протяжении 13 лет в рамках фестиваля вручают антипремию «Тяжело с татарским» тем госструктурам и представителям бизнеса, которые не способствуют продвижению татарского языка, например, и не используют его в сети наравне с русским. В этом году под осуждающее «у-у-у» зрителей и «пальцы вниз» «наградили» бизнесы в Старо-Татарской слободе. По словам собеседников газеты, последние активно используют для своих рекламных целей бренд Старо-Татарской слободы, но ничего более — нет ни татарских вывесок, ни языковой практики.

В 2024 году в рамках акции «Мин татарча сөйләшәм!» презентовали сервис TizTap и плагин ТукAI для ChatGPT. Первый помогает пользователям площадки YouTube искать татароязычный контент, а плагин для нейросети имитирует живое общение с Тукаем, т. к. был специально обучен на его книгах, стихах, сборниках и знаком с биографией.

Большинство людей были на «Мин татарча сөйләшәм!» не первый раз, а кто-то даже в студенческие годы волонтерил на нем Многие были на «Мин татарча сөйләшәм!» не первый раз, а кто-то даже в студенческие годы волонтерил на нем

«Раньше фестиваль проходил на Баумана, это больше способствовало популяризации»

На фестивале были и случайные зрители, чаще всего туристы, пришедшие в Кремль, их привлекла громкая музыка и большое количество человек в одежде с национальными элементами. Но все же многие были на «Мин татарча сөйләшәм!» не первый раз, а кто-то даже в студенческие годы волонтерил на нем. Кстати, мы опросили на площадке полтора десятка присутствующих: знают ли они татарский? Лишь двое ответили, что нет, от остальных можно было услышать, что они не просто его знают, а обожают.

До 2022-го мероприятие проходило на пешеходной улице Баумана. В прошлом году фестиваль перенесли к театру им. Камала, а в этот раз площадкой выбраны Присутственные места в Кремле. Историческая зона с искусственными прудиками и озелененной территорией стала комфортным местом проведения как ярмарки, так и концерта. С наступлением темноты и похолоданием публика не убывала, а, наоборот, концентрировалась у рядов торговцев или пробивалась поближе к сцене. Однако выбор локации на гостей произвел все же неоднозначное впечатление.

«Раньше фестиваль проходил на Баумана, это больше способствовало популяризации, чем когда это в какой-то труднодоступной точке», — поделилась постоянная зрительница концерта «Мин татарча сөйләшәм!».

На сцене звучала только альтернативная музыка, никакой попсы, а лишь новые музыканты и современные стили На сцене звучала только альтернативная музыка, никакой попсы, лишь новые музыканты и современные стили

На сцене звучала только альтернативная музыка, никакой попсы, лишь новые музыканты и современные стили. Например, группа K3DERT вызвала ажиотаж у публики фестиваля. Артисты со сцены заряжали зрителей, которые подпевали и танцевали. Молодые фанатки даже подготовили плакат с названием коллектива. Солистка, тронутая вниманием, решила обняться с девочками.

А после выступления одной из исполнительниц на сцену вышел ее молодой человек, который сделал любимой предложение на глазах у зрителей. На ее «да» публика взорвалась аплодисментами.

Молодые фанатки группы K3DERT Молодые фанатки группы K3DERT

Одним из хедлайнеров вечера стала и группа «Дышать», которая исполняла свои колоритные хиты, включая уже знаменитый «Тыпырдатып». Лидер коллектива Гульназ Шакирова призналась, что ей самой интересно услышать родной язык в современном звучании, хотя она ориентируется на звезд из Казахстана. «Меня вдохновляют Скриптонит и Ирина Кайратовна, потому что они тоже продвигают свой язык и делают это по-современному. Непонятно, где предел уровня, хочется экспериментировать с этникой, причем не только татарской, с другими народными инструментами, совмещать их с жанром афро, хип-хопом», — рассказала исполнительница «БИЗНЕС Online». По поводу фестиваля она отметила, что здесь собираются люди, которые любят свой язык, именно это и сплачивает татарский народ.

А солист Gauga Оскар Юнусов вышел в небесно-голубом пиджаке на голое тело, еще раз доказывая, что татарская эстрада может быть разной. Под первый романтический трек Alamam сразу же поднялись вверх фонарики телефонов. В небольшом комментарии Юнусов поделился, что начинал петь на русском, но потом понял, что песни на татарском «звучат намного лучше», и ближе оказался именно родной язык. И вот уже 10 лет как этот путь группе Gauga «не перестает нравиться».

Также в Присутственных местах можно было увидеть и услышать Yummy Music Band, Ильгиза Шайхразиева, Juna, Саиду Мухамметзянову, группу lunami из Санкт-Петербурга и других артистов.

Солист Gauga Оскар Юнусов вышел в небесно-голубом пиджаке на голое тело, еще раз доказывая, что татарская эстрада может быть разной Солист Gauga Оскар Юнусов вышел в небесно-голубом пиджаке на голое тело, еще раз доказывая, что татарская эстрада может быть разной

Что ждет язык?

Если задумываться о том, зачем развивать татарский язык, кроме того, что это наши корни и сохранение традиций, Хасанов отмечает и потребительскую сторону вопроса. Он говорит: если мы забудем язык, то потеряем национальную идентичность, которая дает большой приток туристов, а они в свою очередь приносят деньги и провоцируют подъем экономики региона. Но все же основная причина того, что делает активная татарская молодежь, — это искренняя любовь к родной культуре. «Я хочу передать будущим поколениям то, что донесли до меня мои предки», — сказал сегодняшний руководитель ВФТМ. Кстати, скоро движение «Мин татарча сөйләшәм!» отметит свое 20-летие.

Интересно, что мнение о судьбе татарского языка у организаторов фестиваля разное. Кто-то настроен оптимистично и видит «красивое, хорошее будущее», а кто-то довольно пессимистичен.

«Татарский язык может спасти только школа, получение образования на родном языке. Маркеты стали так сильно популярны, потому что после принятия закона о необязательном изучении татарского в республике молодежь начала задумываться о своей идентичности, — говорит известный активист, завлит театра им. Тинчурина Гульназ Бадретдин. — Молодые татары, которые не знают родного языка, начали искать другие пути проявления своей идентичности. И они ее проявляют при помощи внешних атрибутов: одежды, аксессуаров. Но сейчас у нас идет планомерное замещение татарского языка».

Когда акция только зарождалась, вспоминает она, одной из целей было увеличение визуала в городе на татарском языке. Но за несколько лет все пришло к тому, что его практически не осталось, вплоть до отсутствия вывесок «Даруханэ» рядом с «Аптека».

«Я не знаю, от кого это зависит и с кем связано, возможно, приоритеты другие. Мы добились того, что у нас появились онлайн-переводчики, татарские интерфейсы, то есть язык переехал в интернет, — говорит Бадретдин. — А визуала в Казани становится все меньше, хотя город делает ставку на туристов, которые хотят видеть самобытность. Они приехали, им интересно посмотреть, как и что называется, какие-то татарские слова…»