Владимир Шавгулидзе, основатель продюсерского центра ShowMakers, букинг-компании PLAY Booking и музыкального лейбла PLAY Music Владимир Шавгулидзе, основатель продюсерского центра ShowMakers, букинг-компании PLAY Booking и музыкального лейбла PLAY Music Фото предоставлено Владимиром Шавгулидзе

О безопасности на концертах до теракта

— Безопасность на концертах не стоит выводить за скобки общей безопасности жизнедеятельности человека. Мы ежедневно посещаем публичные места, не всегда задумываясь о возможных рисках, при этом теперь у всех сложился определенный триггер, что посещение концертов — опасная затея. Хотя, если разобраться, концертные площадки чаще всего охраняются максимально ответственно в сравнении с большинством объектов досуга населения.

— Если говорить непосредственно о концертных залах, то здесь важно знать следующее: охрана частного объекта и охрана муниципального, городского или регионального объекта — это две большие разницы. В первом случае решение о мерах безопасности принимает собственник, во втором существует целая процедура согласования проведения мероприятий, и ее никак не обойти.

— Частный объект — это зачастую безопасность в формате ответственности ЧОПа плюс договоренности с экстренными службами на случай ЧП.

— Мероприятие на муниципальном спортивном объекте или, например, в «Казань Экспо» курируется государственными структурами и органами правопорядка. Для проведения мероприятия на подобном объекте необходимо согласование и подписание акта готовности площадки от МЧС, Росгвардии, МВД и медицинской службы. Каждая из вышеперечисленных структур выделяет своих сотрудников для сопровождения мероприятия, а за их деятельность несет ответственность руководитель, который подписал этот акт. Без подписания акта готовности площадки проведение мероприятия невозможно.

— Для нас все эти требования привычны, потому что мы в основном работаем с большими спортивными аренами. Мы всегда на связи с органами правопорядка — это наша прямая обязанность.

Буквально каждый концерт сейчас рассматривается под микроскопом Буквально каждый концерт сейчас рассматривается под микроскопом Фото: Андрей Титов

Стало ли безопаснее после «Крокуса»?

— Есть мнение, что самое безопасное время летать на самолете — после авиакатастроф: в этот момент все участники процесса утрированно следят за безопасностью, чтобы подобное не повторилось впредь. Так вот, сейчас все утрированно серьезно относятся к мероприятиям.

— Выводы сделаны по всей стране — буквально каждый концерт сегодня рассматривается под микроскопом.

— Все вернется на круги своя. Время лечит, люди поймут, что вариантов нет: хлеба и зрелищ хочется всегда.

С какими проблемами столкнулись организаторы концертов после теракта

— Вся индустрия упала на 40–50 процентов от предыдущих показателей. Если рассматривать молодежный сегмент, то там ситуация еще плачевнее — родители не отпускают своих детей на концерты. Поэтому если вы сейчас видите неполные залы на концерте любимого артиста, то не пугайтесь: ваш артист не стал хуже, просто нужно время, чтобы осознать и пережить период страха.

— Если до этого наша компания продавала в день порядка 500 билетов на разные события в разных городах, то после произошедшего мы ничего не продавали дней 10. Люди возвращали деньги за билеты, потому что боялись, что ситуация может повториться. Но затем постепенно сознание начало размораживаться. Процесс не сиюминутный, но первое потепление уже произошло.

— Конечно, все организаторы и артисты очень серьезно пострадали финансово. Первые две недели мы просто сидели в тишине — нам перестали звонить, заказывать какие-либо мероприятия. Хотя такого не бывало никогда. Даже у самых топовых артистов в те дни был полный штиль.

— Сейчас наши показатели только начинают выравниваться. До 23 марта мы били абсолютно все рекорды по продажам в сравнении с предыдущими годами, а теперь не добираем даже до послековидных результатов.

— Организаторы из разных городов звонят и советуются, как лучше организовать безопасность на концертах. Сейчас такое время: лучше посоветоваться и узнать, как организовать все наиболее эффективно.

— Последствия «Крокуса» мы пока разгребаем. Мы все еще находимся в контексте этого события, поэтому последствия будут ощутимы еще пару месяцев. К сожалению, тревога зрителей может рассосаться только органически.

— Со стороны артистов к нам особых требований нет. Их задача — выступать. Вопрос безопасности и всего прочего лежит на спецслужбах, привлеченных для проведения мероприятия и, конечно же, на организаторе, который контролирует, чтобы ничего не мешало качественному проведению концерта.

Гарик Сукачев Гарик Сукачев Фото: Anton Belitsky/ Global Look Press/ www.globallookpress.com

Как связаны скандал с концертами Гарика Сукачева и недавний теракт

— Судя по тому объему мероприятий, которые делают организаторы (уфимское ООО «Бэст Ивэнтс Раша» — прим. ред.отмененного в Казани концерта Гарика Сукачева, их нельзя назвать профанами. Скорее всего, эта компания столкнулась с проблемой отсутствия денежного вала, который помог бы обеспечить проведение мероприятия на должном уровне. Увы, организаторы целиком и полностью зависят от проданных билетов. Желаю коллегам как можно скорее реанимироваться и вернуться в игру.

— Скорее всего, после ситуации в «Крокусе» зрители возвращали купленные билеты, соответственно, в таком случае происходит кассовый разрыв, из-за чего возникают сложности с выполнением всех требований, которые заявляет артист. Поэтому в нынешней ситуации важно, чтобы артисты в каких-то моментах умерили свои аппетиты. Иначе это не бизнес, а издевательство.

— У Сукачева еще и переносился концерт, поэтому ситуация сложнее. Когда мероприятие только запускается, оно начинается со старта рекламной кампании — в городе-миллионнике она может стоить от 500 тысяч рублей. Если концерт переносится по каким-либо причинам, нужно запускать рекламу на новую дату. Получается, что ты дважды платишь за рекламу, оплачиваешь штрафы на концертных площадках, меняешь авиабилеты. Плюс зрители, которые изначально покупали билеты на одну дату, могут начать сдавать их, потому что новая дата не устраивает. За каждый сданный билет организатор опять же платит деньги, компенсируя издержки не только зрителю, но и комиссию билетному оператору. В общем, участь организаторов непростая, каждый шаг стоит огромных денег, а ситуация пока не располагает к спокойной, прогнозируемой работе.

У нас впереди огромный концерт Басты У нас впереди огромный концерт Басты Фото: Сергей Елагин

О концертных особенностях

— Зрителям, которые приходят на концерты, кажется: вот висят колоночки, какая-то техника и свет, артист приехал, нажал на кнопочку и начал концерт. На самом же деле стоимость всего этого оборудования зачастую превышает 1 млрд рублей, и, чтобы его грамотно разместить, подвесить и соблюсти все нормы по безопасности, нужны сотни людей. Т. е. путь от начала подготовки к событию до заветного «нажатия на кнопку» огромен.

— Зрители даже не представляют, что, чтобы подготовить мероприятие на 3 тыс. человек, работает команда минимум в 150–300 специалистов.

— Для понимания: на концерте Jony, который мы проводили недавно в казанском «Экспо», помимо нашей команды организаторов, были задействованы 89 охранников от площадки, 20 сотрудников ЧОПа, сотрудники спецслужб, техническая команда из 40 человек. Плюс официанты, обслуживающий линейный персонал — в общем порядка 300 человек, которые занимались тем, чтобы на концерте все было хорошо. Зрители этого не видят, поэтому периодически спрашивают, почему билеты такие дорогие.

— У нас впереди огромный концерт Басты. Впервые в новейшей истории города концерт пройдет на стадионе, на «Ак Барс Арене». Уже сейчас мы понимаем, что для организации этого масштабного шоу будут задействованы более 2,5 тыс. специалистов из разных сфер, и от одной такой мысли дух захватывает. Когда «Сансара» заиграет на всем квартале, мы будем самыми счастливыми в Казани.

Владимир Шавгулидзе