«Как только клюнет жареный петух, будут вам и демонстрации, и все что угодно», — рассуждает член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы и один из основателей центра исследований политической культуры России Сергей Обухов. Накануне Дня Весны и Труда политик в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, кто сегодня в авангарде трудового протеста, разношерстности Первомая и почему действующей власти выгодно сохранение «красного» праздника.
Сергей Обухов: «В России фиксируется явный рост долларовых миллиардеров, которые, вопреки декларациям, явно не спешат всеми силами помогать»
«Особых побед над капиталом как повода праздновать 1 Мая пока нет»
— Сергей Павлович, зачем вообще сегодня нужен Первомай?
— Это напоминание о великой и священной сущности труда в жизни человека, о свободе и необходимости трудиться с радостью и защищать это право всеми законными способами. «Классовая война существует, но это мой класс, богатые, ведет ее, и мы выигрываем», — признал миллиардер Уоррен Баффетт в интервью The New York Times.
То, что капитал пока выигрывает эту классовую войну, очевидно. Скажем, в России фиксируется явный рост долларовых миллиардеров, которые, вопреки декларациям, явно не спешат всеми силами помогать СВО. Количество долларовых миллиардеров из России в мировом рейтинге Forbes выросло за год с 110 до 125, их совокупное состояние — с 505 миллиарда до 576,8 миллиарда долларов. Более 500 тысяч граждан России имеют 1,5 миллиона зарубежных счетов. ФНС сообщает о росте таковых в 2,6 раза.
Обухов Сергей Павлович — член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы, один из основателей центра исследований политической культуры России, доктор политических наук.
Родился в 1958 году во Львове, в семье военнослужащего.
После учебы в вузе работал в научно-исследовательских лабораториях. Затем — на комсомольской работе во Львовской, Костромской областях и Москве. После защиты диссертации в Институте международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) АН СССР (ранее — Институт мировой социалистической системы АН СССР) работал научным консультантом Международного отдела ЦК ВЛКСМ.
С 1990 года — на советской работе в аппарате Президиума Верховного Совета РСФСР. Один из создателей первой в стране государственной службы по связям со СМИ — в Верховном Совете РСФСР. Как специалист по информационно-аналитическому обеспечению деятельности высших органов государственной власти РФ приглашен на работу в Конституционный суд Российской Федерации, где работал пресс-секретарем председателя КС Валерия Зорькина.
После событий 1993 года и увольнения из Конституционного суда — на журналистской работе: член редколлегии и политический обозреватель независимой международной газеты «Мегаполис-континент», постоянный автор газет «Советская Россия», «Правда».
Член Коммунистической партии с 1981 года.
С 1997 года до избрания депутатом Государственной Думы — ведущий референт аппарата фракции КПРФ. С декабря 2007 по сентябрь 2016 года — депутат Государственной Думы, член комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Обухов был одним из основателей центра исследований политической культуры России — научно-аналитической структуры, обеспечивающей деятельность партии и фракции КПРФ в Госдуме.
В 2007 году получил ученую степень доктора политических наук (диссертацию по проблемам парламентаризма защитил в Институте социологии РАН).
С 2007 по 2015 год главный редактор официального интернет-сайта КПРФ — KPRF.RU, с декабря 2015-го — член редакционного совета KPRF.RU.
На XIII съезде КПРФ в ноябре 2008 года избран секретарем, членом президиума ЦК КПРФ.
На I пленуме ЦК КПРФ 24 февраля 2013 года, созванном по завершению работы XV съезда КПРФ, вновь избран секретарем, членом президиума ЦК КПРФ.
На XVII съезде КПРФ 27 мая 2017 года вновь избран членом ЦК КПРФ. На I пленуме ЦК КПРФ, созванном после съезда, вновь избран членом президиума, секретарем ЦК КПРФ.
Депутат Государственной Думы V и VI созывов. Избирался в парламент от Краснодарского края.
С 2012 по 2016 год — заместитель председателя комитета ГД ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.
С 2016 по 2021 год — заместитель руководителя аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе VII созыва.
С 2021 года — депутат Государственной Думы.
Женат, отец троих дочерей. Имеет четырех внуков и двух внучек.
А что с благосостоянием трудящегося большинства? Реальные располагаемые (после выплаты обязательных платежей) доходы всех граждан России (и эксплуататоров и эксплуатируемых) составили в 2023 году лишь 98,6% от уровня 2013-го. На фоне роста богатств эксплуататоров понятно, что прошедшее десятилетие для трудящегося большинства было не просто потерянным с точки зрения роста доходов, а показывало, как теперь модно говорить, «отрицательный рост».
Поэтому Первомай сегодня, с точки зрения КПРФ, не столько праздник, сколько опять День борьбы. И напоминание о необходимости людям труда остановить наступление капитала, который после разрушения СССР совсем обнаглел.
— Но свое первоначальное значение, которое нам известно по советским временам, этот день, очевидно, потерял.
— Если сравнивать с советскими временами, то значение 1 Мая как праздника победы труда над капиталом, конечно, потеряно. Сейчас капитал после крушения СССР и социалистического содружества в наступлении.
Вот конкретные последствия для людей труда во всем мире от разрушения СССР. В 1957 году, когда мир труда был на подъеме, экономист Николас Калдор выделил 6 знаменитых фактов экономического роста. Один из них — «Доли труда и капитала в общем доходе постоянны в течение длительных периодов времени». Константа была такова: две трети дохода страны идут на зарплату рабочим, треть — в карманы владельцев капитала, то есть акций и машин. Поколениям молодых экономистов вдалбливали в головы: «Соотношение капитала и труда постоянно». Точка.
Но оказалось, что 30 лет назад это «вечное» с точки зрения западной экономической теории соотношение стало меняться. Сегодня лишь 58% богатства промышленно развитых стран идёт на зарплату людям. Сработали многие факторы, в том числе упадок профсоюзов из-за уничтожения глобальной альтернативы капитализму в лице СССР.
Кстати, в самой Российской Федерации степень эксплуатации трудящихся еще гораздо интенсивнее. Доли оплаты труда в структуре ВВП Российской Федерации в 2013-м составляла 46 процентов, затем увеличилась до 48 процентов в 2015 году, то есть даже на пике позитивных данных для труда в России показатель был гораздо ниже западных двух третей и даже нынешних 58 процентов. Ну а после 2017-го эта доля сокращается, и в 2022 году она составила уже около 39 процентов. Как видим, наши капиталисты недоплачивают российским работникам в гораздо больших масштабах, чем глобалисты своим трудящимся на Западе.
Поэтому особых побед над капиталом как повода праздновать 1 Мая для российских трудящихся пока нет. А вот изначальный смысл дня 1 мая, как дня солидарности людей труда против хамства и всевластия капитала, восстанавливается.
Но в Российской Федерации партия власти даже по опросам официальных полстеров (специалистов, занимающихся подготовкой, проведением и анализом результатов опросов общественного мнения, — прим. ред.) воспринимается как защитница интересов олигархов, «начальства», «чиновничества». Поэтому для нее очень важно выхолащивать классовое содержание Первомая. Отсюда и официальное название выходного дня — День Весны и Труда. Граждане уже мало воспринимают Первомай как напоминание о революционных событиях. А вот как актуальный повод и пример борьбы за свои трудовые права день 1 Мая еще не осознан решающим большинством трудящихся, хотя, по данным опросов, отношение даже к такому «усеченному», если сравнивать с первоначальным содержанием, Первомаю у населения инерционно-положительное. 1 Мая само по себе символизирует важнейшую этнокультурную константу русской цивилизации — тягу к справедливости.
К сожалению, если вспомнить определения классиков марксизма-ленинизма, то даже стихийное тред-юнионистское сознание ныне не укоренено в массах трудящихся, не говоря уже об осознании ими своих классовых интересов. Глобальный капиталист-инвестор Баффет и его друзья олигархи осознают и артикулируют свои интересы публично, наш же российский трудящийся — от рабочего в госкорпорации и бюджетника в учреждении или МУПе до самозанятого или представителя прекариата (работники с временной или частичной занятостью — прим. ред.) — пока в этом катастрофические отстает.
Поэтому и праздник 1 Мая в России уже не такой, как в СССР, но еще не такой, как в странах семерки, глобального Запада, где еще не до конца умерщвлены традиции классовой борьбы и солидарности в угоду вымышленным гендерным проблемам — половой самоидентификации и защиты прав «радужного» сообщества.
«Если сравнивать с советскими временами, то значение 1 Мая как праздника победы труда над капиталом, конечно, потеряно»
«Тупая» деполитизация общества сыграла с властью злую шутку»
— Количество участников первомайских демонстраций сокращается. Народ променял маевки на дачи и шашлыки? Недостаточно заинтересована в этом власть?
— Если мы с вами будем рассматривать актуальную ситуацию — период пандемии, а потом СВО, то вообще говорить о размахе любых демонстраций в России, в том числе первомайских, бессмысленно. До сих пор в абсолютном большинстве регионов не снят пресловутый пандемийный режим повышенной готовности, в соответствии с которым власти наказывают не то что за демонстрацию, а за невинный пикет. Поэтому в нынешнее время лишь КПРФ может проводить акции к Первомаю в формате встречи с депутатами. Еще это могут делать официальные профсоюзы, приписанные к «Единой России», если у власти возникает необходимость внешне демонстрировать благосклонность к людям труда. Если нет конъюнктуры, то и под известными предлогами акции официальных профсоюзов безропотно ими самими отменяются.
Возможно, кто-то скажет, что сегодня первомайские демонстрации по типу того, что было в СССР, — это отчасти устаревший формат. Мол, люди тянутся к семье, к близким. Обвинять трудящихся, что они в условиях борьбы за выживание променяли демонстрацию на дачные трудодни и шашлыки на природе, несправедливо. Конечно, значение солидарности трудящихся никто не отменял. Но, как говорится, еще не вечер. И современный российский трудящийся покажет не меньшие примеры массовых демонстраций и самоорганизации, как это было после объявления пенсионной реформы, когда 100 тысяч граждан под красными знаменами КПРФ пели «Интернационал» на московском проспекте имени Сахарова и добились существенных послаблений от властей в первоначальной модели реформы. Да, пока многие в самом деле предпочитают выразить солидарность в соцсетях с дачи. Поверьте, но так будет не всегда.
Недавно наш центр исследований политической культуры России проанализировал структуру публичных трудовых конфликтов с начала 2024 года. Естественно, тех, которые выплеснулись на страницы СМИ и соцсетей.
Сегодня в авангарде протеста — медики. В информационном пространстве 49 процентов упоминаний о социальных и трудовых конфликтах — это сообщения о забастовках, коллективных увольнениях, итальянских забастовках медиков — от водителей скорой помощи до среднего медперсонала и врачей.
Сферы образования и ЖКХ дали по 11 процентов публично известных трудовых конфликтов, транспорт — 6 процентов, промышленность и сельское хозяйство — по 4 процента . Добыча природных ресурсов, стройка, торговля, культура — по 3 процента.
Так что трудовая конфликтность никуда в российском обществе не делась. Об этом говорят и данные, собранные в ходе активной работы кол-центром КПРФ, который собирает жалобы и обращения трудящихся по нарушениям их социально-экономических прав.
— И когда ждать возвращения масштабных демонстраций трудящихся?
— Как только клюнет жареный петух, будут вам и демонстрации, и все что угодно. Напомню опыт 2018 года: КПРФ никогда не думала, что на проспекте Сахарова, который всегда был под демократами и либералами, где собирались их огромные толпы, 100 тысяч человек будут петь «Интернационал» под красными знаменами.
Творец успехов и неудач — партия власти. Да, она сейчас в условиях СВО, всячески противится политизации населения, она понимает, чем это кончилось в 2014−2015 годf[, поэтому она будет всячески деполитизировать. Но здесь есть другой риск для той же партии власти.
Всеобщая деполитизация и ликвидация экстремума на двух полюсах — «рассерженных патриотов» и «нет войнистов» — заставляет общество прижать уши, но мы все помним мятеж Пригожина и протесты в Дагестане. Как видим, «тупая» деполитизация общества сыграла с властью злую шутку. Когда понадобится мобилизовать, мобилизовывать будет нечего и некого, потому что идеологический актив не интегрирован, а разгоняется и усыпляется.
Праздничная демонстрация на Красной площади в День международной солидарности трудящихся. 1 мая 1969 года.
«Власти этот праздник скорее выгоден. Во всяком случае пока»
— Важен ли сегодня Первомай для власти? И если да, то чем именно?
— И да, и нет. Власть пытается «примерять» на себя многие советские символы. Мимикрирует под советскую державность и справедливость. В этом плане Первомай для имитационной идеологической модели партии власти важен. Но, когда доходит до реальных проявлений солидарности и требований социальной справедливости трудящимися, то здесь успешно применяется репрессивный каток. Не зря фиксируется рост преследований активистов в рядах не таких уж и многочисленных независимых профсоюзов.
— Вообще, имеют хоть какое-то значение лозунги, которые появляются в эти дни?
— Конечно, даже официальные требования, которые несут профсоюзы (с этими же требованиями выступает на законодательном уровне и КПРФ в Госдуме), приводят к результатам. Мы видим, если раньше сама идея адекватного прожиточного минимума и сопоставления его с минимальной пенсией и минимальной зарплатой воспринималась властью на ножах, то она сейчас пробила дорогу. Владимир Владимирович [Путин] к 2030-му декларировал серьезные подвижки. Правда, вопрос, какой будет инфляция, которая пока явно не укладывается в обещанные 4 процента. Но это уже второй вопрос. То есть идеологически одна из ключевых идей, декларируемых на акциях 1 мая, победила в современной России. Одно из важнейших требований — на стадии реализации.
— Насколько много в сегодняшнем российском Первомае политического? Или речь прежде всего о социальных требованиях?
— Конечно, в СССР Первомай носил политический характер. Если вспомнить оформление колонн демонстрантов, то они были в духе актуальной политической повестки, как внутренней, так и международной. Кстати, за акцентами в лозунговой части советских демонстраций внимательно смотрели геополитические противники. Долгое время в СССР на 1 мая проводился и военный парад в тех же масштабах, что и на 7 ноября. СССР как бы говорил, что он Отечество для пролетариев зарубежных стран и у этого Отечества есть все возможности для своей защиты.
Сейчас если анализировать демонстрации официальных профсоюзов, то они лишь частично политизированные. «Травоядные» экономические требования и ритуальные искусственные цветы, символизирующие весну, — таково содержание официального Первомая. Левая оппозиция, конечно, пытается серьезно политизировать свою версию Первомая, но масштабы вывода людей далеки от официальных. Партия власти поняла свою ошибку, когда отдала левым первомайскую улицу в 1990-х. В 2000-х власть уже не самоустранялась от первомайской уличной активности и смогла даже за счет админресурса превзойти левых по масштабам акций на первомайских улицах.
— Возможно ли окончательное официальное упразднение Первомая, как это произошло с 7 ноября?
— Вряд ли. Власти этот праздник скорее выгоден. Во всяком случае пока. Ну если в Кремль прорвутся российские аналоги «Слуг народа» или полностью среди «башен» будет доминировать пятая колонна, то тогда возможно многое.
Народные гулянья на улице Горького (ныне Тверской) в Москве во время празднования Дня международной солидарности трудящихся, 1939 год
«1 Мая — это, скажем так, разношерстный праздник»
— Несмотря на то что изначально это «красный» праздник, сегодня в нем участвуют и другие партии, помимо КПРФ и других левых/ Насколько это логично?
— Логично тут участие всех, кто своим трудом зарабатывает себе и своим близким на хлеб. И нелогично, когда к празднику «примазываются» паразиты. Официальная «бесполое» название праздника — День Весны и Труда — это как бы призыв власти к «сплочизму», то есть к фактическому объединению ограбленных и эксплуататоров. КПРФ оппонирует такой официальной трактовке праздника.
— Сайт ЦК КПРФ ежегодно публикует призывы и лозунги к празднику. Например, «Да здравствует Коммунистический Интернационал — движущая сила мирового пролетариата!» «Ленинско-Сталинская национальная политика — равенство и братская дружба всех народов СССР!» Насколько, по-вашему мнению, это находит сегодня ответную положительную реакцию у населения?
— Лозунги, кроме мобилизующей роли, играют и просветительскую. Я уже сказал, что вода камень точит. Придет время — будет и ответ на, как некоторым кажется, излишне теоретические и просветительские лозунги. Внесение классового сознания — это одна из ключевых задач агитпропа КПРФ. Кстати, лозунг на президентских выборах Харитонова «Поиграли в капитализм и — хватит!» хорошо «зацепил» общественное мнение. К концу кампании 2/5 опрошенных граждан уже заявляли о его поддержке и соглашались смотреть на ситуацию в стране сквозь идеологизированную призму противостояния капитализма и социализма.
— Вот взять хотя бы знаменитый лозунг «Заводы — рабочим! Земля — крестьянам!». Чем он актуален?
— Земля остается ключевой проблемой всех социальных конфликтов. Вы это можете видеть на примере мегаполисов. То есть высокая стоимость земли в скученном обществе, собираемом на 7 или 8 клочков размером с Карачаево-Черкесию в макрорегионы, будет похлеще, чем «черный передел». Все эти точные застройки, реконструкции, стройкомплекс, по сути дела, борьба за землю, поэтому никуда проблема земли не денется.
Да, если говорить с точки зрения сельскохозяйственной земли, то тоже проблема никуда не денется в рамках латифундизации. По сути, вся земля распилена между крупными латифундиями. Что такое Ткачев (Александр Ткачев — экс-министр сельского хозяйства РФ, контролирующий акционер фирмы «Агрокомплекс», — прим. ред.) с его собственностью? Один из крупнейших латифундистов Европы. Все это на паях, на крестьянах. Та же Кущевка. У нас осуществляется латиноамериканский вариант. Все эти «тонтон-макуты» (личная гвардия гаитянского диктатора Дювалье, местные «эскадроны смерти», — прим. ред.), сгон крестьян с земли в угоду латифундистов. Так что эта проблема тоже никуда не делась. Она просто не такая острая ввиду развития высоких технологий и высокой урожайности, поэтому здесь не требуется такого грамотного населения. Оно оттягивает население в города, где, опять же, возникает проблема земли. Так что здесь не стоит иронизировать. Просто, пока есть неумение политических сил актуализировать проблему, перевести ее на нормальный язык для понимания обывателя.
— В других странах тоже отмечают Первомай. Насколько сегодня можно говорить о солидарности левых движений и трудящихся?
— Особенностью российской политсистемы является вытеснение партий из производственной сферы и, как следствие, ослабление их влияния на профсоюзную среду. В европейских странах традиционно иная ситуация. Например, я в свое время знакомился с работой Компартии Греции в профсоюзах. У них там по закону выборы в руководящие органы профсоюзов проходят по партийным спискам. И не раз руководство весьма улично-активными профсоюзами (от таксистов до студенческих) трудящиеся голосованием доверяли представителям КПГ.
Когда я приехал, Компартия Греции выиграла выборы в профсоюзе таксистов и в профсоюзе студентов. И это сразу же сказалось на уличной активности, потому что я не мог в аэропорт уехать — все таксисты были на площади Синтагма, компартия их вывела и блокировала работу парламента.
Одной из проблем КПРФ является то, что нам пока не удалось создать мощное федеральное профобъединение, которое бы сотрудничало с компартией. Отдельные отраслевые и региональные профсоюзы взаимодействуют, а общефедеральной структуры создать не удается. Это осложняет координацию по международной профсоюзной линии, хотя существующая международная коммунистическая структура — в форме ежегодного международного совещания более 80 коммунистических и рабочих партий согласовывают различные кампании солидарности, которые ведут близкие к компартиям профсоюзы.
Уверен, что созидательные перемены в России не за горами. КПРФ сейчас все активнее поворачивается к сфере социально-трудовых отношений. Здесь важна не только фундаментальная депутатская работа над проектом нового Трудового кодекса и разворачивание сети кол-центров и правовых консультаций по социально-трудовым конфликтам. КПРФ начала проект по подготовке профсоюзных активистов в специальном учебном центре. Плоды такой работы непременно будут. И не только в грядущем изменении характера празднования Первомая в стране.
— Так что же сегодня собой представляет Первомай?
— 1 Мая — это, скажем так, разношерстный праздник, в который разные группы населения вкладывают разный смысл. Да, есть общее советское воспоминание, но не забываем, что 40 процентов избирателей уже политически выросли при Путине.
Есть еще и общественный миф о том, как это было в Советском Союзе ярко, красочно, празднично. Профсоюзные путевки и прочие советские блага — вот это становится фоном для воспоминаний, а дальше наступает суровая действительность. Политизированная оппозиционная часть напоминает о классовом содержании. Зависимая корпоративная часть населения, включенная в разные корпорации, по сигналу работодателей и администрации, политадминистраторов, выходит на официальные праздники с искусственными цветами и экономическими лозунгами типа «даешь минимальную зарплату на уровне прожиточного минимума».
Так что праздник таков: одни трудодни отрабатывают на даче и в лучшем случае в соцсетях поздравляют соседей, другие мобилизуются политадминистраторами. Третьи, в силу понимания классовой сущности праздника, проводят акции, но это в данном случае политизированное меньшинство, а большинство ностальгирует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.