Генплан Набережных Челнов ждут с 2019-го — именно тогда команда профессора КГАСУ Александра Дембича взялась за разработку этого проекта. В конце 2022 года он дважды прошел публичные слушания. Какими же станут Челны к 2043-му? Тукаевский район отбился от притязаний разработчиков, «гаражников» злить не стали, но город все равно станет зеленее на 7% и прирастет на 4,5 млн кв. м жилья. Расплачиваться за компромиссы придется ростом домов в высоту. В деталях документа в преддверии судьбоносной сессии городских депутатов разбирался «БИЗНЕС Online».
В конце прошлого года генеральный план Набережных Челнов с учетом всех замечаний во второй раз был направлен в проверяющий орган ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования)
Генплан-2043 вынесен на суд депутатов автограда
В конце прошлого года генеральный план Набережных Челнов с учетом всех замечаний во второй раз был направлен в проверяющий орган ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования). В конце апреля в рамках совместного заседания постоянных комиссий команда под руководством Александра Дембича представила его депутатам городского совета.
«На постоянных комиссиях особых вопросов не имелось. Были уточняющие [моменты] по определенным объектам. Генплан очень подробно раскрыли», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат горсовета Челнов Ася Кислова. Сегодня, 2 мая, проектный документ вынесут на голосование.
Генплан предусматривает развитие Набережных Челнов до 2043 года. В 2029-м его намерены актуализировать.
«После публичных слушаний в течение года были поправлены замечания, прошла процедура согласования со всеми федеральными органами исполнительной власти», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома города Фарид Салахов.
В конце 2022-го проведены два публичных слушания, на которых жители высказывали свои претензии. На одно из них прибыл даже лично Ильшат Фардиев, который на протяжении некоторого времени отстаивал свой «Челны-Бройлер». Разработчики предлагали перенести производственные мощности в другое место, чтобы открыть возможность застроить эту территорию жилыми домами, но идея в итоге не прошла.
Другим проблемным вопросом стали боксовые гаражи, занимающие огромные площади. Но жители города встали на дыбы, так что покуситься на гаражную экономику власти тоже не решились.
Дембич также предлагал Челнам выйти за пределы города, в Тукаевский район, создать районы-спутники, но и с этой идеей было покончено.
В конце 2022 года было проведено два публичных слушания, на которых жители высказывали свои претензии
В сухом остатке известно, что площадь города, например, за 20 лет уменьшится на 90 га — за счет выводимых из границ населенного пункта участков. Так какими предстанут Челны к 2043 году?
1. Рост в высоту: основные перспективные жилые зоны — территории ЗЯБ и КЗСК
Команда разработчиков подсчитала: до 2043 года количество жителей Набережных Челнов может возрасти с 529 тыс. до 563 тыс. человек. По новому нормативу на каждого жителя нужно учесть по 33,7 кв. м жилья. Получается, что разработчикам необходимо было изыскать внутри автограда площади для строительства от 4,5 млн до 5 млн кв. метров.
Нашли 4,5 миллиона.
Александр Дембич: «Территория довольно плотно застроена, в городе фактически нет свободных участков»
«Территория довольно плотно застроена, в городе фактически нет свободных участков. Потому что их не было и по информации, которую можно брать из генплана 1972 года, когда Рубаненко сделал первый генеральный план. У нас не очень-то получалось найти место для такого количества нового жилья», — рассказал Дембич «БИЗНЕС Online».
Единственным серьезным ресурсом он назвал площади завода ячеистых бетонов (ЗЯБ) и завода силикатного кирпича (КЗСК), которые находятся на территории Междуречья. Они высвобождаются из-за прекращения производства. С большим трудом команде разработчиков удалось разместить там население, говорит профессор КГАСУ. Строительство жилья на данных территориях может начаться уже в этом году.
Территория завода ячеистых бетонов
«Я и на публичных слушаниях, и на всяких совещаниях с администрацией говорил, что потребности горожан все время станут повышаться. Не так давно у нас был предел мечтаний — 18 квадратных метров на человека. Все советские программы на это оказались рассчитаны. А сегодня у Челнов уже 25. И строить надо будет в любом случае, невзирая на численность населения. Я думаю, что через 15–20 лет даже и 30 „квадратами“ народ не удовлетворится, хочется побольше квартиры иметь. Потому я говорю, что лет через 10 понадобится корректировка генплана — это как минимум», — объясняет Дембич.
Территории для застройки 4,5 млн кв. м жилья изыскали с трудом, отметил Александр Алексеевич.
Салахов говорит, что в Челнах продолжится застройка Орловского поля, Замелекесья, береговой зоны 34-го микрорайона, за проспектом Яшьлек.
«Этого достаточно, чтобы построить 4,5 миллиона квадратных метров жилья до 2043-го. Если мы возводим в год 300–330 тысяч квадратных метров, то как раз к данному сроку мы построим это жилье», — рассказал он.
Еще один любопытный факт — генпланом заложена высотная застройка до 40 этажей. Иными словами: если город не может расползаться в ширину, ему придется расти ввысь.
Покупатели голосуют за это рублем, а девелоперы готовы предоставить варианты. В частности, «Профит» уже возводит 30-этажный жилой дом. По нашим данным, другой челнинский застройщик сейчас проектирует дом в 36 этажей — если проект будет реализован, он станет самой высотной жилой башней в Татарстане.
Фарид Салахов: «Вопрос расширения города в сторону Тукаевского района в рамках генплана не рассматривался»
2. Челны будут развиваться в существующих границах города
Итак, вопрос расширения города в сторону Тукаевского района в рамках генплана не рассматривался, говорит Салахов. Это, по его словам, вопрос уровня республики.
«Сейчас разрабатывается мастер-план Камской агломерации. Институт пространственного планирования РТ рассматривает в совокупности муниципальные образования, в том числе создание спутниковых зон около города Набережные Челны. Сама по себе ситуация, которая сейчас есть, приводит к тому, что поселки типа Шильны, Азьмушкино, Суровки, Ерыклы, Камы в любом случае будут всегда в состоянии увеличения. Они уже „спутники“, просто мы разные муниципальные образования на сегодня», — резюмирует руководитель исполкома.
О необходимости объединения Челнов и Тукаевского района говорят уже давно. На итоговой сессии городского совета автограда раис Татарстана Рустам Минниханов призывал мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, главу Тукаевского района Фаила Камаева и директора Института пространственного развития РТ Олега Григорьева к совместной работе, это часть одной агломерации. «Никаких решений без утверждения мастер-плана!» — сказал он.
Команда Дембича долго пыталась использовать территорию «Челны-Бройлера» для будущей застройки, но Ильшат Фардиев был против — для переноса потребовалось бы много денег
Команда Дембича долго пыталась использовать территорию «Челны-Бройлера» для будущей застройки, но Фардиев был против — для переноса потребовалось бы много денег. Последний «рьяно протестовал», говорит разработчик генплана. «Хотя мы даже предлагали: давайте напишем, что перенос будет после 2035 года?» — вспоминает Дембич. Но Фардиев твердо стоял на своем — и такую возможность полностью исключили.
«Они говорят: „Мы вложились, миллиард рублей потратили на строительство“. Хотя у них еще довольно много территории в Тукаевском районе», — говорит Александр Алексеевич.
По подсчетам разработчиков генплана, под гаражными боксами около 200 га территории
3. Боксовые гаражи пока остаются
На публичных слушаниях острее всего стоял вопрос о боксовых гаражах вдоль первой автодороги — их там около 50 тысяч. Собственники этих гаражей чуть не подняли общегородской бунт, вспоминает Дембич.
«Хотя мы же до того, как подобное предложить, объездили несколько самых крупных гаражей, посмотрели, что там такое. Они все стали на публичных слушаниях говорить: „Там у нас мастерские, они работают, обслуживают население, сервис!“ Ну может, процентов 10 занято мастерскими, а все остальное — это просто склады! Машин практически нет, там склад всякой старой домашней утвари, — рассказал он. — Если построить 15 многоярусных парковок, то проблема гаражей как стоянки автомобилей уйдет. Но вопрос уперся: место на парковке — это не гаражное место. Потому что на самом деле транспортные средства там и не держат. Они у них стоят во дворах, но терять свою складскую территорию люди ожидаемо не хотят».
Москва решает эту проблему путем возведения многоярусных складов. Дембич приводит опыт Европы — там такой проблемы нет, они тоже используют складские зоны, где стоят многоярусные хранилища вещей. И отдельно есть такие же многоярусные гаражи.
Бог бы с ними, с гаражами, но Челнам остро нужна земля. А по подсчетам разработчиков генплана, под гаражными боксами около 200 га территории. На этом месте, по оценкам экспертов, можно построить до 2 млн кв. м жилья. «Это ресурс, но пока его отказались трогать», — отметил профессор КГАСУ.
Салахов говорит, что у населения нет обязанности хранить в гаражах именно автомобили. «У человека есть помещение, гаражом оно называется или нет — это другой вопрос. Если что-то там хранит свое, он же им пользуется. Здесь у нас планов пока до 2043 года по-другому смотреть на данный вопрос пока нет», — добавил руководитель исполкома.
В проект заложены как реальные, близкие к реализации дороги, так и объекты на перспективу
4. Как будет развиваться дорожная сеть
В проект заложены как реальные, близкие к реализации дороги, так и объекты на перспективу.
Например, планируется сделать развязки на первой дороге около поворота на Старосармановскую улицу, Орловское кольцо, продление улицы Беляева до КИП «Мастер», продление улицы Дружбы Народов до «Булгарпива», развязка на пединституте. Но есть и серьезные проекты — например, мост с Элеваторной горы на ГЭС.
«У нас сейчас задача сделать так, чтобы было еще несколько артерий, которые являлись бы аналогами проспекта Мира – Набережночелнинского проспекта – проспекта Мусы Джалиля. Сейчас мы что делаем? У нас есть, например, улица Полякова – проспект Московский, который сейчас воткнулся в Орловское поле. Стоит задача соединить его с улицей Хади Такташа, проспектом Фоменко, а потом перекинуть через первую дорогу и довести до Сидоровки, до хлебокомбината и там уже сделать развязку в Нижнекамск», — объяснил Салахов.
В ближайшей перспективе — строительство второго этапа Московского проспекта. Прорабатывается вариант финансирования по программе «Стимул» в 2025 году — есть уже проект, пройдена экспертиза. На это нужно 3 млрд рублей. Дороговизна обусловлена в том числе переустройством ж/д путей.
«С большой натяжкой» разработчики генплана насчитали на территории города где-то 17% зелени (2 905 га), сетовал Дембич. По федеральным нормативам, говорит он, должно быть не меньше 25% — это минимум. А вообще рекомендовано аж 40–50%
5. Озеленение: в генплан заложен новый парк на 16 гектаров
«С большой натяжкой» разработчики генплана насчитали на территории города где-то 17% зелени (2 905 га), сетовал Дембич. По федеральным нормативам, говорит он, должно быть не меньше 25% — это минимум. А вообще рекомендовано аж 40–50%.
К 2043 году данную цифру озеленения планируется увеличить до 24% — до 3 988 гектаров.
Впрочем, это еще как подсчитать! Например, согласно замерам, Набережные Челны озеленены на 36%, уточняет Салахов.
«Мы считаем все деревья в городе. А они (разработчики генплана — прим. ред.) считают по своду градостроительных правил, который в расчет берет озеленение общественных пространств. Если деревья растут в комплексе (внутриквартальное озеленение — прим. ред.), их не учитывают», — объяснил он.
Так или иначе, но в будущем рядом с Элеваторной горой может появиться новое общественное пространство в 16 га — такая идея есть. До 2043 года это единственный крупный новый парк в Челнах.
6. Электротранспорт в Набережночелнинской агломерации
Команда Дембича разработала перспективную схему развития электротранспорта Камской агломерации, ее согласовали с минтрансом РТ и минтрансом РФ, хотя этот вопрос касается не генплана Набережных Челнов, а скорее мастер-плана Камской агломерации.
«Мы хотели предложить организацию движения железнодорожного транспорта вроде электрички или поверхностного метро, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Дембич. — Маршрут может связать все эти города — Заинск, Менделеевск, Нижнекамск, Елабугу — единой железнодорожной веткой».
Для реализации планируется использовать железную дорогу для отгрузки продукции и подвоза сырья, которой пользуется КАМАЗ.
«Мы планировали протащить ее сюда, сделать на ней несколько остановок и [сделать так], чтобы она, как мы договаривались, работала с 12 часов ночи до 6 часов утра для КАМАЗа, а все остальное время — для пассажирской коммуникации. Мы просчитали, что если по ней будет ходить несколько составов, то самое большое время доставки — 40 минут с любой точки во всей Набережночелнинской агломерации», — добавил профессор КГАСУ.
Протяженность трамвайного сообщения к 2043 году увеличится с 115,3 до 165,3 км, или на 43%
7. Протяженность трамвайных путей вырастет на 43%
Протяженность трамвайного сообщения к 2043 году увеличится с 115,3 до 165,3 км, или на 43%. В генплане заложили строительство 144 остановочных пунктов. Появится и второй транспортно-пересадочный узел. Один уже есть на существующей автостанции — это Западный транспортно-пересадочный узел. Восточный транспортно-пересадочный узел будет в районе кольца около завода двигателей КАМАЗа. Там же возведут новый автовокзал.
«Мы планируем сделать вторую автостанцию, чтобы организовать второй пересадочный узел. Он необходим для того, чтобы весь город уезжал не с одного места через весь город. Делаем там, потому что практически все автобусные маршруты пока идут на кольцо Западного пересадочного узла. Там есть трамвай. То есть человек может на любом транспорте туда добраться и уехать оттуда. Но в перспективе этого недостаточно», — говорит Салахов.
Место для многопрофильного вокзала пока свободно, говорит Дембич. «Мы предполагаем, что администрация будет придерживаться генерального плана», — добавил он.
Еще некоторое время назад у Челнов были планы проложить трамвайную ветку в Замелекесье — маршрут идет от Сармановского тракта по проспекту Фоменко, Казанскому проспекту до улицы Грина. Первый этап обойдется в 2 млрд рублей, проект уже есть, он прошел экспертизу.
По Новому городу планируется построить три новых маршрута. Первый пройдет от проспекта Московский через улицу Академика Королева, проспекту Чулман до проспекта Беляева. Второй — от улицы Полякова до поселка Подсолнухи через проспект Залесный. Третий — от проспекта Яшьлек по проспекту Чулман через Haier до улицы Промышленной.
В Челнах уже устарел подвижной состав, на его закупку нужно 6 млрд рублей, говорит Салахов. Но пока денег нет ни на строительство веток, ни на обновление трамваев.
Территория вдоль Камы вдоль Табеевской набережной уже застроена 3–4-этажными домами
8. Новый речной порт и застройка берегов Камы
Территория вдоль Камы вдоль Табеевской набережной уже застроена 3–4-этажными домами, это пространство «окучивает» строительная компания «Риони». В 34-м микрорайоне работает «Профит». «Чаллы Яр» застраивает «Евростиль». Существующей земли на территории больше нет. На перспективу остается лишь использование насыпных земель.
Но самое интересное — в Челнах в районе нижнего бьефа запланирован речной порт площадью 2 га, который откроет туристические возможности для города. Порт заложен в проекте землепользования и застройки (ПЗЗ) — вторичном документе после генплана. ПЗЗ в рамках госзадания разрабатывает Институт пространственного планирования РТ. В генплане речпорт отмечен только зоной строительства транспортных предприятий.
В скором времени, по нашим данным, начнется проектирование речпорта. Проект ожидают в конце 2024 года от «Татинвестгражданпроекта».
9. Общественные центры и выходы к Каме и Мелекеске
В каждом микрорайоне разработчики генплана попытались сформировать общественные центры.
«Это правильно, я думаю. Они хотят таким образом сформировать город, чтобы у каждой его части был свой общественный центр — на ЗЯБе, ГЭС, в Замелекесье», — объясняет Салахов.
И это понятно — полицентрический подход правит бал в градостроительстве. Та же концепция 15-минутного города, которой придерживаются урбанисты, предусматривает, что у человека в радиусе 15 минут должно быть все необходимое: от работы до досуга.
Реализуют и проект развития центра города в 19-м комплексе. По прежнему генплану там планировалась эстакада, но территорию в будущем отдали под жилую застройку. По новому проекту там будет променад.
Дембич уверен, что город нужно связывать больше с рекой Камой, поэтому его команда заложила несколько выходов к воде — к берегам Камы и Мелекески.
10. Большой концертный зал, крематорий и техногород «Дельта»
К 2043 году в Челнах, согласно нормативным расчетам, появится 41 дошкольное образовательное учреждение, 24 общеобразовательные организации, 46 учреждений дополнительного образования.
Согласно сложившимся тенденциям, их будет немного меньше — 36, 20 и 36 соответственно.
В генплан заложено и строительство в области здравоохранения — 6 стационарных учреждений (965 койко-мест), 32 амбулаторно-поликлинических учреждения (18 кабинетов ВОП и 14 поликлиник) и одна станция скорой медпомощи (10 машин).
Челны разбогатеют на 19 культурно-досуговых учреждений, 5 культурно-просветительских центров, появятся 4 зрелищных объекта и 6 библиотек. Кроме того, городу нужен большой концертный зал. Заложено также строительство 10 бассейнов, 17 физкультурно-оздоровительных комплексов, 4 стадиона и плоскостных спортивных сооружений на 938,8 кв. метра. Ну и наконец, крематорий — на территории существующего кладбища «Молодежное».
Дембич поднимает и вопрос развития высшего образования в городе, в том числе строительство Политехнического университета на 10 тыс. студентов. Отдельно огорожена территория для проекта КАМАЗа — техногорода «Дельта». «БИЗНЕС Online» недавно раскрывал подробности — в ближайшие 10–15 лет автогигант намерен сделать эту территорию новой точкой притяжения горожан и релокантов, тем самым решив вопрос с кадровым голодом.
Часть средств на реализацию важнейших проектов город намерен «подтянуть» в рамках празднования 400-летия со дня основания. Он официально был основан в 1930 году (Челны выросли из поселения под названием Чалнинский починок), но корни его ведут в 1626-й. На это указывают архивные документы, которые подтверждают, что автограду в 2026 году исполнится 400 лет, а это уже повод для празднования, хотя эксперты ломают копья до сих пор. Вдобавок в 2026-м также будет юбилей со дня выпуска первого «КАМАЗа». Так или иначе, но в программу празднования власти Набережных Челнов намерены включить строительство упомянутых в генплане-2043 объектов на 50 млрд рублей.
Слайды предоставлены Управлением информационной политики и по связям с общественностью Исполкома Челнов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.