«Территория в существующих границах уже стала тесной для города», — заявил на сессии горсовета мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Депутатский корпус наконец-то утвердил генеральный план автограда до 2043 года. Челны готовятся прирасти на 4,5 млн «квадратов» жилья, построить полторы сотни новых соцобъектов и «позеленеть» на 1 тыс. гектаров. Город пока оставили без земель Тукаевского района, но в первом уже становится тесно — куда инвесторов «заселять»? О том, какие изменения ждут родину КАМАЗа, реальны ли намеченные цели и что простимулировало бы челнинских застройщиков возводить больше, — в материале «БИЗНЕС Online».
Члены горсовета расплывались в улыбках и в целом пребывали в хорошем настроении
Магдеев о 100-процентной надбавке учителям: «Нет, серьезно?!»
33-е заседание горсовета Челнов проходило в атмосфере праздника. Накануне отгремел Первомай, а в день сессии депутатам и чиновникам исполкома юнармейцы вручали георгиевские ленты. Неудивительно, что члены горсовета расплывались в улыбках и в целом пребывали в хорошем настроении.
В первую очередь депутатам предстояло утвердить новые расходы в бюджете города на 2024 год. Городской кошелек пополнился на 500 млн рублей за счет межбюджетных трансфертов, докладывала с трибуны начальник управления финансов исполкома Светлана Мулюкова. Почти половину средств направят на доплату отраслевым специалистам муниципальных учреждений.
Городской кошелек пополнился на 500 млн рублей за счет межбюджетных трансфертов, докладывала с трибуны начальник управления финансов исполкома Светлана Мулюкова
60 млн рублей Челны потратят на ремонтные работы муниципальных учреждений, а 45 млн рублей вложат в замену уличных светильников на энергосберегающие. На празднование же предстоящего Дня Победы и Сабантуя город заложил 22,4 млн рублей, еще 24,5 млн уйдет на покупку флагов и баннеров для оформления улиц. Вместе с тем на спонсирование экономически убыточного общественного транспорта потратят 50 млн рублей. Столько же пойдет на зарплату работникам муниципальных учреждений.
Также депутаты Челнов выделили 37 млн рублей на организацию бесплатного питания детей военнослужащих в зоне СВО и других льготных категорий. Таким образом, уточненный бюджет города составил 17,7 млрд рублей с дефицитом в 109 млн рублей, их покроют остатками с прошлого года.
«Параметры бюджета меняются в сторону увеличения. Это неплохо. Мы дополнительные доходы для этого и зарабатываем, чтобы на все наши текущие вопросы находить ответы. А ответы, безусловно, в финансах», — прокомментировал мэр Челнов Наиль Магдеев.
Помимо прочего, Мулюкова анонсировала новые стимулирующие выплаты учителям. Так, преподаватели английского языка получат надбавку в 70% от оклада, а татарского — 30%. Приказ спустили сверху — выплаты согласовал глава Татарстана Рустам Минниханов. Магдеева цифры удивили, и градоначальник даже переспросил чиновницу. «Нет, серьезно?!» — вопрошал мэр. Шок сменился пониманием схемы заработка: хочешь получать больше — преподавай сразу два языка, получишь надбавку в 100%. А говорят, что учителя мало получают…
Наиль Магдеев: «Параметры бюджета меняются в сторону увеличения. Это неплохо»
Горсовет единогласно принял новый генплан
Безусловно, наибольший интерес в повестке дня вызывало предстоящее утверждение генерального плана Челнов. Проект автоград ждет с 2019-го — с тех пор, когда команда профессора КГАСУ Александра Дембича взялась за работу. В конце прошлого года генеральный план Набережных Челнов с учетом всех замечаний во второй раз был направлен в проверяющий орган ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования). В конце апреля в рамках совместного заседания постоянных комиссий команда под руководством Дембича представила его депутатам городского совета. К слову, Александр Алексеевич присутствовал на заседании, но лишь в роли молчаливого наблюдателя — тезисно представлять генплан предстояло сини-менеджеру города Фариду Салахову. Подробнее о проекте развития Челнов «БИЗНЕС Online» рассказал в вышедшем накануне материале.
Конечную версию проекта разделили на три этапа: 1-й — с 2023 по 2029 год; 2-й — с 2030-го по 2036-й; 3-й — с 2037-го по 2043-й. Наиболее детально генплан проработали до 2029 года, последующие шаги развития города, отмечал Салахов, вариабельны. Пройдемся по основным аспектам, которые выделил руководитель исполкома в своем докладе.
Александр Алексеевич присутствовал на заседании, но лишь в роли молчаливого наблюдателя
Рост населения и потребность в «квадратах». Тенденция говорит: к концу 2043 года численность населения города вырастет до 563 тыс. человек. Соответственно, городу нужно обрасти новым жильем. До 2030 года обеспеченность недвижимостью у населения должна составлять 32 «квадрата» на одного человека — сегодня этот показатель равен 27 кв. м на человека. Достижение норматива требует от властей введения в оборот 4,5 млн кв. м жилья. Цифра внушительная: в 2024 году Челны ввели лишь 300 тыс. «квадратов». Поэтому в первой очереди генплана освоят сразу четыре района на 3 млн квадратных метров:
- Орловское поле;
- Междуреченский бульвар;
- Земелекесье;
- 72-й, 73-й, 78-й микрорайоны в восточной части города.
Изменение границ. Из активов города исключат земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, участки лесного фонда Елабужского лесничества. Взамен Челны получат фрагмент территории на улице Абдуллы Алиша на северо-востоке. Таким образом, территория города уменьшится на 90 гектаров.
Салахов отмечал, что первый генеральный план 1973 года не предполагал объединения Старого и Нового города
Старый и Новый город соединят. Салахов отмечал, что первый генеральный план 1973 года не предполагал объединения Старого и Нового города, поэтому единый общественный центр для последнего находился в 19-м комплексе. Новая стратегия развития Челнов предполагает создание полицентрической системы обслуживания районов с несколькими центрами городского значения. Таковых предполагается развернуть четыре:
- На бульваре 19-го комплекса, который входит в систему бульварного кольца, включающего бульвар Энтузиастов, площадь Азатлык и парк Победы.
- Общественно-деловую зону в центре Междуречья, линейно протянувшуюся к набережной реки, в которую интегрируется система озеленения. Данная зона начинается от устья реки Мелекески, переходит на территорию ЗЯБа, доходит до левобережья реки Камы в районе Элеваторной горы (водозабор) и предполагает формирование общественного центра с редевелопментом промышленных территорий с развитой системой общественных и рекреационных пространств.
- Реконструкция транспортно-пересадочного узла «Западный». Здесь готовят строительство и размещение офисного и торгового центров, гостиницы и многоуровневого паркинга, создав тем самым многофункциональный центр.
- Создание индустриального парка «Техногород». Выделенная для проекта территория располагается между проспектом КАМАЗа и Автосборочным проездом.
90 новых образовательных учреждений. В генплан заложили строительство 20 школ, 34 детских садов и 36 центров дополнительного образования. Но Салахов отметил, что при укрупнении детских учреждений их количество могут сократить. Ключевой задачей генплана, продолжал чиновник, остается согласование и формирование Политехнического университета.
Новые больницы и поликлиники. До 2043 года в Челнах построят четыре больницы, в том числе для взрослых и детей. Для оказания амбулаторной помощи предлагается открытие 18 кабинетов врача общей практики и 14 поликлиник.
Развитие культуры и спорта. Генплан предлагает строительство 19 культурно-досуговых и 11 культурно-просветительских центров районного и микрорайонного значения. Не обделили и спортсменов, город «подарит» им 17 физкультурно-оздоровительных комплексов районного значения, 10 бассейнов и четыре стадиона.
Проблемы транспорта и их решение. По мнению разработчиков, на сегодня в Челнах есть четыре основные проблемы в транспортных сетях: пропуск транзитного движения автотранспорта через улично-дорожную сеть города; функционирование федеральной автомобильной дороги в границе населенного пункта (трасса М7); недостаточное количество открытых автостоянок и гаражей в микрорайонах; необходимость развития путевого железно-дорожного хозяйства в юго-западном направлении, с пересечениями в одном уровне с автомобильными дорогами. Как их решать? Команда Дембича предлагает два пути:
- Сформировать две дополнительные общегородские магистрали на проспекте Чулман – улицы Комсомольская набережная, а также продолжить работы над вторым этапом Московского проспекта;
- Построить городскую магистраль от улицы Машиностроительной вдоль железнодорожных путей необщего пользования в направлении Элеваторной горы.
163 км путей для электротранспорта. Генплан предлагает увеличить протяженность трамвайных путей с 115 км до 163 км за счет строительства четырех маршрутов:
- Сармановский тракт – проспект Фоменко – улица Грина (охват района Замелекесья);
- улица Академика Королева – проспект Чулман – проспект Раиса Беляева;
- улица Виктора Полякова — проспект Залесный (охват 73–74-го комплексов);
- улица Корпорации Haier — улица Промышленная.
Четверть города озеленят. На сегодня «зеленка» занимает 17% городского пространства — 2 905 гектаров. Генплан же предлагает, во-первых, вывести зоны отдыха из центра Челнов к побережью Камы, во-вторых, увеличить озеленение до 24%, т. е. до 3 988 гектаров. Засаживать растительностью готовятся Орловское поле, ЗЯБ и ЗСК, 19-й комплекс. Новые системы бульваров сформируют от Набережночелнинского проспекта и проспекта Мира к набережной Камы.
Перспективы Камской агломерации. На сегодня Камская агломерация включает в себя 950 тыс. человек в 9 муниципальных районов — это мощный промышленный кластер республики и потенциал у него соответствующий. Челны в новом районе Татарстана — крупнейший город. Соответственно, озвучивал Салахов, предусматривается, что формирование Камской агломерации потребует развития транспортной логистики, рациональной системы маятниковой миграции за счет скоростного движения транспорта, определены места концентрации культурно-рекреационных и торговых центров.
Будущее Челнов официально предопределено
Заслушав доклад сити-менеджера, депутаты единогласно утвердили документ. Будущее Челнов официально предопределено.
Челны вновь заглядываются на территории Тукаевского района
Планы, выстроенные командой Дембича и администрацией Челнов, впечатляют. По сути, к 2043 году город обогатится более чем 150 новыми объектами — от больниц до стадионов. Реальны ли цифры, судить трудно, все же здесь вопрос к республике: готова ли она вложить такие деньги в развитие автограда?
Другой вопрос — возможно ли застроить Челны 4,5 млн «квадратов» и достичь заветных 32 кв. м на человека?
«Мы в принципе растем с каждым годом, объем вводимого в городе жилья увеличивается — сегодня мы достигли 25 квадратных метров на человека. Но на самом деле это не такой высокий показатель. По России он выше. Во многих странах он составляет порядка 30–40 „квадратов“, и нам тоже нужно к этому стремиться. Уровень комфорта необходимо повышать, как того и требуют жители», — прокомментировал для «БИЗНЕС Online» цифры генплана депутат горсовета и гендиректор «Домкор Индустрия» Рустем Гайнуллов.
Рустем Гайнуллов: «Уровень комфорта необходимо повышать, как того и требуют жители»
Наш собеседник, впрочем, выдвигает пять условий для достижения целей:
- Наличие потребностей у горожан. В советское время норма обеспеченности жильем составляла 18 кв. м на человека, но потребности населения возрастают, и это нормально.
- Меры господдержки населения, в том числе продолжение или трансформация льготных программ ипотечного кредитования. Главное, чтобы ипотека была доступной для широких слоев населения.
- Поддержка застройщиков со стороны государства: упрощение нормативов, сокращение административных процедур в строительстве.
- Более активное вовлечение земель, находящихся в частной собственности, в многоквартирное жилищное строительство. Это простимулировало бы стройку, создало со временем профицит первичного жилья, а значит, включились бы рыночные механизмы, и люди смогли бы приобретать более просторные квартиры.
- Самое важное — соответствующий уровень доходов населения, позволяющий приобретать жилье.
В целом, добавил Гайнуллов, генеральный план предусматривает в том числе и строительство соцобъектов, потому бояться образования в городе «человейников» без инфраструктуры не стоит. Перекосов быть не должно, продолжал он, но в случае необходимости власти могут внести правки, например, через 5–10 лет.
«Генплан предусматривает активное развитие Набережных Челнов. В нем учтено все необходимое для комфортной жизни горожан: жилье, школы и детские сады, учреждения здравоохранения и культуры, большое внимание уделено спортивным пространствам, досугу, что поможет удержать молодежь в городе. Мы видим достаточно глобальный, комплексный подход к развитию Набережных Челнов, стратегическое видение с учетом перспектив Камской агломерации», — резюмировал он.
Магдеев же отметил, что документ уже начал постепенно реализовываться, чему пример — развитие ЖК на территории бывшего ЗЯБа и продолжение Московского. «Смотрим на генплан и думаем: это будет не при нашей жизни. Думали, не при нашей жизни будет продолжение Московского проспекта. Но вот он — предусмотрен в генплане, а его строительство мы начали, не дожидаясь утверждения», — взял слово градоначальник.
Впрочем, итоговый вариант генплана оставил город без территорий Тукаевского района — власти последнего выступили против того, чтобы что-то отдавать. Вопрос подняли на уровень республики, но в перспективе без «поглощения» не обойтись. Город банально зажат: с одной стороны — промзона, с другой — река. Расти остается только в соседний район. В далекий ящик откладывать не собираются — в Челнах становится тесновато, отмечал Магдеев.
«Территория в существующих границах уже стала тесной для города. Поэтому не исключаем, что наступят те времена, что мы будем просить у руководства республики увеличить территорию города за счет наших соседей»
«Не исключаю, об этом и Сергей Анатольевич [Когогин] неоднократно говорил, генеральный директор публичного акционерного общества „КАМАЗ“, что нам нужно расширяться. Территория в существующих границах уже стала тесной для города. Поэтому не исключаем, что наступят те времена, что мы будем просить у руководства республики увеличить территорию города за счет наших соседей — Тукаевского муниципального района», — сказал Магдеев.
У города есть человеческий и производственный ресурс, есть компетенции в машиностроении — это лакомый кусочек для инвесторов, добавил мэр. Крупные проекты и миллиардные контракты требуют гектаров. А ведь есть еще КАМАЗ — ему тоже не помешают территории.
Интересно, что как раз в это время несговорчивый глава Тукаевского района Фаил Камаев просился на волю из СИЗО в Верховном суде РТ и по иронии судьбы рассуждал, что за решетку его могла привести принципиальность в земельных вопросах (вероятно, все же речь идет о земельных войнах с участием бизнеса и частных интересантов).
В заключение Магдеев отметил, что хоть и заложено в генплане, что к 2043 году численность города будет 560–570 тыс. человек, на самом деле, по планам КАМАЗа цифры более впечатляющие. «С учетом всех тех планов, которые есть на Камском автомобильном заводе, [будет и] около 700 тысяч человек. 650−700 тысяч человек. Для этого нужны дополнительные территории», — добавил он. Перспективы интересные, посмотрим, удастся ли их реализовать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.