«Государственные структуры — лучшее первое место работы для молодого специалиста. Осуждаемая нами в чиновничьем мире бюрократия — система, которая позволяет решать сложнейшие вопросы. Власть за мизерную зарплату способна держать всю ситуацию полностью под контролем», — рассуждал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» новый руководитель Госжилинспекции РТ Александр Тыгин. С момента его назначения прошло около 100 дней — за это время он успел столкнуться с первыми трудностями. К примеру, по Татарстану в инспекции должно работать порядка сотни человек, но сегодня штат укомплектован только на две трети. Подробности — в нашем материале.
В прошлую субботу прошла интернет-конференция «БИЗНЕС Online» с участием нового руководителя Госжилинспекции РТ Александра Тыгина
«Оказалось, что специфика работы инспекции мне незнакома»
В прошлую субботу прошла интернет-конференция «БИЗНЕС Online» с участием нового руководителя Госжилинспекции РТ Александра Тыгина. Должность председателя комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию он оставил около 100 дней назад. Экс-депутат ответил на вопросы читателей издания об особенностях работы на новом для него месте и первых проблемах, с которыми пришлось столкнуться.
«Удивительно, но я, проработав всю свою жизнь в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, понял, что многое из специфики работы инспекции мне незнакомо», — признал Тыгин и привел забавный пример о собственном открытии в новой должности: штрафы за курение на лестничной клетке или балконе выдает именно Госжилинспекция.
По словам Тыгина, для него ГЖИ стала новым вызовом. Если раньше он выступал в роли законодателя и имел возможность реагировать на проблемы сферы непосредственными инициативами, то сейчас должен подчиняться закону, «как мантре». На вопрос о назначении на новую должность экс-депутат ответил весьма лукаво: «Руководителю республики (имеет в виду Рустама Минниханова — раиса РТ — прим. ред.) всегда виднее, какой специалист может пригодиться в той или иной структуре».
«Мы не институт благородных девиц, поэтому ежедневно кого-то привлекаем к ответственности», — сообщил гость «БИЗНЕС Online» о полномочиях его надзорного органа. Большого ума забрать деньги жильцов, оштрафовав юридическое лицо — управляющую компанию, не нужно. Поэтому инспекция намерена штрафовать в первую очередь должностных лиц. «Для чего это? Когда платишь штраф из своего кармана, ошибку ощущаешь быстрее. Если нарушение не исправляется, то в карман к провинившемуся залезаем дважды. А потом будем направлять в суд ходатайство о дисквалификации руководителя», — анонсировал Тыгин работу «штрафной дубинки» в новом формате.
Пока за историю инспекции до крайней меры — дисквалификации — не доходило. Но ее глава уверен — за этот год такое произойдет, и не раз.
Основная проблема инспекции — нехватка кадров. По Татарстану должно работать порядка сотни инспекторов, но сегодня штат укомплектован только на две трети. «Часть разбежалась, когда я пришел, — шутил на конференции Тыгин. — А другой части просто-напросто не было». Основная причина тому — низкая заработная плата сотрудников. С подобной проблемой, по словам экс-депутата, сталкиваются все государственные структуры. Ежемесячно приносить домой 20–40 тыс. рублей — этого сейчас недостаточно. Поэтому опираться надо на нематериальную мотивацию, а она на госслужбе есть.
«Государственные структуры — лучшее первое место работы для молодого специалиста, — уверен Тыгин. — Осуждаемая нами в чиновничьем мире бюрократия — система, которая позволяет решать сложнейшие вопросы. Власть за мизерную зарплату способна держать всю ситуацию полностью под контролем».
Он добавил, что часто молодых специалистов после «боевого крещения» — работы в государственных органах — с удовольствием разбирает бизнес. И вот тогда зарплатные ставки растут в 4–5 раз и выше. За теми, кто смог показать себя, идет охота. «И это прекрасно — они ведь очень подготовленными уходят развивать российский бизнес», — завершил Тыгин.
Людям в массе своей просто не хватает квалификации управлять таким сложным объектом, как многоквартирный дом
«Давайте признаем, что коммерсанты работают лучше государственных структур»: кто должен управлять жильем в России?
Еще одна волнующая читателей тема — вопросы непосредственного управления многоквартирными домами. «Жильцы стали собственниками общедомового имущества на толщину обоев, как говорит Геллер (Яков Геллер — гендиректор агентства по госзаказу РТ — прим. ред.)», — упомянул Тыгин.
Людям в массе своей просто не хватает квалификации управлять таким сложным объектом, как многоквартирный дом. Казалось бы, все просто, но это кажущаяся простота: мало кто способен разобраться в системах отопления, электроснабжения, лифтовом хозяйстве, содержании дома.
«Все-таки у нас не так много мировых примеров, где собственникам многоквартирных домов передавался, так скажем, пульт управления. Возьмем новое высококлассное жилье — это сложнейшее сооружение. Но в то же время закон говорит, что покупатели квартир должны разбираться в том, как это жилье устроено», — рассуждал глава Госжилинспекции.
Вместе с тем крики о том, что все управление домами необходимо вернуть под крыло власти, — именно такая система и была в советское время — всего лишь попытка бросаться из крайности в крайность.
«Не надо оставлять весь наработанный за это время опыт. Лучший вариант — продолжить развитие», — считает Тыгин. По его мнению, на практике есть примеры, когда прекрасно работает товарищество собственников жилья или управляющая компания. Есть дома, нормально функционирующие при прямом способе управления. Но в закон однозначно надо добавлять четвертый способ управления жильем — муниципальный. Муниципалитет в этой связке может стать отличным конкурентом коммерсантам: что-то не понравилось в работе УК — организовал собрание и перешел к МУПу. Такой кнут будет стимулировать коммерческую УК.
Хорошая связка — ответственность, полномочия власти и умение работать бизнеса.
«Давайте признаем, что коммерсанты работают лучше государственных структур. Взглянуть хотя бы на ситуацию с жильем в Москве. Заказчиком выступает муниципальная власть, а исполнителем — совершенно разные подрядные организации», — говорил на конференции Тыгин.
В республике около 900 домов, которые копят на капремонт на своих спецсчетах
Проблема спецсчетов в Татарстане все еще имеет место: «Жильцы таких домов все равно по итогу приходят к власти, фонду капитального ремонта»
Тема, которая особенно интересовала читателей «БИЗНЕС Online», касалась программы капитального ремонта. В частности, одной из самых, пожалуй, проблемных ее сторон — накопления взносов собственников на специальных счетах в банках.
«Жильцы таких домов все равно по итогу приходят к власти, фонду капитального ремонта», — описал сложившуюся практику Тыгин.
Дело в том, что те жильцы, которые накапливают средства на спецсчетах, не имеют возможности рассчитывать на республиканскую поддержку в вопросах капитального ремонта. А в большинстве случаев взноса недостаточно для проведения всех необходимых работ. Тыгин на конференции подсчитал, сколько среднестатистическая одноподъездная девятиэтажка будет копить на ремонтные работы. При платеже в 7,7 рубля с 1 кв. м, установленного в Татарстане, одна среднестатистическая квартира площадью в 50 кв. м ежегодно накапливает 4,6 тыс. рублей. Если в доме 36 таких квартир — значит, за год скопится 166 тысяч. Между тем на ремонт такого дома надо 20 млн — получается, что копить придется больше 100 лет. «Бюджет оказывает неимоверную поддержку в этом вопросе», — считает руководитель инспекции.
Кроме того, часто возникает такая ситуация, что управляющие компании и ТСЖ тратят деньги вне программы капитального ремонта. В республике около 900 домов, которые копят на капремонт на своих спецсчетах. И по документам они накопили 2,5 млрд рублей, но по факту на счетах в 12 уполномоченных банках лежит всего 1,5 миллиарда. Где остальное — украли? Нет, говорит Тыгин. Миллиард никто не украл: по крайней мере, проверки показывают, что средства ушли на текущие нужды дома. Они потрачены на дом, но не на капитальный ремонт. А такое «высасывание» средств чревато тем, что впоследствии у жильцов просто-напросто не остается ресурсов для реально важных работ — замены лифта, кровли, ремонта подвала и т. д.
Известно, что фонд капитального ремонта работает по принципу, так скажем, общего котла — взносы собственников многоквартирных домов становятся общими для всех и фактически каждый год участвуют в капремонте соседей. Когда-то доходит очередь до всех плательщиков.
«Ну это же разумно? Вы вкладываетесь в общую копилку, и деньги идут на капитальный ремонт всех домов», — считает Тыгин.
Поэтому Госжилинспекция намерена информировать жильцов этих домов о состоянии спецсчетов капремонта, чтобы потом не было недоразумений.
Только в одной Казани за это время [с 2008 года] капитально отремонтировали свыше 3,8 тыс. домов и улучшили условия жизни почти миллиона человек
«Жилищно-коммунальное хозяйство точно нельзя назвать несчастной отраслью»
Дискутируя с корреспондентами «БИЗНЕС Online», руководитель Госжилинспекции РТ отметил, что не считает отрасль жилищно-коммунального хозяйства одной из самых несчастных в России. Хотя многие обыватели убеждены в обратном.
«В 2007 году я работал в структуре исполнительной власти Зеленодольского района, — начал вспоминать Тыгин. — Однажды прошел в Зеленодольске дождь, и в городе зафиксировали 198 протекающих кровель. Тогда я не испытывал ничего, кроме отчаяния. Сейчас же дырявая кровля — это нонсенс».
Напомним, что через год после описанного им случая в Татарстане дали старт тогда еще пилотной программе капитального ремонта, которая реализуется в республике до сих пор. Только в одной Казани за это время капитально отремонтировали свыше 3,8 тыс. домов и улучшили условия жизни почти миллиона человек.
Тыгин упомянул и свой опыт работы в министерстве экономике РТ. «Там меня научили, так скажем, сухому анализу», — отметил он, добавив, что ежегодно в Татарстане по жилищным вопросам оставляют порядка 30 тыс. вопросов и жалоб. Цифра кажется значительной лишь до того момента, пока не углубляешься в детали, — в республике зарегистрировано около 2 млн лицевых счетов.
«Каждое утро 2 миллиона человек открывают в своей квартире кран, и оттуда — о, чудо! — идет вода. Только сравните: на миллионы регулярных пользователей коммунальным хозяйством Татарстана приходится лишь 30 тысяч вопросов в год. Что это значит? Система работает безупречно», — продолжил Тыгин. Вместе с тем реально по этим 30 тыс. вопросов Госжилинспекция сформировала около 400 административных дел, по которым можно наказать тех или иных нарушителей.
«Даже если посмотреть на все вопросы, отправленные вашими читателями, можно составить всего пару протоколов», — резюмировал гость «БИЗНЕС Online». Подробная стенограмма интернет-конференции появится уже в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.