460.jpg
«Книжный двор» возвращается в «Караван». Правда, займет не старое место, а новое – ближе к магазину «Спартак»

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПРИКЛЮЧЕНИЕМ

Один из основных игроков книжного рынка Казани - сеть «Книжный двор» - объявила об очередном переезде. Возвращение в родные пенаты – торгово-офисный квартал «Караван» - произойдет уже в начале августа (ориентировачно с 1 по 8 число). Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила генеральный директор «Книжного двора» Лилия Гайнуллова.

Правда, «Книжный двор» в «Караване» займет не старое место, а новое  – ближе к магазину «Спартак». Новый «Книжный двор» займет в торговом центре два этажа. Напомним, что с 2001 года книжная сеть располагалась на трех этажах в начале офисного центра и занимала в нем порядка 3 тыс. кв. метров. Затем, в два раза разменяв площадь, сеть переехала с ул. Спартаковская, 2 на ул. Спартаковская, 6. И вот теперь, спустя два года, 1,5 тыс. кв. метров было разменено на 750. «Площадь уменьшилась, так как сегодня в Казани большие площади себя не оправдывают», - так объяснила «БИЗНЕС Online» решение о сокращении торговых площадей Гайнуллова.

Она также рассказала, что очередной переезд книжной сети связан с желанием оптимизировать бизнес и возродить «бывший» «Книжный двор». «Мы планируем в новом помещении применить уже существующие технологии автоматизации, системы поиска, более удобные системы навигации, которые использовали ранее, до переезда в «Сувар Плазу», – подчеркнула Гайнуллова. - Покупатели до сих пор вспоминают времена, когда мы были на Спартаковской, 2. Многие сначала и приходят туда. Думаю, что новое место будет востребовано. Сейчас мы тотально ликвидируем старые коллекции книг. Весь ассортимент в основном идет со скидкой в 50 процентов. Информировать покупателей о переезде мы начали целенаправленно, еще в мае месяце. Уже второй месяц мы делаем скидки только с этой целью – информировать покупателя. Встречи с писателями, тематические встречи – это все будет возрождено. Раньше просто площадь этого не позволяла. Плюс мы активно развиваем сейчас свой сайт, где постоянно обновляем информацию, каталоги. Пока продажи через сайт маленькие, но поток просматривающих его людей большой».

В новом «Книжной дворе», по словам Гайнулловой, акцент будет сделан на подарочной, деловой и детской литературах. «Естественно, весь остальной ассортимент, необходимый для гипермаркета, включая художественную литературу, у нас  тоже будет присутствовать,  – рассказала Гайнуллова. - Подарочная литература, несмотря на обилие конкурентов, хорошо представлена до сих пор только у нас. С еще тех времен, когда мы работали на Спартаковской. Даже те клиенты, которые приходили к нам за подарочной литературой, у нас остались. Тоже самое касается и деловой литературы. Профессиональный опыт, грамотные сотрудники, которые хорошо в ней разбираются, ведь у нас на третьем этаже был целый зал деловой литературы. Во-вторых, в требуемом объеме у нас в Казани деловая литература не представлена, но востребована. Детская же литература у нас востребована всегда».

БАНКРОТ ИЛИ НЕ БАНКРОТ?

Напомним, что в настоящее время в Арбитражном суде РТ рассматривается дело о признании банкротом  ООО «Книжный двор». Два месяца назад, 22 февраля, татарстанский арбитраж принял решение о введении начальной процедуры банкротства в компании – наблюдения. Временным управляющим был утвержден член НК «Саморегулируемая организация арбитражных управляющий «Меркурий»» Айрат Зайнаков. Инициатором банкротства «Книжного двора» выступила альметьевская организация – ООО «Вариант», еще в июне 2011 года взыскавшая с «Книжного двора» 555 тыс. рублей долга по арендной плате.

«Вариант» сдал ритейлеру помещение в аренду, а тот не смог выплатить долг в размере 567 тыс. рублей. Ближайшее заседание, где будет решаться судьба «Книжного двора», а именно выйдет ли сеть из процедуры наблюдения или будет признана банкротом, назначено на 15 августа. Теперь в реестр требований кредиторов включены ГУП "Татарскаое книжное издательство", ОАО "АК БАРС" БАНК", ОАО "ТАИФ", ОАО "РДЦ-Самара", ООО «ТД "Амададеос" и другие организации. Общий долг «Книжной сети» на данный момент уже превысил 40 млн. рублей.

Примечательно, что в состав третьей очереди реестра требований кредиторов «Книжного двора» была включена и другая компания, которая сейчас работает на площадке «Книжного двора» - ООО «Торговый дом «Книжный двор». Еще в мае Гайнуллова рассказывала «БИЗНЕС Online», что новое юридическое лицо не позволит из-за банкротства старого прекратить существование самой книжной сети.

Отметим, что теперь ООО «Книжный двор» должен выплатить ООО «ТД «Книжный двор»» порядка 32,2 млн. рублей. Именно на такую сумму ООО «Книжный двор» получил два кредита от Татфондбанка в сентябре и июле 2010 года.

11 ЛЕТ НАЗАД…

А ведь все так хорошо начиналось. Сеть магазинов «Книжный двор», аффилированная с ГК «DОМО» и стартовавшая в 2001 году с книжного салона «Пять звезд» на ул. Парижская Коммуна, до недавнего времени входила в пятерку крупнейших книжных магазинов России и ее гипермаркет в ТЦ «Караван» был крупнейшим в Поволжье. Ассортимент книг и товаров магазина еще в прошлом году превышал 125 тыс. наименований. Изначально компания позиционировала себя как книжный магазин деловой литературы, однако со временем ассортимент был существенно разбавлен учебной, исторической, психологической и художественной литературой.

В 2010 году в «Книжный двор» не только сменил прописку, но и руководство: на смену идеологу и одному из основателей проекта Борису Мнацаканову пришла Лилия Гайнуллова, которая через год уступила место Раушанье Гисматуллиной, а потом  вернулась на руководящий пост.

Напомним, что ряд экспертов, в частности, заведующая магазином «Новый книжный» Алиса Немировская и директор книжного магазина «Глобус» Ильсия Самигуллина, связали плачевную ситуацию «Книжного двора» не только с кризисом 2008 года, но и со сменой топ-менеджемента.

«ПЕРСПЕКТИВА «КНИЖНОГО ДВОРА» ПОКА НЕПОНЯТНА»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил участников рынка оценить  состояние «Книжного двора» и факт возвращения книжной сети в «Караван».

Евгений Кондратьев – генеральный директор ООО «АИСТ-Пресс»:

- На книжном рынке России с определенного момента, где-то с 2009 года, идет спад продаж. В среднем по стране он идет на уровне в 3 - 5 процентов. По сути дела на эти цифры падение идет каждый год. Это касается не только издательств, но и розничных магазинов. Скажем, московский «Дом книги», «Библио-Глобус», «Молодовая гваридия» - самые знаковые российские магазины об этом говорят давно. И каждому приходится по-своему оптимизироваться бизнес. «Библио-Глобус» поддерживает интерес читателей с помощью расширения одних отделов и сужения других. В частности, у них есть отдел нумизматики и необычных подарков, где продаются вещи, близкие к антиквариату. Например, они заказывают шарманки из Германии, которые стоят порядка 120 тысяч. И они у них продаются, по две три в год. При этом они свернули практически отдел мультимедийный, это все, что связано с кино и музыкой, так как они не продаются. Продаются более или менее какие-то развивающие и обучающие программы. Тенденция снижения продаж в целом характерна для рынка.

На рынке сильно влияет и тот факт, что книги переходят в медийное пространство. Плюс после кризиса 2008 года на рынке специализированной литературы, можно сказать, произошел обвал. Она из розничных сетей очень серьезно вымылась. Многие издательства, которые ее издавали вообще перешли в формат интернет-магазинов. Даже мне как участнику рынка проще заказать определенную книгу через интернет, чем обращаться в издательство, хотя у нас с ними есть договор. Специализированная литература очень сильно стареет и становится просто мукалатурой, а количество ее продаваемых позиций очень ограничено. Поэтому хочу сказать, что направление «Книжного двора» развивать специализированную литературу, не очень перспективно в нынешних условиях. Тем более, они сейчас находятся в зоне влияния «Нового книжного», который находится в «Кольце». А «Новый книжный» сегодня – одна из наиболее агрессивных и развивающихся сетей по всей России, особенно после краха империи «Дом книги». Их сеть серьезно связана с «ЭКСМО» - одним из игроком, производящем книги, а она имеет большое количество магазинов и очень серьезное логистическое обслуживание.

«Книжный двор» - фирма, поддерживаемая определенными кругами, поэтому она выживает. Случись, например, с нами такая ситуация, нам бы никто не помог. В «Суваре» ведь они были тоже на определенных условиях, но там у них не пошло. Они даже там все убавляли и убавляли площадь, месяца два назад у них было всего порядка 300 квадратных метров. Они практически не окупаются, так как сейчас они не оплачивают товар, поэтому нет новинок в ассортименте.  Не очень себе представляю, как ситуация на 750 квадратных метрах может измениться. Это формат относительно сопоставимый с площадью «Нового книжного» в «Кольце». У них порядка 450 - 500 квадратных метров в более проходимом и удобном месте. Он и так составил серьезную конкуренцию, когда открылся, еще тому трехэтажному «Книжному двору». А сейчас, когда они работают в ослабленном режиме последние несколько лет, народ стал от них отвыкать. Поэтому перспектива пока непонятна.

А сам формат… Ничего не вижу плохого, если откроется формат на тысячу квадратных метров. И тут дело не в спросе. У меня другое видение ситуации. У нас в городе реально нет поддержки книжных магазинов. Если взять Москву, у них есть «Московский дом книги», которая в некотором смысле является муниципальной структурой. Стоимость арендной платы в «Московском доме книги» на Калининском проспекте в целом ниже, чем у нас в Казани. У нас был «Книготорг» и старые муниципальные объединения, так их распродали неведомо кому. У нас обстоятельства чисто экономически сложились так, что коммерческие условия ничем не отличаются от другого бизнеса, а отдача здесь небольшая. Просто реально книжный магазин не должен быть маленьким. В этом смысле, кстати, приятно работать с Муслимой Латыповой, руководящей сетью «Бахетле», которая относится к книжного бизнесу как социальному проекту и дает ему существенные послабления.

Когда открылось три этажа «Книжного двора» к тысячелетию Казани это был огромный шаг. И такие магазины должны быть, но их нужно поддерживать, а сейчас есть либо инвесторы, либо собственники. Но если собственник будет владеть такими большими торговыми площадями ему гораздо выгоднее будет сдавать офисы в арнеду, чем заниматься книжным бизнесом. Такое вот противоречие. То есть книжный бизнес не оправдывает содержание таких площадей, поэтому наиболее оптимальная торговая площадь в центре, на мой взгляд, должна составлять порядка 450 - 500 квадратных метров.

Подарочная литература, которой тоже планируется заниматься «Книжный двор», тоже момент спорный. Если на книжку идет около ста процентов наценки, чтобы оплачивать квадратные метры и зарплату, то на подарочную книгу – не более 30-и процентов. Их очень сложно продавать, так как они висят в интернет магазинах и приблизительно цены у них такие. Преимущество обычных магазинов только в том, что дорогую книгу можно поддержать в руке. Не все отдадут 50 тысяч рублей за кота в мешке. Еще отмечу, что книги по искусству сегодня не особенно хорошо идут, бум прошел. Покупают библиотеки, а на этом деньги не сделаешь, то есть не будет массовых продаж. А их сегодня делает детская литература, литература, связанная с учебным процессом, и художественная литература. Литература по отраслям, например, по садоводству, фитнесу, строительству, дизайну интерьера, фото и другим, сейчас относится к категории подарочной, так ее в основном так и покупают. Сегодня для совета в большей степени удобнее найти использовать интернет.

Получается, пока у книжной торговли в целом незавидная перспектива. Самая читающая страна в Европе – Англия, у них продается приблизительно 4 книги на душу, учитывая, что население около 60 миллионов. Но у них уникальные национальные программы по популяризации книг. Это, кстати, страна, где не падает печатная книга и ежегодно растет количество интернет-продаж. У нас же в стране это просто никому не нужно. Кстати, в Америке серьезное снижение продаж книг в бумажном носителе. Хорошо это или плохо покажет время.

Кстати, когда был кризис, книжная торговля поднялась. То есть после кризиса мы восстановили экономику. Сложности тоже были, но в результате оптимизации продаж книжная отрасль тогда набрала. Люди перестали тогда брать кредиты на большие покупки, мы избавились от кредитов, которые брали на покупки на учебной литературы на сезон, и стали развиваться. А вот после кризиса, когда произошло вливание денежных средств в массы, интерес к книгам стал продать.

Ильсия Самигуллина – директор книжного магазина «Глобус»:

- Чтобы «Книжный двор» не делал, так быстро им не выйти из всех трудностей. Мне кажется, что переезд – это не совсем хозяйственный подход к решению проблем. Можно ведь продавать оборудование. Мне в свое время, например, крайне сложно было его найти, а у них наверняка многое просто останется лежащим на складах.

750 квадратов, мне кажется, это оптимальный вариант для «Книжного двора». Предполагаю, что после оборотов, которые они делали, у них очень большие объемы и очень много литературы. Это надо не только продать, но и сделать выкладку верную. Плюс подпитывать ассортимент новинками, чтобы привлекать покупателей. Только так сегодня можно выжить на рынке.

На площади меньше ста квадратов книжному магазину просто делать нечего. И это будет довольно средним магазином. Оптовики и то пользуются площадью в не более тысячи квадратных метров, а это ведь склад. На большой площади сегодня нечего выкладывать. Нет ведь смысла в том, чтобы выложить всю мировую библиотеку. Акцент всегда делается на чем-то одном. В случае «Книжного рода» это подарочная и деловая литература, но деловая литература очень быстро устаревает. Ее ассортимент нужно пополнять регулярно.  Например, уголовные кодексы меняются крайне быстро. С другой стороны, деловой литературой в Казани практически никто не занимается, почему бы «Книжному двору» не занять эту нишу, тем более они занимались ей исторически? У них останется конкурентом «Новый книжный», но и он больше сосредоточен на литературе для студентов, которую нигде невозможно купить.

Подарочная литература имеет свои особенности. Потребность в ней есть, но она не ежедневная. То есть книга за десять тысяч рублей, условно говоря, может годами ждать своего покупателя.

Елена Симонова – управляющий магазином «Любимый книжный»:

- Переезд всегда тяжел для сотрудников и бизнеса, но это может помочь компании выйти из трудной ситуации. При условии, что тот, кто ею руководит, все рассчитал заранее. Возможно, он и будет способствовать «выживанию» «Книжного двора», который, несмотря ни на что, до сих пор вполне конкурентен с «Таис» и «Аист-Пресс». А так все зависит уже от конкретных условий и обстоятельств. Трудно давать прогнозы. Даже месторасположение магазина может определять его ассортимент и стратегию развития. У нас, например, самый продаваемый товар – фантастика, детская и классическая литература.

Справка

ООО «Книжный двор» работает на рынке Казани с 5 марта 2001 года. Сегодня «Книжный двор» развивает преимущественно один формат розничной торговли: книжный гипермаркет.

По данным СПАРК, уставный капитал ООО «Книжный двор» на 01.08.2006 составляет – 1 млн. рублей.

Руководитель на 21.06.2011- Раушанья Гисматуллина

Руководитель на 12.07.2010- Лилия Гайнуллова

Руководитель на 31.03.2009 – Борис Мнацаканов

Определение о введении наблюдения – с 22.02.2012

По данным ЕГРЮЛ, совладельцами компании являются:

Олег Спичкин с 200 тыс. рублями – 20% в УК

Дина Сайфутдинова со 100 тыс. рублями – 10% в УК

Дмитрий Городецкий со 100 тыс. рублями - 10% в УК

Сергей Журавлев со 100 тыс. рублями - 10% в УК

Сергей Андреев со 100 тыс. рублями - 10% в УК

В 2005 году «Книжный двор» в Казани открыл магазин на ул. Спартаковская, 2 (в августе 2010-го года он переехал в ТЦ «Сувар Плаза» и расположился на 1500 кв. метрах, на ул.Спартаковскя торговые площади КД составляли 3 тыс. кв. метров), в 2006 – на улице Декабристов, 100. В 2005 году начал работать филиал сети в Чебоксарах, а в 2007 – в Набережных Челнах (два магазина, один из которых закрылся). А год назад закрылся магазин в Альметьевске. Сегодня сеть «Книжный двор» насчитывает 4 магазина: два в Казани (на ул. Декабристов и флагманский в ТЦ «Сувар Плаза», который опять ужался - примерно до 500 кв. метров), один в Чебоксарах и один в Набережных Челнах.

ООО "ТД "Книжный Двор" - оператор книготорговой сети «Книжный двор». Зарегистрировано в мае 2011 года. Учредители ООО «ТДК-Актив» (99%) и Лилия Гайнуллова (1%).