«Есть много нюансов, объектов налогообложения, которые предпринимателю и в страшном сне не могли присниться», — ужасались накануне татарстанские эксперты, обсуждая предстоящую налоговую реформу. В ТПП РТ бизнес-сообщество разбирало, каким образом можно смягчить грядущие изменения, чтобы и бизнес, и государство остались в плюсе. О том, почему организациям советуют платить дивиденды или продавать бизнес в этом году, как будет работать амнистия для «дробильщиков» и что нового придется узнать бухгалтерам, — в нашем материале.
В ТПП РТ обсудили влияние предлагаемых поправок на малый и средний бизнес, «неизбежный» рост налоговой нагрузки, а также выдвинули предложения по усовершенствованию законопроекта
Ложку меда испортила бочка дегтя: «уэсэнщиков» обяжут платить НДС
«Мне пока вообще ничего непонятно, поэтому хотел бы послушать экспертов, которые начали разбираться и вникать в эту тему. Очень много слухов вокруг новой системы», — делился с нами накануне руководитель консалтинговой компании «Решение-Верное.РФ» Сергей Маслехин. Для разбора нюансов грядущей налоговой реформы в Торгово-промышленной палате РТ собрали специальный круглый стол. На мероприятии обсудили влияние предлагаемых поправок на малый и средний бизнес, «неизбежный» рост налоговой нагрузки, а также выдвинули предложения по усовершенствованию законопроекта.
Об основных положениях налоговых законопроектов напомнил зампредседателя ТПП РТ, член экспертного совета комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Сергей Карпухин. Во-первых, косвенно на бизнес повлияет введение прогрессивной шкалы НДФЛ. «Любой бизнес является налоговым агентом по доходам, которые получают его сотрудники. Сам хозяин бизнеса получает от него доходы, соответственно, он тоже попадает под эти изменения, — указал спикер. — Возникнет ситуация, когда высокооплачиваемые сотрудники (инженеры, конструкторы), синие воротнички, за которыми сейчас большая охота, могут поднять вопрос о компенсации потерянных сумм, полученных на руки. Каждый бизнес будет решать сам — идти им навстречу или нет».
Ставка НДФЛ для доходов от депозитов, дивидендов и продажи ценных бумаг останется прежней (13% и 15%), однако изменится порог для уплаты повышенного налога: 15% будут платить при доходе от 2,4 млн рублей (сейчас от 5 млн). «Есть смысл в 2024 году выплатить промежуточные дивиденды, чтобы в 2025-м не выходить за пределы», — советовал собственникам Карпухин.
Об основных положениях налоговых законопроектов напомнил зампредседателя ТПП РТ, член экспертного совета комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Сергей Карпухин
Он также рассказал и о другом нововведении, а именно об отмене так называемого нулевого НДФЛ. Сейчас доходы гражданина от продажи доли в российском ООО не облагаются НДФЛ, если на момент продажи эта доля принадлежала ему более пяти лет.
Новый законопроект минфина вводит поправку, согласно которой нулевой НДФЛ по давности владения долей в бизнесе будет доступен только резидентам РФ. Т. е. если раньше человек мог покинуть страну и потом продать доли в ООО по истечении пятилетнего срока, то теперь эмигрантам при продаже даже «старого» имущества придется заплатить НДФЛ в полном объеме.
Кроме того, если доход инвестора составит более 50 млн рублей в год, то ожидается, что НДФЛ для него не обнулится и ставка налога составит 15%. Так что сделки по продаже долей тоже желательно совершить в этом году, советовали в ТПП.
Минфином РФ предлагается следующая шкала: для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей — 15%, для доходов от 5 млн до 20 млн рублей — 18%, для доходов от 20 млн до 50 млн рублей — 20% и для доходов свыше 50 млн рублей — 22%.
Важная деталь — повышенные ставки налога будут применяться не ко всему доходу, а к сумме превышения. Так, человек, зарабатывающий 250 тыс. рублей в месяц, заплатит 1 тыс. рублей дополнительно (или на 12 тыс. рублей больше за год с годового дохода в 3 млн рублей), а зарабатывающий 400 тыс. рублей — 4 тыс. рублей (или 48 тыс. рублей дополнительно в год с годового дохода в 4,8 млн рублей).
Наиболее неоднозначный и ажиотажный вопрос — корректировки в упрощенной системе налогообложения (НДС). Казалось бы, нужно радоваться, ведь вырастут лимиты по «упрощенке» (с 265 млн до 450 млн рублей). Но в итоге ложку меда испортила бочка дегтя. «Упрощенцы» станут плательщиками НДС, если их доход составит больше 60 млн рублей. Бизнесу будет предоставлена альтернатива по выплате данного налога на выбор: либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5% НДС — без права на вычеты при выручке 60–250 млн рублей и 7% при выручке 250–450 млн рублей.
«Ни один «упрощенец» никогда в жизни не думал о налоговых последствиях…»
Директор аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс» Виктор Тимохин обратил внимание на пояснительную записку к законопроекту. «В ней говорится, что изменения в части НДС связаны с донастройкой режима УСН и направлены на создание условий для планового и поэтапного перехода на общий режим налогообложения. Можно предположить, что через какое-то время УСН вообще не будет. Так происходило с единым налогом на вмененный доход (система налогообложения, действовавшая в России в 1998–2020 годах, заменяла уплату ряда налогов и сборов по определенным видам деятельности, сокращала контакты с фискальными службами — прим. ред.)», — указал он.
Что нужно знать «упрощенцам» сейчас? Если они работают с плательщиками НДС, проблем возникнуть не должно. Они могут рассчитывать на вычеты, отрицательных последствий не произойдет. Но если это такие же «счастливчики» на УСН или население, то, конечно, стоимость товаров и услуг для потребителей увеличится на соответствующую НДС сумму. «Населению от этого лучше не станет», — сказал эксперт.
Другой нюанс в том, что под НДС попадают автоматически все организации, которые сидят на УСН. Оказывается, если доход предпринимателя в 2024 году меньше 60 млн рублей, то ему нужно самостоятельно уведомить об этом налоговый орган, чтобы получить освобождение от НДС. Чтобы выбрать режим без права вычета, надо подать заявление. Формат и сроки этих процессов еще не установлены. Зампредседателя ТПП РТ возмутился: мало того что налог повысили, так еще и «находят причины, чтобы предприниматель ошибся». Мол, будет разумным освободить бизнес от обязанности подавать уведомление — налоговая и так все видит, к чему лишняя бюрократия?
Виктор Тимохин: «Ни один «упрощенец» никогда в жизни не думал о налоговых последствиях, когда, например, дарил подарки сотрудникам. Он их, наверное, и не учитывал как расходы. Но теперь это будет как безвозмездная передача, объект налогообложения»
Нужно учитывать, что на УСН предприятия применяют кассовый метод расчетов (признание расходов и доходов по факту), а НДС считается по методу начисления (признание расходов и доходов по факту завершения сделки: оказания услуги или отгрузки товара), продолжил директор аудиторской фирмы. «Масса всего того, с чем бухгалтеры этих организаций никогда не сталкивались. Административная и бюрократическая нагрузка значительно вырастает. Бухгалтерам придется серьезно повышать свою квалификацию. Это неизбежно, потому что ответственность за нарушение налогового законодательства никто не отменял», — сказал докладчик.
«Есть другие подводные камни. Ни один „упрощенец“ никогда в жизни не думал о налоговых последствиях, когда, например, дарил подарки сотрудникам. Он их, наверное, и не учитывал как расходы. Но теперь это будет как безвозмездная передача, объект налогообложения. Если смотреть еще глубже, результат инвентаризации в виде недостачи тоже станет поводом для доначисления НДС. Есть много нюансов, объектов налогообложения, которые предпринимателю и в страшном сне не могли присниться», — перечислял Тимохин.
На это Карпухин предложил в законопроекте прописать, чтобы бывшим «упрощенцам» облагали налогом только реализацию товаров и услуг. Директор «Аудэкса» согласился, что это будет более понятным и легковыполнимым условием. С другой стороны, задачу по пополнению федерального бюджета никто не отменял…
«Являемся ли мы свидетелями начала конца упрощенной системы налогообложения?» — задался вопросом представитель ТПП. «Конечно!» — раздалось из другого конца зала. Тимохин лишь подтвердил, что, судя по пояснительной записке, все к этому и идет.
О дроблении бизнеса: нужно ли приходить в налоговую с повинной?
Подняли на круглом столе и вопрос дробления бизнеса. Законопроект, вынесенный на рассмотрение, планирует амнистию для компаний, которые использовали данный способ уклонения от налогов. О необходимости такой меры высказалась управляющий партнер аудиторской компании «Палладиум» Альбина Губайдуллина. По ее словам, трактовка «дробление» в нормативных документах использовалась впервые.
Часть предпринимателей после внедрения новой налоговой системы, возможно, действительно захочет «дробиться», чтобы не платить НДС с доходов свыше 60 млн рублей. Хотя теперь это может оказаться неэффективным. Лимит предельного дохода налогоплательщика для упрощенной системы налогообложения — 265 млн рублей. Таким образом, на одного предпринимателя придется создавать около пяти компаний, а создавать и администрировать их все может оказаться существенно дороже, чем содержать одну «ооошку». Однако такой путь все же не исключен. По словам спикера, ей известно несколько случаев, когда в регионах на патентной системе налогообложения, ограниченной 60 млн рублей, создавалось по 20–30 ИП.
По словам Альбины Губайдуллиной, ей известно несколько случаев, когда в регионах на патентной системе налогообложения, ограниченной 60 млн рублей, создавалось по 20–30 ИП
Составленный законопроект направлен как раз против разделения бизнеса — с 2025 года, по словам Губайдуллиной, регулятор будет более активно следить за такими действиями. Вместе с этим он предлагает добровольно начать процесс ликвидации компаний и реструктуризацию в общую систему налогообложения с прекращением дробления. В этом случае в отношении такого лица не будут применять никаких санкций, доначислять пени и штрафы, объясняла кандидат экономических наук. В том числе в отношении данного лица не станут возбуждать уголовные дела.
Такие же мягкие меры будут применены и к тем, у кого обнаружат дробление после проверки в 2025 и 2026 годах. Однако, если бизнесмен не исправит свои нарушения, амнистия от санкций действовать перестанет. Спикер отмечает, что существует вероятность обеления бизнесменами только части своих компаний (например, 6 организаций из 10). Здесь законодателем тоже все предусмотрено — налоговый орган сможет получить доначисления с этих нераскрытых компаний.
У Губайдуллиной спросили, придется ли предпринимателю приходить в налоговую с повинной и сообщать о том, что он нарушил закон, или можно просто прекратить «дробиться» и надеяться на прощение? Эксперт ответила, что активных действий не потребуется, задокументированных покаяний от предпринимателя не понадобится. Даже если налоговая проверка в 2025–2026 годах выявит, что раньше у вас было 10 связанных компаний, а теперь осталась одна, наказывать за проступок не будут.
Оставят ли повышенный налог на прибыль в Татарстане?
Налог на прибыль вырастет с 20 до 25% (кроме IТ-отрасли, где вводится льготная ставка в 5%), это «неприятное для бизнеса», но весьма приемлемое и комфортное решение, считает руководитель департамента налогового и правового консалтинга компании «Аудэкс» Ильдар Хуснутдинов. «Мы все понимаем, что есть необходимость пополнить госбюджет. В России была ставка и 24 процента, и 35 процентов. На наш взгляд, решение компромиссное и для бизнеса, и для государства», — указал он.
Чтобы смягчить удар, правительство разработало компенсационные механизмы, но они, увы, не смогут в полном объеме перекрыть новую ставку, уверены спикеры. Первый механизм предполагает рост коэффициента на расходы при приобретении высокотехнологичного оборудования с 1,5 до 2%.
Ильдар Хуснутдинов: «Мы все понимаем, что есть необходимость пополнить госбюджет. В России была ставка и 24 процента, и 35 процентов. На наш взгляд, решение компромиссное и для бизнеса, и для государства»
Второй инструмент — федеральный инвестиционный вычет. Третий — сниженные страховые взносы для обрабатывающих производств (7,6% вместо 30).
Введение инвестиционного вычета актуально для Татарстана, где нет регионального инвествычета. Суть в том, что налогоплательщик сможет уменьшить налоги, которые он платит в федеральный бюджет (в 2025–2030 годах — 8%). Карпухин поинтересовался: не приведет ли это к спаду инвестиционной активности в 2024-м? Ведь выгоднее перенести затраты на следующий год и получить вычет. Хуснутдинов подтвердил, что это возможно. Так родилось предложение дать право применять федеральный инвестиционный вычет по проектам, реализованным во второй половине этого года.
Другая боль Татарстана в том, что дополнительные 5% налога на прибыль, которые состригут с бизнеса, пойдут не в региональные бюджеты, а в федеральный. Повышение налога на прибыль принесет Москве 1,6 трлн рублей. «Конечно, было бы хорошо, чтобы повышение налога было по-другому поделено, хотя бы 50 на 50. Можно выйти с инициативой, чтобы часть денег предпринимателей оставалась в родном Татарстане», — указал Хуснутдинов.
«К 2030 году 60 миллионов могут оказаться копеечной цифрой»
С завершающим словом выступил член комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. По его словам, итоги налоговых реформ в законодательстве невозможно спрогнозировать — судить о результатах в этом плане можно только по последствиям. Он напомнил, что «13 процентов плоской шкалы [НДФЛ], по сути, продержались четверть века, хотя призывы поменять были всегда».
По словам Марата Галеева, итоги налоговых реформ в законодательстве невозможно спрогнозировать — судить о результатах в этом плане можно только по последствиям
Как заявил Галеев, сейчас думать о том, какие могут появиться новые теневые обороты в экономике, не стоит, однако такие опасения от серьезных экспертов уже имеются. Одна из главных проблем по НДС, которая пугает депутата, — это то, что малому бизнесу после налоговой реформы придется заняться заполнением большого количества бумаг. «Насколько я понимаю, там бюрократической работы много. Здесь нужно людей учить», — рассуждал Галеев.
По его словам, установленная планка в 60 млн рублей по НДС действительно может оказаться слишком маленькой. Галеев предлагает увеличить ее до 100 млн — якобы с учетом сегодняшней инфляции предлагаемая сумма может сильно обесцениться. «Через 6 лет, к 2030 году, 60 миллионов могут оказаться копеечной цифрой», — предупредил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.