Открытие после реконструкции ультрасовременного Дома Аллаха сделало Альметьевск столицей Курбан-байрама в ТатарстанеФото предоставлено «Татнефтью»

«Мечеть в Альметьевске обновилась не только в облике, но и концептуально»

«В истории татарского народа мечети всегда играли роль центра общественной жизни. Как до революции в мечетях кипела жизнь, так и сегодня они в Татарстане служат площадками для реализации социальных, образовательных, богословских, благотворительных, молодежных, детских, семейных мероприятий, — напоминает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ первый заместитель главы ДУМ РТ Ильфар Хасанов. — Центральная мечеть в Альметьевске расположена на пересечении нескольких транзитных путей движения пешеходов, поэтому она, безусловно, станет точкой притяжения и развития».

Именно Хасанов сегодня ранним утром в отсутствие находящегося в хадже муфтия Татарстана Камиля Самигуллина открывал после реконструкции Центральную мечеть Альметьевска и прочитал с ее минбара по случаю Курбан-байрама праздничную проповедь о важности семейных ценностей и брачных уз.

Главная мечеть нефтяной столицы РТ может вместить до 1,2 тыс. верующих Главная мечеть нефтяной столицы РТ может вместить до 1,2 тыс. верующих Фото: Андрей Титов

Главная мечеть нефтяной столицы РТ может вместить до 1,2 тыс. верующих, в Казани эта цифра больше только у Кул-Шарифа, где имамом служит тот же Хасанов, — 1,7 тыс. человек. Высота большого минарета составляет 52,5 м без шпиля (у Кул-Шарифа 58 м).

«Мечеть в Альметьевске обновилась не только в облике, но и концептуально, — констатирует Ильфар хазрат. — Она стала одной из самых современных мечетей в Татарстане».

Было известно, что здание мечети 1998 года устарело функционально и эстетически, так что в свое время приняли решение о реставрации объекта. В 2018-м был проведен конкурс, заказчик в лице «Татнефти» выбрал эскиз мастерской «Арканики» из Москвы. Для Альметьевска они уже делали проекты реконструкции штаб-квартиры «Татнефти», благоустройства сквера «Каракуз», реконструкции универмага 70-х годов в общественный центр «Алмет», который стал местом притяжения горожан. Такую же задачу хотели решить и для существующей мечети — превратить ее в мусульманский религиозно-просветительский центр.

Архитекторы предложили убрать парковку перед мечетью, чтобы расширить ее функционал, изменив градостроительную структуру. В «Арканике» придумали построить на ее месте стилобат, который стал первым уровнем религиозного центра Архитекторы предложили убрать парковку перед мечетью, чтобы расширить ее функционал, изменив градостроительную структуру. В «Арканике» придумали построить на ее месте стилобат, который стал первым уровнем религиозного центра Фото: Андрей Титов

Архитекторы предложили убрать парковку перед мечетью, чтобы расширить ее функционал, изменив градостроительную структуру. В «Арканике» придумали построить на ее месте стилобат, который стал первым уровнем религиозного центра. Второй уровень — площадь на кровле стилобата и сама мечеть.

«Стилобат носит общественную функцию, расширяя возможности мечети: в нем могут проходить и выставки, и городские мероприятия, и республиканские конференции, и молебны, во время крупных исламских праздников — когда помещения только одного молельного зала не хватает», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель и основатель мастерской «Арканика» Никита Выходцев.

Никита Выходцев: «Стилобат носит общественную функцию, расширяя возможности мечети: в нем могут проходить и выставки, и городские мероприятия, и республиканские конференции, и молебны, во время крупных исламских праздников — когда помещения только одного молельного зала не хватает»Фото: Андрей Титов

В стилобате расположен многофункциональный зал для собраний общины, национальный ресторан, халяльный магазин, зона прощания. Все пространства могут функционировать автономно — есть отдельные входы. С уровня стилобата можно попасть в здание мечети на стеклянном лифте или подняться на смотровую площадь перед зданием по уличным лестницам.

Центральное пространство стилобата — фойе, которое используется для проведения мероприятий, а в случае религиозных праздников может стать дополнительным пространством для проведения намаза Центральное пространство стилобата — фойе, которое используется для проведения мероприятий, а для религиозных праздников может стать дополнительным пространством для намаза Фото: Андрей Титов

Центральное пространство стилобата — фойе, которое используется для проведения мероприятий, а для религиозных праздников может стать дополнительным пространством для намаза. Фойе выполнено в светлых оттенках — мраморный пол, колонны плавных форм и кессоны на потолке из архитектурного бетона в цвет фасада здания.

В здании мечети расположены: молельный зал с михрабом и минбаром, библиотека, зал омовения, зал для никаха и имянаречения (откроется позже), музей, посвященный развитию ислама на юго-востоке РТ (откроется позже), зона хазратов, комната имамов, балкон молельного зала для женщин, детская игровая комната, зона отдыха В здании мечети расположен молельный зал с михрабом и минбаром, библиотека, зал омовения, зал для никаха и имянаречения (откроется позже), музей, посвященный развитию ислама на юго-востоке РТ (откроется позже), зона хазратов, комната имамов, балкон молельного зала для женщин, детская игровая комната, зона отдыха Фото: Андрей Титов

В здании мечети расположен молельный зал с михрабом и минбаром, библиотека, зал омовения, зал для никаха и имянаречения (откроется позже), музей, посвященный развитию ислама на юго-востоке РТ (откроется позже), зона хазратов, комната имамов, балкон молельного зала для женщин, детская игровая комната, зона отдыха.

На территории предусмотрены лифты для маломобильных людей, которые позволяют подняться людям сразу на уровень площади и в одном уровне войти в это помещение и аналогично спуститься На территории предусмотрены лифты для маломобильных людей, которые позволяют подняться людям сразу на уровень площади и в одном уровне войти в это помещение и аналогично спуститься Фото: Андрей Титов

Мечеть при этом сделали доступной — пожилым, прихожанам с детьми обеспечен удобный доступ на объект, чего в старой мечети не было. На территории предусмотрены лифты для маломобильных людей, которые позволяют подняться людям сразу на уровень площади и в одном уровне войти в данное помещение и аналогично спуститься.

Мечеть им. Р. Фахретдина до реконструкции Мечеть им. Фахретдина до реконструкции Фото предоставлено «Арканика»

«Раньше здесь даже окна не открывались, была грязь, а сейчас установили четыре лифта»

Любопытно выглядит история центральной мечети Альметьевска. Достаточно сказать, что к данному объекту непосредственно приложили руку все руководители «Татнефти» начиная с 1990-х. При Ринате Галееве (возглавлял «Татнефть» в 1990–1999 годах) она была возведена и даже какое-то время носила его имя, при Шафагате Тахаутдинове (1999–2013) провели первую капитальную реконструкцию, наконец, при действующем гендиректоре нефтяной компании Наиле Маганове начинается новая жизнь культового сооружения.

Первый камень в фундамент Центральной мечети был заложен еще во времена Советского Союза, в июне 1990 года, и это был на тот момент четвертый мусульманский приход в городе, рассказывает «БИЗНЕС Online» бывший имам-мухтасиб Альметьевского района Наиль Сахибзянов, который трудился на данном посту с 1996 по 2011 год. Удивительно, но самая первая мечеть в нефтяной столице Татарстана была открыта еще в 1977 году — в эпоху развитого социализма, что было довольно редким явлением для тех лет.


«Когда забивали первую сваю под Центральную мечеть, состоялся большой праздник. Приезжал сам муфтий Европейской части СССР и Сибири Талгат Таджуддин, — вспоминает Сахибзянов. — Во время церемонии были собраны деньги на ее постройку, которые быстро обесценились, и в начале 90-х строительство приостановилось. И тут после совершения малого хаджа Ринат Гимаделисламович Галеев предложил, чтобы „Татнефть“ подключилась к строительству. Строили ее турки, а торжественное открытие состоялось 20 июня 1998 года, она была названа именем Рината Галеева».

Наш собеседник вспоминает, что именно в 1998 году главой Альметьевского района стал небезызвестный Ильшат Фардиев. «Я встретился с ним и попросил помочь в строительстве рядом и медресе, которое было открыто в том же году в декабре, — продолжает Наиль хазрат. — Назвали мы ее именем Ризаэтдина Фахретдина. В 2002 году центральная мечеть также была переименована в честь выдающегося татарского богослова».

Последние изменения в жизни мечети Сахибзянову, ныне рядовому прихожанину-пенсионеру, пришлись по душе: «Это мировой тренд, мечети в стиле техно можно увидеть в странах Персидского залива. Раньше здесь даже окна не открывались, была грязь, а сейчас установили четыре лифта».

Исмаил Сингатуллин: «Большинство людей в восторге от того, что мечеть сделана в таком стиле, который подходит нашей религии, нашему шариату» Исмаил Сингатуллин: «Большинство людей в восторге от того, что мечеть сделана в таком стиле, который подходит нашей религии, нашему шариату» Фото: Андрей Титов

«Большинство людей в восторге от того, что мечеть сделана в таком стиле»

Тех, кто бывал в Центральной мечети Альметьевска еще до реконструкции, действительно ждет сюрприз. В этом убедился и «БИЗНЕС Online». Кажется, что на месте главного Дома Аллаха нефтяной столицы Татарстана выросло совершенно новое здание. Не стало златоглавого купола, полумесяцы на пяти минаретах теперь не снаружи, а спрятались внутри башен, поменялся и цвет стен.

Накануне здесь провели экскурсию для журналистов, которые поинтересовались впечатлениями от нового облика мечети у имама-мухтасиба Альметьевского района Исмаила Сингатуллина. «Сколько людей, столько и мнений, но, если пара человек высказалась, что минарет не такой, полумесяц не такой, — это лишь их мнение, — философски заметил Исмаил хазрат. — Но большинство людей в восторге от того, что мечеть сделана в таком стиле, который подходит нашей религии, нашему шариату. Если вы про купол, который сегодня видите в цвете серебра, то ислам поощряет серебро и отходит от золота. Мы не пытались быть похожими на что-то. Наша основная цель — чтобы мечеть совпадала с канонами нашей религии. В республике такая мечеть, я думаю, единственная». По словам главного муллы района, в самом Альметьевске сейчас 12 мечетей, а в скором времени достроят еще одну, соответственно, город полностью обеспечен мусульманскими храмами.

Вообще, проект получился уникальным с технической точки зрения, рассказал руководивший стройкой по линии «Татнефти» Андрей Тимиров Вообще, проект получился уникальным с технической точки зрения, рассказал руководивший стройкой по линии «Татнефти» Андрей Тимиров Фото: Андрей Титов

Несмотря на то что до первого намаза оставалось меньше суток, на объекте работа кипела полным ходом. В то же время молельный зал, оформленный в минималистическом стиле, был уже почти готов, а в глаза бросался минбар — трибуна, откуда имам произносит свои проповеди. Авторы при его оформлении также ушли от традиционных штампов.

Вообще, проект получился уникальным с технической точки зрения, рассказал руководивший стройкой по линии «Татнефти» Андрей Тимиров. «Интерьер и экстерьер на 90 процентов — индивидуальное решение, и таких уникальных решений вы нигде не встретите, — говорит наш собеседник. — Это и применение архитектурного бетона на фасадах мечети, архитектурного бетона в интерьерах, индивидуальное исполнение под каждое помещение. Это потребовало соответствующих компетенций, квалификации исполнителей».

Имам мечети Рузиль Ихсанов Имам мечети Рузиль Ихсанов Фото: Андрей Титов

«Заказ был простым — мечеть должна быть очень дружелюбной!»

Именно в этот момент в мечети появился генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов. Было видно, что для него открытие нового объекта — это не рядовое событие. И в начале беседы он упомянул, что к строительству Центральной мечети Альметьевска непосредственным образом имели отношение его предшественники Галеев и Тахаутдинов.

— К нам обратились, рассказав о проблемах с куполом мечети: протекает, ржавеет. Я попросил своего хорошего друга Никиту Сергеевича Выходцева (гендиректор архитектурной мастерской «Арканика» — прим. ред.) посмотреть, что там. Они поднялись, посмотрели все чертежи и сказали, что купол нужно срочно приводить в порядок, иначе мы его потеряем и мечеть будет закрыта. Оказывается, купол построен не по проекту. Затем думали, думали и пришли к нынешнему лику мечети. Заказ был простым — мечеть должна быть очень дружелюбной! Если вы присутствовали на объектах «Татнефти», вы могли увидеть нашу характерную особенность — мы везде сносим заборы.

Наиль Маганов: «Мечеть для нас — это не просто место, где собирается объединенная какими-то едиными традициями, верованиями общность людей, но и культурный центр» Наиль Маганов: «Мечеть для нас — это не просто место, где собирается объединенная какими-то едиными традициями, верованиями общность людей, но и культурный центр» Фото: Андрей Титов

— Почему?

— Заборы разъединяют, а нам надо, чтобы людей что-то соединяло, чтобы все люди воспринимали пространство открытым, воспринимали его как свое. Чтобы была вообще такая культура — не замыкаться, а быть открытым. Это, кстати, в ценностях нашей компании прописано, а белый, мне кажется, как раз цвет открытости.

Мечеть для нас — это не просто место, где собирается объединенная какими-то едиными традициями, верованиями общность людей, но и культурный центр. Потому что для нас религия — это не столько набор ритуалов, сколько некая духовная, философская история.

«Для нас религия — это не сколько набор ритуалов, а некая духовная, философская история» «Для нас религия — это не столько набор ритуалов, сколько духовная, философская история» Фото: Андрей Титов

— О стройке уже рассказывают одну легенду. Дескать, прежний купол был золотым, а сейчас вы это золото использовали для каких-то других целей. Правда ли это?

— Пророк не одобрял золото, он одобрял серебро. На самом деле этим занимались профессионалы, вопрос лучше задавать архитекторам, которые поделали огромную работу. Прежде чем приступить к проекту, они объездили полмира, во всяком случае те страны, где есть элементы исламской культуры. Беседовали, много встречались. Мне нужно подарить сюда в музей все наши альбомы, все наши эскизы, все протоколы обсуждения: как начиналась эта история, как мы шли к это идее.

— Вы сами планируете сюда ходить на намаз?

— Посмотрим, посмотрим…

«Мы не считаем это затратами, мы считаем это инвестициями. Инвестиции в культуру — это то, что окупится всегда. Чем более высокий будет уровень культуры здесь, вокруг нас, тем богаче будет страна, тем богаче будут люди и регион в целом» «Мы не считаем это затратами, мы считаем это инвестициями. Инвестиции в культуру — это то, что окупится всегда. Чем более высоким будет уровень культуры здесь, вокруг нас, тем богаче будет страна, тем богаче будут люди и регион в целом» Фото: Андрей Титов

— Понятно, что при строительстве мечети не принято говорить о вложенных в нее средствах, но все же насколько значительными были затраты?

— Мы не считаем это затратами, мы считаем это инвестициями. Инвестиции в культуру — это то, что окупится всегда. Чем более высокий будет уровень культуры здесь, вокруг нас, тем богаче будет страна, тем богаче будут люди и регион в целом. Это продуманные инвестиции, даже не в моем понимании, а в понимании компании. У нас есть акционеры, совет директоров, у нас есть Рустам Нургалиевич Минниханов — председатель совета директоров. Это стратегия компании, ее суть, это говорит об ответственности.

«Это продуманные инвестиции, даже не в моем понимании, а в понимании компании» «Это продуманные инвестиции, даже не в моем понимании, а в понимании компании» Фото: Андрей Титов

Люди приходят на стройку, переживают, хотя их никто сюда не заставляет приходить. Я на работу хожу пешком, иногда в 7 часов утра женщины, просто жительницы города, сюда с ведерками идут. Спрашиваю: «А куда вы идете?» Они говорят: «Вот, надо помочь». Это всех объединяет, делает людей ближе между собой. Это то, что объединяет страну, нашу республику. Кстати, строители отсюда — могу сказать, здесь нет секрета — перемещаются в один из альметьевских православных храмов, ему тоже предстоит реконструкция.

«В первую очередь, когда что-то делаем, думаем о тех людях, которые здесь живут, которые все вместе создают эти материальные богатства» «В первую очередь, когда что-то делаем, думаем о тех людях, которые здесь живут, которые все вместе создают эти материальные богатства» Фото: Андрей Титов

— Можно ли назвать обновленную мечеть новой туристической достопримечательностью Альметьевска?

— Мы не думаем о туризме. Всегда рады гостям, но в первую очередь, когда что-то делаем, думаем о тех людях, которые здесь живут, которые все вместе создают эти материальные богатства.

В общем, современное формообразование мечети дает абсолютную свободу архитекторам, что позволяет создавать уникальные объекты, которые были реализованы за последнее время Современное формообразование мечети дает абсолютную свободу архитекторам, что позволяет создавать уникальные объекты, которые были реализованы за последнее время Фото: Андрей Титов

«Это точно не хай-тек»

Мухтасиб Альметьевского района уже упомянул, что в адрес нового проекта на просторах сети раздается в некоторых комментариях критика, дескать, мечеть сделана не в «татарском» стиле. Между тем архитекторы, приступая к работе, провели большое исследование стран, где исповедуют ислам.

«В ходе исследования, помимо мечетей Татарстана и других российских городов, мы посетили мечети таких стран, как Турция, Марокко, Египет, Узбекистан, где исламская традиция не прерывалась, — рассказала „БИЗНЕС Online“ руководитель по развитию архитектурной мастерской „Арканика“ Анастасия Андриянова. — Изучались современные мечети и религиозные комплексы, которые находятся при них. В исламе нет строгого канона, например, который есть в христианстве, как должна выглядеть мечеть. Мечеть трактуется в дословном переводе как „Дом Аллаха“ — место собрания исламской общины, куда приходят люди для того, чтобы посвятить время Богу и пообщаться с другими людьми на религиозные вопросы. Таким образом, фантазия команды проекта ничем практически не сдерживалась».

В общем, современное формообразование мечети дает абсолютную свободу архитекторам, что позволяет создавать уникальные объекты, которые были реализованы за последнее время. С точки зрения архитектуры в данном случае обращались к религиозному объединению Education City Mosque в Дохе (Катар) и межконфессиональному комплексу Abrahamic Family House на острове Саадият в Абу-Даби (ОАЭ).

«Определить, к какому архитектурному стилю относится мечеть, оказалось делом сложно» «Определить, к какому архитектурному стилю относится мечеть, оказалось делом сложным» Фото: Андрей Титов

«Мы стремились создать уникальный образ, который будет отражать принципы ислама и традиции Татарстана», — подчеркивает руководитель «Арканики» Выходцев. При этом архитекторы не затронули в мечети минареты, оставили в ней купольную структуру и элементы, свойственные исламу, татарской идентичности и Альметьевску.

Но определить, к какому архитектурному стилю относится мечеть, оказалось делом сложным. «Я думаю, что определять стиль очень сложно для религиозных зданий. Это точно не хай-тек, — уверен Выходцев. — Относится ли поиск стиля к религиозным зданиям, религиозной архитектуре — это крайне сложный вопрос, который точно будоражит умы архитекторов уже, наверное, с XX века». Хай-теку свойственно применение обилия стекла, композитных материалов из металла, объясняют авторы проекта. «Можно посмотреть работы Ричардса Роджерса, и это будет хай-тек. А это нельзя назвать хай-теком. Мы по техническим характеристикам не проходим ни по одному элементу», — говорит Андриянова.

Купол поднят, чтобы пропускать свет из-под барабана в молельный зал, изменилась конфигурация минаретов и решения геометрии фасада Купол поднят, чтобы пропускать свет из-под барабана в молельный зал, изменилась конфигурация минаретов и решения геометрии фасада Фото: Андрей Титов

«Для того, кто ищет знания, рай станет обязательным»

Реновация мечети трансформирует архитектурный объем и пластику фасада. Купол поднят, чтобы пропускать свет из-под барабана в молельный зал, изменилась конфигурация минаретов и решения геометрии фасада. Фасады здания выполнены из крупноформатных панелей из архитектурного бетона, на минаретах и ограждениях применяется металл бронзового оттенка.

В образе используются два основных приема: арабская каллиграфия на главном фасаде, перфорированные и рельефные панели с традиционным орнаментом на южном, западном и восточном фасадах. Геометрический орнамент, то растворяющийся, то проявляющийся на фасаде — отсылка к культуре региона с одной стороны и эффектный прием для интерьеров — с другой. Затейливая игра светотени заполняет помещения мечети, путешествуя по пространствам в течение дня.

Никита Выходцев называет подарком судьбы возможность сделать такое крупное ритуальное сооружениеФото предоставлено «Татнефтью»

Главный, северный фасад мечети имеет двойную конструкцию. Сначала — фактическая оболочка здания, затем — второй фасад из архитектурного бетона, с прорезями в виде каллиграфии. В вечернее время текст подсвечивается изнутри, акцентируя внимание на главном фасаде и входном портале. Каллиграфическая композиция на главном фасаде — текст с татарского шамаиля (религиозный знак, основанный на арабской каллиграфии, оформленный в виде станковой картины) XIX века, переводится так: «Для того, кто ищет знания, рай станет обязательным». Чтобы адаптировать текст шамаиля, «Арканика» пригласила казанского художника каллиграфа Наджипа Наккаша. Им было разработано несколько вариантов написания в техниках куфи и насх с учетом технических ограничений, заданных архитекторами.

«Тут и кафе, ресторан, детская комната, куда пришедшая в мечеть мама во время намаза может оставить своего ребенка, библиотека и много еще чего» «Тут и кафе, ресторан, детская комната, куда пришедшая в мечеть мама во время намаза может оставить своего ребенка, библиотека и много еще чего» Фото: Андрей Титов

Выходцев называет подарком судьбы возможность сделать такое крупное ритуальное сооружение. «Мы находимся не просто в мечети. Это исламский культурный центр, это центр идей людей разных религий, — говорил он накануне на встрече с журналистами. — В первую очередь для мусульманской общины города, но в то же время мы стоим сейчас не в сакральной части мечети, сюда могут прийти все, кто хочет, это многофункциональное пространство. Тут может проходить, например, выставка арабской каллиграфии, книг. Тут и кафе, ресторан, детская комната, куда пришедшая в мечеть мама во время намаза может оставить своего ребенка, библиотека и много еще чего».