«Мы приняли решение списать бюджетные кредиты, которые предоставляли в последние годы регионам. И кстати, Республика Татарстан — один из главных бенефициаров этого списания», — подчеркивал накануне в Госдуме министр финансов РФ Антон Силуанов. Так он отреагировал на вопрос Айрата Фаррахова о том, как федеральный центр компенсирует регионам, в том числе РТ, выпадающие доходы в результате налоговой реформы. По подсчетам Госсовета республики, из-за изменений в упрощенной системе налогообложения (УСН) Татарстан может потерять 3 млрд рублей. О том, правильно ли увязывать одно с другим и как депутаты поссорились из-за налогов для угольной отрасли, — в материале «БИЗНЕС Online».
Перед вчерашним рассмотрением на комитете Дума «опрашивала» регионы, и свои замечания к законопроекту выразили только два из них — Татарстан и Нижегородская область
Как Силуанов напомнил Татарстану о списании кредитов
Перед вчерашним рассмотрением на комитете Дума «опрашивала» регионы, и свои замечания к законопроекту выразили только два из них — Татарстан и Нижегородская область. В Госсовете РТ налоговые поправки, напомним, рассмотрели 6 июня в экспресс-режиме, потому что федеральный центр просил ответа. 5 июня документ на 250 страниц пришел в парламент республики, а уже 6 июня его «концептуально» поддержали на сессии. Впрочем, сейчас обсуждение в недрах Госсовета, видимо, продолжается. Только накануне там в закрытом режиме прошло очередное рабочее совещание по реформе.
Никаких дополнительных доходов для республики от налоговых новаций не будет «однозначно», пояснил на том заседании министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Согласно действующему законопроекту, все средства от повышения налога на прибыль и НДФЛ получит федеральная казна, а для регионов доходы не меняются. Это нужно для «справедливого перераспределения средств между регионами», поясняли ранее в минфине РФ. Как выяснилось на сессии, Татарстан не только не получит допдоходов, но может еще и потерять.
Накануне вопрос выпадающих доходов поднял Айрат Фаррахов, член профильного комитета по бюджету и налогам. Он поинтересовался, как планируется компенсировать потери субъектам. Министр финансов РФ Антон Силуанов в ответ заверил, что ведомство «внимательно всегда следит за состоянием бюджетов регионов»
Вопросы у республики вызвала часть реформы, которая касается упрощенной системы налогообложения (УСН). Планируется увеличить пороги применения УСН по доходам до 450 млн рублей в год (сейчас — около 265 млн рублей) и основным средствам до 200 млн рублей (сегодня — 150 млн рублей) и отказаться от повышенных ставок в размере 8% для «доходов» и 20% — для «доходов минус расходы». В итоге, если законопроект примут, останутся единые ставки в 6% и 15% соответственно. У республики возникнут выпадающие доходы (по оценке парламента, 3 млрд рублей), и компенсаций пока не обещано. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заочно попросил представителей Татарстана в Думе, чтобы они на слушаниях «не мумушничали», а четко передали предложения и замечания республики.
Накануне вопрос выпадающих доходов поднял Айрат Фаррахов, член профильного комитета по бюджету и налогам. Он поинтересовался, как планируется компенсировать потери субъектам. Министр финансов РФ Антон Силуанов в ответ заверил, что ведомство «внимательно всегда следит за состоянием бюджетов регионов». «В целом» налоговые новации пойдут «на плюс» субъектам, потому что дополнительные сборы поступят в федеральную казну и через нее будут перераспределяться, подчеркнул Силуанов. А еще напомнил о недавнем «подарке» регионам — решении списать им две трети долга перед федеральным бюджетом. Точных цифр не звучало, но, по прикидкам, Татарстану могут списать около 77 млрд рублей долга.
«Второе — мы приняли решение с вами о том, чтобы списать бюджетные кредиты, которые мы предоставляли в последние годы регионам, на сумму более 1 триллиона рублей за предстоящие пять лет. И кстати, Республика Татарстан — один из главных бенефициаров этого списания. Поэтому мне кажется, что мы приняли…» — сказал Силуанов, но тут его перебил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
— Поскольку этот вопрос звучит, может быть, вы на пленарном заседании представите (или я могу представить) [информацию] о том, сколько какому региону, который заявляет такие предложения, списывается бюджетных кредитов, которые он получил совершенно бесплатно. Если вы этого не сделаете, то сделаю я, — предложил Макаров.
Андрей Макаров: «Может быть, вы на пленарном заседании представите (или я могу представить) [информацию] о том, сколько какому региону, который заявляет такие предложения, списывается бюджетных кредитов, которые он получил совершенно бесплатно»
— Такую информацию представим в Государственную Думу, — пообещал Силуанов.
— Да у нас есть.
«Поэтому, на наш взгляд, комплекс предложений, которые содержатся в налоговых изменениях, в предложениях по изменению Бюджетного кодекса, направлены на то, чтобы сделать более устойчивой бюджетную базу субъектов Российской Федерации. И если какие-то есть небольшие изменения в доходной базе регионов в результате налоговых новаций, конечно, мы все эти предложения через механизм межбюджетных трансфертов отрегулируем», — завершил ответ Силуанов. Вроде бы в компенсации не отказали, но и уверенных гарантий нет. Дескать, мы вам списываем такие суммы по кредитам, а вы еще выступаете.
Айрат Фаррахов: «На мой взгляд, если любая сумма, большая или небольшая, вследствие налоговых изменений идет в минус, то, безусловно, это волнует регионы»
«3 миллиарда — это большая сумма для Татарстана. Достаточно для строительства образовательного учреждения»
Вопрос выпадающих доходов поднимает не только Татарстан, отметил Фаррахов в разговоре с «БИЗНЕС Online» по итогам заседания. «На мой взгляд, если любая сумма, большая или небольшая, вследствие налоговых изменений идет в минус, то, безусловно, это волнует регионы, — сказал депутат. — Антон Германович несколько раз подчеркнул, что финансовые возможности субъектов будут учитываться. 3 миллиарда — это большая сумма для Татарстана. Такой суммы достаточно для строительства образовательного учреждения, ремонта крупной больницы, обеспечения лекарствами, в том числе для лечения орфанных заболеваний».
Парламентарий подчеркнул, что Татарстан будет и дальше предлагать различные варианты, чтобы выпадающих доходов не было. Что касается списания бюджетных кредитов, о которых напомнил Силуанов, то, по словам Фаррахова, в основном это были средства, которые регион получил для реализации федеральных мероприятий. «Мы говорим об Универсиаде, иных проектах. Эти кредиты были получены, в общем-то, на реализацию федеральных, международных мероприятий. Поэтому с точки зрения бухгалтерии и математики, наверное, да, но с точки зрения общего контекста это все-таки немножко уход в другую сторону», — указал депутат.
В целом, по его словам, Татарстан не оспаривает важность основных новаций в налогообложении, которые будут финансировать то, о чем президент говорил в послании. Но при этом важно, чтобы полномочия субъектов и муниципалитетов были финансово обеспечены. Поэтому республика готова работать над законопроектом ко второму чтению.
«Я думаю, что первое чтение — это обсуждение концепции предложений, в целом финансового наполнения тех задач, которые поставил президент. Детали — это уже второе чтение, во втором чтении, безусловно, появятся предложения, например по федеральному инвестиционному налоговому вычету», — добавил Фаррахов. Напомним, первое чтение законопроекта о налоговой реформе в Госдуме пройдет 20 июня.
«До такой степени сегодня с НДПИ… что люди уходят на фронт»
В целом все фракции на комитете поддержали принятие законопроекта в первом чтении. Так или иначе это путь к прогрессивной шкале налогообложения, заметила депутат Оксана Дмитриева. На обсуждении ее волновала тема федерального инвестиционного вычета, который предусмотрен для части компаний. Почему одним компаниям он будет положен, а другим нет? И когда увидим перечень тех предприятий или отраслей, кому полагается вычет?
Механизм будет похож на уже действующие региональные вычеты, сказал Силуанов. «Правительство определит те приоритетные отрасли, которые нужно [поддержать] не только через субсидии, процентные ставки, но и налоговые расходы. Определим перечни таких отраслей и размеры вычета исходя из объема инвестиций, которые вкладывает предприятие, — это может быть от 10 до 50 процентов инвестиций, направленных на те цели, которые в приоритете», — пояснил министр. Когда и как кабмин определит приоритетные отрасли и конкретные размеры вычетов, Силуанов не уточнил. Лишь прозвучало, что в числе приоритетов будут станки и микроэлектроника.
В разных сферах доходы разные, а повышение налога на прибыль одинаковое для всех отраслей, переживал депутат от КПРФ Евгений Бессонов. «Банковская сфера, ретейл, нефть, газ, уголь — это сверхприбыль. И повышение налога на прибыль будет одинаково для всех отраслей. Не кажется ли вам, что это немного несправедливо?» — спросил коммунист и предложил для всей обрабатывающей промышленности ввести вычет в размере 50%, чтобы «промышленность заработала».
Евгения Бессонова также беспокоило вменение НДС бизнесу на «упрощенке» с доходом от 60 млн рублей — якобы это «удар по МСП»
Силуанов заметил, что у нефтяных компаний «уровень изъятия доходит до 70–80 процентов», поскольку там есть еще другие системы налогообложения, которые используются для рентных доходов. «Мы сейчас облагаем прибыль. Лучше и более справедливо облагать конечный финансовый результат, а не оборот, как делается сегодня при введении курсовых экспортных пошлин. Об этом нам бизнес тоже говорил, имея в виду, [что], когда облагаешь оборот, непонятно, в убыток или прибыль работаешь. А здесь мы говорим, что, если есть прибыль, пожалуйста, поделись частью прибыли с государством с перенаправлением этих средств в сферу экономики», — пояснил глава минфина. Поэтому никакого несоответствия нет, был убежден Силуанов в правоте поправок.
Бессонова также беспокоило вменение НДС бизнесу на «упрощенке» с доходом от 60 млн рублей — якобы это «удар по МСП». Силуанов с такой характеристикой не согласился и напирал на то, что 97% малого и среднего бизнеса работает с доходами до 60 млн рублей. «Наше предложение их не коснется», — заверил министр, добавляя, что поэтому и предложили ввести «плавный переход», который «будет комфортен».
Новый законопроект дает право регионам и муниципалитетам поднять налоговые ставки на объекты недвижимости стоимостью свыше 300 млн рублей. По налогу на имущество можно будет повысить ставку с 2 до 2,5%, по земельному налогу — с 0,3 до 1,5%. При работе минфина с регионами автоматически поднимут ставку по налогу на имущество до 2,5%, не сомневался депутат Валерий Скруг («Единая Россия»). Он отметил, что в регионах кадастровая оценка имущества и земли «гораздо выше рыночной». «Прежде всего это ляжет на плечи крупных производственных предприятий, где мы вводим еще [плюс] 5 процента налога на прибыль», — указал парламентарий.
«Мы сейчас облагаем прибыль. Лучше и более справедливо облагать конечный финансовый результат, а не оборот, как это делается сегодня при введении курсовых экспортных пошлин»
Силуанов на это заявил, что минфин РФ никогда не стимулирует регионы вводить те или иные налоговые решения. Дескать, вопрос субъекта — повышать ставку или нет. «При выравнивании бюджетной обеспеченности всегда смотрим их налоговый потенциал. Можем договориться, что не станем включать туда максимальные ставки, которые предлагается принять. Будем учитывать бюджетную обеспеченность исходя из средних ставок, которые складываются у субъектов РФ», — пообещал глава минфина.
Бюджеты муниципалитетов, как отметил Силуанов, должен еще поддержать туристический налог, который позволит развивать инфраструктуру и будет увеличивать ресурсную базу.
В начальном и заключительном выступлениях министр финансов в целом повторял те тезисы о справедливости, которые уже неоднократно звучали. «При налогообложении процентов по депозитам, или при налогообложении дивидендов, или при налогах доходов при реализации имущества предлагаем сохранить действующую систему налогообложения. Что важно? Что те деньги, которые у нас будут аккумулированы от налоговой прогрессии налога на доходы физических лиц, поступят на реализацию социальных программ, социальных приоритетов, таких как семья, продолжительная активная жизнь, молодежь России, материнство и детство, поддержка программы материнского капитала. То есть все эти средства будут перераспределены через федеральный бюджет на социальные программы и поддержку людей», — подчеркивал Силуанов.
Правительство поднимает ставку налога на прибыль с учетом анализа мировой практики, но при этом сохраняет все специальные инвестиционные режимы, сделает федеральный вычет. «При подготовке налоговых новаций мы исключили предложение по косвенным налогам, таким как налог на добавленную стоимость, имея в виду, что эти предложения могут повысить цены на внутреннем рынке, соответственно, увеличится инфляция с последующими негативными последствиями, поэтому при подготовке предложений мы не касались косвенных налогов», — выделял Силуанов тот факт, что НДС не меняется.
Депутат Галина Данчикова интересовалась, как при повышении НДПИ изменятся цена на уголь для населения и тарифы на отопление, и предлагала подумать над разделением марок угля. Цены на мировых рынках на уголь «благоприятные», и кабмин предлагает изымать только небольшую часть доходов добытчиков угля, отреагировал Силуанов. А значит, повышение НДПИ «не должно коснуться» обычных граждан, считает минфин.
Депутат Галина Данчикова интересовалась, как при повышении НДПИ изменятся цена на уголь для населения и тарифы на отопление, и предлагала подумать над разделением марок угля
Впрочем, иное мнение было у депутата Глеба Хора. Повышение НДПИ «в любом случае» отразится на местном населении, уголь для него будет «автоматически» дорожать, сказал парламентарий. Причем не только для граждан, но и для ЖКХ, и для предприятий, завязанных на угле, а следовательно, подрастут цены, «как бы мы этого не хотели». Как отметил Хор, власти в прошлом и этом годах уже «поначудили немножко» в энергетике: «До такой степени, что угольные предприятия сегодня убыточными стали, даже те, которые были прибыльными». «До такой степени сегодня с НДПИ… что люди (занятые в угольной отрасли — прим. ред.) уходят на фронт. Работать не хотят уже, рабочий класс. И это видно», — сказал Хор.
Видимо, чтобы коллега не сказал больше, занервничавший Макаров его аккуратно прервал.
— Глеб Викторович, спасибо! Вы задали вопрос, Антон Германович ответит! — сказал глава комитета.
— Это первая часть [вопроса], — вставил Хор.
— Второй не будет.
— Почему?
— Мне так кажется.
Пока Силуанов реагировал на вопрос об угольщиках и снова убеждал, что ничего страшного не произойдет, Макаров и Хор что-то обсудили не под микрофон за спиной у министра.
Также вечером предложения правительства по налоговым изменениям обсудили на заседании комитета по экономической политике под руководством Максима Топилина
«Пока 2025–2026 годы пройдут, мы всех уже закроем или накажем»
Также вечером предложения правительства по налоговым изменениям обсудили на заседании комитета по экономической политике под руководством Максима Топилина. Силуанова на заседании не было, минфин по видеосвязи представлял глава департамента по налоговой политике министерства Даниил Волков. Именно ему оказалось адресовано немногочисленное количество вопросов от членов комитета.
Так, Надежда Школкина усомнилась в том, что справедливо сохранять предельную ставку 15% на доходы от дивидендов. «Например, товарищ, работающий в компании, получает 100 тысяч рублей и уплачивает НДФЛ 13 процентов. В это время он получает дивиденды в размере 50 миллионов, но это идет по 15 процентов. Где эта самая справедливость?» — спросила депутат. Волков согласился, что «о справедливости можно спорить», но в минфине озабочены развитием фондового рынка. Вторая причина в том, что подписано много соглашений об исключении двойного налогообложения со странами, где этот процент окажется ниже. Поэтому в ведомстве опасаются, что люди просто перестанут быть российскими резидентами. «Минфин нам всегда говорил, что у нас самый низкий подоходный налог. Судя по всему, очень многие нерезиденты платят налоги на территории РФ, ссылаясь на самые низкие ставки. Тогда тут получается нестыковка. Почему они должны уходить от нас, если у нас низкая ставка налогообложения?» — не согласилась Школкина и предложила обратить внимание на эту «несправедливую историю».
Также депутат раскритиковала предложения по УСН за то, что «ее сделали такой сложной» и «запутанной». «Мне кажется, мы систему НДС очень искажаем. Думаю, мы людей просто запутаем. МСП ничего не получит ни к зачету, ни к вычету», — добавила Школкина и предложила перейти к двуступенчатой системе. Волков заявил, что и сегодня есть МСП с прибылью до 60 млн, которые применяют общую систему. Поэтому платить или не платить НДС — это «их право, что применять».
Кроме того, Школкина сомневалась в эффективности амнистии. «Мне с трудом представляется, что кто-то придет и сам скажет: „Простите, господа, но мне кажется, у меня есть признаки дробления, и я сдаюсь вам по собственной воле“. Полагаю, амнистию надо применять и к тем компаниям, у которых сегодня по каким-то причинам имеются признаки дробления и уже, возможно, есть какие-то штрафы», — считает депутат. По ее мнению, компании не надо загонять миллиардными штрафами, возбуждать уголовные дела, а нужно сделать «некие соглашения». Волков ответил, что система построена на том, что если налоговый орган не нашел признаков дробления в 2025–2026-х, то за нарушения в 2022–2024-е штрафы применяться не будут. «Пока 2025–2026 годы пройдут, мы всех уже закроем или накажем», — вставила Школкина и призвала четче прописать норму об амнистии.
Далее Топилин спросил представителя минфина, планируется ли ко второму чтению конкретнее определить правила для получения федерального налогового вычета. Волков ответил, что основные параметры «прописаны законом», но «основные получатели вычета» будут определены правительством.
Также глава комитета уточнил, будут ли действовать новые условия, например для СЗПК, заключенных после 2025 года. «По тем соглашениям, которые заключены, применяются нормы, которые обозначены», — заверил представитель минфина.
В заключение депутаты единогласно одобрили заключение своего комитета, в которое рекомендовали ко второму чтению внести несколько изменений. Например, предусмотреть порядок и условия уменьшения налога на прибыль. Также в документе отмечается, что амнистия для налогоплательщиков, которые откажутся дробить бизнес, предусматривается только на 2025 и 2026 годы, при этом нормы, регулирующие правоотношения в более позднем периоде и стимулирующие отказ от дробления бизнеса, в дальнейшем законопроектом не предусмотрены.
В первом чтении налоговые новации правительства Госдума планирует рассмотреть 20 июня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.