«Там, где это создает проблемы людям, деятельность будет, очевидно, запрещена», — так объяснял принцип законопроектов по майнингу накануне в Госдуме глава комитета по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Документ, который обсуждали столько месяцев, принят в первом чтении единогласно, несмотря на споры в парламенте. О том, что теперь такое майнинг в понятии законов РФ, кто сможет им заниматься и, главное, что думает об этом сама отрасль, — в материале «БИЗНЕС Online».
Анатолий Аксаков: «По некоторым оценкам, майнинг, или создание так называемых криптовалют, измеряется миллиардами долларов, но и оборот с использованием криптовалют, в том числе во внешнеэкономической деятельности, измеряется десятками миллиардов долларов»
Майнинг загнали в два закона
Накануне многострадальный закон о майнинге был принят Государственной Думой в первом чтении. А точнее, как ранее и подтверждали источники «БИЗНЕС Online», два его «ответвления» — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке)».
Первая версия законопроекта была внесена в парламент группой депутатов еще в далеком ноябре 2022 года. В новой редакции поступила только в апреле. И несмотря на такой путь, все равно вызвала массу споров.
Но с принятием явно торопились… Еще утром на итоговом заседании комитета Госдумы по энергетике звучали интересные фразы:
— Второе чтение, мне кажется, будет сегодня-завтра. Планировалось вчера рассмотреть, а второе чтение предполагалось сегодня до вечера, — заметил первый зампредседателя комитета Дмитрий Исламов, комментируя возможный круглый стол по майнингу осенью.
— А, уже?
— Аксаков (Анатолий Аксаков — глава комитета по финансовым рынкам, возглавивший рабочую группу по законопроектам, — прим. ред.) у нас запросил позицию по этому законопроекту до 15:00 сегодняшнего дня. И мы соответствующую позицию представили, поскольку законопроект, подготовленный ко второму чтению, не в полной мере учитывает решения, принятые на совещании президента, — прокомментировала одна из участниц совещания.
Начиная свое выступление, Аксаков заметил, что законопроекты направлены на «урегулирование явлений, которые реально у нас уже давно существуют».
Лица, занимающиеся майнингом, должны будут сообщать информацию о полученной в результате цифровой валюте и адресах-идентификаторах в уполномоченный орган, «который определит правительство». И конечно, уплачивать с дохода налог
«По некоторым оценкам, майнинг, или создание так называемых криптовалют, измеряется миллиардами долларов, но и оборот с использованием криптовалют, в том числе во внешнеэкономической деятельности, измеряется десятками миллиардов долларов», — заметил он.
Что теперь? Документ дал определение понятиям «майнинг», «майнинг-пул», «оператор майнинговой инфраструктуры», «организация обращения цифровой валюты в РФ». Сам майнинг теперь воспринимается как «деятельность по выполнению математических вычислений с использованием технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему на базе технологии распределенного реестра». Поняли ли трактовку сами депутаты? Вопрос без ответа.
«Цифровая валюта, которая в ходе майнинга создается, — это совокупность электронных данных цифрового кода в информационной системе, которые могут быть признаны средством платежа, не являясь денежной единицей. Теперь, по закону о майнинге, такую деятельность могут осуществлять только включенные в реестр соответствующие лица, — заметил Аксаков. — Ими могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и также физические лица, если объем майнинга криптовалютами будет осуществляться в незначительном, определенным требованиями закона и подзаконных актов решении».
Контрольно-надзорные меры в отношении майнинга и оборота цифровой валюты будут осуществлять Центральный Банк, Росфинмониторинг, федеральная служба безопасности, федеральная налоговая служба. «Каждый в своей сфере ведения», — уточнил Аксаков.
При этом требования к участникам деятельности будут определяться правительством по согласованию с Центробанком. Следить за их соблюдением начнет именно минцифры. Логично, учитывая, что реестр в их руках.
Кто не может осуществлять майнинг? Индивидуальные предприниматели и юридические лица, «чьи директора, учредители имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики против государственной власти и иные тяжкие, особо тяжкие преступления».
При этом лица, занимающиеся майнингом, должны будут сообщать информацию о полученной в результате цифровой валюте и адресах-идентификаторах в уполномоченный орган, «который определит правительство». И конечно, уплачивать с дохода налог.
К слову, полученную в результате майнинга валюту можно будет передавать или продавать только без использования российской информационной инфраструктуры, информацию о таких сделках майнеры будут должны также направлять уполномоченному органу, который определит правительство (а он должен предоставлять информацию в ФСБ и ЦБ).
Из интересного: в законопроекте прописан запрет на совмещение майнинга с деятельностью по электроэнергетике. Кроме того, за правительством сохранили право запретить майнинг в отдельных регионах РФ — то, на что уповало минэнерго и с чем так активно боролись представители отрасли.
Из самого интересного: законопроект установил запрет на рекламу или предложение в иной форме цифровых валют. Второй законопроект определил возможность осуществления сделок с цифровой валютой во внешнеторговой деятельности. Для этого будет произведена организация специальных экспериментальных правовых режимов. «На сделки с цифровой валютой будут распространяться нормы валютного контроля… При этом тот режим, в котором станет осуществляться использование цифровой валюты, будет проходить в режиме экспериментального правового режима, поэтому дается ряд возможностей для того, чтобы Центральный Банк в рамках определенной данным законом компетенции по согласованию с минфином, ФСБ России и Росфинмониторингом мог принимать решение по тому, как будет использоваться криптовалюта на рынке, прежде всего для внешнеэкономической деятельности», — уточнил Аксаков.
К слову, о «скорости». Глава рабочей группы попросил Госдуму принять оба законопроекта уже в эту сессию во всех чтениях. «Поэтому, если вы поддерживаете законопроект в первом чтении, я прошу дать возможность сегодня поработать над поправками. И установить время до 18:00 текущего дня, для того чтобы мы [эти поправки] отработали», — заметил он. Успели «к дедлайну» законотворцы или нет — неизвестно. Однако другое практически не вызывает сомнений. Законопроекты могут принять уже сегодня, галопом проскакав по двум оставшимся думским этапам.
«Осуществление майнинга достаточно прибыльная деятельность, и устанавливать льготы для такого вида деятельности смысла нет»
«Плохо, что, пока не дал команду президент, процесс не двинулся»
Законопроект вызвал бурный интерес у депутатов. Михаил Шеремет поинтересовался, будут ли майнерам наравне со всеми IT-компаниями предоставлены льготы и как станет контролироваться прибыль майнеров. «Осуществление майнинга достаточно прибыльная деятельность, и устанавливать льготы для такого вида деятельности смысла нет. Они зарабатывают приличные деньги. Вместе с тем, я об этом не сказал, майнинг создает проблемы, в том числе и для населения, на энергодефицитных территориях, — ответил Аксаков. — Уже приводил примеры со своим личным опытом, когда целый квартал был отключен от света в результате деятельности майнеров. И данный законопроект как раз дает право правительству упорядочить ситуацию с тем, чтобы майнинг осуществляли там, где он не создает проблем людям, но при этом приносит пользу экономике».
Между тем процесс налогообложения майнеров еще не определен, сообщил глава комитета по финансовым рынкам. Правительство готовит предложения, а решение будет принято осенью.
Одна из самых спорных поправок к законопроекту касается ограничения потребления электроэнергии в некоторых регионах. Но кто и как будет контролировать, соблюдается ли это ограничение, тоже пока непонятно. Аксаков лишь сообщил, что «задача отдана на откуп правительству». Неясно и что делать компаниям, уже работающим в регионах, которые могут признать энергодефицитными. Но Аксаков обозначил твердо — добывать «крипту» там окажется нельзя: «Там, где это создает проблемы людям, деятельность будет, очевидно, запрещена».
«В основе распределенной генерации криптовалют лежит цепочка блоков, блокчейн, где отражаются все платежи каждой единицы валюты, начиная с момента ее генерации. Следовательно, когда сведения из предлагаемого реестра утекут, они окажутся основой для принятия нашими стратегическими противниками мер не только против наших производителей этой валюты, но и против всех наших торговых партнеров, которые будут такую валюту получать. Стоит ли нам настолько облегчать работу нашим противникам?» — поинтересовался Анатолий Вассерман.
Аксаков сообщил, что «наши недруги» действительно за этим следят и пытаются прервать операции. «Распределенный реестр — это такая комбинация или образование, которое включает только участников. Если мы не захотим включать неких лиц в реестр, то они там и не будут присутствовать», — отметил он.
Прозвучал и закономерный вопрос: к чему, собственно, такая спешка? Его задал депутат Андрей Кузнецов. «А мнение самих участников, тех, кто вовлечен в эту деятельность, насколько учтена, какими мероприятиями и каково мнение рынка по данному законопроекту?» — добавил он.
Аксаков практически подтвердил догадки, что продвижение законопроекта, который ждет своего часа еще с осени 2022 года, ускорило заявление президента РФ Владимира Путина о необходимости урегулировать майнинг в стране. «Ведомости» со ссылкой на близкий к Госдуме источник сообщали, что законопроект могут принять полностью до конца недели. В действие закон вступит уже 1 сентября.
«Явление давно существует, и оно никак в законодательном плане не отрегулировано, это плохо. Плохо и то, что, пока не дал команду президент, процесс не двинулся, — заметил Аксаков. — Как можно быстрее сегодня мы с вами стремимся рассмотреть законопроект в третьем чтении. <…> А если необходимость будет что-то поменять, то мы это сделаем». Сами майнеры настоятельно просят депутатов принять закон скорее, добавил он.
«Мы понимаем, что вы пытаетесь выполнить поручения президента, ЦБ и правительства, для того чтобы минимизировать межведомственные разногласия и вывести их на второе чтение, — обратился к Аксакову депутат Николай Коломейцев. — Вот ваш закон, внесенный полтора года назад, был в три страницы. Сейчас он в 9 раз больше, когда вы его немножко подкорректировали. Как вы считаете, ко второму чтению во сколько раз увеличится закон, если подключатся, скажем, все заинтересованные структуры?» Аксаков заверил — увеличится на пару страниц максимум, ведь все структуры уже подключены.
Госдума о новом реестре майнеров: «Ну нам, хотя бы депутатам, пусть скажут, на какой готовности это»
Один из авторов документа, зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, который выступил от «Единой России», также поддержал принятие закона. «Каждый день без регулирования мы теряем налоговые поступления, которые потенциально оцениваются в десятки миллиардов рублей ежегодно, — заявил он. — На площадке партии действовала два года рабочая группа. Мы убеждали противников в необходимости регуляторики, и многие из противников прошли хрестоматийный путь от отрицания к принятию. И, уважаемые коллеги, я надеюсь, что и сегодня не только сторонники, но и потенциальные противники криптовалют поддержат нас, потому что, если говорить прагматично, это весьма эффективный инструмент, который сегодня очень необходим нашей Родине».
Антон Ткачев из «Новых людей» был не столь оптимистичен. «Сегодня мы видим закон, который, по-моему, к сожалению, с виду достаточно рамочный, что, с одной стороны, хорошо, но здесь мы даем достаточно большие полномочия правительству, и пока непонятно, как эти полномочия будут реализовываться», — заметил депутат.
Депутат от КПРФ из Татарстана Артем Прокофьев тоже отметил, что пока законопроект сырой и в отдельных частях требует серьезных доработок. Но в целом коммунисты инициативу поддерживают
Кроме неоднозначной ситуации с теми, кто уже майнит в энергодефицитных районах, непонятно, как будет работать реестр, а ведь закон должен заработать уже через месяц. «Когда этот реестр появится? Если, согласно тексту законопроекта, не будут понятны правила вхождения в реестр, то, получается, с 1 сентября даже те компании, которые ведут свою деятельность вбелую, просто станут нелегальными, потому что нет соответствующего реестра», — заметил парламентарий.
«Ну нам, хотя бы депутатам, пусть скажут, на какой готовности это», — добавил он.
Депутат от КПРФ из Татарстана Артем Прокофьев тоже отметил, что пока законопроект сырой и в отдельных частях требует серьезных доработок. Но в целом коммунисты инициативу поддерживают. «Законопроект по своей сути вводит майнинг в список экономической деятельности и позволит получить три вещи. Первое: поставить эту сферу под контроль государственный и избегать энергетических перекосов. Второе: обеспечить дополнительное наполнение бюджета нашей страны. И третье: с учетом того, что все, что отрасль производит, продается на экспорт, это в свою очередь даст возможность расширить экспортно-импортные операции», — отметил он.
Тем временем ЛДПР беспокоится, что повышение тарифов на электроэнергию убьет уже существующий майнинг. «У нас уже существует отрасль промышленного майнинга, которую мы тем самым дискриминируем, повышая им стоимость электроэнергии в 5−10 раз, как заложено в постановлениях правительства, которые идут уже как нормативка под этот законопроект. Они просто убьют существующий майнинг, поэтому нам надо решить поправками, что делать уже с существующим майнингом», — отметил депутат Валерий Селезнев.
Кроме этого, запрет рекламы и организации обращения криптовалют приведет к тому, что все криптообменники, криптобиржи, организации, которые организуют рекламу этих бирж, блогеры тоже подпадают под полный запрет, заметил парламентарий.
Ассоциация промышленного майнинга в комментарии «БИЗНЕС Online» заметила, что с позитивом смотрит на то, что принимается ФЗ о майнинге
Вместе с тем некоторые положения законопроекта нуждаются в доработке
Ассоциация промышленного майнинга в комментарии «БИЗНЕС Online» заметила, что с позитивом смотрит на то, что принимается ФЗ о майнинге. Данный сегмент экономики существует уже давно и несет в себе значительную пользу для государства и бизнеса, в том числе в части преодоления санкционного давления, а потому нуждался во введении в правовое поле. Вместе с тем некоторые положения законопроекта требуют доработки, заметили в АПМ, в частности пункты, касающиеся запрета майнинга в определенных регионах РФ.
«Много белых пятен, которые не описывают то, что они действительно должны описать были в рамках легализации майнинга, — правила, по которым майнеры должны работать полноценно. То есть какие-то выдержки сделали, а по большей части там все запретили. А вот реестр майнеров — это хорошая инициатива. Я считаю, что компании и те мощности, которые они используют, должны подлежать определенному учету», — оценил законопроект в разговоре с «БИЗНЕС Online» основатель криптополигона в казанском IT-парке Яков Тенилин. Он напомнил, что Татарстан планирует создать в регионе собственный майнинговый оператор.
«Они [инициаторы законопроекта] говорят, что должны [криптовалюту] где-то на иностранных биржах менять, — на наш взгляд, это не очень верно. Мы готовим проект, который предполагает, что оператор будет покупать у майнеров криптовалюту за рубли (потому что даже текущим законодательством разрешено приобретать криптовалюту одному юрлицу у другого) и выступать платежным агентом для трансграничных расчетов для крупных татарстанских предприятий. Мы считаем, что даже вне зависимости от того, будет принят этот закон или нет, в целом то, что мы предлагаем, — такая неплохая рабочая схема. Мы сейчас с депутатами Госсовета Татарстана прорабатываем данную схему для того, чтобы ее „стартануть“. Не знаю, насколько быстро это получится», — рассказал он.
Что касается запрета добычи «крипты» в некоторых регионах, Тенилин считает, что на каких-то предприятиях даже в энергодефицитных районах могут быть свободные мощности. «Сейчас еще и в Татарстане, в частности в Богатых Сабах, мы активно развиваем газовую генерацию. И действительно, показывает выгодность бизнес, когда ты ставишь газогенераторную установку и, если у тебя оптимальная стоимость газа, вырабатываешь электроэнергию. Майнинг подключаешь к этой газогенераторной установке, зарабатываешь криптовалюту плюс еще тепло на какую-то там теплицу, рыбную ферму отводишь, то есть получаешь еще побочный бизнес. Тем самым происходит экспорт газа за рубеж без экспорта газа — через криптовалюту. Такие проекты тоже развиваются. И почему нужно ограничивать регионы, которые обладают газом, но не имеют сейчас свободных электрических мощностей?» — заметил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.