ЦЕНЫ НА МЕТАЛЛ УПАЛИ, С ПРИБЫЛЬЮ – ПОРЯДОК

Опубликованная квартальная отчетность эмитента ОАО «КАМАЗ», безусловно, должна порадовать инвесторов. Прошедшее полугодие оказалось для посткризисного КАМАЗа лучшим. Выручка увеличилась на 16,9% по отношению к первому полугодию 2011 года и составила 54,7 млрд. рублей. Себестоимость росла менее быстро и увеличилась всего на 8,9%. Такой низкий темп роста себестоимости объясняется падением цен на металлы по отношению к аналогичному периоду 2011 года аж на 21,63%. Это падение нивелировало рост цен на комплектующие (+15,6%) и материалы (+10,3%).

Сдерживание роста управленческих и коммерческих расходов помогло в конечном итоге получить по итогам полугодия операционную прибыль (EBIT) в размере 3,3 млрд. рублей, что в 3,7 раз превышает уровень операционной прибыли первого полугодия. И хотя тут сыграл роль эффект «низкой базы», положительная динамика налицо. Но ее все равно мало! Рентабельность по операционной прибыли составила всего 6%, что делает процесс обслуживания долгов и дальнейшее развитие довольно хлопотным мероприятием.

Но тем не менее по итогам полугодия получена рекордная чистая прибыль в 2,2 млрд. рублей. Напомним, что в первом полугодии 2011 года был убыток в размере 285 млн. рублей.

ДОЛГИ, ПО КОТОРЫМ ТАК МАЛО ПЛАТЯТ

Сумма заемных средств (включая банковское финансирование) на конец первого полугодия у КАМАЗА составляла внушительные 14,8 млрд. рублей. Но она существенно сократилась по сравнению с тем же периодом 2011 года (снизилась на 22% или 4,2 млрд. рублей).

Для того чтобы оценить уровень долговой нагрузки, экономисты обычно исчисляют соотношение чистого долга к EBITDA.

Чистый долг = сумма долга – денежные средства = 14,8 – 3,0 = 11,8 млрд. рублей.

EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации = 4,4 миллиарда.

Соотношение чистый долг/EBITDA в нашем случае составит 2,7, что является довольно приемлемым уровнем (опасный уровень = 4).

Подтверждает это наблюдение и высокий уровень процентного покрытия (соотношение EBIT (операционная прибыль) к общей сумме выплачиваемых процентов. За первое полугодие 2012 года этот показатель составил 7 (при опасном показателе ниже 1,5) .

Так что обслуживание своих долгов КАМАЗом является для него не столь обременительным.

КАМАЗ ТЕРЯЕТ РЫНОК В РОССИИ

Что же повлияло на такой рост выручки? Ответ прост: поступающие в российскую казну доходы от продажи нефти за первое полугодие 2012 года (средняя цена по полугодию за баррель нефти = 112 долларов) породили увеличение спроса на грузовые автомобили.

Так, в своем отчете КАМАЗ отмечает, что совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам первого полугодия 2012 года составил 53,6 тыс. штук, что на 33,0% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Текущий рост носит восстановительный характер, так как до кризиса емкость рынка была значительно больше.

Еще больше вырос российский объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей - по итогам первого полугодия 2012 года составил 4,9 тыс. единиц, что на 83,2% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Как отреагировал на рост рынка КАМАЗ?

Для КАМАЗа российский рынок является приоритетным, ведь доля экспортных доходов в выручке - всего 12,2%. По итогам 6 месяцев 2012 года на рынке реализовало 19908 грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 23% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Как видим, КАМАЗ отстает от рынка как по большегрузам, так и по среднетоннажникам.

Грузовые автомобили

1 полугодие 2012 года

1 полугодие 2011 года

Абс. прирост

Отн. прирост

полной массой 14-40 тонн (в том числе сборочные комплекты)

19 541 шт.

15 766 шт.

+ 3 775 шт.

+24 %

среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн

367 шт.

406 шт.

-39 шт.

-10 %

ИТОГО

19908 шт.

16172 шт.

+ 3736

23 %

Подобное отставание от темпа всего рынка приводит к закономерному снижению доли КАМАЗа на рынке.

Рассмотрим, например, рынок крупнотоннажников.

Сведения о доле участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн (изменение доли рынка):

№ п/п

Наименование

Страна регистрации

Доля на рынке, %

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

6 мес.

2012

1

ОАО «КАМАЗ»

Россия

36,1

33,5

29,9

28,1

55,0

46,8

38,4

36,5

2

ОАО «МАЗ»

Белоруссия

17,7

11,4

9,8

9,0

3,4

9,5

11,1

13,1

3

ОАО «АЗ «УРАЛ»

Россия

10,1

10,3

11,3

10,7

16,9

17,8

10,7

5,6

4

ОАО «КРАЗ»

Украина

1,1

1,5

1,7

0,9

0,5

0,8

0,7

0,6

5

А/м

иностранного

производства

Разные

34,9

43,1

47,3

51,3

24,2

25,1

39,1

44,2

Как видно из таблицы, сейчас происходит повторение предкризисных тенденций 2006 - 2008 годов. Сегодня точно так же, как и тогда, в предкризисные годы, укрепившийся рубль и рост внутренних доходов привел к перераспределению рынка в сторону импортных автомобилей. По сравнению с кризисным 2009 годом доля рынка автомобилей иностранного производства выросла почти вдвое! Примечателен и рост "МАЗов" – вырос почти в 4 раза! Поэтому КАМАЗу остается уповать на сдерживание иностранной экспансии с помощью утилизационного сбора и девальвирования рубля.

ИНВЕСТОРЫ НЕ ТОРОПЯТСЯ ПОКУПАТЬ АКЦИИ КАМАЗА

Подтверждает опасения по будущему КАМАЗА и фондовый рынок.

Максимальное значение отраслевого индекса ММВБ машиностроение в 2008 году составило 3815 пунктов. Текущее значение - 1825 пунктов (на 18-30 13 августа). То есть настоящие значения на 52,2% ниже максимумов 2008 года. Другими словами, машиностроительная отрасль чувствует себя гораздо слабее, чем до кризиса.

Безимени-124989.jpg

На максимумах 2008 года акции КАМАЗа торговались по 147 рублей за бумагу, а текущее значение (на 18-30 13 августа) - 41,3 рублей за бумагу. Получаем, что настоящие значения котировок ниже максимумов 2008 года на 71,9%. Другими словами, инвесторы оценивают состояние челнинского автогиганта слабее, чем в среднем по отрасли. И даже текущие положительные результаты пока не приводят к активным покупкам акций и закреплению выше психологически важной отметки в 50 рублей за бумагу.