ЦЕНЫ НА МЕТАЛЛ УПАЛИ, С ПРИБЫЛЬЮ – ПОРЯДОК
Опубликованная квартальная отчетность эмитента ОАО «КАМАЗ», безусловно, должна порадовать инвесторов. Прошедшее полугодие оказалось для посткризисного КАМАЗа лучшим. Выручка увеличилась на 16,9% по отношению к первому полугодию 2011 года и составила 54,7 млрд. рублей. Себестоимость росла менее быстро и увеличилась всего на 8,9%. Такой низкий темп роста себестоимости объясняется падением цен на металлы по отношению к аналогичному периоду 2011 года аж на 21,63%. Это падение нивелировало рост цен на комплектующие (+15,6%) и материалы (+10,3%).
Сдерживание роста управленческих и коммерческих расходов помогло в конечном итоге получить по итогам полугодия операционную прибыль (EBIT) в размере 3,3 млрд. рублей, что в 3,7 раз превышает уровень операционной прибыли первого полугодия. И хотя тут сыграл роль эффект «низкой базы», положительная динамика налицо. Но ее все равно мало! Рентабельность по операционной прибыли составила всего 6%, что делает процесс обслуживания долгов и дальнейшее развитие довольно хлопотным мероприятием.
Но тем не менее по итогам полугодия получена рекордная чистая прибыль в 2,2 млрд. рублей. Напомним, что в первом полугодии 2011 года был убыток в размере 285 млн. рублей.
ДОЛГИ, ПО КОТОРЫМ ТАК МАЛО ПЛАТЯТ
Сумма заемных средств (включая банковское финансирование) на конец первого полугодия у КАМАЗА составляла внушительные 14,8 млрд. рублей. Но она существенно сократилась по сравнению с тем же периодом 2011 года (снизилась на 22% или 4,2 млрд. рублей).
Для того чтобы оценить уровень долговой нагрузки, экономисты обычно исчисляют соотношение чистого долга к EBITDA.
Чистый долг = сумма долга – денежные средства = 14,8 – 3,0 = 11,8 млрд. рублей.
EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов, и начисленной амортизации = 4,4 миллиарда.
Соотношение чистый долг/EBITDA в нашем случае составит 2,7, что является довольно приемлемым уровнем (опасный уровень = 4).
Подтверждает это наблюдение и высокий уровень процентного покрытия (соотношение EBIT (операционная прибыль) к общей сумме выплачиваемых процентов. За первое полугодие 2012 года этот показатель составил 7 (при опасном показателе ниже 1,5) .
Так что обслуживание своих долгов КАМАЗом является для него не столь обременительным.
КАМАЗ ТЕРЯЕТ РЫНОК В РОССИИ
Что же повлияло на такой рост выручки? Ответ прост: поступающие в российскую казну доходы от продажи нефти за первое полугодие 2012 года (средняя цена по полугодию за баррель нефти = 112 долларов) породили увеличение спроса на грузовые автомобили.
Так, в своем отчете КАМАЗ отмечает, что совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам первого полугодия 2012 года составил 53,6 тыс. штук, что на 33,0% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Текущий рост носит восстановительный характер, так как до кризиса емкость рынка была значительно больше.
Еще больше вырос российский объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей - по итогам первого полугодия 2012 года составил 4,9 тыс. единиц, что на 83,2% больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Как отреагировал на рост рынка КАМАЗ?
Для КАМАЗа российский рынок является приоритетным, ведь доля экспортных доходов в выручке - всего 12,2%. По итогам 6 месяцев 2012 года на рынке реализовало 19908 грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 23% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Как видим, КАМАЗ отстает от рынка как по большегрузам, так и по среднетоннажникам.
Грузовые автомобили |
1 полугодие 2012 года |
1 полугодие 2011 года |
Абс. прирост |
Отн. прирост |
---|---|---|---|---|
полной массой 14-40 тонн (в том числе сборочные комплекты) |
19 541 шт. |
15 766 шт. |
+ 3 775 шт. |
+24 % |
среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн |
367 шт. |
406 шт. |
-39 шт. |
-10 % |
ИТОГО |
19908 шт. |
16172 шт. |
+ 3736 |
23 % |
Подобное отставание от темпа всего рынка приводит к закономерному снижению доли КАМАЗа на рынке.
Рассмотрим, например, рынок крупнотоннажников.
Сведения о доле участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн (изменение доли рынка):
№ п/п |
Наименование |
Страна регистрации |
Доля на рынке, % |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
6 мес. 2012 |
|||
1 |
ОАО «КАМАЗ» |
Россия |
36,1 |
33,5 |
29,9 |
28,1 |
55,0 |
46,8 |
38,4 |
36,5 |
2 |
ОАО «МАЗ» |
Белоруссия |
17,7 |
11,4 |
9,8 |
9,0 |
3,4 |
9,5 |
11,1 |
13,1 |
3 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» |
Россия |
10,1 |
10,3 |
11,3 |
10,7 |
16,9 |
17,8 |
10,7 |
5,6 |
4 |
ОАО «КРАЗ» |
Украина |
1,1 |
1,5 |
1,7 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
5 |
А/м иностранного производства |
Разные |
34,9 |
43,1 |
47,3 |
51,3 |
24,2 |
25,1 |
39,1 |
44,2 |
Как видно из таблицы, сейчас происходит повторение предкризисных тенденций 2006 - 2008 годов. Сегодня точно так же, как и тогда, в предкризисные годы, укрепившийся рубль и рост внутренних доходов привел к перераспределению рынка в сторону импортных автомобилей. По сравнению с кризисным 2009 годом доля рынка автомобилей иностранного производства выросла почти вдвое! Примечателен и рост "МАЗов" – вырос почти в 4 раза! Поэтому КАМАЗу остается уповать на сдерживание иностранной экспансии с помощью утилизационного сбора и девальвирования рубля.
ИНВЕСТОРЫ НЕ ТОРОПЯТСЯ ПОКУПАТЬ АКЦИИ КАМАЗА
Подтверждает опасения по будущему КАМАЗА и фондовый рынок.
Максимальное значение отраслевого индекса ММВБ машиностроение в 2008 году составило 3815 пунктов. Текущее значение - 1825 пунктов (на 18-30 13 августа). То есть настоящие значения на 52,2% ниже максимумов 2008 года. Другими словами, машиностроительная отрасль чувствует себя гораздо слабее, чем до кризиса.
На максимумах 2008 года акции КАМАЗа торговались по 147 рублей за бумагу, а текущее значение (на 18-30 13 августа) - 41,3 рублей за бумагу. Получаем, что настоящие значения котировок ниже максимумов 2008 года на 71,9%. Другими словами, инвесторы оценивают состояние челнинского автогиганта слабее, чем в среднем по отрасли. И даже текущие положительные результаты пока не приводят к активным покупкам акций и закреплению выше психологически важной отметки в 50 рублей за бумагу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.