Сегодня новый ИТ-парк им. Башира Рамеева отмечает день рождения. За два года он стал не только новой визитной карточкой Казани, но и эталоном работы технопарков, привлекая стартапы и корпорации, профессиональное сообщество и креативные индустрии, геймеров и банкиров. «В этом году сумма контрактов, заключенных ИТ-парком с крупными промышленными предприятиями, превысит 100 млн рублей. К 2027 году хотим приблизиться к миллиарду», — обрисовывает стратегию директор ИТ-парка Руслан Власов. Почему в технопарках стали активно развивать образовательное направление, какие проекты уже «выстрелили», а какие только готовятся к этому и в чем миссия проекта, он рассказал в интервью.
Руслан Власов: «ИТ-парк был, есть и будет точкой формирования IT-комьюнити, местом притяжения игроков разных масштабов и направлений, для которых мы проводим различные конференции и мероприятия»
О роли и миссии ИТ-парка
— Руслан Игоревич, вы работаете в ИТ-парке с 2011 года. Как за эти годы изменилось понимание миссии технопарков? Какие задачи ставились перед ИТ-парком тогда и сейчас?
— Миссия неизменна — создавать условия для запуска и развития IT-компаний и интересных проектов в республике. Создавать экосистему, где можно пройти путь от стартапа в Бизнес-инкубаторе до большой команды и получить поддержку на каждом этапе. ИТ-парк был, есть и будет точкой формирования IT-комьюнити, местом притяжения игроков разных масштабов и направлений, для которых мы проводим различные конференции и мероприятия. Здесь создается нетворкинг и рождаются идеи.
Возможностей для этого у нас становится все больше. Каждая площадка ИТ-парка уникальна по-своему. Самый первый технопарк на Петербургской, которому этой осенью исполняется 15 лет, задал такие высокие стандарты работы и оказался настолько востребованным, что вдохновил на запуск Иннополиса. И в этом первом ИТ-парке уже было несколько очень дальновидных решений. Например, дата-центр. Сейчас будем усиливать в нем вычислительные мощности, чтобы резиденты могли беспрепятственно развивать технологии искусственного интеллекта. Второе — гостиница прямо в технопарке, удобная как для участников многочисленных конференций, так и для потенциальных релокантов, которые могут буквально в тапочках ходить на работу.
В ИТ-парке в Челнах мы впервые запустили детское направление — начали сотрудничать с сетью «Кванториум». И там сейчас развивается «Атом», первый российский серийный электромобиль, — крутой проект, которым мы тоже очень гордимся. А для резидентов челнинского технопарка у нас по соседству построен целый жилой дом на 118 квартир.
Технопарк им. Башира Рамеева получился уникальным во всех смыслах. Это точка входа и приобщения к IT, в нем множество открытых площадок. Например, самая большая в Поволжье по числу мест киберспортивная арена, которая приняла сразу несколько дисциплин «Игр будущего», ее посетило с момента открытия более полумиллиона человек. На криптополигоне целая команда прорабатывает пилотные проекты, используя блокчейн, в том числе экспериментальные правовые режимы по операциям с криптовалютами в Татарстане.
Мы запустили большой образовательный трек, охватывающий и детей, и взрослых. В него входят детский ИТ-парк, где различные курсы за два года прошли 8 тыс. юных слушателей, частная школа, а также ИТ-академия, которая готовит IT-специалистов в соответствии с задачами наших резидентов. В этом году мы запустили 8 новых курсов для разных аудиторий. Разработали совместные программы для цифровых кафедр казанских вузов. А для людей старше 60 лет работает «Университет третьего возраста».
— А кто ваши резиденты? Каково соотношение малых, средних и больших компаний?
— Примерно четверть — стартапы, маленькие компании, резиденты Стартап-Хаба и Бизнес-инкубатора. Половина — средние компании, оставшаяся четверть — крупные игроки. Иметь в числе якорных резидентов большие компании очень важно: они формируют сообщество и задают отраслевые стандарты. Так везде: и в ИТ-парке, и в «Сколково», и в Иннополисе, и в любом инновационном центре мира.
— А кадры крупный бизнес из мелкого не высасывает?
— У нас такого однозначно нет! Наоборот, команды сюда привозят. «Сберхаб» создавался, чтобы московские ребята в Казань переехали. Я вам больше скажу, люди так привыкают работать физически в ИТ-парке, что, даже когда увольняются, часто идут к другому резиденту.
«Проект Movika, выросший в нашем Бизнес-инкубаторе, перешел в статус резидента и успешно привлек инвестиции, заключив сделки сначала со Сбером, а затем с VK, где вносит значительный вклад в разработку VK Video»
— А были за это время заметные истории успеха?
— Их много! «Эйдос» на старте был начинающей компанией, а сейчас все знают их роботов, некоторые стоят и в наших лабораториях. Проект Movika, выросший в нашем Бизнес-инкубаторе, перешел в статус резидента и успешно привлек инвестиции, заключив сделки сначала со Сбером, а затем с VK, где вносит значительный вклад в разработку VK Video. Ребята не уехали в Москву, а, наоборот, привлекли VK сюда! Благодаря их усилиям компания открыла здесь свой первый офис за пределами Санкт-Петербурга и Москвы, он стал их крупнейшим региональным хабом. «Мандарин» классно развивается с вендинговыми аппаратами готовой еды.
И сегодня у нас огромное количество многообещающих стартапов. Например, «Пересвет» пересматривает подходы к тревожным кнопкам, я уверен, что ребята выйдут на самый высокий федеральный уровень, потому что нет ничего важнее безопасности в школах. «Бумеринго» придумал ремонтный вендинг для гаджетов. Present Simple создал сервис для создания уникальных дизайнерских презентаций на основе ИИ и с этого года работает на международном рынке. «Флуктио» разработал собственную систему машинного обучения и активно внедряет ее в промышленные предприятия и собственные инженерные разработки, такие как ровер «Сверчок». CloudD работает по автоматизации и диспетчеризации птицефабрик и свинокомплексов, уже представлен более чем в 15 крупных производствах по РФ («СибАгро», «Черкизов», «Ак Барс», «Акашево»).
Об ИТ-парке им. Башира Рамеева
— ИТ-парк им. Башира Рамеева сегодня отмечает второй день рождения. Как вы считаете, он себя оправдал? Какова его загрузка, выручка?
— Более чем оправдал. Благодаря поддержке раиса РТ Рустама Нургалиевича Минниханова мы запустились точно в срок — 30 августа 2022 года. Тогда была очень нестабильная ситуация на рынке. Кто-то уезжал, мы переживали, как поведут себя компании. Но довольно быстро стало понятно, что площадка очень востребована. Сейчас загрузка под 100 процентов, выручка резидентов — более 25 млрд рублей. Ожидаем, что по итогам года она превысит 40 миллиардов.
— А вы сразу поверили в успех этого проекта?
— Конечно, переделывать заброшенную обувную фабрику в современный технопарк — это серьезный вызов. Но сомнений в успехе не было. Да и некогда было сомневаться, честно говоря (смеется). Самое крутое, что мы сами создавали концепцию, техническое задание для архитекторов. Была очень сильная команда проектантов: ТИГП и Елена Валеева, ГИСУ, Арина Судакова, строители — герои. Много решений подсказал сам министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. А теперь вам вопрос — как считаете, удалось ли сделать ИТ-парк точкой притяжения для горожан?
— В части первого этажа — безусловно. А что происходит выше, я не знаю.
— Первый этаж — это городская площадь, первая точка касания с жителями. Можно прийти, выпить кофе, поработать, провести переговоры. Если нужна тишина, можно арендовать коворкинг на втором этаже. На площадке Стартап-Хаба мы объединяем индустрии и начинающие компании, даем возможность получать им не только инвестиции и контракты, но и оперативную обратную связь. Кластерный подход в этом смысле дает интересные возможности. С третьего этажа и выше располагаются ИТ-компании по принципу перевернутой пирамиды — чем выше, тем крупнее и дороже. На верхних этажах разместились технологические гиганты страны — Сбер, VК, «Совкомтех».
В конференц-зале у нас с начала года прошло 157 мероприятий, самая частая фраза у нашей команды за последнее время — «горшочек, не вари». Форумы, конференции, лекции, встречи идут нон-стоп, и все очень высокого уровня.
Мы каждый год запускаем новые проекты. Например, этим летом появился дронопарк на крыше, открытый для всех. Кстати, площадку неоднократно тестировал наш чемпион, самый молодой оператор дронов в России Булат Нургалиев.
«В конференц-зале у нас с начала года прошло 157 мероприятий, самая частая фраза у нашей команды за последнее время — «горшочек, не вари»
— Как быстро окупятся инвестиции, как считаете?
— Если бы это был частный технопарк, наверное, мы бы говорили о сроках окупаемости в 15–20 лет. Но мы ГАУ — государственное автономное учреждение. Государство измеряет эффективность в виде возврата налоговых средств резидентами во все уровни бюджета. Это сокращает сроки окупаемости до 4–5 лет, причем из них два года уже прошли. Так было и с первым технопарком на Петербургской, и с площадкой в Челнах.
Мы один из немногих технопарков страны, если не единственный, который находится на самоокупаемости.
— Ваше ключевое конкурентное преимущество по сравнению со «Сколково», Иннополисом, другими инновационными кластерами? Стоимость аренды?
— Во-первых, ни со «Сколково», ни с Иннополисом мы не конкурируем, а дополняем друг друга. Мы являемся региональным оператором «Сколково», так что все их льготы и преимущества могут получить и наши резиденты. Плюс у нас есть внутренние налоговые преференции: благодаря поддержке Рустама Нургалиевича мы на три года продлили льготы по программе «КIТык» — 1% вместо 6% по УСН. В Иннополисе ведется научная деятельность, они работают с крупными федеральными компаниями. ИТ-парк работает и со школьниками, и со студентами, и со стартапами, и с крупными компаниями.
Цена — это не главное, хотя у нас арендная ставка невысокая — от 1,5 до 1,8 тыс. рублей: для корпораций она дороже, для маленьких компаний дешевле. Наше преимущество в другом. Мы выстраиваем здесь инфраструктуру, сопровождающую компанию на всех этапах жизненного пути: от зарождения до завоевания рынка.
Уделяем особое внимание работе со стартапами, причем это направление разделили тематически. Если вы приходите к нам с идеей, вы попадаете в Бизнес-инкубатор, где мы помогаем ее упаковать в продукт. Если у вас уже есть продукт — мы приглашаем в Стартап-Хаб, где стараемся максимально помочь привлекать инвестиции для масштабирования. Более того, для поддержки студенческих стартапов на базе ИТ-парка на Петербургской будет открыт Центр молодежного технологического предпринимательства. Он займет 150 кв. метров, будет вмещать в себя более 30 рабочих мест с возможностью регистрации юрлица.
Помимо инфраструктуры, мы стараемся продвигать решения резидентов, помогаем находить партнеров среди крупного бизнеса. Команда активно ездит по выставкам, крупным отраслевым и промышленным мероприятиям, проводит множество встреч. Наша задача — превратить эти контакты в успешные контракты. Приглашаем руководителей на нашу площадку изучить инфраструктуру, конкретные кейсы. Выстреливает обычно один из 10, зато запускается сарафанное радио и расширяется воронка потенциальных партнеров.
«Помимо инфраструктуры, мы стараемся продвигать решения резидентов, помогаем находить партнеров среди крупного бизнеса, ИТ-парк при этом выступает государственным гарантом»
— Мне говорили, что выживаемость ваших стартапов выше средней. Это благодаря вашей политике продвижения?
— В том числе. Но есть разные подходы к оценке выживаемости. Есть юридический подход: компания не закрылась, значит, выжила — таких у нас около 90 процентов. Но я считаю, что правильнее говорить о стартапах, которые к нам пришли и стали продавать свои решения либо привлекли инвестиции. Таких процентов 30, и это хороший показатель. Мы аккумулируем здесь все известные венчурные фонды, собираем интересные тематические мероприятия, например Российскую неделю стартапов, стараемся организовать как можно больше точек касания с инвесторами.
Но мы поддерживаем не только стартапы.
Для компаний-резидентов ИТ-парк выступает государственным гарантом, ищет партнеров, корпоративных клиентов и помогает заключить с ними сделку.
Это и нам хорошо — мы развиваемся и увеличиваем свою выручку, и резидентам — они получают хорошие контракты.
— Такие сделки уже были?
— Конечно. В прошлом году их общая сумма превысила 40 млн рублей, в этом году точно будет более 100 миллионов. А вообще к 2027 году хотим приблизиться к миллиарду рублей. Одновременно выходим на международные рынки. В этом году планируем заключить первый международный контракт.
— Но если существующие площадки полностью заполнены, значит, если я хочу переехать в Казань и стать вашим резидентом, у меня нет шансов, пока новый технопарк не появится?
— Все шансы есть! Существует естественная ротация проектов, мы открыто разыгрываем на торгах освободившиеся площади. Аукцион проводится несколько раз в год. Также ежеквартально проводятся отборы в наши Бизнес-инкубаторы в Казани и в Челнах. Поэтому, если вы хотите стать нашим резидентом, приходите, рассказывайте о себе.
«Наша задача — создавать условия для развития не только в Казани или Набережных Челнах, но и в районах»
О комьюнити и планах на будущее
— Как считаете, удалось ли создать в Татарстане IT-комьюнити? По каким метрикам вы его оцениваете?
— За 15 лет количество людей, которые работают в IT-сфере, увеличилось в 10 раз. Количество компаний — в 5–6 раз. Я считаю, ИТ-парк однозначно сыграл свою роль в этом процессе. Республикой заинтересовались крупные игроки — VK, Тинькофф, «Яндекс», Сбер, которые один за другим открывают здесь свои представительства и привозят сюда команды или проводят мероприятия. В Набережных Челнах 12 лет назад на старте работы технопарка было 4–6 компаний, сейчас их 63 только в самом ИТ-парке.
Более того, наша задача — создавать условия для развития не только в Казани или Набережных Челнах, но и в районах. Сегодня открыто шестнадцать муниципальных филиалов ИТ-парка, задача которых — подготовка кадров и создание новых ИТ-проектов в районах Республики Татарстан.
— Были же идеи создать еще один технопарк в Челнах. На какой они стадии?
— У нас полностью готов дизайн-проект технопарка, мы в любой момент можем развернуть команду. Но пока не решен вопрос с финансированием.
— Айрат Ринатович допускал открытие и новой площадки в Казани. Какой она будет?
— Совсем другой. У нас уже есть эскизы, есть понимание, каким бы мог быть этот проект, чтобы не повторяться и отвечать еще больше запросам профессионального сообщества. Но насчет третьего технопарка в Казани решение еще не принято.
В Зеленодольске точно будем запускать ИТ-парк, постараемся до конца года. Ведем переговоры об открытии технопарков в Нижнекамске и Чистополе.
Мы стремимся создать такой проект, чтобы наши ребята, айтишники, отсюда не уезжали ни в Москву, ни за границу, ни куда-то еще. Чтобы им здесь было суперкомфортно, чтобы они понимали, что живут в одной большой семье, в одном комьюнити, где все разговаривают на одном языке, у всех совпадают ценности. Чтобы они могли здесь вкусно есть, заниматься спортом, любоваться видами, участвовать в мероприятиях и создавать новые технологичные продукты и решения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.