Фарид Мухаметшин — спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин спикер Госсовета РТ
— То, что БРИКС объединяет такое большое количество стран мира и его заключительный этап будет проходить в Казани — это большое событие для страны и для республики. Я очень признателен за доверие нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину. Для нас это возможность показать нашу республику. Это, безусловно, приведение в порядок столицы для приема гостей. Конечно, мы этим воспользуемся, и раис республики, и все органы власти для укрепления взаимосвязи, взаимодействия с руководителями государств, представляющих БРИКС. Мы заимеем много новых друзей.
Дмитрий Дробницкий — политолог, американист Дмитрий Дробницкий политолог, американист
— Я жду от саммита БРИКС создания некоего нового объединения. При этом необходимо определение неких базовых принципов, как будут работать страны этого нового объединения. Необязательно оно должно БРИКС называться или как-то еще. Все понимают, что речь идет о мире, который не будет устроен на так называемых правилах. И вот это вот все с финансовой, торговой, логистической, технологической, юридической, культурной точек зрения — все это предстоит определять.
На самом деле подготовка была действительно очень серьезная, потому что саммит БРИКС предваряют несколько тематических форумов достаточно важных и все ждут, что это как-то соберется все вместе. То есть будет уже некое закрывающее событие. Ясное дело, что это всего лишь только начало пути, но путь этот будет определен. По сути дела, я думаю, будет в той или иной степени заявлено, декларировано создание этого второго мира, который вот этим самым навязываемым правилам не подчиняется. Во всяком случае, я подозреваю именно это. Здесь, на мой взгляд, очень важна независимая от Запада финансовая система. Ну и, кроме всего, торговое и экономическое сотрудничество.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»
— Результаты БРИКС вполне могут стать сенсацией, если будет сформулирован какой-то меморандум, какая-то «дорожная карта», какое-то объединительное соглашение о создании некоего вооруженного союза, подобного НАТО. Или Евросоюза из стран Глобального Юга. Есть Евросоюз, а будет Югосоюз, допустим. Тогда это может стать сенсацией. Потому что сейчас БРИКС — это, грубо говоря, формальность из разрозненных стран. А если будет принят какой-то меморандум об объединении в единое экономическое пространство со своими правилами — внутритаможенными, внутрифинансовыми…

Сейчас судить о чем-то невозможно — все документы закрыты. Можно будет анализировать только по результатам. Но если [Мария] Захарова, авторитетный голос министерства иностранных дел РФ, говорит, что результат может стать сенсацией, то эту сенсацию я лично могу ожидать только со стороны документального оформления отношений.

Коснется ли саммит моей организации? Конечно! Все наши люди будут работать на удаленке. Мы к этому приготовились, наладили внутрикорпоративные цепочки связей. Все люди будут сидеть дома. В офисе останется только один человек. У нас федеральная площадка, и вот на этой федеральной связи, которую мы не можем отменить, будет работать один человек в офисе в эти дни. А все остальные будут по домам.
Максим Шевченко — журналист Максим Шевченко журналист
— Да, безусловно, это мировое событие. Но слово «сенсация» какое-то дурацкое. Женщина родила семерых близнецов — это сенсация. А саммит БРИКС — это не сенсация, а очень важное политическое событие. Долго готовившееся и тщательно продуманное событие. Надеюсь, что ничего сенсационного в нем не предполагается, а предполагаются всякие важные, весомые, тщательно готовящиеся политические и экономические события.

Чего мы ждем от саммита БРИКС? Мы ждем объявления о цифровой валюте для взаиморасчетов между странами БРИКС, так как это давно уже обсуждается. Мы даже подозреваем, что [основателя «Телеграма»] Павла Дурова прессанули именно по этой теме американцы. Но это тоже не сенсация, а как бы ожидаемая вещь. Мы ждем анонса присутствия новых стран (в том числе стран-членов НАТО) в БРИКС. Таких, как Турция. Но это тоже не сенсация. Согласитесь, это уже давно обсуждается. А больше мы, собственно говоря, от БРИКС ничего не ждем. Все остальное мы уже многократно слышали.
Расим Баксиков — Герой России, депутат Госсовета РТ Расим Баксиков Герой России, депутат Госсовета РТ
— Давайте начнем с того, что БРИКС — это крайне широкая организация, противопоставляющая себя некоторым силам. Оказывается, очень много государств за такое противопоставление. Это радует. Радует, что есть государства, которые за то, чтобы мир был многополярным, чтобы не было никаких империалистических настроений. Чтобы был мир, надо в первую очередь развивать свое государство, торговать со своими соседями. В общем, жить с ними. Выполнять задачи внутри государства для того, чтобы развивать уровень жизни в первую очередь своих граждан. А некоторые государства забыли про это. Те, кто вступил в БРИКС, об этом не забыли и продолжают работать во благо своих граждан.

По поводу проведения саммита именно в Казани — у меня большая гордость. Надо учитывать, что среди гостей и участников мероприятия будет много восточных государств. Поэтому, собственно, где еще проводить? Тем более, что у нас есть огромный опыт приема международных гостей. Поэтому я больше не вижу никаких других регионов, где можно еще провести саммит БРИКС.

Планирую ли я принимать участие в этом мероприятии? Смотря в каком качестве. Конечно есть желание встретиться, например, с [председателем КНР] Си Цзиньпином, но я человек маленький, а они вон какие глыбы…
Сергей Толстых — учредитель ГК ЧОО «Застава» Сергей Толстых учредитель ГК ЧОО «Застава»
— Мир меняется очень стремительно, многополярность появляется. Центры принятия решений, которые были раньше, Вашингтон и другие европейские страны, свои позиции теряют. Это уже мы видим. Доллар теряет свою ключевую роль в экономике, страны переходят на расчеты в национальных валютах. Я думаю, на этом саммите будут приняты решения и по международным отношениям, которые давно анонсируются, и по перестройке экономики или направлению ресурсов.

Меня больше беспокоит в данный момент позиция западных стран к проведению этого саммита. Им, мягко говоря, это не нравится. Я думаю, сейчас максимально на всех уровнях предпринимаются решения, чтобы это мероприятие прошло не так, как хотелось бы членам БРИКС. Предпринимаются политические и экономические шаги для давления. Я как «безопасник» смотрю на это с другой стороны. Меня тревожит то, что город Казань сейчас находится под прицелом не только СМИ, но и разведывательных служб.

Как Ильсур Раисович [Метшин] сказал: «Гости уедут, а подсветка останется». Те деньги, которые вложены в Казань [при подготовке саммита], конечно, колоссальные. Они будут работать уже в дальнейшем на жителей города. Безусловно, 100 процентов город наш выигрывает от этого.

Что будет для страны нашей? Хороший вопрос. Всегда хочется надеяться на лучшее. Но есть поговорка «Хочешь мира — готовься к войне». Надо менять экономику нашу на внутренний резерв. Мы должны сейчас перестраивать ее, чтобы быть абсолютно независимыми от стран Запада и от их импортозамещения. Оно должно быть не на бумаге, а фактически. Производство должно быть наше. Легкая, текстильная промышленность, которая отсутствует. Мы можем опять возобновить нашу железную, рудодобывающую промышленность и не только сливать титан, никель и алюминий тем же самым западным странам, а производить изделия из этих редкоземельных материалов у нас в России. Это делается сейчас, но отправляется на Запад.
Саммит — это очень хорошая площадка для того, чтобы сейчас перестроить экономические связи и большую часть производства распределить между странами БРИКС. Очень хотелось бы, чтобы наша экономика не зависела от сырьевых придатков, чтобы сырье добывали наши компании и партнеры, большая часть налогов оставалась именно в Российской Федерации. И естественно, чтобы производство располагалось на нашей земле.

[Что касается влияния саммита на мой бизнес], с учетом БРИКС у нас появляются определенные заказы. Я могу сказать, что у нас не хватает людей. Переводить на удаленку сотрудников [на время мероприятия], может быть, и хорошо, но кто будет выполнять элементарные вещи производственного характера? На удаленке дороги не уберешь, квартиры и ЖКХ не сделаешь. Если есть какая-то работа, которую можно произвести с помощью компьютера, например, бухгалтерию или рекламные услуги, то да. Но ведь основной сектор экономики не зависит от удаленной работы, здесь руками трудятся. У нас проблема в людях, их сейчас не хватает, начиная от охраны и заканчивая медицинским образованием и услугами.
Данис Зарипов — бывший капитан ХК «Ак Барс» Данис Зарипов бывший капитан ХК «Ак Барс», депутат Госсовета РТ
— Любой саммит уникален и важен для любого региона. Сказать честно, я для этого очень молод, но уже бывал на нескольких подобных мероприятиях. Это всегда довольно-таки масштабные события, тем более БРИКС — международный саммит дружественных стран, наций. Мы все видим, как республика готовится к этому, будет очень много влиятельных гостей. Я очень рад за нас и если буду чем-то полезен, буду всегда открыт.

Для меня что может поменяться? Я буду, единственное, рад за нашу республику, надеюсь, что-то подчерпну новое для себя. Есть желание поучаствовать в мероприятиях, но пока конкретики нет.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Станет ли саммит БРИКС сенсацией? Я не могу в таких категориях рассуждать, потому что я не профессионал в этой области. Но хочу сказать, что это очень значимое событие для Татарстана, для России. Поэтому мы готовимся, все в ожидании и надеемся, что все пройдет замечательно и мы в итоге сделаем хорошее дело.

Для Казани традиционно все эти крупные ивенты, мероприятия приводят к улучшению нашей городской инфраструктуры, к улучшению условий жизни казанцев. Это очень важно. Ну и мы себя подтягиваем, вузы готовим, чтобы у нас все выглядело получше, на всякий случай. Мало ли что.
Сергей Сотников — директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ
— Со словом «сенсация» я бы пока повременил. Но то, что это очень важно с политической точки зрения и может оказаться действительно неким прорывом — думаю, да. Вопрос, сможем ли мы эту планку выдержать. Потому что давление, чтобы этот саммит прошел, так скажем, тихо и незаметно, будет, и будет возрастать.

Каким-то опосредованным образом саммит будет влиять в любом случае. Даже сам факт подготовки к БРИКС, сколько денег было потрачено. Любой бизнес прямо или косвенно плюсы получил. Идет попытка создать некий центр притяжения вокруг БРИКС. Если это развивать системно и продуманно, то вполне вероятно, что мы сможем на мировом рынке создать некую альтернативу.

Работать будем [во время саммита], как получится. Я понимаю, что в городе будут беспрецедентные меры безопасности. Действительно есть некие неудобства. Было бы логично нам всем слегка отдохнуть. Но в вопросе отдыха мы же все не знаем, чем нам заняться. Хотим по городу пошататься, а во время саммита шатающихся по городу не совсем правильно иметь. Очень много людей приедет, вопрос безопасности — это номер один. Как-то люди умудряются пейджеры взрывать. Как бы в голову не стрельнуло что-нибудь…
Артем Прокофьев — депутат Госдумы Артем Прокофьев депутат Госдумы
— То, что мероприятие такого уровня проводится в Казани — это оценка высокая и нашей республики и, конечно, ее столицы. Это действительно событие планетарного масштаба. Сегодня мы знаем, что БРИКС — это действительно ведущая альтернатива развития человечества. Потому что она объединила крупнейшие государства, большую часть человечества и, что важно, государства с наиболее крупными экономиками и те, которые стремительно развиваются. То есть, если мы говорим о потенциале, это и есть, скажем так, главный экономический локомотив будущего человечества. Здесь будут решаться стратегические вопросы, которые определят развитие не только стран БРИКС, а по сути всей нашей планеты.

Это очень важное мероприятие для Казани. Естественно, это не только развитие инфраструктуры, которое мы сейчас видим. Это и задел на будущее, потому что у нас проходили международные мероприятия, которые дали толчок развития городу, как, например, Универсиада или матчи чемпионата мира по футболу. Это были масштабные события, но по вниманию в масштабе всей планеты, с точки зрения повышения известности Казани, естественно, предстоящий саммит будет значить больше.

Я убежден, что мы увидим в том числе и рост въездного туризма в наш город. Это тоже значимый этап. Мы итак видели этот интерес, но теперь он будет еще больше. Этому способствует и открытие новых прямых рейсов в Казань из Китая, арабских стран. Казань сегодня действительно становится одним из центров притяжения и это не какой-то случайный подход, что вот нам определили это мероприятие. Это стало закономерным этапом после предыдущих мероприятий, не только спортивных. Это результат системного развития города, это огромный скачок для будущего потенциала нашей столицы Татарстана.
Руслан Нигматулин — депутат Госсовета РТ, председатель регионального отделения партии «Новые люди» Руслан Нигматулин депутат Госсовета РТ, председатель регионального отделения партии «Новые люди»
— Сейчас мир настолько неустойчив, что любое объединение стран — это очень хорошо. Тем более, когда это происходит у нас. Все хотели нас изолировать, но саммит БРИКС и те гости, которые приедут сюда, показывают, что это не получится.
То, что мероприятие пройдет в Казани, очень знаково. Любое такое большое мероприятие для нашей республики всегда приносило положительные какие-то вещи. Те же стройки, тот же туризм. Я планирую участвовать в саммите, но еще не выбрал, в каких сессиях. Время еще есть, впереди много интересного.
Михаил Шарипов — гендиректор кафе «Сказка» Михаил Шарипов гендиректор кафе «Сказка»
— Мы в политике не разбираемся, это не наш океан. Но могу сказать, что мы уже получили определенный культурный обмен: уже видим пребывающие делегации, просто туристов, и это задает тон. Наша команда начинает интересоваться, с кем и как лучше взаимодействовать, кто как живет вообще, у кого какая культура. Мы узнали, например, что для китайцев четвертое число — это смерть. Так что надо поаккуратнее быть с такими моментами.

Уже начался хороший разворот, когда мы становимся еще более гостеприимными. И оттого я верю, что люди, которые будут приезжать в Россию, в Казань, будут приятно удивлены. Будет еще один шаг к общей интеграции с мировой системой, [показатель того] что наша страна, наш город открыты.

Дело не в том, что город находится в какой-то постоянной стройке, а в том, что начинают делать это качественно. То есть видно, что идет забота об экосистеме города: здания уже, знаете, строятся не так, чтобы доказать что-то кому-то, — кто круче, выше, шире. Уже именно аккуратно встраивают новую инфраструктуру в уже существующую. Для прогулок по городу это очень важно. Я надеюсь, что дальше так и продолжится. Понимаю, что где-то что-то можем не успеть [к саммиту]. Главное, чтобы мы не гнали с количеством, а было качество. Где-то что-то пусть и позже доделаем, но как надо. Поспешишь — людей насмешишь.
Вчера мы как раз готовились к саммиту, было два дня обучения. Выступали дипломаты из МИД РФ, которые рассказали историю БРИКС, о взаимоотношениях в других странах, о том, как отвечать на какие-то неудобные вопросы, если вдруг кто-то их задаст. Я считаю, это очень полезно, мы это все передаем персоналу. Мы учим сотрудников просто общим формам гостеприимства, как своими жестами, настроением дать понять любому человеку из любой страны, на каком бы языке он не говорил, что ему здесь рады.