Второй по счету международный форум цифровых технологий в области логистики и транспорта — «Цифровая транспортация» прошел на научной площадке Московского университета, в кластере «Ломоносов» Второй по счету международный форум цифровых технологий в области логистики и транспорта «Цифровая транспортация» прошел на научной площадке Московского университета, в кластере «Ломоносов» Фото: Мария Кузьмина

ИИ-ведущий Тамара, запуск полностью беспилотных «КАМАЗов» и шутки о Дурове

Второй по счету международный форум цифровых технологий в области логистики и транспорта «Цифровая транспортация» прошел на научной площадке Московского университета, в кластере «Ломоносов». Форум объединил самых крупных игроков транспортного рынка и IT-компания: РЖД, «Аэрофлот», Сбер, 1С и др. В специальных боксах представители компаний вели переговоры о сотрудничестве, пока по площадке расхаживали самые разные роботы — завсегдатаи всех отечественных цифровых форумов. Один гуманоид рассказывал, что же ждет гостей сегодня, а рядом на танцевальной площадке мини-роботы в стиле «Трансформеров» «отжигали» под музыку из советского мультфильма в компании робокошки и робособаки. А искусственный интеллект мог сделать из каждого желающего супергероя или космонавта.

И даже открыли пленарное заседание хоть и танцующие люди, но снова одетые в костюмы роботов. «Пришло время представиться. Я робот-ведущий, Тамара. Господа, вижу, что наша техническая мысль готова к взлету. Ремни не ищите, их не будет, ведь полет российской мысли ничем не ограничить», — начала пленарное заседание нейронка Тамара, у которой в этом году появилось человеческое лицо. Она выступила соведущей актера и шоумена Дмитрия Хрусталева, который на протяжении всего форума напоминал гостям, что время «простоя» закончилось и Россия сейчас отправляется в свое лучшее будущее вместе с «цифрой». Его соведущей стала директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

В специальных боксах представители компаний вели переговоры о сотрудничестве, пока по площадке расхаживали самые разные роботы — завсегдатаи всех отечественных цифровых форумов В специальных боксах представители компаний вели переговоры о сотрудничестве, пока по площадке расхаживали самые разные роботы — завсегдатаи всех отечественных цифровых форумов Фото: Мария Кузьмина

«Наша тема — цифровизация, как вам мой цифровизаж?» — спросила Тамара, на что получила интересный ответ Хрусталева. «Томочка, ты прекрасно выглядишь, хотя нет предела совершенству», — пошутил комик, обращаясь к тому, что голова и тело у ИИ-Тамары должны появиться в скором времени. А затем он обратился с советом к мужчинам в зале, сказав, что такие фразы живым женщинам не стоит говорить. Вообще, Хрусталева как будто назначили ответственным за поднятие патриотического духа, чем он и пытался заниматься всю сессию.

«Форум у нас международный. Много гостей из разных стран. Однако некоторых мы не увидим. Поехали. На наш форум мог прийти, но не пришел Павел Дуров, потому что выбрал романтику. Увидеть Париж и посидеть! Илон Маск, потому что знает, что пришлось бы отвечать на миллион российских вопросов на тему ну и как ему такое. Основатель авиакомпании Virgin Ричард Брэнсон. Тоже пролетает. Ну да ладно. Главное, что у нас все дома и у нас полный зал», — робот Тамара, приглашающая на сцену спикеров, тоже заразилась стендап-духом.

Один гуманоид рассказывал что же ждет гостей сегодня, а рядом на танцевальной площадке мини-роботы в стиле «трансформеров» «отжигали» под музыку из советского мультфильма в компании робо-кошки и робо-собаки Один гуманоид рассказывал, что же ждет гостей сегодня, а рядом на танцевальной площадке мини-роботы в стиле «Трансформеров» «отжигали» под музыку из советского мультфильма в компании робокошки и робособаки Фото: Мария Кузьмина

Зачитав протокольное приветственное слово председателя правительства РФ Михаила Мишустина, вице-премьер Виталий Савельев дал старт полностью беспилотному движению по трассе М11. Без водителей запустили четыре грузовых беспилотника: два «КАМАЗа» и два «СберАвтоТеха».«Наш высокоавтоматизированный автомобиль гарантирует безопасность движения в любых дорожных условиях. Все данные с сенсоров автомобиля обрабатываются на борту. Кроме того, автомобиль оснащен высокоточной системой позиционирования и системой связи для передачи данных. Автомобиль научно-технического центра ПАО „КАМАЗ“ готов к старту», — заявил руководитель группы по разработке высокоавтоматизированных транспортных средств в научно-техническом центре ПАУ КАМАЗа Раушан Талибуллин по видеосвязи с трассы М11. Система диспетчеризации позволяет полностью удаленно контролировать движение грузовика, добавил он.

Впервые на мероприятии принял участие министр транспорта РФ Роман Старовойт. Он рассказал о цифровой платформе «Российский транспорт», через которую уже реализовано 4 млн билетов. Следующая цель — национальная транспортно-логистическая платформа. «И это будет элемент нашего цифрового прорыва в области транспорта, — указал министр. — Развивая логистические маршруты, мы совместно с министерством экономики, минпромторгом и другими органами федеральной власти, нашими региональными коллегами и компаниями должны разработать цифровой транспортно- экономический баланс, который позволит нам, предвидя места, где будет генерироваться груз, прокладывать наиболее эффективные маршруты».

Глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров рассказал, что еще помнит времена, когда электронная продажа билетов занимала лишь 30%, сегодня она достигла 80% Предправления «Российских железных дорог» Олег Белозеров рассказал, что еще помнит времена, когда электронная продажа билетов занимала лишь 30%, сегодня она достигла 80% Фото: Мария Кузьмина

«Единственное, что может разрушить монополию РЖД, — это телепорт»

Предправления «Российских железных дорог» Олег Белозеров рассказал, что еще помнит времена, когда электронная продажа билетов занимала лишь 30%, сегодня она достигла 80%. Все остальное тоже ушло в «цифру». «На некоторых мероприятиях говорят: „Ну вот вы же, наверное, что-то не видите в РЖД?“ Мы бы с удовольствием что-то не увидели, но у нас не получается. Все в „цифре“, если что-то движется или происходит не так, обязательно в нашей системе это будет высвечено и мы обязательно это увидим», — рассказал гендиректор компании.

И хотя перевозка пассажиров всего лишь 10% дохода РЖД, но это лицо компании, заявил Белозеров, поэтому РЖД готовит сейчас новые продукты именно для пассажиров. Например, тот, который позволит комбинировать разные виды транспорта — железную дорогу, автобусы и авиацию. «С нами борются. Мы, как говорят, прогрессивные, поэтому во время начала СВО нашу собственную билетную систему пытались завалить. Ничего, работает, ничего не произошло. Более того, количество атак на нашу железнодорожную систему было в несколько раз больше, чем на госуслуги», — рассказал он.

Зато электронный сервис продаж давал возможность недобросовестным покупателям перепродавать билеты. Поэтому РЖД пришлось перестроить систему и ввести лист ожиданий, позволяющий купить свободный билет, когда кто-то его возвращает. Таким образом уже удалось продать 160 тыс. билетов, рассказал глава РЖД.

«В предыдущие года я себя ловил на мысли: единственное, что может разрушить монополию или создать проблемы „Российским железным дорогам“, — это телепорт, — заметил Белозеров. — А сегодня поймал себя на мысли, что, наверное, мы уже со всеми транспортниками могли бы и объединиться, и была бы одна единая система телепортации, где бы мы все дружно работали, создавали новые сервисы и это было бы удобно и мы были бы при деле».

Модератор мероприятия, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, поинтересовалась у Белозерова, когда в РФ для начала запустят беспилотные поезда дальнего следования. «Наши поезда — и грузовые, и пассажирские — уже на сегодняшний момент с большим набором автоматических функций управления, и машинист уже переходит в формат оператора поезда, — ответил глава РЖД. — Я думаю, что через 8−10 лет можно будет сделать абсолютно четко поезд с так называемым беспилотным управлением, но человек все равно останется, поскольку для обеспечения железнодорожной безопасности нужно роботизировать еще [другие] определенные действия. Поэтому будет поезд беспилотный с человеком».

Гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский также сфокусировался на импортозамещении. «Почти два года назад все авиакомпании России перешли на отечественную систему бронирования авиабилетов, — оговорилась перед его выступлением Давыдова. — Ну и в хорошем смысле слова этого никто не заметил. Знаете, даже иногда обидно, что цифровая трансформация на транспорте заметна только тогда, когда что-то происходит плохое». Сам Александровский рассказал, что теперь «Аэрофлот» направляет 95% своего бюджета на ПО на российские решения, хотя раньше эта доля не превышала и трети.

«Мы всего на импортозамещение в ближайшие годы тратим порядка 28 миллиардов. Из них 10 миллиардов рублей — в рамках индустриальных компетенций, для того чтобы создавать продукты, доступные для остальных авиаперевозчиков, для всей авиационной отрасли», — добавил он.

Когда в самолетах появится Wi-Fi, поинтересовался Хрусталев. «Коллеги из минцифры обещают 2027–2028 год безусловно. Мы этого ждем, и соответствующие соглашения подписали, и пассажиры этого хотят. Это очень привычная востребованная услуга. Еще хотелось бы, чтобы она для пассажиров была бесплатной, как сейчас во всем мире», — сообщил глава компании.

«Одна палочка на экране нас не устраивает, нам надо три. И чтобы было стабильно. Вот скажите, Алексей, когда же наши пассажиры смогут серфить в интернете и в поездах, и в самолетах, в судах?» — поинтересовался модератор у генерального директора «Бюро-1440» Алексея Шелобкова. Компания как раз и занимается созданием российской спутниковой группировки.

«На самом деле одна палочка счастьем считается, одна палочка — это иногда несбыточная мечта», — ответил Шелобков.

«Если говорить про доступность, то мы идем очень быстро, уже сейчас 6 спутников находится на орбите, но основные десятки, сотни аппаратов начнут запускаться с конца следующего года и активно — в 2026 году», — рассказал спикер. Кроме этого, компания разрабатывает универсальные абонентские терминалы, которые можно будет использовать на разных типах поездов для обеспечения широкополосного доступа в интернет. На форуме показали инженерный образец данного терминала. В следующем году планируется начать опытную эксплуатацию. Кстати, антенны компании разрабатываются в Москве на соседнем этаже с Wildberries, рассказал Шелобков.

На форум приехала и сама основательница Wildberries — ее впервые публично представили как Татьяну Ким (Бакальчук). На форум приехала и сама основательница Wildberries — ее впервые публично представили как Татьяну Ким (Бакальчук). Фото: Рябчиков Владимир / ТАСС

«Надо сказать, что Татьяна Ким вам очень идет»

На форум приехала и сама основательница Wildberries — ее впервые публично представили как Татьяну Ким (Бакальчук). Сегодня самая богатая женщина России сообщила в своем телеграм-канале, что вернула девичью фамилию.

«Надо сказать, что Татьяна Ким вам очень идет. Намного больше, чем…» — осекся Хрусталев. Татьяна в ответ лишь посмеялась и не стала никак комментировать смену фамилии. В целом предпринимательница была в отличном расположении духа. Рассказала и о платиновой карточке «Аэрофлота», которую заработала с 2019 года, летая по командировкам, тогда еще экономклассом. Поблагодарила и КАМАЗ за беспилотные грузовики. «Когда давали старт беспилотному проезду между Москвой и Санкт-Петербургом, я побежала узнавать у наших ребят, потому что у меня в памяти отложилось, что мы свой первый беспилотный „КАМАЗ“ запустили в июне 2023 года. С тех пор успешно оптимизируем, успешно развиваем этот маршрут. Сейчас у нас уже ездит четыре машины, к концу года будет уже 10 или 12 беспилотных машин ездить между Москвой и Питером. Большое спасибо компании „КАМАЗ“», — сообщила Бакальчук. Также беспилотники используются во внутрискладской логистике, рассказала она.

Как и все крупные компании, сейчас Wildberries занимается искусственным интеллектом. «Наши замечательные алгоритмы могут записать за вас текст для карточки, подсказать, в каком месте нужно подсветить свою рекламу, и сейчас мы тестируем еще и фотографии. Мне тут недавно мои ребята прислали фотографию, нарядили меня в костюм Санта-Клауса. В общем, теперь, я думаю, скоро уже нельзя будет понять, кто перед вами на карточке — живая модель либо искусственная, вот как наша замечательная сегодняшняя модератор», — заметила Ким. Правда, ИИ-ведущая форума Тамара пока точно не похожа на настоящего человека.

Кроме этого, основательница Wildberries рассказала о планах площадки выйти на зарубежный рынок. «Учитывая те задачи, которые сейчас стоят перед нами, мы сейчас активно готовимся к выходу в страны, которые от нас на многие километры удалены, мы были бы очень рады, если бы наше транспортное министерство придумало что-то типа телепорта. Потому что, доставляя товары, допустим, в Африку или Индию, было бы очень здорово, если бы можно было открыть дверь и сказать: „Здравствуйте, ваша доставка“», — отметила Ким.

Под конец форума Хрусталев снова произнес проникновенную речь о возрождении величия России: «Наша страна, Россия, в начале пути возрождения. Мы все прекрасно понимаем, последние 30 лет это был неоколониализм. Нас уничтожали, грабили, и сейчас это прекращается. И мы вместе, только вместе, работая на благо Отечества, будем двигать нашу страну вперед, для того чтобы люди в нашей стране жили как можно лучше, лучше и лучше. <…> Я хочу лучше, чем сейчас. Я жил в 90-е, я не хочу так. Я хочу лучше, чем сейчас. Вот мы всегда, если мы побеждаем, — впереди рывок, если мы проигрываем, то вакханалия, анархия, смута, вот этого не надо. Нужна победа, а победа обязательно будет. И большой рывок вперед. Это будет, друзья, я был в будущем. Впереди 200 лет доминирования русской нации, русской цивилизации! Клянусь».