erid: 2SDnjbxDBmL
Книгой для всех она становится из-за тематики и жанра: тема Казанской агломерации касается всех неравнодушных, а устройство ее таково, что каждый найдет в ней что-то свое интересное. Этому способствует лоскутный характер книги: в ней есть и живые эмоциональные интервью, и размышления, а есть и сухая научно-методическая проза. Только сопереживание такой теме, как развитие огромного города в рамках концепции «Казанская агломерация», может побудить перечитывать эту книгу, в которой много ответов на наболевшие вопросы. Подробнее о книге — в представленной рецензии.
Успешное развитие городской агломерации невозможно без механизмов частно-государственного партнерства
В России тема развития городских агломераций как феномена нашего времени стала интересной из-за сплетения сложных расселенческих и социально-экономических проблем, сопровождающих развитие большого города и его пригородов. А в целом городские агломерации отражают общемировой тренд на усиление в современном обществе роли крупнейших городов и прилегающих к ним территорий. Да так, что агломерация начинает перехватывать у города роль основной урбанистической единицы. Сейчас уже трудно мыслить узкими рамками только «города», потому что расширяющиеся города и усложняющаяся современная городская среда требуют иного, более широкого и комплексного подхода, отраженного в понятии «городская агломерация». И именно такой подход представлен в этой книге по отношению к стремительно развивающейся Казани с ее пригородами. Развитие Казанской агломерации происходит на наших глазах не без проблем: все-таки сказывается взрывной темп изменений, и «болезни роста» здесь неизбежны. Есть транспортные проблемы, есть случаи нехватки даже элементарных объектов социальной инфраструктуры. Но такие проблемы неизбежны при бурном росте агломерации и важно, чтобы они лечились и не повторялись.
В книге даются рецепты лечения этих «болячек» от экспертов с огромным опытом в индустрии девелопмента. В частности, ASG Invest еще тридцать лет назад стал реально работать по теме комплексного развития территории Казанской агломерации. Им накоплен колоссальный практический опыт и большая теоретическая база. А содержательная история этой работы щедро и без купюр раскрывается в этой книге. Более того, рецепты эти можно тиражировать и на другие городские агломерации, но с учетом их специфики.
Главный из рецептов, как видится, — это то, что успешное и сбалансированное развитие городской агломерации невозможно без механизмов частно-государственного партнерства. В последнее время у нас кидаются из крайности в крайность. И получается, что либо частный бизнес строит без оглядки на необходимую коммунальную, дорожную и социальную инфраструктуру, в результате получаются условные Куюки. Либо государство самоустраняется и вешает на частный бизнес всю сопутствующую инфраструктуру, что приводит в конечном итоге к совершенно космическим ценам для будущих покупателей. Необходима гармония, тот самый баланс интересов между государством и частным бизнесом. Вся успешная тридцатилетняя деятельность ASG на ниве профессионального управления недвижимостью (сервейинг) и представляет собой тот самый найденный оптимальный баланс соблюдения своих интересов между частным бизнесом и государством, о чем написано буквально на каждой странице этой книги. В книге много примеров именно такого сотрудничества между ASG и правительством Татарстана, между ASG и мэрией Казани. Более того, попадаются такие нетривиальные, но очень глубокие примеры частно-государственного партнерства, как сохранение и восстановление объектов культурно-исторического наследия Казани совместными усилиями ASG и администраций города и республики.
Сервейинг и объекты культурного наследия: что между ними общего?
Книга в соответствии с заглавием четко делится на две части: сервейинг и объекты культурного наследия, что между ними общего? Объяснение авторы опубликовали в самом начале — издание открывает портрет и приветственное слово Рустама Минниханова, и это не просто реверанс главе республики. Книга содержит множество цитат из выступлений, фотографии, в том числе его знаменитых пеших прогулок по историческому центру, но, главное, она воспроизводит логику и биографию его развития, как одного из самых сильных региональных лидеров России.
События, отраженные в первой части книги, инициированы молодым премьером республики, заявившим при своем назначении о намерении в течение двух месяцев разработать антикризисную программу. И сдержавшим слово. Все шаги республики на этом пути — Антикризисный комитет, конференции, выставки продукции предприятий после финансового оздоровления, гильдии арбитражных управляющих, разработка теории и практики профессионального управления недвижимостью, в том числе землей, — скрупулезно отражены в книге.
Вторая часть — это молодой президент, теперь раис Татарстана, заявивший на организованной ASG Всероссийской конференции по ГЧП: «Сегодня мы много говорим о духовном возрождении. Трудно рассчитывать на него, когда вокруг себя человек видит запустение, неустроенность, разрушение культурных ценностей, построенных его народом. Мы в республике одними из первых в стране осознали это». Осознали и с восстановлением исторического центра, парков и дворов сделали Казань одним из комфортнейших российских городов, и вклад компании в это весом и уникален.
Задумывалась книга как летопись политического взлета Минниханова или так получилось в процессе ее написания, уже неважно, ведь получилось! Более того, жизнь включила в эту историю следующую красивую страницу.
Для неравнодушных к судьбе Казанской агломерации
Своевременность и актуальность этой замечательной книге придает такой факт: на дату выхода этого издания книги раис Татарстана Рустам Минниханов назначен указом президента России Владимира Путина председателем комиссии Государственного Совета РФ по национальному проекту «Инфраструктура для жизни». В пользу этого назначения сыграло признание передовых позиций Татарстана в России по созданию комфортной и безопасной среды для жизни, а также наработанная республикой колоссальная база в деле комплексного развития территорий. И многие подходы, сформированные в ASG за долгие для России 30 лет взаимодействия с государством, легли в основу этой базы.
В частности, колоссальная работа по проработке территорий Восточной дуги. Это 10 тыс. га частично покрытых многолетней хаотичной застройкой. ASG взяли на себя финансирование и этой работы — привлекли разработчиков генплана города — Институт Генплана Москвы. Была проведена масштабная аналитика, замеры существующих транспортных потоков в нескольких десятках ключевых узлов города, в том числе на въездах из прилегающих районов, построена цифровая транспортная модель, в которую заложены существующие и планируемые нагрузки как в городе, так и за его пределами. По итогам данной работы было рассчитано несколько сценариев освоения с разными объемами застройки на Восточной дуге. Далее был продолжен кропотливый труд по детализации этих работ — инженерные изыскания, топосъемку, проанализировали существующие возможности по инженерным сетям, рассчитали потребности на весь будущий объем, разработав схемы развития инженерных коммуникаций, а также провели анализ природных факторов. В ASG считают, что подход к градостроительному освоению Восточной дуги можно в дальнейшем тиражировать по всей России. По такому принципу и, применяя наработанный опыт, компания сейчас выстраивает работу и по Казанской агломерации.
Так что для неравнодушных к судьбе Казанской агломерации, для теоретиков и практиков, занимающихся комплексным развитием городских территорий, для фанатов сохранения культурно-исторического наследия таких территорий эта книга обязательно рекомендуется для самого внимательного прочтения.
Мнение экспертов
Свое мнение о развитии Казанской агломерации в контексте книги высказали и эксперты.
Олег Григорьев директор Института пространственного планирования РТ— До 2050 года в агломерации будет построено еще порядка 54 миллионов квадратных метров жилья. Мы рассчитали, сколько нужно дорог, транспорта и инженерных сетей. Определили, где разместить жилую застройку, чтобы избежать дисбаланса.
Олеся Балтусова помощник раиса РТ— Считаю, нужно больше разнообразия, чтобы в выходной день люди могли ехать в Верхний Услон, ходить по Волжской тропе, которая уже набирает популярности. И таких маршрутов надо делать больше, чтобы от обсерватории мы могли пройти пешком до Волги и дальше, до музея Васильева, до стекольного завода, переночевать в гостинице на берегу. Пока это точечные решения, не связанные между собой. А города нужно связывать, в этом их сила.
Ильсияр Тухватуллина главный архитектор Казани— Горизонт планирования в условиях агломерации рассчитан на десятилетия, твои решения будут аукаться потомкам или, наоборот, ты можешь так правильно найти точки, куда прикладывать минимальное усилие для достижения максимального результата…
Талия Минуллина руководитель агентства инвестиционного развития Республики Татарстан— Наша задача — создание не только в Казанской, но и в каждой из агломераций условий для самостоятельного развития, не утрачивая оригинального архитектурного облика. Татарстан всегда шел навстречу тем, кто понимает специфику исторических объектов и бережно относится к памятникам архитектуры. С каждым инвестором мы готовы работать индивидуально с учетом его интересов и стратегических интересов республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.