«В прошлом году мы получили доходов от налога на прибыль организаций в размере 183 миллиардов рублей, в этом ожидаем лишь 140 миллиардов. Снижение идет по нефтянке, к примеру, «Татнефть» в том году направила в бюджет 58 миллиардов, в этом предполагается поменьше — 43 миллиарда», — рассказывал министр финансов республики Радик Гайзатуллин на заседании комитета Госсовета Татарстана по бюджету, налогам и финансам. О том, за счет чего депутаты почти что ликвидировали дефицит бюджета РТ на 2024 год, сколько денег будет потрачено на ремонт дорог к БРИКС и стоит ли ждать снижения ключевой ставки от ЦБ РФ, — в материале «БИЗНЕС Online».
Начали обсуждение с вопроса о внесении поправок бюджет 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Доходов будет больше, чем планировали, но и расходов тоже…
На первое после выборов нового, VII созыва Госсовета РТ заседание бюджетного комитета депутаты пришли заблаговременно. Видимо, сказывалось волнение. Впрочем, больших изменений комитет от созыва к созыву не претерпел — в кресле председателя все так же восседал многоопытный Леонид Якунин, а его замом, как и в предыдущем созыве, был выбран Камиль Нугаев. А в рядах депутатов были отмечены некоторые изменения: в качестве свежей крови следить за принятием и исполнением бюджета теперь будут госсоветовские новички — гендиректор «Казаньоргсинтеза» Айрат Сафин и начальник НГДУ «Азнакаевскнефть» Алмаз Фаритов.
За три минуты до планируемого старта в кабинет стремительно вошел министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, классически приветствуя всех на двух языках — «Здравствуйте, исəнмесез». Якунин не стал скрывать, что все собравшиеся ожидали только главного спикера в лице министра финансов, поэтому предложил начать заседание слегка раньше назначенного.
Начали обсуждение с вопроса о внесении поправок бюджет 2024 год и на плановый период 2025-го и 2026-го. Гайзатуллин пояснил депутатам, что показатели на последующие два года пока не меняются, нужно лишь скорректировать значения бюджета на текущий год.
Доходную часть Гайзатуллин предложил увеличить на 54,5 млрд рублей, расходную — на 39,2 млрд рублей
Выяснилось, что и доходы, и расходы республики оказались выше, чем предполагалось, в связи с ростом количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы. На расходы же повлияло приведение социальной и инженерной инфраструктуры, а также дорог Казани в порядок в рамках подготовки к саммиту БРИКС.
Точных сумм по расходам на организацию саммита БРИКС представлено не было. Однако в марте «БИЗНЕС Online», изучив данные из открытых источников, подсчитал, что с учетом текущих федеральных и республиканских госпрограмм на 2024 год бюджет подготовки Казани к Играм и саммиту БРИКС перевалит за 25 млрд рублей.
Доходную часть Гайзатуллин предложил увеличить на 54,5 млрд рублей, расходную — на 39,2 млрд рублей. Дефицит бюджета при таких показателях уменьшится сразу на 15,3 млрд — до почти символической суммы.
В конечном итоге бюджет на 2024 год выглядит так:
- 484,5 млрд рублей по доходам;
- 485,6 млрд рублей по расходам;
- 1,3 млрд рублей — дефицит.
Якунин с удовольствием отметил, что увеличение бюджета в конце года — это хорошая тенденция, которая сохраняется на протяжении 10 лет. Это позволяет финансировать те проблемы и вопросы, которые возникают в течение года. «В следующем периоде ожидаем формирования такого же сбалансированного бюджета для последующего развития», — прогнозировал Якунин.
Якунин ждет от федеральных властей снижения ключевой ставки, но прозвучало это как выражение надежд и чаяний, а не как инсайдерская информация сверху
«Просели» по доходам от налогов на прибыль организаций из-за нефтяников
Гайзатуллин тут же представил детальный отчет об исполнении бюджета Татарстана по состоянию на 1 июля 2024 года. За это время доходы бюджета республики превысили произведенные расходы на 70 млрд рублей. Было отмечено, что доходы поступили в объеме 205,9 млрд рублей, что составляет 57,9% от утвержденного показателя. В сравнении с первым полугодием 2023 года налоговые и неналоговые доходы увеличились на 13,5%. Расходы казны за январь – июнь при этом составили 185,8 млрд рублей (41,4% от утвержденного показателя).
Примечательно, что, по сравнению с тем периодом 2023 года, выросли все налоговые доходы бюджета кроме (к сожалению, но ожидаемо) поступлений от налога на прибыль организаций. Их было получено на 5 млрд рублей меньше запланированного. По словам Гайзатуллина, снижение налога на прибыль обусловлено уменьшением налоговых поступлений от отдельных отраслевых игроков рынка.
«В прошлом году мы получили доходы от налога на прибыль организаций в размере 183 миллиардов рублей, в этом ожидаем лишь 140 миллиардов. Снижение идет по нефтянке. К примеру, „Татнефть“ в том году направила в бюджет 58 миллиардов отчислений по налогу на прибыль, в этом предполагается поменьше — 43 миллиарда. На уменьшение дохода повлияла курсовая разница, ценовой фактор и сокращение добычи. Снижение объема реализации сырья, на самом деле, является основным фактором», — пояснил министр финансов. Но в целом налоговые доходы за первые полгода поступили в объеме 189 млрд рублей и составили 91,9% от собственных доходов бюджета Татарстана.
Якунин поинтересовался, сохраняются ли риски повышения расходной части бюджета: «Сейчас мы хотим увеличить бюджет на приличную сумму, и хотелось бы узнать: хоть и осталось всего три месяца до конца года, но может ли что-то случиться, что опять цифры не сойдутся?»
Министр финансов наличие рисков отрицать не стал, но выразил уверенность, что бюджет, принятый на этом заседании, точно должен «сойтись». «У нас есть данные за 8 месяцев этого года, есть довольно точный прогноз на 9 месяцев, есть ожидаемые поступления по налогам. Чтобы цифры кардинально изменились, должны произойти очень жесткие перемены или ситуация уровня катастрофы — сильное падения рубля относительно доллара или, например, плохая реализация нефтяниками своего сырья», — объяснил Гайзатуллин.
Заседателей заинтересовала проблема слишком высокой ключевой ставки, установленной ЦБ РФ. Министр финансов лишь подтвердил, мол, да, ставка влияет на хозяйственную жизнь республики, но так и не смог ответить коллегам на животрепещущий вопрос о том, когда (и стоит ли) ждать ее снижения, правда, слегка обнадежил «публику».
«Тут все полномочия у ЦБ РФ, все будет так, как они решат. Размер ключевой ставки действительно влияет на утяжеление бюджета. Но по той информации, которую мы получаем, ожидается ее снижение, но, на сколько, непонятно», — поделился Гайзатуллин. Якунин также ждет от федеральных властей снижения ключевой ставки, но прозвучало это как выражение надежд и чаяний, а не как инсайдерская информация сверху.
Гайзатуллин кратко проинформировал об исполнении бюджета за 8 месяцев 2024 года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в республиканский бюджет на сумму 285,3 млрд рублей.
Представитель партии КПРФ Фадбир Сафин поинтересовался почему коэффициент назван «понижающим», в то время как он остался в том же значении, что и был, т. е. 1
Непониженный понижающий коэффициент
Еще одним вопросом на повестке стало установление «понижающего коэффициента, применяемого для определения налога на доходы физических лиц, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, в размере 1%».
Дело в том, что с 1 января 2025 года субъектам РФ дано право увеличить этот коэффициент с 0,7 до 1, если доходы налогоплательщика от продажи имущества откажутся меньше, чем его кадастровая стоимость.
Якунин пояснил, что бывают случаи, когда кадастровая стоимость заведомо занижается продавцом, для таких случаев и предлагается установить коэффициент 1. Законопроектом устанавливается, что с 2025 года доход от продажи недвижимого имущества должен быть равен его кадастровой стоимости.
Депутаты тревожились, что у татарстанцев может возникнуть несогласие не с коэффициентом, а с самой кадастровой стоимостью, но это уже вопрос не к парламенту. Тут владельцам недвижимости необходимо будет через суд требовать установить более справедливую кадастровую стоимость их собственности. Якунин сообщил, что всего по республике в суде уже находится 200 подобных обращений.
Представитель партии «КПРФ» Фадбир Сафин поинтересовался, почему коэффициент назван «понижающим», в то время как он остался в том же значении, что и был, т. е. 1. «Мы же единицу установили, не понизили ничего», — сокрушался Сафин, не принимая во внимание пояснения Якунина и его «комитетского» зама Нугаева о том, что это всего-навсего «федеральная терминология».
В итоге Сафин от голосования по этому законопроекту воздержался. «Ну коммунисты у нас всегда воздерживаются», — прокомментировал решение Якунин. Сафин подчеркнул, что это его личное, а не партийное решение, и попросил внести в терминологию больше ясности.
Поддержали законотворцы и законопроект о повышении стоимости патента для иностранных тружеников. В 2025 году он будет стоить 6 768 рублей
Какие еще вопросы были рассмотрены на заседании
Куда меньше дискуссий вызвали иные темы по повестке заседания. Единогласно депутаты привели республиканское налоговое законодательство в соответствие с федеральным по изменениям, касающимся упрощенной системы налогообложения и налога на имущество организаций.
Поддержали законотворцы и законопроект о повышении стоимости патента для иностранных тружеников. В 2025 году он будет стоить 6 768 рублей (вместо нынешних 6 229 рублей). Замглавы минтруда РТ Клара Тазетдинова пояснила, что в 2025-м он будет рассчитывается исходя из регионального коэффициента 2,35 к установленному платежу за патент в размере 2 880 рублей.
Сумма вполне посильная, Тазетдинова сообщила, что средняя зарплата таких работников составляет 52 тыс. рублей. Плата за патент обеспечит поступление налогов от иностранных работников, будет способствовать пресечению теневых выплат за счет предоставления юрлицам и ИП возможности легального привлечения мигрантов к трудовой деятельности на основании патентов. «Нужно учитывать, что налоги от доходов иностранных граждан поступают напрямую в бюджет Татарстана, за 2023 год они составили 2 миллиарда рублей, а за истекший период этого года — уже 1,6 миллиарда рублей», — добавила замминистра труда.
Далее по очереди шел вопрос о повышении нормативов финансовых затрат на образование. Замминистра образования и науки Татарстана Рамиль Хайруллин рассказал о том, что содержание ребенка в детском саду состоит из трех основных частей — родительской платы (36%), республиканского бюджета (36%) и местного бюджета (27,8%). При этом родительская плата тратится в основном на питание детей, которое в последнее время подорожало на 8% из-за существенного роста стоимости продуктов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.