«Сейчас Google активно инвестирует в то, чтобы создать цифрового двойника Земли и знать о планете все. БРИКС как сообщество может создать прямую конкуренцию, чтобы не допустить монополии», — говорили сегодня эксперты на открытии цифрового форума стран БРИКС. Основная часть иностранных гостей подтянется завтра, а пока российские IT-визионеры размышляли о конкурентоспособности России и перспективах различных технологий в почти пустом зале. А татарстанские компании устроили выставку решений в надежде на возможный экспорт. О том, где цифровые точки роста страны и как американцы пытаются создать новую форму жизни, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в Иннополисе стартовал цифровой форум БРИКС
«Нам интересны бразильские лесники, индийские сельхозники, китайские урбанисты»
Сегодня в Иннополисе стартовал цифровой форум БРИКС. Главное событие мероприятия — юбилейная 10-я встреча министров связи стран объединения — состоится завтра, но технопарк им. Попова уже в полной боевой готовности. На первом этаже татарстанские IT-компании расставили стенды с презентацией своих продуктов на английском языке в ожидании главы минцифры РФ Максута Шадаева и его зарубежных коллег. Сегодня выставку проинспектировал вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов — уточнял организационные моменты: о чем будут рассказывать, будут ли переводчики и чего компании хотят от стран БРИКС. Задача, как выяснил «БИЗНЕС Online», у многих простая — найти зарубежных заказчиков.
«ICL Системные технологии» привезли на форум комплекс мониторинга IT-инфраструктуры, разработанный совместно c «Газинформсервисом», и сервис по защите биометрических данных, созданный совместно с АО «Социальная карта» («дочкой» Ак Барс Банка). Последнее имеет прямое подключение к единой биометрической системе. Мероприятие выигрывает у других цифровых форумов, того же Kazan Digital Week, с точки зрения охвата международной аудитории, считает руководитель инновационных проектов ICL СТ Наталья Селиверстова. «Важно, чтобы о татарстанских компаниях за рубежом узнали больше, в том числе в сфере IT и информационной безопасности. Экспорт решений информационной безопасности из РФ планируется расширять, он пока достаточно небольшой, несмотря на наличие цифровых атташе с прошлого года. Поэтому такие KPI есть и у компаний, более того, рост экспортной выручки — один из критериев получения государственной поддержки», — отметила Селиверстова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
На первом этаже татарстанские IT-компании расставили стенды с презентацией своих продуктов на английском языке в ожидании главы минцифры РФ Максута Шадаева и его зарубежных коллег
«БАРС Груп» также планирует расширить сферу своего влияния. Ставку, в частности, делают на решения в области здравоохранения, образования, промышленности и управления данными. «Мы работаем в России, но осознаем, что нужно искать другие рынки применения нашим продуктам, усилиям, инвестициями и так далее. Поэтому мы, конечно, ждем, что найдем новых партнеров, новые рынки», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заместитель директора по развитию «БАРС Груп» Александр Кондратюк. «На сегодняшний день в России развиваются технологически сильные продукты, которые могут работать на экспорт. На российском и зарубежных рынках сейчас высокий уровень конкуренции, но мы понимаем, что наши решения соответствуют потребностям рынка для выхода на экспорт в тех сферах, в которых мы специализируемся на территории нашей страны», — добавил он.
Еще один участник выставки — первый серийный производитель дронопортов в России «Русдронопорт» из Иннополиса — уже работает за рубежом: в Саудовской Аравии, Дубае и ЮАР, но также планируют расширить рынки сбыта. Хотя как минимум с китайскими дронопортами тяжело конкурировать — они дешевле, рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» гендиректор компании Николай Ряшин. «Наше преимущество в том, что мы гибкие. У нас система создавалась для того, чтобы можно было ее использовать в различных сферах, в разных странах для различных задач. Поэтому я считаю, что в этом плане мы все-таки немного выигрываем. Мы можем быстро и легко адаптироваться под заказчика», — отметил менеджер продукта Андрей Павлов.
Университет Иннополис представил беспилотник вертикального взлета и посадки InnoVtol и систему предиктивного анализа отказов от промышленных манипуляторов — решение уже внедрено, в частности, на КАМАЗе, на производствах в Пермском крае, Самарской области и Москве. «Инногеотех», начавшийся как университетский стартап, занимается анализом спутниковых и аэрофотосъемок с помощью ИИ для федеральных госорганов и крупных компаний. «От стран БРИКС ждем внимания к нашим решениям. Они сегодня апробированы только в России, но они масштабируемы, как и любое интеллектуальное решение, оно дообучается и может работать на новых землях. Нам интересны бразильские лесники, индийские сельхозники, китайские урбанисты, которым нужен искусственный интеллект, чтобы искать вырубки, находить поля, визуализировать данные о городе», — объясняет руководитель направления маркетинга и развития компании Кирилл Измайлов.
В Иннополис приехали и российские IT-гиганты. Так, самый большой стенд на выставке был у Сбера, на нем компания представила, кажется, все свои ИИ-проекты. Главной точкой притяжения стало ИИ-зеркало. Так, один из иностранных гостей очень удивился, когда увидел, что искусственный интеллект видит его в образе пирата.
Александр Крайнов: «Мне кажется, что будущее искусственного интеллекта одинаково для всех во всем мире»
«У прогресса нет границ. Какие границы у математики во всем мире?»
Многие ИИ-топы приехали в Иннополис с визионерскими лекциями о будущем искусственного интеллекта. «Задача сделать так, чтобы развитие искусственного интеллекта было осмысленным и полезным для людей. Есть разные фобии, связанные с искусственным интеллектом. Нужно постоянно в общении, в обмене опытом друг с другом находить идеальную технологию развития, — отметил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ директор по развитию технологий ИИ „Яндекса“ Александр Крайнов. — Мне кажется, что будущее искусственного интеллекта одинаково для всех во всем мире. У прогресса нет границ. Какие границы у математики во всем мире, или у физики, или у химии? Даже если могут быть какие-то небольшие локальные перекосы, они устраняются. У нас на всех одна планета, на которой мы живем, и развитие у нас одно на всех. Очень плохо замыкаться внутри себя, нужно всегда вести широкое обсуждение на любых площадках, в том числе и на площадке БРИКС».
Роман Шайхутдинов: «Страны, которые смогут объединить усилия и договориться, будут наиболее успешными»
В этой же риторике выступали и спикеры открывающей форум визионерской сессии. «Мир сегодня меняется настолько серьезно, и обладание одними странами определенных технологий по отношению к другим будет всегда вносить дисбаланс, если страны не станут самостоятельно кооперироваться и объединяться в попытке разработать собственные технологии. Страны, которые смогут объединить усилия и договориться, будут наиболее успешными», — констатировал в приветственном слове Шайхутдинов. Но теория слегка расходилась с практикой. Иностранцев сегодня было немного, в основном китайцы, да и зал был наполовину пуст. Надо отдать должное организаторам — они не стали сгонять студентов для массовки, а просто подчеркнули, что все ключевые сессии транслируются онлайн. Сразу на пяти языках.
Визионерскую сессию форума должен был открывать ректор Университета Иннополис Александр Гасников, но он опоздал на собственное выступление (организаторы почему-то начали на 20 минут раньше), поэтому отдуваться пришлось спикеру из Китая. Вэй Ран, главный инженер Китайской академии ИКТ, зачитал приветственные слова, обнаружил, что кликер не работает и презентация не загружается, долго ждал, пока все починят, и долго зачитывал с телефона обтекаемые принципы развития технологий, некоторые из которых можно было услышать со сцены и 5, и 10 лет назад. Выступление спикера встретили горячими аплодисментами, отчасти за мужество. Но момент стояния на сцене в ожидании техподдержки, похоже, произвел на него впечатление, и вся китайская делегация (один за другим) в течение следующего получаса покинула зал.
Вэй Ран, главный инженер Китайской академии ИКТ, зачитал приветственные слова, обнаружил, что кликер не работает и презентация не загружается, долго ждал, пока все починят, и долго зачитывал с телефона обтекаемые принципы развития технологий, некоторые из которых можно было услышать со сцены и 5, и 10 лет назад
За международную компоненту, кроме Вэй Рана, отвечал еще и Аджит Абрахам, заместитель ректора индийского Университета Беннетта. Договориться с ним было несложно: во-первых, он выступал по видеосвязи, а во-вторых, он сам остается профессором Университета Иннополис. Гасников, кстати, тоже в итоге выступил — не вполне с характерной для визионерских сессий лекцией об обучении моделей с подкреплением на основе отзывов человека, изобилующей математикой, функциями и т. д. И объяснял министру «цифры» РТ Айрату Хайруллину, как метод золотого сечения помогает создавать нейросети с обратной связью.
Ключевое выступление было у вице-президента МТС Евгения Черешнева. Он порадовал присутствующих, что «хардкорного матана» не будет, и обрисовал довольно-таки настораживающие перспективы развития ИИ
Мы пустили на поляну синтетическую форму жизни. Не начнет ли она создавать свою религию?
Но ключевое выступление было у вице-президента МТС Евгения Черешнева. Он порадовал присутствующих, что «хардкорного матана» не будет, и обрисовал довольно-таки настораживающие перспективы развития ИИ. Он исходил из того, что среда обитания человека не природа («посмотрите вокруг, какая, на фиг, природа?!»), а информация, а цивилизация — это текст. Деньги — набор символов, религия основана на книгах.
«Теперь мы пускаем на эту поляну синтетическую форму жизни, которая будет писать текст за вас! Она уже пишет неплохие сценарии к сериалам, неплохие договоры, генерит девелоперские проекты. Но нет никакого способа подтвердить или опровергнуть гипотезу, что в долгосрочной перспективе — в текущих реалиях это 10 лет — ИИ не начнет создавать свою религию, в которую люди поверят. Всегда есть риски, что машина нас начнет мотивировать на что-то и ты не будешь знать, что это машина», — говорил он.
Черешнев говорил об особом времени, в котором наряду с биосферой, ионосферой есть и датасфера. Человечество, ежесекундно обмениваясь колоссальным объемом информации и оставляя цифровую ДНК, «фонит» от данных. «По исследованиям, к 2030 году на Земле будет 10 миллиардов людей и 500 миллиардов устройств, в основном сенсоров. Они начинают пополнять датасеты данными, которых до этого не существовало. Например, распознавая микроэмоции, которые мы не можем скрывать: зрачки реагируют, краешки глаз, губы. Уже есть масса стартапов, которые извлекают эмоциональный фон, например, для ретейла. К примеру, пришел в магазин высокий брюнет, система понимает по косвенным маркерам, что его интересуют высокие блондинки, и подбирает под него профиль продавца. Все! Плюс 15 процентов к продажам. Это джинн, который выпущен из бутылки», — рассуждал Черешнев, подчеркивая, что уже можно показать, допустим, американцу фотографии Камалы Харрис и Дональда Трампа и понять, за кого человек проголосует.
Вопрос, куда это все идет. Машина умеет анализировать картинку, понимать голоса, разбирается все в новых и новых сценариях: распознает оружие, аномалии, пожары, мусорки, нестандартное поведение — на том уровне математики, который 20 лет назад был невозможен. И она не разучится это делать. Человек ограничен временем жизни — у машины нет этого сдерживающего фактора, она будет совершенствоваться, пока источник питания не закончится, солнце не погаснет.
«По исследованиям, к 2030 году на Земле будет 10 миллиардов людей и 500 миллиардов устройств, в основном сенсоров. Они начинают пополнять датасеты данными, которых до этого не существовало»
«Работоспособный интерфейс «мозг-компьютер» откроет другую форму жизни»
Умный дом, который полноценно будет реализуем с запуском 5G, тоже открывает массу возможностей. Например… умные унитазы, которые могут быть полноценным компьютером, которые имеют доступ к биоматериалу и могут анализировать, что с человеком так или не так.
Становится реальностью 3D-печать домов, в которых появляется новый функционал. «Представьте, что дома у вас висит телевизор-зеркало. Вы нажимаете на конкретный магазин, выбираете одежду и видите себя в зеркале, как будто вы уже купили и надели эту одежду», — приводит пример он. Сама одежда, кстати, тоже может концептуально измениться.
Большой прогресс в медицине — от наноботов, которые могут вводиться внутривенно, обнаруживать онкологию в ранней фазе и уничтожать ее, до печати органов. «Мы уже можем выращивать уши в мышах. Когда мы вырастим печень, это вообще будет дивный новый мир», — пошутил он. Черешнев убежден, что на горизонте 10 лет люди смогут жить на 10, 20, 30 лет дольше. И это не предел: в 2019 году Китай клонировал примата…
«Илону Маску США дали разрешение на эксперименты над людьми, несмотря на то что смертность среди приматов была очень высокой. Потому что все понимают, что тот, кто первый сделает нормальный, работоспособный интерфейс „мозг-компьютер“, откроет другую форму жизни», — рассуждал визионер.
Ну и не обошлось без рассуждений на тему, кто кого заменит. «Все, кто сегодня стремится работать курьерами за 140 тысяч рублей и считает, что это навсегда, — вы зря так думаете, потому что доставка последней мили автоматизируется еще быстрее. В Дубае в следующем году будет аэротакси в пилотном режиме запускаться», — напомнил спикер с оговоркой, что в мегаполисах оно автомобили не вытеснит — слишком жужжит. Но армия таксистов и доставщиков, по его мнению, точно исчезнет.
Еще хуже, по словам Черешнева, что человечество тупеет как биологический вид.
«Есть такое понятие „цифровая амнезия“. Когда мы учились, нам вдалбливали в голову формулы, годы, принципы и так далее. И если завтра случится Апокалипсис, мы пойдем в лес, поставим какую-нибудь палатку, разожжем костер, найдем воду — точно не пропадем. У молодых людей, которым сегодня 14–15 лет, мозг устроен по-другому. Мы с вами запоминаем информацию, они ее индексируют, они запоминают, где найти», — констатирует он. Есть и еще одна проблема: синдром цифровых коконов, когда рекомендательные системы подсовывают один и тот же контент. Чтобы из него выбраться, надо задавать нестандартные вопросы, а это сделать очень тяжело.
Поэтому за технологии идет большая битва. «БРИКС как сообщество может создать прямую конкуренцию, чтобы не допустить монополии. Сейчас Google активно инвестирует в то, чтобы максимально создать цифрового двойника планеты Земля — используя аэрофотосъемку, спутниковую съемку, спектральный анализ, пробы грунта и так далее, чтобы знать о планете все», — предупреждает Черешнев.
При этом в мире очень неравномерный и нечестный доступ к технологиям. Самый мощный суперкомпьютер — в США, он выдает 1,2 тыс. петафлопс операций. В России и других странах БРИКС — 120 петафлопс. На чем обучать искусственный интеллект? «Нам надо объединяться, потому что нужны общие системы распределенных вычислений. Создавать каждому свой суперкомпьютер очень дорого, долго и проблемно, а вместе мы можем что-то делать. И это смысл таких встреч формата БРИКС», — заключил он. Услышат ли его страны — станет понятно завтра, когда в Иннополис приедут представители цифровых министерств всего альянса.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.