Серьезный резонанс получил инцидент в одной из школ Ташкента, где учитель применил физическую силу к 6-класснику за его просьбу вести урок на русском языке. Как оказалось, произошло это в русскоязычной школе на уроке русского языка. Острота ситуации дошла до того, что потребовала встречи глав внешнеполитических ведомств России и Узбекистана на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Подробности истории — в материале автора «БИЗНЕС Online» востоковеда Азата Ахунова.
«В Узбекистане случился скандал, связанный с инцидентом, произошедшим 23 сентября в одной из школ Ташкента, где учитель применил физическую силу к 6-класснику за его просьбу вести урок на русском языке»
А директор уволился
В Узбекистане случился скандал, связанный с инцидентом, произошедшим 23 сентября в одной из школ Ташкента, где учитель применил физическую силу к 6-класснику за его просьбу вести урок на русском языке.
Скорее всего, данный вопиющий случай замяли бы — в Узбекистане не принято выносить сор из избы, но благодаря установленным в классе камерам случай рукоприкладства стал достоянием общественности. На видео, распространившемся в телеграм-каналах, учительница несколько раз грубо толкает ученика, прижимает его к доске, держит за шею и бьет по лицу.
Активность и принципиальность проявили родители мальчика, которые пытались достучаться до руководства школы, но адекватной реакции не последовало. Выяснилось, что классный руководитель ученика знал о случившемся, но, не изучив ситуацию и не выслушав ребенка, обвинил школьника в инциденте и заставил публично извиниться перед учителем, тем самым нанеся ему дополнительную психологическую травму. Мать школьника сообщила, что мальчик не хочет возвращаться в школу после случившегося. Родители ученика обратились в правоохранительные органы по поводу действий педагога.
Управление дошкольного и школьного образования Ташкента подтвердило факт инцидента и сообщило, что учительница была принята на работу недавно, она еще даже не была официально оформлена.
Защищавшая честь мундира директор школы не стала ждать развития событий и уволилась «по собственному желанию». Учительница, которая совершила нападение на ребенка, также попала в другой скандал, связанный с нападением на заместителя директора другой школы, и была арестована уже на следующий день. Она устроила драку в учебном заведении, где училась ее дочь, при этом оказав сопротивление прибывшим сотрудникам национальной гвардии.
«Вице-спикер парламента Узбекистана, «узбекский Жириновский» Алишер Кадиров призвал МИД России заниматься «полностью своими внутренними делами, а не заботиться о наших внутренних делах»
Что думает «узбекский Жириновский»?
Министерство иностранных дел России оперативно отреагировало на инцидент, запросив от властей Узбекистана официальные объяснения и правовую оценку материала в СМИ. Российская сторона выразила настоятельную просьбу принять меры в отношении виновного лица, если информация подтвердится. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва будет внимательно следить за этим вопросом.
Но на этом дело не закончилось. В бой вступила «тяжелая артиллерия». Вице-спикер парламента Узбекистана, «узбекский Жириновский» Алишер Кадиров призвал МИД России заниматься «полностью своими внутренними делами, а не заботиться о наших внутренних делах». По его мнению, реакция российских властей является попыткой «поднять шум на пустом месте». Министерство иностранных дел Российской Федерации вызвало в ответ посла Узбекистана в Москве, для того чтобы сделать представление, сочтя высказывание Кадирова неприемлемым.
Не обошлось и без «особого мнения» ректора Университета журналистики и массовых коммуникаций Республики Узбекистан Шерзода Кудратходжаева, который сам не так давно попал в скандал, заявив, что что жители Узбекистана, которые не знают государственного языка республики, являются «оккупантами или идиотами». В этот раз он категорически осудил случай насилия в школе, но при этом так же, как и Кадиров, заявил о неприемлемости «вмешательства другого государства во внутреннее дело нашей страны».
Но дальше всех пошел советник главы минэкологии республики Расул Кушербаев. «Пришло время включить Захарову в список иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывание которых в Узбекистане считается нежелательным», — заявил узбекский чиновник, видимо, под впечатлением недавно принятого закона о «нежелательных иностранцах».
В итоге ситуация накалилась настолько, что пришлось организовать специальную встречу между главами внешнеполитических ведомств России и Узбекистана на полях недавно прошедшей Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, где было принято решение не вмешиваться во внутренние дела друг друга.
«В этой связи возникает много вопросов. Например, может ли ученик школы в независимом Узбекистане потребовать, чтобы предмет преподавался на русском языке?»
188-я русскоязычная школа
Теперь необходимо расставить все точки над i. В этой связи возникает много вопросов. Например, может ли ученик школы в независимом Узбекистане потребовать, чтобы предмет преподавался на русском языке? На первый взгляд, нет — это нонсенс. Или каприз. Ведь узбекский язык в этой стране, согласно 4-й статье Конституции, является государственным, а русский не имеет даже статуса языка межнационального общения.
В 2023 году насчитывалось более 940 школ с русскоязычными программами, где обучение проводится на русском языке или он является основным языком для изучения определенных предметов. Кроме того, около 20 вузов полностью или частично используют русский язык в качестве языка преподавания. В Узбекистане работают более 10 филиалов и представительств российских высших учебных заведений.
И как будто у узбекских чиновников есть повод для недовольства от подобной нервной реакции России. Особенно если заявление из Москвы исходит из уст человека, который, по их разумению, не занимает первых мест на политическом олимпе РФ, что на самом деле является непониманием реальной системы координат.
На самом же деле школа №188 Ташкента русскоязычная, и инцидент произошел на уроке русского языка, который до сего дня вели на русском языке. Поэтому пострадавший ученик вполне мог потребовать вести урок на понятном ему языке. Не говоря уже о вышеупомянутой статье Конституции, где также сказано, что «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создает условия для их развития».
Местные жители с ностальгией вспоминают «старую» 188-ю школу. «Я училась в этой школе 10 лет, правда, в советское время. Преподавательский состав был просто высочайшего уровня, мы до сих пор их с теплотой вспоминаем. От этой ужасной новости первый директор школы, Борис Андреевич, наверное, в гробу перевернулся», — написала одна из выпускниц школы в комментарии под новостью о случившемся.
В отношении самой 188-й школы накопились критические оценки. За фактами далеко ходить не надо: стоит открыть раздел отзывов на «Яндекс.Картах» и посмотреть, что пишут люди. «Не школа, а полное безобразие!!! Учителей нет, а те, кто есть, непрофессиональны и слабы», «Я сам учусь в этой школе в 7-м „В“ классе — это самая худшая школа в мире», — комментарии такого рода участились за последние три года.
Привлечение подобных педагогов с неуравновешенной психикой — от безысходности. Главная проблема в педагогических кадрах, которые бегут от нечеловеческих нагрузок, вороха бумаг и отчетности, так и не дождавшись обещанных учителям пять лет назад зарплат в $1 тысячу.
Тем не менее многие пользователи высказываются весьма категорично, называя действия учительницы недопустимыми и требуя ее немедленного отстранения от работы и даже ареста: «Дети, конечно, не подарки… Но вести урок русского языка в классе с русским языком обучения на узбекском — это фантастика! А учитель ни при каких обстоятельствах не должен распускать руки и заниматься рукоприкладством! Это профнепригодность!»
«У этого маленького сопляка нет никаких прав предъявлять претензии учителю»
В общем, реакция узбекской блогосферы и простых людей на инцидент в школе №188 оказалась весьма эмоциональной. Особенно много комментаторов собралось под постами вышеупомянутого депутата Кадирова в его социальных сетях. При этом надо учитывать тот факт, что это в основном его сторонники и единомышленники.
Есть те, кто поддержал провинившуюся учительницу, но таких крайне мало. Например, один комментатор пишет, что «у этого маленького сопляка нет никаких прав предъявлять претензии учителю», якобы, «чтобы определить вину педагога, надо иметь звание профессора».
Тем не менее большинство пользователей осудили поведение учительницы, отметив, что такие случаи травмируют детей на всю жизнь. «Надо уволить эту учительницу, чтобы она больше не могла работать в системе образования. Ведя урок русского языка на узбекском, показала свою некомплектность, отсутствие знаний и навыков. Респект Захаровой за то, что болеет душой за русский язык», — пишет другой комментатор на страничке Кадирова.
Многие пользователи предполагают, что поведение учительницы связано с ее психологическим состоянием. Комментаторы также отмечают системные проблемы в образовании Узбекистана. Они утверждают, что педагогов часто набирают без должной проверки из-за нехватки кадров и низкой зарплаты, что может приводить к подобным инцидентам.
Несмотря на то что первопричиной инцидента стала просьба ученика объяснить материал на русском языке, в комментариях не наблюдается острой языковой полемики. В основном пользователи концентрируются на осуждении насилия и обсуждении поведения учительницы, а не на вопросе двуязычия.
Конфликт исчерпан или заморожен
Казалось бы, конфликт исчерпан, а может, заморожен. Да, инцидент в школе №188 в Ташкенте может оказать определенное влияние на отношения между Россией и Узбекистаном, но, судя по текущей реакции обеих сторон, он не должен привести к серьезному ухудшению отношений.
В последние годы отношения между Узбекистаном и Россией вышли на качественно новый уровень. Углубилось экономическое и политическое сотрудничество. Сегодня Россия является одним из главных партнеров Узбекистана.
В последние годы официальный Ташкент также предпринимает усилия по расширению сотрудничества с Россией в сфере образования: открываются филиалы российских вузов, проводятся программы по повышению квалификации преподавателей русского языка, что способствует поддержанию высокого уровня знания языка среди населения.
В этих условиях портить отношения между государствами никто не заинтересован. Тем не менее Москва показала, что вопрос русского языка и защиты соотечественников для нее не менее важен, чем остальное.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 136
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.