С 1 октября начинает действовать новая долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для машин С 1 октября начинает действовать новая долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для машин Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Подарок АвтоВАЗу и КАМАЗу на День машиностроителя

Накануне, 29 сентября, в России отмечался День машиностроителя. Вчера были формальные поздравления, а главный «подарок» для отечественных производителей авто вступит в силу завтра. С 1 октября начинает действовать новая долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для машин. Она утверждена постановлением правительства РФ и будет касаться ввозимых из-за границы легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники.

Утилизационный сбор — это налог, который импортеры и производители должны уплачивать за каждое произведенное или ввезенное на территорию государства транспортное средство (ТС). Платят сбор и российские автопроизводители, однако им положена компенсация за счет бюджета. Суть в том, что чем выше локализация производства в РФ, тем выше компенсация. По такой логике чистый ввоз становится дороже местного производства, зарубежному производителю выгоднее выпускать машины в стране. Правда, на китайского производителя такая схема пока, кажется, не действует. Не секрет, что азиатские партнеры не торопятся с переносом производства в РФ, но при этом уверенно «подминают» под себя российский авторынок.

В конце мая, на выездном заседании Совета Федерации, президент «Автоваза» Максим Соколов и гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин вдвоем упрашивали законодателей повысить утильсбор и ввести ежегодную индексацию В конце мая на выездном заседании Совета Федерации президент АвтоВАЗа Максим Соколов и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин вдвоем упрашивали законодателей повысить утильсбор и ввести ежегодную индексацию Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В конце мая на выездном заседании Совета Федерации президент АвтоВАЗа Максим Соколов и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин вдвоем упрашивали законодателей повысить утильсбор и ввести ежегодную индексацию. «Без этого мы никак не обойдемся. Серийность заводов в Китае большая, и победить их невозможно, если не будет защиты рынка», — подчеркивал руководитель челнинского завода. И власти услышали.

Сергей Когогин: «При таком безалаберном отношении мы ставим потребителя в большие расходы!»

Грядущее повышение утильсбора в профильном сообществе обсуждалось еще с конца августа, а официально о нем стало известно в середине сентября. Поскольку решение непопулярное и точно не встретит поддержки у обычного потребителя и дилеров, минпромторг РФ оповестил о нем вечером в пятницу, 13 сентября, уже после окончания рабочего дня и перед выходными. Объявил как бы между делом, будто ничего серьезного и не произошло. На самом же деле это одно из важнейших решений года для автомобильного рынка РФ и уж точно для российских производителей. Правда, «защитит» ли их новая ставка утильсбора — это еще вопрос открытый.

«Будет способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений, реализации совместных промышленных проектов, стимулированию локализации производства на территории России», — так министерство промышленности и торговли преподносило повышение ставок. Проще говоря, ведомство рассчитывает, что локализованных производств автомобилей станет больше, поскольку производителям (понятно, что прежде всего речь идет о китайских) станет невыгодно просто завозить машины и спрос на них из-за высокой цены упадет. Российские же производители, тот же АвтоВАЗ, смогут за счет компенсации и льготных программ кредитования и лизинга сохранить ценники или повышать их не так серьезно, соответственно, будут смотреться выигрышнее. «Индексация [утильсбора] не скажется на стоимости автомобильной и специализированной техники отечественного производства», — обещал минпромторг РФ в своем релизе.

За автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 литров старше трех лет сейчас платят 1,3 млн рублей, а с 1 октября ставка составит уже 2,4 млн рублей За автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л старше трех лет сейчас платят 1,3 млн рублей, а с 1 октября ставка составит уже 2,4 млн рублей Фото: © Nikolay Gyngazov / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Сильно подорожают машины от 3 литров. У них цены вообще в космос уйдут!»

Что конкретно меняется и как? Во-первых, важно сказать, что для граждан РФ, которые ввозят машину с двигателем объемом до 3 л и для личного пользования, ничего не поменяется. Для них по-прежнему будет действовать льготная ставка сбора, однако есть условия. В течение года такую машину, ввезенную для личного пользования, нельзя будет продать. В случае реализации разницу в утильсборе придется доплачивать. Еще одно — больше одного ТС в год привезти для личного пользования не получится. Такую схему ввоза авто используют, когда транспортное средство везут «под заказ», но для автодилеров, например, она не подходит.

Если машина покупается для дальнейшей перепродажи в России, ставка вырастет. Причем с 1 октября — сразу на 70–85%, а после запланирована ежегодная индексация на 10–20% до 2030-го. Таким образом, для самого массового сегмента легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л размер утильсбора вырастет с нынешних 306 тыс. рублей до 556,2 тыс. рублей, а к 2030 году это будет уже 1 172 400 рублей.

Для любителей мотора помощнее ценник еще выше. Так, за транспортные средства с объемом двигателя от 2 до 3 л старше трех лет сейчас платят 1,3 млн рублей, а с 1 октября ставка составит уже 2,4 млн рублей. До 2,7 млн рублей завтра вырастет ставка для авто с двигателем объемом от 3 до 3,5 литра.

На машины, которые успели ввезти в РФ до 1 октября 2024 года, станут распространяться предыдущие коэффициенты, но правило будет действовать только при условии, что документы в таможенные органы поданы не позднее 1 ноября 2024-го.

Автомобильные дилеры во второй половине сентября строили свои рекламные кампании в том числе на грядущем повышении ставки утильсбора. На главной странице сайта одного из крупных дилеров в Татарстане прямо сейчас размещен баннер с призывом к покупателям: «Торопитесь за авто до повышения утильсбора».

В понедельник корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил три дилерских салона в Казани и поинтересовался, планируется ли повышение цен на ТС с учетом индексации утильсбора и, если да, в какие сроки. В одном из салонов заявили, что пока не в курсе, когда увеличат стоимость и насколько серьезно. При этом сотрудник уточнил, что рост ставки будет зависеть от объема двигателя, например, на популярный сейчас 1,5-литровый GAC GS3 GL за 2,6 млн рублей размер утильсбора поднимется на 230 тыс. рублей.

В понедельник корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил три дилерских салона в Казани и поинтересовался, планируется ли повышение цен на автомобили с учетом индексации утильсбора и если да, то в какие сроки В понедельник корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил три дилерских салона в Казани и поинтересовался, планируется ли повышение цен на ТС с учетом индексации утильсбора и, если да, в какие сроки Фото: Илья Зима

Менеджер другого автосалона предупредил, что рост стоимости машин составит от 300 тыс. до 1 млн рублей, но коснется он только тех ТС, которые приедут после 1 октября. Пока же еще можно купить автомобили по прежней цене, для них утильсбор уже уплачен по текущей ставке. У всех остальных, новоприбывших из-за границы и получивших ПТС после 1 октября, сумма нового утильсбора будет в ценнике.

«Сейчас все пойдет вверх, за ними и бэушки подтянутся. Не настолько, конечно, как цены на новые автомобили, но тоже будут подниматься. Сильно подорожают машины от 3 литров. У них цены вообще в космос уйдут. Для кого-то это ощутимо, для кого-то — нет. Но пока ясности нет, сколько стоить будет», — отметил менеджер одного из салонов.

Так, трехлитровый BMW X6 и двухлитровый Hyundai Tucson 2024 года выпуска поднимутся в цене на 1 млн и 300 тыс. рублей соответственно. В одном из салонов, который занимается продажей китайских грузовиков, сказали, что повышение стоимости составит от 400 тыс. до 800 тыс. рублей в зависимости от объема двигателя. Во всех автосалонах подтвердили, что в преддверии повышения утильсбора ажиотаж у них усилился. К слову, у одного из премиальных салонов в самом центре Казани в это же время полным ходом шла разгрузка новеньких ТС с одного автовоза и двух фур, в которые, кажется, может поместиться не больше двух машин, что весьма расточительно в плане транспортировки.

«Одномоментного перекладывания утильсбора в стоимость не будет. Цены станут меняться в течение всего четвертого квартала, увеличиваясь на 2–3 процента ежемесячно. В итоге влияние повышения утильсбора составит в среднем 10–12 процентов. В наибольшей степени рост затронет китайские транспортные средства с объемом двигателя до 2 литров. Это 70–80 процентов всех иномарок», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор по развитию продаж новых автомобилей «ТранТехСервиса» Алексей Караулов.

Трехлитровый BMW X6 и двухлитровый Hyundai Tucson 2024 года выпуска поднимутся в цене на миллион и 300 тыс. рублей соответственно Трехлитровый BMW X6 и двухлитровый Hyundai Tucson 2024 года выпуска поднимутся в цене на 1 млн и 300 тыс. рублей соответственно Фото: © Jan Huebner/Voigt, via www.imago / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

«Многие дилеры уже получили предписания, что прайс-лист с 1-го числа будет переписан»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали индексацию ставки утильсбора и порассуждали, как она отразится на ценниках в салонах.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Да, конечно, машины подорожают. Многие дилеры уже получили предписания (или, сказать помягче, информационные письма) от импортеров, что этот прайс-лист с 1-го числа будет переписан. Может быть, не по всем моделям, не по всем маркам, но такие письма уже приходили. Некоторые компании переписывают цены на 5–7–8 процентов, кто-то — меньше. Но в любом случае это, наверное, выше, чем те ожидания, которые были у дилеров, потому что если мы берем такой популярный ценовой сегмент, как, например, 2,5 миллиона рублей за машину, предполагалось, что цены могут подняться на 50 тысяч рублей, на 70, что-нибудь такое. Они думали, что импортеры возьмут на себя часть этой нагрузки — часть увеличения утилизационного сбора, в чем я, кстати, сомневался, а оказалось, что эти машины подорожали тысяч на 150. Дорогие машины — за 5 миллионов — подорожают и на 250 тысяч.

Так что никаких чудес нет. Постепенно весь утилизационный сбор всем моделям окажется включен в цену автомобиля. У кого-то больше склад машин, которые были ввезены, и там нет, может быть, острой необходимости сразу переписывать стоимость. У кого-то меньше склад, кто-то сейчас завозит автомобили. То есть это не одномоментная история, такое же может ступенчато делаться: один раз повысили цены, потом еще раз повысили. Соответственно, еще одно повышение будет с 1 января, и нас ждет такая же судьба. То есть так же все будет сказываться на ценах.

Как грядущее повышение отразится на поведении дилеров? Я думаю, что ведь это всегда синергия: дилер не может работать без импортера. Вероятно, он и хочет заполнить склад, закупить что-то, но импортер не всегда такую возможность предоставляет. Или наоборот. Думаю, что дилеры чуть-чуть осторожнее будут подходить. Но я не склонен думать, что при нынешнем увеличении цены вдруг резко упадет спрос на автомобили. Пока не упадет.

Эти панические настроения, что постоянно дорожает и будет еще дороже, сохранятся в ближайшее время. Понимая, что в будущем, причем ближайшем, станет еще дороже, люди продолжат покупать автомобили. И в октябре так же ажиотажно, как в августе и сентябре. В ноябре, наверное, будет небольшой спад, в декабре — опять продажа, а вот в январе и феврале — опять же спад. Чтобы не морозить деньги в январе и феврале, потому что, когда машины стоят на складе и не продаются, это, конечно, плохо, дилеры и будут пытаться подгадать так, чтобы основной свой запас распродать до Нового года, чтобы не оставлять машины на мертвый сезон января и февраля.

Что делать сейчас? Вы знаете, у каждого свои тараканы в голове, собственные взгляды, но тут очень просто все. Если в принципе не было денег на машину, что, сейчас бежать приобретать? И не купишь при нынешних кредитных ставках. Я думаю, что если у человека хороший автомобиль, относительно не старый, то надо ездить дальше. А если человек всерьез думал о покупке машины, рассчитывал за и против и так далее, если был близок к решению, то надо приобретать, потому что потом все станет дороже, а послезавтра — еще дороже. Нужно покупать. К сожалению, ничего в этой схеме за последнее время не поменялось.


Вячеслав Субботин — ведущий программы «Минтранс»:

— С 1 октября автомобили подорожают, безусловно. Фактически на размер утилизационного сбора. Они подорожают, но не прямо с 1 октября. Понятное дело, что люди сейчас запаслись машинами, они возили просто пачками эти транспортные средства. Прежде всего дилеры. Это даже не китайские производители, это же рассчитано на рынок КНР. Пока есть запас, цены поднимут, но не кардинально, не на всю стоимость, а потом, через месяц, как только запасы начнут кончаться (а они кончаются быстро), цены на этот утилизационный сбор и вырастут.

Потому что задача данной утилизации — налог. Это к утилизации не имеет вообще никакого отношения, потому что машины никто не утилизирует у нас в стране. Это дополнительный налог, или заградительный барьер, принуждающий к тому, чтобы китайские производители (других-то нет) строили здесь заводы. Но тот, кто выдвигает такие предложения, не понимает, что китайцам наш рынок неинтересен. Сюда везут эти ТС наши бизнесмены, не автомобильные компании, потому что продать 200 тысяч или 400 тысяч машин в сравнении с китайским рынком, где реализуется 30 миллионов транспортных средств, — это тьфу, вообще ничто. Потому зачем здесь строить заводы и вкладываться? Хотите покупайте, хотите нет.

Потому данный налог ляжет на наших автомобилистов — и все. Никак подобное не принудит китайских производителей строить здесь автомобильные заводы. Наши люди просто покупают эти машины и завозят. Значит, рынок опять переориентируется просто на подержанные транспортные средства с правым рулем, те, которые будут ввозить из Японии, из Кореи. Европа как-то подтянется.

Как себя вести покупателю? Конечно же, не надо думать, что все пропало, и бросаться покупать. Присмотритесь. В принципе, неважно, какой рынок, ориентироваться на китайские автомобили вообще не стоит. Они все плохие: дорогие или дешевые. Это пока яркая и красивая обертка и ничего более. Сумасшедший расход топлива на каждой машине, если это с бензином, да и с электромобилем. О них вообще говорить нечего. Все гниют, подвески ломаются. Конечно, такое не случается прямо сразу на новом ТС, тем не менее через год, через зиму или две это все выплывает. Так было всегда с китайскими автомобилями.

Дилеры не загнутся от повышения цен. Наоборот. Сейчас они завезли эти машины, будут жить за счет сервиса авто, обслуживания. И потом в мегаполисах — Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Новосибирске — станут покупать новые транспортные средства, это тоже понятно, потому что ремонтировать и обслуживать их невыгодно. В мегаполисах такое дорого. В городах чуть поменьше это дело прибыльное будет, а здесь — нет.


Руслан Абдулнасыров — собственник компании «Автосеть.РФ», президент ассоциации автомобильных дилеров РТ:

— Скорее всего, сценарий будет следующий. Автомобили после 1 октября не подорожают, потому что информация о том, что поднимают утильсбор, ни для кого не была секретом, в том числе и для импортеров ТС. Соответственно, они обеспокоились заранее и ввезли колоссальное количество машин, успели их растаможить по ставке предыдущей. У всех по-разному, но я думаю, что запас есть на срок от двух до четырех месяцев, поэтому резкого подъема стоимости не ожидается. Он станет происходить медленно, постепенно, как всегда это и было.

Какие-то модели даже начнут продаваться в убыток импортерам через дилеров только для того, чтобы не создавать шок у покупателя, потому что если клиент не готов к цене, то он уходит резко в негатив и начинает рассматривать другую марку и модель, которая в этот момент держит прежнюю стоимость, а все производители, импортеры в первую очередь, ориентируются именно на долю рынка. В первую очередь. Для них она является ключевым показателем. Если автодилер ориентируется на маржинальное доходное выполнение бюджетов по прибыли, по доходу, то импортер прежде всего — именно на долю, потому что у него от нее зависит вообще целесообразность нахождения на том или ином рынке.

Поможет ли новая ставка продажам российских машин? Безусловно! Очевидно, что разрыв в любом случае будет увеличиваться. Кроме того, надо понимать, что российскими автомобилями мы можем называть в том числе и такие бренды, как Haval, Chery, то есть все, что собирается у нас на территории РФ.

Простимулирует ли данное решение китайских производителей заниматься локализацией производств в России? Безусловно. У нас же все это уже было. То же самое мы все проходили в районе 2010 года. Правительство точно так же поднимало ставки, пошлины для того, чтобы производители западных стран наладили у нас здесь производство. Отсюда и появились все производства Mercedes-Benz, Volkswagen, Kia, Hyundai, Peugeot, Citroën, Mitsubishi… У нас производилось колоссальное количество марок. Именно и в первую очередь по этой причине, потому что при другой бизнес-модели уже сами автомобили были бы неконкурентоспособны на российском рынке. Подобное всех вынудило открывать эти производства. Они же их, кстати, так и не успели окупить, потому что такое не просто трудозатратно, финансовые инвестиции колоссальные. Это инвестиционные проекты с окупаемостью через очень длительное время.

До увеличения стоимости еще достаточно времени. В любом случае с приобретением автомобиля надо всегда быть осторожным. Не стоит бежать сломя голову за покупкой нового автомобиля, если своя машина еще ездит, даже если и чуть больше нуждается в ремонте. Все-таки у нас достаточно большое количество людей покупает ТС в кредит, а эта переплата сейчас при ставке в розницу 23–25 процентов вообще какая-то сумасшедшая. Учитывая, что машину нужно еще и эксплуатировать, обслуживать, страховать… Она при этом становится просто золотой в течение 4–5 лет. Если свой автомобиль ходит, достаточно просто обслуживать его и немножко потерпеть. А если возникла необходимость во второй машине в семье, чтобы, допустим, возить ребенка в школу, тут деваться некуда, надо покупать, но опять же необходимо рассчитывать свои силы, приобретать транспортное средство по карману, не смотреть на авто соседа и не пытаться купить машину лучше или как у него.


Айдар Шагабутдинов — сооснователь автосалона Car-Traid:

— Правительство утвердило шкалу индексации утилизационного сбора для легковых коммерческих и грузовых автомобилей с 1 октября. И на сегодня, условно на 30 сентября, у нас идет ажиотажный спрос на машины. Это, конечно же, сказывается и на повышении цен на новые ТС. После 1 октября мы ждем обвал спроса, потому что люди пытаются успеть купить авто до повышения утильсбора.

Цены на транспортные средства будут расти пропорционально объему двигателя внутреннего сгорания. То есть в среднем на 10 процентов примерно увеличится стоимость самой машины.

Отмечу, что 1 октября ожидается самое существенное удорожание из всех запланированных. Индексация будет проходить ежегодно в течение 6 лет. 1 января утильсбор опять поднимется на 20 процентов. Получается, у нас все это продлится до 2030-го.

По моему мнению, автомобильный рынок станет в любом случае расти — что в спросе, что в стоимости, но будет какая-то коррекция в сторону снижения спроса после 1 октября, конечно же. Однако к Новому году, я думаю, мы скорректируемся опять на рост.

Транспортное средство потихоньку становится предметом роскоши для населения. И из-за больших процентных ставок люди с квартир, недвижимости, домов переключились на покупку такого актива, как автомобили. И на самом деле на сегодня при вложении минимальных средств самое подходящее, что можно купить, — это машина. Через год-полтора-два можно будет продать ее дороже.


Айрат Султанов — руководитель автоброкерской компании F5 Avto:

— Мы в основном занимаемся импортом автомобилей под заказ клиентов, поэтому у нас ажиотаж начался раньше, а закончился на днях, так как сейчас следующие заказы новых машин будут уже по новым правилам.

Цены однозначно вырастут. На новые правила накладывается еще и снижение курса рубля по отношению к другим валютам (доллар, корейская вона, юань и так далее). Но с введением новых правил заказать транспортное средство из-за рубежа для личного пользования станет еще выгоднее, поскольку утильсбор для такого пользования останется прежним, а коммерческий очень вырос. Дилеры в этой ситуации однозначно будут вынуждены поднять цены, у них других вариантов нет.