«БИЗНЕС Online» продолжает следить за ценами на продукты. Сентябрьский марш-бросок по магазинам обескуражил: пока премиальная сеть «Бахетле» демонстрирует смиренный рост и кормит казанцев азиатскими сладостями, доступный «Магнит» привязал крупные скидки к картам лояльности, отчего корзинка покупателей без карт за три месяца «потяжелела» на 30%. Но и бюджет-вариант «Магнит базовый» подорожал за год почти на 20%.
Бюджет-вариант «Магнит базовый» подорожал за год почти на 20%
Снижение инфляции, рост издержек и новый маркетинг в «Магните»: что нового в ретейле?
«БИЗНЕС Online» продолжает наблюдать за изменением цен в продуктовой корзине казанцев в нашем проекте «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“». Осенний обзор редакция делает традиционно в сентябре, когда полки ломятся от нового урожая, но до новогодней вакханалии еще далеко.
Инфополе к моменту похода за продуктами выглядит позитивно. Так, по данным Росстата, инфляция в стране замедлилась до 9,05% (в июле — 9,13%). Снизилась она и в Татарстане — с 9 до 8,95% в августе, но при этом все равно осталась самой высокой в Приволжском федеральном округе (ПФО).
При этом цены на продукты пухнут как на дрожжах: их годовой прирост в последний месяц лета составил 10,58% — виной тому растущие издержки производителей продуктов питания. Как следствие, минимальная корзина продуктов для одного жителя Татарстана на месяц в августе составила 5 844,8 рубля, подорожав с декабря прошлого года на 755 рублей, или на 15%. При этом в ассоциации «Руспродсоюз» отметили, что цены на продукты в РТ — одни из самых низких в России.
Так ли это, узнаем, взглянув на полки магазинов татарстанской и федеральной сети.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость трех наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю).
Так, в «Бахетле» мы включаем в корзину не только хлеб, молоко и другие базовые продукты, но и филе говядины, слабосоленую рыбу, вино, выпечку, блюда узбекской кухни, продукцию собственного производства сети.
В казанских магазинах федеральной сети «Магнит» ориентируемся на более доступный набор — в нем 26 продуктов от кофе до капусты. А последние несколько лет мы стали рассчитывать еще и индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только 15 продуктов первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
В «Бахетле» мы пришли 17 сентября. Флагманский магазин сети Муслимы Латыповой на Павлюхина, напомним, не так давно трансформировали в серию мини-бутиков — так объясняла сама Муслима Хабриевна новую концепцию организации пространства магазина в виде отдельных зон под некоторые виды продуктов. «Бахетле» предлагает свежее мясо, вино, выпечку, блюда узбекской кухни, продукцию собственного производства — эти и другие яства много лет составляют нашу традиционную корзинку продуктов в премиальной сети.
Фиксировать ценники мы направились в «Магнит» на Профсоюзной 25 сентября. Несмотря на утро буднего дня, по нему сновали и покупатели, и работники — расставляли продукцию, переписывали ценники. Традиционно в «Магните» можно встретить и «социальные» ценники, и товары со скидкой, и товары, особая цена на которые действует при предоставлении карты лояльности.
Но если в июне бо́льшая часть продуктов в нашей корзинке прошла или по скидке, или по социальной цене, то теперь «Магнит», видимо, взял курс на продвижение своих карт лояльности: особую скидку при наличии карты можно было получить на кофе, чай, шоколад и даже хлеб. Для наших подсчетов этот момент особенно чувствителен, по правилам проекта мы не используем карты лояльности, а потому покупать продукты пришлось по полной цене. Это, конечно, сказалось на финальной стоимости чека.
Ингредиенты борщового набора в «Магните» традиционно с социальными ценниками. Свекла, например, в федеральной сети обойдется по 40 рублей за кило, капуста — по 25 рублей
«Золотая» картошка, шринкфляция у масла…
Итак, что происходит на полках в деталях? Сначала пробежимся по ассортименту. В середине сентября Роспотребнадзор оценил доступность продуктов в магазинах; рейтинг товаров, которые трудно найти на полке, возглавили кефир, капуста, свекла. В «Бахетле» с первыми двумя позициями все в порядке: молочный напиток представлен тремя марками, капуста продается по цене 39,9 рубля за кило, что даже ниже, чем по статистике Росстата. В августе, согласно подсчетам, капуста в Татарстане стоила 47,64 рубля, подорожание с начала года — 53,4%. А вот свеклу на полках найти не удалось.
В «Магните» нашлись и кефир, и овощи. Ингредиенты борщового набора в сети традиционно с социальными ценниками. Свекла, например, в федеральной сети обойдется по 40 рублей за кило, капуста — по 25 рублей. За год капуста подорожала всего на 4%, зато с лета «похудела» на 32% — сезонность, ничего не попишешь.
Социальный ценник остается и на картофель. Причем как и летом, на фасованный, что не всегда удобно. Обойдется картофель в 30 рублей за кило, в «Магните» он не попал в топ самых подорожавших продуктов, но был близок — плюс 30% к цене за год.
Картофель в «Магните» не попал в топ самых подорожавших продуктов
Килограмм местной картошки в сети Латыповой обойдется в 49,9 рубля, что на 9,1% меньше, чем летом. Однако в разрезе года можно увидеть грустную динамику: в октябре 2023 года килограмм можно было купить за 26,9 рубля, рост составил 85,5%.
Изрядно удивило растительное масло. Например, в «Бахетле» в топ подорожавших продуктов вошло оливковое масло. В «Бахетле» за 0,25 л придется заплатить 449 рублей, еще летом его стоимость была куда ниже — 261,25 рубля (плюс 71%), а в прошлом году оно стоило 283 рубля (плюс 58,7%). «Добить» доступность продукта может и введение маркировки «Честный знак» для растительных масел с 1 октября этого года. «Главные потребители нашего оливкового масла — это те люди, которые побывали в этих странах Средиземноморья, попробовали это масло здесь. И плюс были публикации, акции продвижения масла от производителей из Греции, Италии, Испании. Но когда это продукт не самой первой необходимости, когда цена выросла в 3–4 раза, он не будет главным для потребителя», — объясняла в начале сентября РИА «Новости» экспортер греческого масла и других продуктов в Россию, член совета директоров Греко-Российской торговой палаты Елена Калинина.
Что до «Магнита», в этот раз на полке не оказалось «социального» масла, самой дешевой позицией стало акционное «Кубанское любимое». И даже его нескромные 99 рублей пришлось пересчитывать в бо́льшую сторону: до масла, похоже, добралась шринкфляция, на магнитовской полке появились бутылки в 800 мл вместо привычных 900 мл, причем сразу от нескольких брендов. Что до «Золотой семечки», то она почти 10 лет (с начала нашего проекта в декабре 2014 года) держит объем в литр, а вот цена в 119 рублей дана со скидкой (и это на 16% дешевле, чем в прошлом году).
Пройдемся по крупам. В премиальную корзинку «Бахетле» у нас входит «бюджетный» рис для ризотто, но на этот раз он вновь пропал с полок. Вместо него теперь продаются итальянские смеси для приготовления блюда стоимостью от 199 до 399 рублей за пачку. Длиннозерный пропаренный рис обойдется в 209 рублей за 900 граммов. По сравнению с прошлым годом цена неизменна (разница — 1 рубль), по сравнению с летом стоимость снизилась на 8,7%.
В «Магните» пачка риса по соццене обойдется в те же 70 рублей, что и летом. А вот за год цена на крупу опустилась на 31%, рис вошел в наш топ подешевевших позиций — в прошлом году бюджетный вариант стоил больше 100 рублей за пачку. Что касается гречки, то в «Магните» мы не нашли «спасительной» бугульминской крупы, в корзинку в качестве самого бюджетного варианта ушла гречка от собственной торговой марки сети по 63 рубля за 800-граммовую пачку (плюс 90% за квартал и плюс 42% за год).
Неуловимый «Домик в деревне» и дешевая курочка: что происходит на молочно-белковых полках?
В начале сентября масло вышло в лидеры среди дорожающих продуктов. По данным Росстата, стоимость сливочного масла выросла на 1,1%, сметана и пастеризованное молоко подорожали на 0,9%, стерилизованное молоко — на 0,7%. Основные причины — в увеличившемся потреблении молочной продукции, инфляции, повышении ключевой ставки и росте ставок по краткосрочным кредитам (в том числе льготным), говорил гендиректор «Союзмолока» Артем Белов.
В начале сентября масло вышло в лидеры среди дорожающих продуктов. По данным Росстата, стоимость сливочного масла выросла на 1,1%
Согласно данным статистики Росстата, в августе в Татарстане цена сливочного масла достигла 788,6 рубля за килограмм. По сравнению с июлем стоимость продукта выросла на 4,5% (в июле масло стоило 754,55 рубля за килограмм) и на 18,7% с начала года (в январе масло стоило 664,14 рубля за кило). Впрочем, в «Бахетле» ценник на него за сезон вырос незначительно: килограмм сливочного масла высшего сорта 72,5-процентной жирности марки «Бэрэкэтле» обойдется в 832,7 рубля (149,9 рубля за 180 г).
Куриное филе в «Бахетле»
Молоко, согласно данным Росстата, тоже незначительно подорожало в августе. В «Бахетле» самое дешевое молоко от бренда «Очень важная корова» 3,2-процентной жирности обойдется по акции в 99 рублей за 950 граммов. Здесь, наоборот, можно увидеть снижение цены за год (в октябре 2023-го оно стоило 104 рубля за 1 кг, разница в 4,6%) и за сезон (в июне 2024 года оно стоило 103,8 рубля за кило, разница — 4,8%). Нашлось наконец ультрапастеризованное молоко от марки «Домик в деревне» 3,2-процентной жирности. По акции оно продавалось по 129,9 рубля за 950 г, без нее — по 176,9 рубля. Также по традиции добавим себе в корзину йогурт «Активиа». Он подешевел, а вместе с ценой на 20 г уменьшилась и упаковка: по акции продукт стоит 42,9 рубля за 130 граммов. По сравнению с летом цена снизилась аж на 20,5%, в июне он стоил 54,1 рубля.
В «Магните» все так же сложно с молоком. В корзинку у нас традиционно идут две позиции ультрапас: от СТМ «Моя цена» жирностью 2,5% и «Домик в деревне» жирностью 3,2%. «Домика в деревне» на полках «Магнита» не видно давно, летом, например, пришлось заменить позицию на молоко от удмуртского бренда «Село Зеленое» — тоже ультрапас, также жирностью 3,2%. И в осеннюю корзинку снова отправилось «Село Зеленое», но на 19% дороже, чем летом, — скидку на товар давали по карте лояльности, которую мы не используем.
Стоимость филе курицы за год не изменилась и осталась на том же уровне — 489 рублей за килограмм. По сравнению с летом подорожание есть, но незначительное, всего на 1,2%. Говядина чуток «скинула» по сравнению с летом этого года: за килограмм мяса в магазине татарстанской сети можно отдать 972 рубля. По сравнению с октябрем 2023-го стоимость выросла на 8%, а по сравнению с летом этого года снизилась на 10,8%. Яйца в премиальной сети Латыповой, как и летом, обойдутся в 139,9 рубля за десяток. По сравнению с октябрем прошлого года они подорожали на 19,6%. Конечно, о снижении их стоимости, о котором говорит Росстат, речи не идет, но и стоящая на месте цена в период разгоняющейся инфляции уже хорошо.
«Магнитовская» курочка тоже демонстрирует смирение: самый доступный килограмм бедрышек стоит 160 рублей, что на 12% дешевле, чем летом, и на 20% ниже, чем год назад. А вот самый доступный белок — яичный — все же подрос в цене. Самый доступный десяток от СТМ «Моя цена» стоит 80 рублей — подешевле, чем летом (минус 21%), но за год позиция подорожала на 21%. Второй по доступности бренд — «Яйцо деревенское» от «Вараксино» — стоит почти 110 рублей, что на 60% дороже, чем год назад.
По наблюдениям наших корреспондентов, шоколад и сладости — единственные категории в «Бахетле», где ассортимент продолжает пополняться
Кофе и шоколад пробили ценовой потолок
СВО и санкции внесли свои коррективы в ассортимент продуктовых полок. По наблюдениям наших корреспондентов, шоколад и сладости — единственные категории в «Бахетле», где ассортимент продолжает пополняться. Так, на полках появились плитки от петербургской фабрики «Счастье», рестораны которой находятся в центре Северной столицы. Еще побаловать себя можно сербским печеньем (Isleri, Plazma). Внезапно на одной из полок можно обнаружить Tifanny. Речь идет о марке печенья родом из ОАЭ. Есть и азиатские сладости: японские карамельки, китайские и японские моти. К сладостям необходим чай: цена за 25 пакетиков Greenfield — 147 рублей, что на 5,2% меньше, чем в июне этого года. Годовой рост необратим: на 14%.
Подорожал в «Бахетле» и чак-чак. Теперь упаковка национального десерта обойдется в 300 рублей за 350 граммов. За год чак-чак вырос в цене на 20% — в 2023-м он стоил 249 рублей за упаковку. Уже летом 2024 года медовое лакомство продавалось за 279 рублей. Дорожает и губадия. За килограмм пирога теперь придется отдать 690 рублей против 520 рублей прошлой осенью и 619 рублей летом. Стоимость татарского блюда выросла на 32,7% и 11,5% соответственно.
Сильнее всего кошелек пострадал из-за кофе. Оба бренда — и Nescafe Gold, и Monarch — предлагались со скидкой по карте лояльности
В «Магните» сладкое чаепитие омрачили скидки по картам лояльности. Например, на все позиции молочного шоколада «Россия» предлагалась увесистая скидка в 46%, но по карте. Нам пришлось покупать сладкую плитку по полному ценнику в 103 рубля, которые на пересчет веса выросли до 119 рублей. Итого — плюс 70% к цене за квартал (летом она была акционной) и плюс 106% за год.
Сильнее всего кошелек пострадал из-за кофе. Оба бренда — и Nescafe Gold, и Monarch — предлагались со скидкой по карте лояльности. Пришлось покупать по полному ценнику, в пересчете на искомые 150 г Monarch вытянул на 923 рубля (вдвое дороже, чем летом этого года, и на 42% больше, чем в октябре 2023-го). Nescafe Gold обошелся в 789 рублей, что почти втрое (плюс 163%) дороже, чем в прошлом году.
Что в итоге? Чудеса, ловкость рук, или Как угнаться за инфляцией
Премиальная корзина «Бахетле» обошлась в 10 848 рублей, что больше летней продуктовой тележки на 5,1%, а прошлогодней — всего на 2,5%. Чудеса с учетом гигантских скачков на целый ряд продуктов, о чем мы писали выше. На итоговые цифры повлиял ряд факторов. Во-первых, мы недосчитались одной позиции, бюджетного риса для ризотто. В момент нашего похода по магазину на прилавках были только итальянские смеси для приготовления блюда, а искомого риса для ризотто не было.
Еще один момент — рыба. В «Бахетле» мы замеряем стоимость слабосоленой семги, но ее в магазине не оказалось, в расчет пошла слабосоленая форель по цене 2 390 рублей за килограмм. За год стоимость слабосоленой рыбы снизилась на 20%, а за сезон она подорожала на 19,5%, т. к. слабосоленая рыба — одна из самых «увесистых» позиций в корзинке, то колебания цены существенно влияют на финальный чек.
Что до «Магнита», то невероятные на фоне общей динамики этого года подорожания объясняются тем, что новая маркетинговая политика с «прокачкой» карт лояльности пошла вразрез с правилами проекта. Нам пришлось замерять цены на достаточно дорогие позиции без скидок, а потому большая корзинка обновила рекорд, перевалив за 4,2 тыс. рублей. Это на 31% дороже, чем летом, и на 32% — чем осенью прошлого года.
И все же более показательной в плане инфляции является базовая корзинка, из которой исключены все «излишества», а львиная доля позиций выбирается по принципу «доступности». Эта корзинка обошлась в 1 262 рубля, что всего на 1,5% дороже, чем летом. Рост к году более показательный — плюс 18%. В общем-то, видимо, это и есть более или менее адекватная цифра инфляции на продукты за год, что бы нам ни рассказывали специалисты статведомств. Все остальное — ловкость рук, за счет которой можно «нарисовать» любые параметры и цифры.
Ждать снижения стоимости чеков к Новому году пока не приходится: в Татарстане, например, 2024-й выдался не очень-то урожайным. Как рассказал на днях министр сельского хозяйства РТ Марат Зяббаров, если картошки и свеклы на татарстанцев хватит, то с овощами РТ пока не дотягивает до полной самообеспеченности — планируемые 210 тыс. т закроют только 50% аппетитов жителей республики по этой продукции, остальное придется докупать из других регионов.
Предрекают подорожание и ввозимому в страну кофе: до конца года цена поднимется на 20−30% из-за снижения объемов урожая после засухи в Бразилии и Вьетнаме. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка. Проверим прогнозы в декабре.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.