«Можно однозначно сказать, что мы имеем дело с новым инфляционным шоком со стороны бюджетной политики», — комментирует популярный экономический телеграм-канал MMI раскрытый накануне проект бюджета России на 2025 год и плановый период 2026–2027-х. Он предусматривает, что в следующем году траты на оборону вырастут до 13,5 трлн рублей и составят 32,5% от всех расходов. Но если увеличение трат по этой статье можно было предсказать, то запланированная индексация тарифов ЖКХ стала неприятным сюрпризом. Год назад она планировалась на уровне 5,7% в 2025-м, теперь — в среднем 11,9%. О том, сколько государство потратит на ипотеку, как урежет расходы на МСБ и на что Университету Иннополис дадут 7,2 млрд рублей, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне, за сутки до завершения предусмотренного законом срока, проект бюджета внесли в Госдуму
Новый бюджет «структурно сбалансированный», но с подросшими расходами
Проект федерального бюджета на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов кабмин РФ впервые представил неделю назад, 24 сентября. Правда, тогда это было скорее его «краткое содержание». Прописанное в документе соотношение доходов и расходов премьер-министр РФ Михаил Мишустин называл «оптимальным». По прогнозу кабмина, доходы в 2025-м составят 40,3 трлн рублей, расходы — 41,5 трлн рублей, а дефицит — 1,2 трлн, или 0,5% валового внутреннего продукта. Особое внимание на себя обращал значительный (по сравнению с прогнозом на 2024–2026 годы) рост доходов и расходов.
Накануне, за сутки до завершения предусмотренного законом срока, проект бюджета внесли в Госдуму. Объем документа — 7 тыс. страниц, а с копиями — 28 тыс. листов, описал масштабы кабмин и подчеркнул, что бюджетный пакет впервые полностью внесли по электронным каналам связи. На своем сайте правительство даже выложило короткий ролик с сотрудником, который сидит за компьютером и отправляет документ в Госдуму, нажав на нужную кнопку. Похвально для правительства и Думы, но бизнесу и рядовому гражданину скорее интересны другие детали.
Кабмин также подчеркивает, что нынешний бюджет впервые за несколько лет будет «структурно сбалансированным», без структурного первичного дефицита. Расходы бюджета в 41,5 трлн рублей станут равняться сумме базовых нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, процентных расходов и сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов, а не превышать ее, как было с 2019 года. В итоге возвращается нормальное бюджетное правило, при котором на расходы идут только базовые нефтегазовые доходы, а дополнительные накапливаются в ФНБ.
В своем релизе кабмин также сделал акцент на том, что особая поддержка будет предусмотрена для беременных женщин и семей с детьми. Свыше 4 трлн рублей планируется выделить на ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, 1,7 трлн рублей — на маткапитал, 3,3 трлн рублей будет направлено на финансовую поддержку регионов. Говоря о регионах, стоит также обратить внимание на запланированные траты на восстановление и развитие новых субъектов — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. В ближайшие три года на эти цели планируется потратить 939,8 млрд рублей. В прошлогоднем бюджете на новые регионы в 2025–2026-х закладывали около 421 млрд рублей, теперь — 638 миллиардов.
Общие прогнозируемые расходы государства, включая расходы федерального бюджета, консолидированные расходы регионов и расходы госфондов, в 2025 году составят 79,9 трлн рублей.
В 2025 году 1,4 трлн рублей составят траты на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, 537 млрд рублей — выплаты по программе маткапитала
18 трлн рублей на нацпроекты
Более 18 трлн рублей пойдет в ближайшую трехлетку на новые нацпроекты. Самым затратным станет «Семья» — почти 8,6 трлн рублей за три года. Из них в 2025-м 1,4 трлн рублей составят траты на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, 537 млрд рублей — выплаты по программе маткапитала. Еще 637 млрд рублей составят субсидии «Дом.РФ» для компенсации ставок по льготным ипотечным программам. В целом же на семейную ипотеку планируется за три года потратить до 1,5 трлн рублей, на прочие льготные ипотеки — 1,3 трлн рублей. Для сравнения: за последние четыре года расходы государства на льготную ипотеку составили 453 млрд рублей.
На втором месте — нацпроект «Инфраструктура для жизни» (3,9 трлн рублей). Кстати, его детали обсуждались накануне на заседании комиссии Госсовета РФ под председательством раиса РТ Рустама Минниханова. Здесь самые серьезные затраты на строительство и ремонт федеральных трасс (2,1 трлн рублей) и развитие дорог регионального и местного значения. Замыкает тройку наиболее дорогостоящих нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», на который запланировано 678,7 млрд рублей.
В экономическом блоке нацпроектов главным выглядит проект «Эффективная и конкурентная экономика», собирающий меры поддержки МСБ и повышения производительности труда. Ранее было два отдельных нацпроекта, на которые в 2024 году заложили 73,2 млрд рублей. Теперь же в рамках единого нацпроекта пропишут две федеральные программы по МСБ и производительности труда, а объем расходов сократят на 8,4 млрд рублей до 64,8 миллиарда. О том, что власти собираются значительно урезать расходы на МСБ, ранее писали «Известия».
9 новых нацпроектов на 1,8 трлн рублей за три года, сформированных по поручению президента России Владимира Путина, призваны обеспечить технологический суверенитет. Самый дорогостоящий из них — «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», предполагающий траты в размере около 679 млрд рублей за три года.
«В течение 6 лет по линии федерального бюджета предусматривается более 40 триллионов рублей. По сравнению с действующими в 2019–2024 годах нацпроектами финансирование в части федерального бюджета увеличено практически в 2 раза», — отмечается в релизе кабмина.
На «обеспечение функционирования Вооруженных сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» в следующем году пойдет 1,6 трлн рублей
Траты на оборону вырастут до 13,5 трлн рублей, на соцполитику снизятся до 6,4 триллиона
А вот на чем власти намеренно не делали акцента, так это на самой затратной статье «Национальная оборона». Так вышло, что до вчерашнего дня официальной конкретики не было вообще. В проекте бюджета на 2024–2026 годы планировалось, что в 2024-м траты составят 10,8 трлн рублей, а в 2025-м сократятся до 8,5 триллиона. Получилось наоборот — не сокращение расходов, а увеличение. Во вчерашнем релизе минфин РФ без подробностей и цифр упомянул о «значительных» бюджетных расходах на укрепление обороноспособности страны для выполнения задач СВО. В итоге, как показали документы, расходы на оборону будут даже чуть выше, чем в утечке одного из западных агентств.
Согласно новому проекту, в 2025 году на «Национальную оборону» будет направлено почти 13,5 трлн рублей, или 32,5% от всех расходов. В 2026-м планируется почти 12,8 трлн рублей, а в 2027-м — чуть более 13 триллионов. Так, на «обеспечение функционирования Вооруженных сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» в следующем году пойдет 1,6 трлн рублей.
Второй по величине раздел — «Социальная политика». Если в 2024 году на нее заложили 7,7 трлн рублей (21,1% всех расходов), то в 2025-м запланировано 6,4 трлн рублей, в 2026-м — 7,19 трлн рублей, в 2027-м — 7,2 триллиона. Исторически расходы на соцполитику лидировали в распределении бюджетных расходов, а в 2020 году на фоне пандемии заняли максимальные 30,6% от всех трат. При этом в 2023-м заложенные расходы на соцполитику оказались минимальными с 2011-го, замечал РБК. Таким образом, в следующем году будет новый минимум. «Для поддержания высокой доли военных расходов не только повышают налоги, но и снижают расходы на социальную политику», — замечает телеграм-канал bitkogan профессора НИУ ВШЭ Евгения Когана. При этом главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах считает, что суммарно расходы будут стабильны: «Много расходов на социалку сейчас „зашито“ на уровне региональных бюджетов и внебюджетных фондов».
На третьем месте по расходам раздел «Национальная экономика». В следующем году траты составят 4,3 трлн рублей, а в 2026-м и 2027-м запланированы на уровне 4,7 трлн рублей. Для сравнения: в бюджет-2024 закладывали 3,93 трлн рублей, или 10,7% в общей структуре расходов. Это был минимальный показатель с 2007-го.
3,4 трлн рублей в следующем году составят расходы на раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Речь идет об ассигнованиях на деятельность полиции, Росгвардии, Генпрокуратуры, следственного комитета России и др. Так, расходы на СКР на 2025 год запланированы в размере 65,1 млрд рублей, на прокуратуру РФ — 132,6 млрд рублей, на суды — 344,4 млрд рублей. 30,9 млрд рублей составят расходы на деятельность президента РФ и его администрации, 8,2 млрд рублей — на работу Совета Федерации, 15,3 млрд рублей — на деятельность Госдумы.
Еще чуть больше 1 трлн рублей запланировано на мероприятия по госпрограмме «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Почти 1,3 трлн рублей пойдет на трансферты регионам для обеспечения баланса бюджетов. Около 1,8 трлн рублей в 2025 году заложено на раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство». 1,5 трлн рублей запланировано на раздел «Образование», 1,8 трлн рублей — на «Здравоохранение». 3,1 трлн рублей пойдет на обслуживание госдолга РФ.
Что касается Татарстана, в текстах самого законопроекта, пояснительной записки к нему и приложений есть лишь несколько упоминаний республики. Так, 7,2 млрд рублей запланировано на трехлетку в качестве субсидий на создание и развитие центров промышленной робототехники Университетом Иннополис. Какие-либо другие крупные проекты в РТ, предполагающие выделение средств, в документах не упомянуты. Среди прочего в приложениях можно отыскать, например, прогнозные объемы поступлений доходов в бюджет Татарстана от акцизов на алкоголь. В 2025 году это 3,8 млрд рублей, в 2026-м — 4 млрд рублей, в 2027-м — 4,3 миллиарда.
Со средним темпом 4,8% в год продолжится увеличение реальных денежных доходов населения, а в 2025–2027-х рост реальной зарплаты ожидается на 5,6%
Рост тарифов за «коммуналку» на 11,9% и доллар за 100 рублей
Параллельно с бюджетом неделю назад был кратко объявлен прогноз социально-экономического развития, и в нем сомнения у экспертов вызывали расчеты минэкономразвития РФ, по которым в 2025-м инфляция составит 4,5%. Теперь появился полный документ. Что имеем?
По итогам 2024 года рост ВВП прогнозируется в размере 3,9%. Основными драйверами выступят отрасли реального сектора, прежде всего обрабатывающая промышленность. Наблюдается рост в строительстве, выпуске сельхозпродукции, высокая инвестиционная активность и увеличение зарплаты — по итогам года на 9,2%. Пик инфляции в 2024-м зафиксирован в июле (9,1%). В августе ее темпы начали снижаться, а по итогам года ожидается замедление до 7,3%. В 2025-м рост цен (к декабрю предыдущего года) предполагается на уровне 4,5%, а в 2026 и 2027 годах инфляция должна выйти к таргету Центробанка 4%.
В прогнозе рассматриваются два варианта социально-экономического развития — базовый (на основе которого и сверстан бюджет) и консервативный. Первый предполагает стабилизацию уровня мировых цен и постепенное ослабление российской валюты. В 2025 году средний курс ожидается на уровне 96,5 рубля за доллар. Дальше рубль продолжит ослабление: в 2026-м доллар будет стоить 100 рублей, в 2027-м — 103,2 рубля. В консервативном варианте разница в прогнозе — 1–2 рубля.
Со средним темпом 4,8% в год продолжится увеличение реальных денежных доходов населения, а в 2025–2027-х рост реальной зарплаты ожидается на 5,6%. Численность занятого населения с 74 млн человек в 2024-м вырастет всего до 74,4 млн в 2027 году при сохранении безработицы на уровне 2,6%.
Внутренние риски связаны с дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому ключевая задача — повышение производительности труда, обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров. «Несвоевременный возврат к смягчению денежно-кредитной политики может негативно сказаться на инвестиционной активности, а также на дополнительных расходах бюджета по накопленным обязательствам по субсидируемым кредитным программам», — говорится в документе.
Пожалуй, один из самых заметных блоков прогноза — индексация тарифов ЖКХ. С 1 июля 2025 года она составит в среднем 11,9%, в 2026-м — 5,4%, в 2027-м — 4,8%. Для сравнения: годом ранее индексация на 2025-й планировалась на уровне 5,7%. Таким образом, темпы роста вырастут вдвое. Напомним, в текущем году тарифы проиндексировали на 9,8%, объясняя высокий рост тем, что до этого индексации не было полтора года. На фоне новостей о повышении тарифов минстрой РФ распространил релиз, в котором поясняет, что запланированная индексация учитывает подорожание ресурсов, технологическое обновление коммунальных объектов, развитие и модернизацию прилегающих к ним инженерных сетей.
Так, тарифы на газ для населения с 1 июля 2025 года будут проиндексированы на 10,3%, с июля 2026-го — на 4,3%, а с июля 2027-го — на 4%. Сделано это для «обеспечения надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с единой системой газоснабжения. Кстати, в бюджете РФ, вероятно, прописали для «Газпрома» досрочную отмену надбавки к НДПИ с 2025-го. «Падение нефтегазовых доходов в 2025 году относительно 2024-го в основном связано с изменением законодательства в части НДПИ на газ», — отмечается в пояснительной записке к бюджету. Индексация тарифа электросетевых компаний на передачу электроэнергии для всех категорий потребителей с июля следующего года может составить 11,6%.
Экономический телеграм-канал MMI подчеркивает, что грядущая индексация, а также увеличение дефицита бюджета на 2024-й и рост расходов на оборону станут «новым инфляционным шоком». «По-видимому, это обстоятельство будет определяющим на октябрьском заседании ЦБ по ставке…» — пишет канал. «Это существенный вклад в общую инфляцию, которую ЦБ пытается вернуть к 4 процентам», — подмечает Коган. По его словам, тарифы поднимают опережающими темпами из-за отсутствия повышений в 2023 году.
Еще одна индексация коснется тарифов на железнодорожные перевозки. С 2025-го тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании вырастут на 11,6%, на грузовые перевозки — 13,8%. Из документа следует, что в следующие два года будет происходить поэтапное доведение тарифов на пассажирские перевозки до их экономически обоснованного уровня.
Вот еще некоторые прогнозы:
- До 2027 года ожидается продолжение устойчивого роста промышленного производства. Машиностроительный комплекс адаптировался к вызовам, предполагается рост производства.
- Что касается химической промышленности, то с 2024 года ожидается умеренный и устойчивый рост производства, планируется ввод ряда крупных производственных мощностей. В частности, упоминается запуск производства крупногабаритных шин для спецтехники ПАО «Татнефть».
- Агропромышленный комплекс в последние годы «демонстрирует уверенный рост», однако в 2024-м с учетом погоды и высокой базы сбор сельскохозяйственных культур ожидается ниже уровня 2023-го.
- К 2030 году планируется подготовить 2 млн специалистов для ключевых отраслей экономики. А к 2027-му будет создано не менее 37 зданий дошкольного образования.
- Количество туристов восстановилось и в 2023 году достигло 74 миллионов. В перспективе до 2027-го показатель будет расти на 5–8% ежегодно.
Как показывают данные минэкономразвития РФ, половину суммарного объема валового регионального продукта (ВРП) в 2023 году сформировали всего 8 регионов. В их числе Татарстан, а также Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, Московская область, ЯНАО, Краснодарский край и Свердловская область. По итогам 2024-го рост ВРП ожидается в 81 субъекте РФ. А рост региональных экономик на 2025–2027 годы прогнозируется во всех регионах, кроме Чукотки. Основным драйвером роста останется промышленный сектор.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.