Сегодня отмечается Международный день музыки. Отличный повод вспомнить о том, каким ярким и разнообразным может быть музыкальный мир. «Всегда было обидно, почему так мало людей знает о домре», — признается Диляра Сагдеева, работающая в главном оркестре национальных инструментов России. В свои 28 лет домристка из Татарстана также активно концертирует сольно и популяризирует домру по всему миру. С последней она познакомилась в родном Нижнекамске, параллельно с учебой в академии им. Гнесиных провела фестиваль-конкурс «Домра-Модерн» и создала собственную «Школу игры на домре». О том, почему артистка не захотела играть на балалайке, но решила продвигать домру в массы и чему научилась у итальянцев, — в материале «БИЗНЕС Online».
Народный артист РФ Владимир Андропов руководит оркестром 15 лет
Как пела русская душа
Круглую дату одного из старейших и непрерывно действующих коллективов страны, 105-летие Национального академического оркестра народных инструментов России им. Осипова (НАОНИР им. Осипова), отметили на прошлой неделе тепло и помпезно — на концерте в зале Чайковского не умолкали поздравления, звучали неожиданные премьеры и выступали зарубежные гости. Заочно юбиляров поздравил президент страны Владимир Путин и министр культуры РФ Ольга Любимова, а солисты Большого и Мариинского театров, ансамбль им. Игоря Моисеева, народная артистка РФ Юлия Рутберг и музыканты из Китая подарили незабываемый вечер музыки и танца. Громких благодарностей удостоился маэстро Владимир Андропов, который руководит коллективом 15 лет.
Помпезный тон вечера задали аккорды «Торжественного» полонеза и увертюры «Русский праздник» — вместе с домрами и балалайками хиты Василия Андреева и Александры Пахмутовой «пела» русская душа. На ратное поле зрителей отправила героическая «Сеча при Керженце» из «Китежа» Николая Римского-Корсакова. В ироничную сказку — фантазия на темы из оперы композитора «Золотой петушок». Броскими фанфарами, хрустальными звуками-каплями и сладостной кантиленой виртуоз Евгений Волчков рисовал портреты Петушка, Звездочета и Шемаханской царицы.
Дольше всех коллектив поздравлял Глеб Перязев — фактурный бас Мариинки спел с оркестром Осипова аж 6 раз. В «Песне варяжского гостя» («Садко») он обратился суровым воином, в «Ямщике» Фельдмана безутешно страдал, в романсе «Гори, гори, моя звезда» клялся в любви, а в песне об Ольховке заигрывал с публикой, срывая овации в каждом куплете.
Истовость народного танца ожила в «Камаринской» Николая и Дмитрия Осиповых. Пляс с искрометным наигрышем балалаек — визитная карточка оркестра. Ее задор подхватили солисты ансамбля Моисеева в венгерском танце «Понтозоо». А затем случилось трогательное «Признание» — Рутберг посвятила Андропову вольный пересказ стихотворения Пушкина, назвав его своим учителем в музыке. Драматизма торжеству добавила премьера — Фантазия Дербенко на тему песни «Выйду я на улицу» прозвучала неожиданно щемяще, с экспрессивными импровизациями и рельефными паузами. За психологизм миниатюры отвечал солист Даниил Стаднюк, оркестр же старался быть ближе к беспечно-легкому оригиналу.
Экзотику в праздник привнесли китайские гости. «Прекрасную ночь» публике подарил Тан Фэн — пленэрную пьесу Лю Тяньхуа он сыграл на традиционном инструменте эрху, а «Подмосковные вечера» с публикой провела Чжао Цун. Хит Соловьева-Седого она «пропела» на пипе вместе с «Песней о выпасе лошадей», и помог ей балалаечник Александр Николайчук.
О свободной любви поведали Дарья Зыкова и Борис Лифановский — звезды Большого театра исполнили «Хабанеру» из оперы Бизе «Кармен». Аутентичные «Наигрыши брянских пастухов» реконструировал ансамбль старинных духовых инструментов. А под занавес публику ждал рок-сюрприз: перед финальной фантазией на тему «Коробейников» Виктор Олехнович и Станислав Карпов «зажгли» на электробалалайках, композиция «Эй, моряк» из фильма «Человек-амфибия» стала апофеозом вечера.
Диляра, отучившись в Нижнекамске, уехала покорять Москву
«Для итальянцев домра — что-то очень экзотичное, поэтому принимали на ура»
Юбилейный концерт НАОНИР им. Осипова интересен еще тем, что в его рядах играет наша землячка Диляра Сагдеева. Уроженка Нижнекамска в 2016 году окончила Гнесинскую академию, в 2020-м обучалась в консерватории им. Поллини (Италия) по классу «мандолина» и неоднократно становилась лауреатом всероссийских и международных конкурсов. И вот уже четыре года 28-летняя артистка покоряет вместе с оркестром и сольно концертные залы страны.
— Диляра, в концертном зале имени Чайковского мы увидели праздник коллектива, теперь расскажите о его буднях. Нагрузки в народном оркестре такие же, как в симфоническом? И как вам работается с Владимиром Андроповым?
— Все очень серьезно (улыбается). Мы репетируем каждый день, пока все не будет звучать должным образом, сколько бы времени на это ни понадобилось. Ведь оркестр играет совершенно разную музыку — это и русские народные песни, и танцы народов мира, и академические сочинения для народного и симфонического оркестров, и яркие эстрадные номера. Владимир Павлович — требовательный дирижер (например, на репетицию все должны приходить за 15 минут — разыгрываться и готовить свои места), но очень чуткий. Он всегда идет за солистами и дает нам возможность творить. Я всегда с удовольствием прихожу на репетиции.
— Сколько концертов в среднем оркестр дает в месяц?
— Есть сезонные месяцы — ноябрь и декабрь, есть более легкие — сентябрь и июнь. Помню, однажды мы дали 20 концертов за месяц, было сложно, но очень интересно. Раньше оркестр много выступал за рубежом, сейчас из-за ситуации в мире летаем в основном в Китай, много гастролируем по России. В ноябре едем с концертами на Дальний Восток, а так вместе с оркестром я побывала в Ярославле, Рязани, Твери, Воронеже, Екатеринбурге, Самаре, Ульяновске. К сожалению, пока не добрались до Татарстана, очень хочется выступить на родине. Если нас пригласят в Казань или Нижнекамск, буду очень рада.
— Как в вашей жизни появилась домра?
— В детстве я думала, что домра — татарский народный инструмент (смеется), потому что мы играли на ней национальные песни. А вообще, тюркские корни у домры тоже есть, существует много похожих инструментов: даже казахская домбра — это родственница домры.
В 6 лет меня отвели в музыкальную школу, пытались отдать на балалайку, но я сразу сказала, что хочу играть на домре. Уж очень она мне нравилась. К тому же родители знали учительницу домры Наталью Валерьевну Малецкову, и она взяла меня в свой класс. А потом я переехала в Москву, где окончила музыкальный колледж и академию имени Гнесиных, а в прошлом году — ассистентуру-стажировку.
— Также вы повышали свое мастерство в Италии, в одной из местных консерваторий.
— Да, я год училась в консерватории имени Поллини в Падуе по программе обмена, обучалась игре на мандолине. Домры в Италии, увы, нет, но и там я ее всячески пропагандировала — привозила в консерваторию, давала студентам поиграть и выступала там на домре с сольным концертом. Для итальянцев домра — что-то очень экзотичное, поэтому принимали на ура.
Также в Италии мне было интересно освоить мандолину. Со стороны кажется, что она очень похожа на домру, но это не так. У мандолины 8 струн (а у домры 3) и совсем другая техника исполнения. Сейчас в Москве я даю концерты на мандолине и однажды снималась с ней в сериале.
— Что особенно вам запомнилось за год жизни в Италии?
— Италия — это совершенно другой мир. В Москве все куда-то бегут, а в Падуе жизнь размеренная и люди все делают для удовольствия — играют, едят, гуляют. Их спокойствие передалось мне, и сейчас я стараюсь сохранить это ощущение. В консерватории я постоянно ходила на концерты, между занятиями ездила в разные города. До сих пор помню потрясающий венецианский карнавал — все эти маски, яркие костюмы и представления, толпы людей, много песен и танцев. Когда я играю сольно с оркестром «Венецианский карнавал» Никколо Паганини, то всегда представляю эти моменты.
— Не было желания остаться в Падуе или Венеции?
— В Италии я скорее хотела презентовать домру, поэтому оставаться смысла не было. Тем более вскоре после отъезда меня пригласили на работу в оркестр имени Осипова. На прослушивании был большой конкурс: нужно было представить обязательное произведение, сочинение по выбору, чтение с листа, транспонирование и игру по дирижерской руке. Я не боялась, но и не верила, что что-то получится. Подумала: «Пусть будет как будет», — и зашла. Там все улыбались, я тоже начала улыбаться, показала, что умею. После прослушивания пошла гулять с подругой, и мне почти сразу позвонили — прошла. Я очень удивилась и обрадовалась. Вот уже четвертый год работаю в оркестре.
— А куда можно прийти на ваш сольный концерт?
— В основном я выступаю в Москве — в камерном зале филармонии, в усадьбах и музеях. Мне очень нравится играть в музее Скрябина и академии имени Гнесиных. Там мы, кстати, проводим «Антологию домры» — приглашаем разных музыкантов, устраиваем беседы со зрителями, играем признанные шедевры и представляем новые сочинения для домры. Ближайший концерт будет посвящен юбилею Ефрема Подгайца и пройдет 18 ноября.
— Вы сами преподаете?
— В детской музыкальной школе имени Юргенсона вот уже пятый год. Дети замечательные, мне с ними всегда весело. Главное — привить ребятам любовь к музыке, чтобы они с удовольствием ходили на занятия и приятно проводили время. Кажется, у меня это получается. В младших классах мы с детьми играем песенки из их любимых мультфильмов, в старших — уже более серьезную музыку. Станет ли кто-то из них потом артистом оркестра Осипова? Не знаю, но талантливых ребят много.
«В Италии я скорее хотела презентовать домру, поэтому оставаться смысла не было»
«Дома с родителями общаюсь на татарском языке»
Но есть в жизни нашей героини и еще одно важное занятие — она занимается популяризацией своего любимого музыкального инструмента. Сагдеева даже ведет тематический телеграм-канал Domra-Time. «В ленте транслирую все, что связано с домрой, — информацию о концертах, конкурсах, проектах, продаже инструментов, — говорит собеседница „БИЗНЕС Online“. — Даю советы по игре на домре. Также с преподавателями и артистами обсуждаем насущные проблемы, волнующие всех домристов, пытаемся найти их решение».
По словам Сагдеевой, ей еще в детстве было обидно, что так мало людей знают о домре. В итоге, уже будучи состоявшимся музыкантом, уроженка Нижнекамска выиграла несколько грантов на ее популяризацию. «Первый был нацелен на пропаганду инструмента за рубежом. Я сделала „Школу игры на домре“ на английском языке — это видеоуроки на YouTube, где я объясняю, как правильно держать инструмент, постановку рук, различные приемы игры на домре и прочее, — рассказывает домристка. — Второй грант — это фестиваль-конкурс „Домра-Модерн“. Мы провели несколько концертов и совместный конкурс исполнителей на домре и композиторов, ведь именно в их сотрудничестве я вижу развитие домры в будущем. Если будут появляться новые сочинения, слушатели смогут заново открыть для себя этот прекрасный инструмент в академической и современной музыке».
Кстати, по словам Сагдеевой, на домре можно прекрасно исполнять и татарские мелодии. «Я заказывала у композиторов для своих концертов опусы на татарские народные темы, — напоминает она. — Например, Лидия-Мария Кошевая написала пьесу на две татарские песни — „Сарман“ и „Талы-талы“. В той же Казани часто играют национальные песни на домре, есть замечательный Государственный оркестр народных инструментов РТ под управлением Анатолия Шутикова. Сама я играю много флейтовой, кларнетовой, скрипичной музыки, и иногда на домре она звучит красочнее. Та же „Бурлеска“ Шостаковича: домра более ударный инструмент, чем скрипка, а „Бурлеска“ очень динамичная и ритмичная, она созвучна природе домры».
О возвращении из Москвы Диляра не думала, но хочет популяризировать домру и в Татарстане
И в целом сегодня у домристов в российской столице много перспектив, считает музыкант: «Можно работать не только в оркестре имени Осипова, но и в оркестрах имени Некрасова, „Русские узоры“, в ансамблях „Россия“ имени Людмилы Зыкиной и „Садко“. И, конечно же, преподавать».
А что же малая родина? «В Нижнекамск я приезжаю на летние каникулы и, если получается, на новогодние праздники. В Казани бываю реже, — говорит Сагдеева. — О возвращении пока не думала — мне очень нравится в Москве, но хочется популяризировать домру и в Татарстане. Было бы здорово сделать большой фестиваль в Нижнекамске, пригласить наш оркестр, известных солистов-домристов — Александра Цыганкова и Екатерину Мочалову, академических вокалистов и инструменталистов, ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского. Это моя маленькая мечта».
Не забывает наша героиня в Москве и родной язык и культуру, благо в свое время училась в татарской школе. «Дома с родителями общаюсь на татарском языке, — говорит музыкант НАОНИР им. Осипова. — Мы готовим эчпочмаки, беляши, отмечаем национальные праздники. Я давно хочу побывать на Сабантуе в Москве, сначала в качестве зрителя, а потом, может, получится и выступить».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.