Появление такого завода — это новый формат в инвествложениях, рассказывает глава Кукморского района Сергей Димитриев, предприятие окажется не просто в долевом владении — участвовать в его строительстве партнеры будут в складчину. ООО «Кукморский молочный комбинат» планирует потратить до 5 млрд рублей на завод, который станет перерабатывать до 800–1000 т молока в сутки. При этом производить будут не традиционные сыр-кефир, а молочные ингредиенты — сывороточные и молочные белки, казеин. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты приветствуют начинание, но удивляются дешевизне проекта и советуют заранее продумать рынки сбыта.
Целая группа инвесторов строит молочный завод (ООО «Кукморский молочный комбинат»), который будет перерабатывать до 800–1000 т молока в сутки, а производить не традиционную молочку, а молочные ингредиенты — сывороточные и молочные белки, казеин, сливки и др.
Вместо сыра — молочные белки и казеин
Мечты главы минсельхоза Татарстана Марата Зяббарова о глубокой переработке молока, которые нашли отражение в стратегии развития республиканского АПК – 2030, кажется, близки к осуществлению. Как стало известно «БИЗНЕС Online», первая ласточка прилетит в Кукморский район. Целая группа инвесторов планирует построить молочный завод (ООО «Кукморский молочный комбинат», КМК), который будет перерабатывать до 800–1000 т молока в сутки, а это 20% от всего объема производства «белой нефти» в РТ на сегодня. Производить на заводе будут не традиционную молочку, а молочные ингредиенты — сывороточные и молочные белки, казеин, сливки и др. В дальнейшем эти продукты должны найти свое применение в самых разных отраслях экономики — от кондитерского и сырного производства до спортивного и детского питания, а также фармпроизводства. Стоимость строительства предприятия — до 5 млрд рублей.
Выход на проектную мощность будущего завода, по словам главы Кукморского района Сергея Димитриева, станет происходить в два этапа: в первый год работы — выход на 350 т, во второй — на 800 т молока. В зависимости от оборудования мощность предприятия планируется увеличить в 2030 году до 1 тыс. т молока в сутки, при этом общая сумма инвестиций может вырасти по сравнению с заявляемой сегодня суммой. По сведениям «БИЗНЕС Online», основное финансирование строительства будет осуществлять региональный филиал Россельхозбанка.
Строительство такого завода — это новый формат в инвествложениях, объясняет в разговоре с нашим корреспондентом Димитриев. Предприятие окажется не просто в долевом владении — участвовать в его строительстве партнеры будут в формате кооперации. Предполагается, что участие инвесторов в капитале будет зависеть от объемов поставляемого на переработку сырого молока. К примеру, если «Вахит Молоко» владеет долей в 20%, то компания должна будет сдавать на завод не менее 150 т молока в сутки.
Проектированием и строительством завода, по словам Халиуллина, будет заниматься компания «ПСК» Нияза Аитова, который в сентябре этого года стал депутатом Госсовета РТ VII созыва
Планировалось, что завод будут строить в промышленном парке «Кукмор», однако на данный момент он заполнен на 100%, поэтому сейчас проектируется новая промплощадка (ее общая площадь — 92 га), которая будет располагаться за объездной дорогой, огибающей город Кукмор. Директор ООО «Кукморский молочный комбинат» Айзат Халиуллин сообщил «БИЗНЕС Online», что из всего этого участка только 10 га будет использовано под новое предприятие. По планам после выделения участка и согласования проекта завода инвестсоветом в этом году весной 2025-го начнется полноценное строительство.
Мы делили… молзавод
К идее, которая должна быть реализована в ближайшее время, партнеры пришли далеко не сразу. Год назад на заседании инвестиционного совета Татарстана раису РТ Рустаму Минниханову был представлен проект сыродельного молочного комбината, рассчитанного на производство 1,8 тыс. т сыра и другой продукции в год. Проект стоимостью 3 млрд рублей презентовал вышеупомянутый директор Кукморского молкомбината Халиуллин. Реализовывать его планировали в содружестве с инвесторами из Беларуси. В качестве соинвесторов хотели привлечь крупных молочных производителей Кукморского района, среди которых СХПК им. Вахитова и ООО «Урал».
Любопытно, что изначально 40% в КМК контролировалось Актынышским молочным комбинатом (АМК), в котором владельцу белорусских «Молочных горок» Алексею Савчуку принадлежит 75-процентная доля, а еще 25% контролируется ООО «Ядран-Агро». Савчук — один из самых активных белорусских инвесторов молокоперерабатывающей отрасли России. Он инвестировал в Трубчевский и Актанышский молочные комбинаты на Брянщине и в Татарстане соответственно. Кроме того, в его активах трейдинговая компания «Славяна», которая из Смоленска продвигает продукцию белорусских заводов молочника — «Молочных горок» и Горецкого пищевого комбината.
Однако спустя год планы резко поменялись. Во-первых, при распределении «ролей» белорусы покинули проект — АМК полностью вышел из капитала КМК. По словам директора Актынышского молочного комбината Дмитрия Кураша, данное решение было принято собственниками компании. Во-вторых, непростая ситуация на рынке традиционных молочных продуктов дает о себе знать — продвигать их становится все сложнее. В-третьих, маржинальность производства обычной молочки сегодня колеблется, по данным наших спикеров, в диапазоне 2–3%.
Понятно, что сегодня цена на молоко держится на беспрецедентном уровне (около 40 рублей за литр), чему животноводы безмерно рады
В результате проектированием и строительством завода, по словам Халиуллина, будет заниматься компания «ПСК» Нияза Аитова, который в сентябре этого года стал депутатом Госсовета РТ VII созыва. Аитов также участвует в капитале Кукморского молочного комбината: через компанию ООО «Стройкапиталсервис» (выручка за 2023 год — 38,2 млн рублей) контролирует 25%, или 8,75 млн рублей, из 35 млн рублей общего уставного капитала нового завода. Помимо него, 10% капитала записано напрямую на его супругу — Людмилу Аитову, которая известна как генеральный директор и оценщик по совместительству в ООО «Независимая консалтинговая фирма». Таким образом, больше трети капитала КМК напрямую сосредоточено в руках семьи Аитовых.
Вторым крупным учредителем (20% долей) является ООО «Вахит Молоко», оформленное на супругу Хусаинова — Нурию Хусаинову. Ее компания занимается оптовой торговлей молока и молочных продуктов и зарегистрирована через несколько домов от ООО «Вахитово». Таким образом, собранное молоко на СХПК им. Вахитова и ООО «Вахитово» будет идти не напрямую на завод, а через «торговый дом» — компанию Хусаиновой.
15% капитала записано на ООО «Молком» Дилары Даутовой. Фирма зарегистрирована в 2022 году, аккурат перед входом в капитал КМК. Основной вид деятельности — оптовые продажи молочных продуктов. Пока же молочный трейдер при нулевом балансе не показал за два года никаких оборотов, видимо, деятельность будет развиваться только после полноценного запуска молочного комбината.
10% числится за ООО «Восход», оформленным на Илфата Мухарлямова. Но если копнуть глубже, то за этой компанией как раз и стоят интересы семьи Димитриевых. «Восход», как и «Молком», был учрежден также в 2022 году, за месяц до того, как войти в такой крупномасштабный в рамках района проект. Адрес регистрации фирмы полностью совпадает с «пропиской» ООО «Восток» Димитрия Димитриева, а сам Мухарлямов числится агрономом в компании отца главы района.
Как мы отражали в рейтинге крупнейших компаний Кукморского района, в районе есть две организации из орбиты Димитриевых — ООО «Восток» и ООО «Восток Агро» — с оборотами в 398 млн и 213 млн рублей соответственно. ООО «Восток» оформлено на Димитрия Димитриева, а вторая фирма — на Олега Димитриева — брата главы, а также Викторию Димитриеву — супругу главы Кукморского района. В настоящее время в ООО «Восток» насчитывается 1 050 коров, валовой надой в 2023 году — 10,5 тыс. тонн.
Еще 10% капитала нового завода числится за сельскохозяйственным производственным комплексом «Ольгинский» из Самарской области. СХПК «Ольгинский» (с оборотом 800 млн рублей) принадлежит самарскому миллиардеру Гамалю Замальдинову, родившемуся в Казани. Основной бизнес татарского бизнесмена — ООО «СПК „Каменское“» — смешанное сельское хозяйство. Его выручка в прошлом году достигла пика — 1,4 млрд рублей, чистая прибыль — 148 млн рублей. Также прямые самарские активы Замальдинова, которого местные медиа называют одним из самых закрытых агробаронов региона, представлены и другими компаниями. Старейшая — созданная в 2004 году — ООО «Приволжский портовый элеватор», а также Безенчукский портовый элеватор, управляемый на паях с московским ООО «Русское поле».
Оставшиеся 10% у непрофильного инвестора, эту долю контролирует казанское туристическое агентство «Отдыхайка» Дамиры Махмутовой с выручкой за 2023-й всего в 1,2 млн рублей. Вероятно, Махмутова может быть близка с кем-то из других кукморских молочных кооператоров.
Лидеры по «белой нефти»
В целом по планам около 60% сырья станут поставлять именно кукморские фермеры. Это немаловажный момент, т. к. сегодня Кукморский район в лидерах по производству «белой нефти» — там надаивают около 500 т в сутки, из них 130–135 т дают коровки СХПК им. Вахитова Нафика Хусаинова, остальное поставляют другие крупные хозяйства — СХПК «Урал», ООО «Восток» и ряд более мелких ферм.
«800 тонн — это, конечно, большой объем. Вопрос же не в том, что они смогут переработать эти 800 тонн, а в том, где брать сырье. Ведь Кукморский район сдает куда-то ежедневно свое молоко? Значит, кто-то уже из него что-то производит. Те компании, которые покупают данные объемы, будут вынуждены искать других поставщиков, если район направит эти объемы на новый завод. То есть надо наращивать производство сырого молока, а такое возможно только путем строительства новых мегаферм», — рассуждает молочный дистрибьютор, генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев.
Однако глава Татмолсоюза Денис Пирогов считает, что проблем с сырьем у завода не будет. Во-первых, поставки молока у кукморчан, что называется, диверсифицированы. Например, тот же Хусаинов сдает свое молоко на 10 разных молочных заводов как в Татарстане, так и за пределами региона. Т. е. он не привязан прочно к одному какому-то предприятию. Во-вторых, ресурсы республики позволяют увеличить объем производства сырого молока как минимум в 2 раза к сегодняшнему объему за ближайшие 10 лет.
Понятно, что сегодня цена на молоко держится на беспрецедентном уровне (около 40 рублей за литр), чему животноводы безмерно рады, однако данный рынок весьма непостоянен, после взлета легко может последовать падение в глубокую яму, примеров этому было уже немало (например, в марте 2023 года, а ранее — в 2018-м). Соответственно, всегда в выигрыше оказываются вертикально интегрированные молочники, у которых есть структура от производства молока до его переработки. Однако собственной переработки «белой нефти» у владельца СХПК им. Вахитова, как и у других молочников района, в настоящий момент нет.
Сам Хусаинов сказал «БИЗНЕС Online», что пока не знает, сколько именно молока он будет поставлять на завод: «Мы пока только планируем, ведь непосредственно стройка еще не началась. Пока мы (ООО „Вахит Молоко“ — прим. ред.) планируем отгружать 130–135 тонн молока ежедневно». Кроме того, сейчас Хусаинов возводит вторую мегаферму, после запуска которой сможет отпускать уже 150 т в сутки. Заявленные объемы молокопереработки в 800 т, по его мнению, вполне осуществимы.
Самостоятельно потянуть целый завод одному производителю было бы непросто, а вот кооперация инвесторов дает возможность собрать усилия в один кулак и распределить финансовую (и молочную) нагрузку. «Одно точно — запуска завода в 2025 году ждать не стоит, не успеем, ведь в 2025-м только начнем строить», — комментирует аграрий.
История с глубокой переработкой молока актуальна на сегодняшний день
«Когда цены скачут, например, то проще придержать молоко»
Продукция будущего завода обещает стать весьма востребованной на рынке белковых компонентов. На сегодня этот рынок более чем на 90% заполнен импортной продукцией. К примеру, в 2021 году (более свежих данных нет) в Россию было импортировано 52 тыс. т белковых компонентов, тогда как внутреннее производство составило всего около 3,5 тыс. т, а это только 6,5% от потребления в РФ, сообщает портал MilkLife.ru.
Казеин — это основной белок, который содержится в молоке. В чистом виде это аморфное белое твердое вещество без вкуса и запаха, его промышленный тип имеет желтоватый цвет с приятным запахом. Казеин обычно получают из обезжиренного молока: в зависимости от применяемой технологии молоко сначала створаживают, сыворотку откачивают, а оставшийся «творог» сушат, измельчают и упаковывают для продажи. Казеин используется в готовых продуктах питания, в лекарствах и диетических добавках, а также в косметике.
Сывороточные белки (основные — альбумин и глобулин) — это белки, получаемые из молочной сыворотки, которая остается после изготовления творога или сыра. Они успешно используются в спортивном и лечебном питании, в детских смесях, при производстве продуктов питания, в фармпроизводстве.
Молочные белки — это общее название всех белков, которые содержатся в молоке. Если взять содержащиеся в молоке белки за 100%, то на долю казеина придется 82%, альбумина — 12%, глобулина — 6%.
В 2023 году в Воронежской области группа компаний «Молвест» открыла завод глубокой переработки молока с объемом производства концентрата сывороточных и молочных белков в 2,5 тыс. т в год (проектная мощность по переработке сырого молока — 200 т в сутки), но, как мы видим, это не закроет потребность страны в белковых компонентах, так что у кукморчан есть все шансы стать одним из лидеров данного рынка в РФ.
Пирогов предупреждает, что очень важным моментом станет качество продукции, потому что, например, требования к сырью для производства детского питания крайне высоки. Также важно заранее определиться с потенциальными покупателями продукции молзавода. Халиуллин заверяет, что, хотя проект Кукморского молочного комбината еще не запущен, у предприятия уже есть определенные договоренности с крупными заводами по сбыту продукта, который получат в будущем. Как отметил директор КМК, среди крупнейших компаний – покупателей продукции будет завод Danone, а также другие крупные игроки. А вот татарстанских предприятий в этом пуле пока нет.
История с глубокой переработкой молока актуальна на сегодняшний день, согласен Зигангараев. Потребление молока в России и в мире растет, например, взять тот же Китай. Но сейчас стоит вопрос обеспечения именно длительного хранения молока.
«Когда цены скачут, например, то проще придержать молоко. Если у тебя только сырое молоко, ты его придержать не можешь — вынужден будешь его продавать. Но если ты его разделишь на ингредиенты, то станешь хранить по отдельности и ждать, пока цена поднимется, потому что срок хранения у них выше. С точки зрения актуальности такого производства тот же казеин используется для производства сыров, которые можно долго хранить, — это вечный продукт», — отмечает Халиуллин.
В стратегии развития татарстанского АПК до 2030 года записано, что к 2030-му в РТ должны появиться мощности по глубокой переработке 500 тыс. т молока в год
Ингредиентный бизнес — мейнстрим в молочной индустрии
Татарстан, как известно, самый богатый в России регион по молоку — ежедневно у нас производится порядка 5 тыс. т сырого молока, по итогам 2023-го объемы производства товарного молока в РТ превысили планку в 2 млн тонн. В стратегии развития татарстанского АПК до 2030 года записано, что к 2030-му в республике должны появиться мощности по глубокой переработке 500 тыс. т молока в год. Разговоры об этих проектах ходят давно, но все они упирались в высокую стоимость, долгую окупаемость и отсутствие желающих проинвестировать.
Однако спрос на подобную продукцию есть, причем немалый. «У международного рынка потенциал по продуктам глубокой переработки молока очень большой. По оценкам аналитиков, через 10 лет рынок вырастет практически в 2 раза. Идет рост потребления производителями спортивного питания, медицинских препаратов, косметики», — отмечает Пирогов.
Генеральный директор национального союза производителей молока Артем Белов в разговоре с «БИЗНЕС Online» назвал ингредиентный бизнес мейнстримом в молочной индустрии. Но необходимо понимать несколько факторов. Во-первых, речь идет об очень большом объеме инвестиций, а второе — это довольно большое количество разных рынков. «То есть чем дальше вы идете по цепочке, чем более сложные продукты вы производите, тем на большем количестве рынков вам придется работать», — указывает Белов.
В среднем каждый 25-й литр молока, который в России производится, экспортируется
5 млрд маловато будет?
Эксперты «БИЗНЕС Online» также обращают внимание на относительно скромные объемы инвестиций, напомним, наши источники называют сумму до 5 млрд рублей. А например, анонсированный ранее проект по глубокой переработке молока от компании «РМ Агро» Рифата Мутигуллина оценивался в сумму от 16 млрд до 24 млрд рублей (производить собирались также разного рода ингредиенты для пищевой промышленности — мицеллярный казеин, концентрат сывороточного белка, лактозу и пр.), однако его высокая стоимость оказалась неподъемной для инвесторов. Сам Мутигуллин подтвердил «БИЗНЕС Online», что проект до сих пор стоит на затянувшейся паузе.
Мол, одна только сушильная башня стоит под миллиард рублей, рассуждают наши спикеры, а на такой большой завод, как в Кукморе, подобных башен нужно будет 3–4 штуки. В то же время мы видим, что на воронежский проект «Молвеста» было потрачено всего порядка 2 млрд рублей, так что, вероятно, речь здесь идет о разных технологиях производства и оборудовании.
Генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев как раз поясняет, что постройка завода для глубокой переработки молока на жидкие ингредиенты действительно должна уложиться в 5 млрд рублей. Но вот если бы это было «сухое» предприятие, тогда его стоимость подошла бы к цифре в 25 млрд рублей.
Вторым фактором, который сэкономит средства инвесторов кукморского завода, станет то, что ему не придется строить собственные очистные сооружения. Хадиуллин пояснил изданию, что очистные для своих резидентов за свой счет планирует построить кукморский промпарк. К этим-то ОС молочники и предполагают подключиться.
Т. к. в РФ «всего полтора таких завода», рынок полностью «проглотит» весь этот объем. «Всем нужен белок и другие молочные ингредиенты. В связи с этим и цена на такую продукцию выстраивается индивидуально. Рыночной цены на данный продукт просто нет, и устанавливаться она будет не по рыночным условиям, а в процессе обсуждения условий с покупателем», — говорит Груздев.
Причина столь малого количества таких заводов в стране в том, что все занимаются производством более традиционной продукции, но из-за профицита молока начинают появляться проекты и по ингредиентам.
Белов отмечает, что за последние 10 лет уровень самообеспеченности страны молоком вырос примерно с 77 до 87%, прирост производства товарного молока в среднем составляет около 3% в год. И это притом, что примерно каждый 25-й литр молока, который в России производится, экспортируется. Например, в 2023 году мы экспортировали около 1 млн т в молочном эквиваленте на сумму около $447 миллионов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.