«Недавно к нам пришел запрос: «Сделайте распознавание кариеса по фото». — «Зачем? Для кого? Для чего? Какие у вас данные?» — «Неважно, делайте, очень надо, вас не спрашивали», — приводит директор Института искусственного интеллекта Иван Оселедец типичную картину заказа ИИ-решений. Компании не разбираются в технологии, начальство требует искусственный интеллект, потому что это модно, а в ходе внедрения только треть решений оказываются удачными. Какие ИИ-дрова уже наломали крупные корпорации и в чем секрет успеха Татарстана, обсуждали вчера в Иннополисе на объединенном форуме DID x AI IN.
В Иннополисе стартовал еще один заметный форум, скрестивший сразу два: ежегодное собрание по инновациям в бизнесе и образовании Digital Innopolis Days и конференцию по искусственному интеллекту AI IN
«ИИ как слон, которого ощупывают слепые мудрецы»
Начало осени в Татарстане выдалось урожайным на глобальные IT-форумы с международной приставкой. Не успел отгреметь Kazan Digital Week, проводимый в очередной раз под федеральным патронажем, в Иннополисе собрались главные цифровизаторы стран БРИКС. Министр, правда, приехал только один — российский, Максут Шадаев, но еще 8 стран прислали свои делегации, возглавляемые первыми заместителями, так что мероприятие можно было считать состоявшимся. Тем более что несколько дней на полях шли встречи и конференции самого разного уровня, и, судя по предварительным комментариям участников, по ряду тем удалось прийти к общему знаменателю.
А вчера в Иннополисе стартовал еще один заметный форум, скрестивший сразу два: ежегодное собрание по инновациям в бизнесе и образовании Digital Innopolis Days и конференцию по искусственному интеллекту AI IN. Результат превзошел ожидания: если накануне обсудить нейросети собрались цифровые топ-менеджеры «Яндекса», «Дом.РФ», «Росатома» и других крупных федеральных корпораций, то сегодня IT-город ждет раиса РТ Рустама Минниханова, замруководителя АП РФ Максима Орешкина и министра промышленности и торговли России Антона Алиханова, для которого это будет первый визит в Татарстан в новой должности. Всего ожидается, что на форуме в Иннополисе выступит 341 спикер, а в целом мероприятие соберет более 3 тыс. участников за три дня.
«Я довольно много участвую во всяких конференциях, посвященных искусственному интеллекту, но DID отличается довольно сильно. Наука, искусственный интеллект, передовые технологии — это есть везде. А тут еще добавляются две специи — уют и гостеприимство», — отметил директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов, который стал модератором пленарной сессии, открывавшей форум. Собственно ИИ посвятили почти весь день — и немудрено. Как метко подметил Крайнов, технологию можно сравнить со слоном, которого ощупывают слепые мудрецы: каждый описывает его по-своему, и цельной картинки не получается. Как минимум потому, что каждый решает свои задачи.
Собственно ИИ посвятили почти весь день — и немудрено
Так, гендиректор «СИБУР Диджитал» Алиса Мельникова сообщила, что компания начала заниматься цифровизацией 7 лет назад и накопленный эффект от нее уже превысил 50 млрд рублей — половина за счет ИИ. А заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев сообщил, что в топливно-энергетическом комплексе порядка 41% компаний уже использует технологию искусственного интеллекта, а в ближайшие три года их ряды должны пополниться еще на 18%. Но при внедрении ИИ в энергетике нужно точно знать, что технология не навредит потребителям, поэтому нужны… ИИ-полигоны, где отрабатываются решения. На эти площадки попадает, как правило, списанное оборудование, еще не отработавшее свой ресурс до конца.
«Я бы хотел отдельно обратиться к владельцам этих полигонов. Нужно не забывать о маленьких стартаперах, МСП и каким-то образом выстраивать взаимоотношения, чтобы был снижен порог входа решения на рынок. Мы вот уже с коллегами из Иннополиса, с директором двумя словами перекинулись. Есть идея, чтобы большие организации, располагающие полигонами, имели какую-то квоту для студентов-стартаперов на стажировку. Уж извините, заплатить какую-то копейку на общежитие, на котлету, я думаю, они студентам смогут, а те пару месяцев могут в рамках квоты приехать и поработать, получить определенный опыт», — предложил замминистра. Впрочем, по его оценкам, 50% эффекта от цифровизации — это все-таки изменение в основных бизнес-процессах.
«Мне кажется, самое ценное сейчас — попробовать сформулировать и формализовать направления, в которых наше государство будет стимулировать создание национальных платформ искусственного интеллекта. Мы сейчас можем нырнуть очень быстро опять в эпоху подсаживания на зарубежные платформы, и надо развивать, конечно, свои», — призывал вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов. А на вопрос модератора Крайнова, в чем секрет Татарстана, который всегда в лидерах любых рейтингов, связанных с ИИ, ответил, не задумываясь: в развитии образования. «Мы недавно запустили большой проект „Физмат-прорыв“. Проект должен повысить уровень математического образования в школах. Начнут создаваться математические классы и кружки, в которые будут попадать склонные к математическим наукам дети 6–7-х классов», — анонсировал он.
Иван Оселедец: «Несмотря на то что все вроде как должны прекрасно понимать, какая у вас бизнес-задача, на самом деле в подавляющем большинстве случаев этой бизнес-задачи нет»
«Нанимают дорогую команду, она делает-делает, потом разбираются, кому это нужно»
Приехал в Иннополис и генеральный директор главного ИИ-института страны — AIRI — Иван Оселедец. Он считает, что в России есть достаточные ресурсы для развития ИИ — и талантливые кадры, и деньги, но имеются проблемы, которые замедляют это развитие. Одна из них — непонимание заказчиками цели внедрения ИИ-инструментов. «Несмотря на то что все вроде как должны прекрасно понимать, какая у вас бизнес-задача, на самом деле в подавляющем большинстве случаев этой бизнес-задачи нет. Вот пример из недавних запросов, который к нам пришел: „Сделайте распознавание кариеса по фото“. Зачем? Для кого? Для чего? Какие у вас данные? „Неважно, делайте, очень надо, вас не спрашивали“. Естественно, это абсолютно пустая история. Сейчас как происходит? Наняли дорогую ML-команду, она что-то делала-делала-делала, а потом [думают]: а кому это нужно? А это, может, никому и не надо. <…> И проверка, нужно ли это кому-то, часто на самом деле вообще не производится. Сначала сделаем, потом разбираемся», — отметил Оселедец.
И это не единственная проблема, с которой сталкивается бизнес при внедрении ИИ. Факапам технологии была посвящена отдельная сессия «Как не наломать дорогих ИИ-дров», которая собрала множество цифровых топов крупных компаний, делившихся своими провалами и ошибками. Выяснилось, например, что в Альфа-Банке ИИ покрывает все оперативные задачи — от кредитования до продаж, но только 30% проектов оказались успешными.
«Мы принимали решение о создании централизованной функции на уровне всего банка, разговаривали с каждым заказчиком. Вроде со всеми директорами поговорили, но на комитете встает один из бенефициаров и начинает задавать каверзные вопросы — о финансовом эффекте, роли модели в его задачах. И мы понимаем, что с ним не обсудили. Вывод — если масштабируете решение, нужна поддержка всех бенефициаров», — рассказал под смех аудитории руководитель продвинутой аналитики Альфа-Банка Дмитрий Рузанов.
Внутри компании обязательно нужен квалифицированный заказчик. «Менеджеры говорят: нужен искусственный интеллект, а зачем, для чего, никто сформулировать не может. Потому что не понимают, что он может в той или иной сфере починить», — подтвердил позже Александр Лукьянов, директор единой информационной системы жилищного строительства «Дом.РФ». В госкорпорации вышли из положения через обучающие курсы, зато наломали дров в другом.
«Ноябрь 2022 года начался с новости о ChatGPT. Как принято в любой госкорпорации? У них есть, у нас нет — надо срочно делать! И мы стали заниматься всем подряд. Не скажу, что полностью провалились, но было несколько ошибок. На волне 2022 года мы решили сделать свой ChatGPT. Взяли большую строительную энциклопедию, материалы по стройке, загрузили в свои мощности. Но если в ChatGPT было 170 миллиардов параметров, то у нас 20 миллионов — скромные, но наши. В итоге он даже не смог собрать связный текст», — поделился личным опытом провалов Лукьянов.
Потом в «Дом.РФ» попытались собрать нейросетку для генерации изображений, скормили всю зарубежную и русскую классику — не получилось. Затем надо было срочно собрать помощника — получилось «постольку поскольку», но с полезными функциями. «Мы офигенно переводим текст с госушного на человеческий», — с гордостью отметил Лукьянов. Вывод — не надо гнаться за инфоповодами, проще брать имеющиеся лучшие практики.
«Ноябрь 2022 года начался с новости о ChatGPT. Как принято в любой госкорпорации? У них есть, у нас нет — надо срочно делать!»
«Столько людей мы просто не родим — рутину надо отдавать ИИ»
Отдельный блок вопросов, где ИИ может помочь, — кадры. Лукьянов, например, рассказал, как в «Дом.РФ» решили помочь HR подбирать сотрудников. Казалось бы, наложить базу резюме на базу тех, кто успешно прошел собеседование, — и все. Но получилось, что модель вообще женщин перестала предлагать — потому что в IT в основном мужской профиль.
Евгений Гаранин, вице-президент по цифровизации и IT топливной компании «Росатома» ТВЭЛ, обозначил еще более насущную проблему. По его словам, IT-дивизион к 2030 году должен набрать еще 28 тыс. человек (с учетом убыли), а весь «Росатом» — это еще более 400 тысяч. «Атомная отрасль частично расположена в закрытых городах, откуда молодежь прет так, что очень сложно удержать. Всех этих людей мы просто не родим. Рутинные задачи надо отдавать ИИ, а людей нужно высвободить под интеллектуальный труд», — убежден он. Когда Гаранин пришел работать в компанию, автоматические склады казались ненужными — там слишком сложная система приемки и отгрузки. А сейчас кладовщиков дефицит — и беспилотные склады стали казаться актуальными.
Кроме того, в «Росатоме» внедрили систему, с высоким уровнем точности за два месяца предсказывающую, что сотрудник уволится. «Очень социально опасная история, — усмехнулся Гаранин. — И это мы еще не залезали в контент, хотя я, как технократ, хочу и в переписку, и в соцсети залезть. Но мы принесли эту систему кадровикам, они потыкали и спрашивают: „Нам теперь чего с этим делать?“».
«Если хотите чем-то управлять, вы должны снизить размерность управляемой системы»
Говорил Гаранин и о непосредственно внедренческих сложностях. ИИ работает на данных, но в одном из проектов оказалось, что фиксируются любые данные, кроме нужных — о выходе из строя оборудования. «Надо прогнозировать данные, которые мы должны накапливать. В промышленности данных настолько много, их так дорого хранить, что надо четко понимать, какие понадобятся», — говорил он.
Но подробнее всего об изнанке внедрения рассказал гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов. Он отметил, что, когда пришел в компанию, речь шла по большому счету о банкротстве, а сегодня оператор не только избавлен от кредитов, но и имеет достаточное количество свободных денежных средств и вообще, судя по финансовым результатам, является самой успешной телеком-компанией в России. И все благодаря организации. «Мы выделили три сущности. Первая — агенты — это сотрудники, базовый элемент интеллекта. Вторая — правила и процессы, образующие роевой интеллект. Третья — ИКС, универсальный усилитель всего, — перечислял спикер. — Если вы хотите чем-то управлять в организации, любым процессом, вы должны снизить размерность системы, которой вы управляете». И вот в чем фокус: по методу PCA, всего 20 из 784 параметров могут обеспечить 80% релевантности результата. Это даже не принцип Парето, а круче.
Главный результат этого труда в «Таттелекоме» — дашборды, которые готовит каждый менеджер по своему направлению. Их много (Нурутдинов выделяет четыре класса), каждый создается пятиступенчатым циклом. И они охватывают абсолютно все процессы, ими занимаются порядка 200 аналитиков. Причем суперклассный аналитик будет гораздо хуже, чем посредственный аналитик-предметник, погруженный в процессы, убежден Нурутдинов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.