Неожиданный скандал в культурной жизни РТ — частная компания зарегистрировала товарные знаки на Шурале, Су Анасы, Камыр Батыра и пр., потребовав с театра кукол «Экият» приличную сумму за их использование, — получил сегодня продолжение. Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова собрала прессу, чтобы выразить возмущение поведением предпринимателей. «Кыш Бабай уже зарегистрировали. Кар Кызы почему нельзя зарегистрировать тогда?» — отреагировал, в свою очередь, директор ООО «Национальные Игрушки» Искандер Асянов. О дальнейших «наполеоновских» планах бизнесмена и реакции на происходящее экспертов в области патентного права — в материале «БИЗНЕС Online».
Ирада Аюпова объявила, что «Экият» не собирается ничего платить и будет защищать свои интересы, если дело дойдет до суда
«Основной целью этой организации является просто, простите, хайп»
Экстренный брифинг собрала в четверг министр культуры РТ Ирада Аюпова. Повод — неожиданный скандал, о котором стало известно в начале недели. Предприниматели из ООО «Национальные Игрушки» направили две досудебные претензии на 500 тыс. рублей каждая в адрес театра кукол «Экият» за использование товарных знаков, принадлежащих компании, а именно — знаменитых персонажей татарских сказок.
Тему заявил в понедельник новоиспеченный депутат и худрук «Экията» Ильгиз Зайниев на заседании комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ, рассказав, что частная компания запатентовала Су Анасы, Камыр Батыра, Шурале, Казанскую Царицу, Кар Кызы и теперь требует денег. «Мы изучили их сайт. Люди ничего не производят, ничего не делают, продукта нет, они просто слова запатентовали и хотят на этом зарабатывать. Мы будем судиться. Любое наше нематериальное культурное достояние могут какие-то мошенники взять и забрать себе. С этим столкнется любое учреждение культуры и книгоиздательство», — сокрушался лауреат «Золотой маски».
Аюпова сегодня полностью поддержала Зайниева, возмутившись поведением бизнесменов и даже отказавшись произносить название компании – возмутителя спокойствия. «Вот вы меня спрашиваете, почему я не называю эту организацию: я не хочу им делать рекламу, — сказала министр культуры РТ, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Да, я знаю название, знаю, когда они зарегистрировались и все остальное, но не хочу и делать рекламу. Потому что основной целью этой организации является просто, простите, хайп. Ну и деньги тоже, а это лохотрон же, простите меня». Аюпова уточнила, что компания затребовала не только 500 тыс. рублей, но и по 1 рублю за каждый последующий прокат спектаклей с упоминанием вышеназванных персонажей.
Она же обозначила, что «Экият» не собирается ничего платить и будет защищать свои интересы, если дело дойдет до суда. Со слов министра, Роспатент в курсе происходящего. Более того, представители федеральной службы рассказали о том, что ситуация критична не только для Татарстана, но и для всей страны. Так называемые патентные тролли все чаще стали появляться в правовом поле и регистрировать товарные знаки, а затем предъявлять их в качестве полноценного права владения. Минкульт РТ сталкивается с этим впервые, здесь готовят обращение в Роспатент по поводу внесения изменений в правила регистрации товарных знаков. По мнению главы ведомства, нельзя регистрировать словесные сочетания, так как литературные герои и, соответственно, их имена — национальное достояние.
«Если мы сейчас в качестве товарного знака зарегистрируем Кощея Бессмертного или Бабу-ягу, нам нечего будет показывать детям, не на чем будет их воспитывать и за каждую сказку с вас будут требовать денег. Поэтому я считаю, что это абсолютно абсурдная ситуация», — заявила Ирада Хафизяновна и добавила, что необходимо сделать сводный реестр, с которым можно согласовывать названия, которые нельзя заимствовать и забирать в качестве торговых знаков. На вопрос, чью сторону принял Роспатент и кому он будет содействовать, глава минкульта уклончиво сказала: «Мы им скинули заявку, они сказали, что, к сожалению, это повсеместно. Они нас будут консультировать».
Также на брифинге напомнили, что начал работу новый состав Госсовета РТ и в его план могут включить защиту национального достояния с точки зрения незаконного использования наименований и патентов.
«Театр кукол без проблем свои спектакли могут отыгрывать. Если не хотят заключить лицензионный договор, могут немножко названия постановок скорректировать и дальше показывать»
«Получается, одним людям можно регистрировать, а другим нельзя?»
Весь сыр-сбор крутится вокруг ООО «Национальные Игрушки», директором которого является Искандер Асянов, который до 2019 года руководил ООО «Диабетика», продающим диабетические продукты. Новая фирма была зарегистрирована в январе этого года. Примерно тогда же они запатентовали такие товарные знаки, как «Су Анасы», «Камыр Батыр», «Шурале», «Кар Кызы», с недавних пор этот список пополнился еще «Казанской Царицей», «Гусем в тюбетейке» и «Милли Зилант». На сайте указано, что род деятельности фирмы заключается в продаже лицензий на товарные знаки и они ищут партнеров для совместного развития брендов. К примеру, компания предлагает нанести изображение героев тюркской мифологии и сказок на одежду, посуду, пазл, чехол для телефона и прочее: «Выбор такой футболки, например с Су Анасы или Шурале, не только подчеркнет вашу связь с национальными традициями, но и станет удобной и стильной частью гардероба. Эти персонажи олицетворяют богатство татарской мифологии, и их образ на одежде будет привлекать внимание и вызывать интерес». Кроме того, Асянов успел подготовить собственные спектакли о Кар Кызы, Су Анасы, Камыр Батыре и Зиланте, которые оценил в 120–160 тыс. рублей.
Сам бизнесмен в разговоре с «БИЗНЕС Online» объяснил, что еще в августе в газете «Ватаным Татарстан» опубликовали объявление, что ООО «Национальные Игрушки» владеет товарными знаками «Шурале», «Кар Кызы», «Камыр Батыр», «Су Анасы» и заключает лицензионные договоры на право использования. И минкульт РТ тоже предупредили и даже получили ответ от первого замминистра Юлии Адгамовой, мол, «учтут это в работе». Подобное обращение направили, кстати, и в министерство торговли и услуг Башкортостана. Потом в середине сентября обратились в «Экият», претензия касалась не спектаклей или персонажей, а обозначения товарных знаков «Су Анасы» и «Камыр Батыр», соответствующие спектакли есть в репертуаре «кукольников». Асянов считает, что в театре перевернули все с ног на голову, сказав, что компания позарилась на культуру.
«В театре нам сказали: „У нас руководитель — депутат Госсовета и не оставит это просто так, вынесет на обзор“, — отмечает руководитель „Национальных Игрушек“. — Он (Зайниев — прим. ред.) правильно сказал, что претензия на полмиллиона, но при этом не сказал, что мы предложили за рубль урегулировать конфликт. Это получается какой-то дешевый хайп с его стороны. Они (театр кукол — прим. ред.) без проблем свои спектакли могут отыгрывать. Если не хотят заключить лицензионный договор, могут немножко названия [постановок] скорректировать и дальше показывать. Кыш Бабай уже зарегистрировали, Кар Кызы почему нельзя зарегистрировать тогда? Получается, одним людям можно регистрировать, а другим нельзя? Музеи, в запасах которых находятся картины, также предоставляют право, продают лицензию на использование изображения картин в коммерческой деятельности. Кто им это право дал? Это же тоже народные художники рисовали».
Действительно, еще в 2011 году владельцем бренда «Кыш Бабай» стала директор резиденции «Кыш Бабай и Кар Кызы», расположенного в Новом Кырлае, Юлия Таланова. И еще в 2015 году Таланова при поддержке главы госкомитета по туризму РТ Сергеем Ивановым публично выражала возмущение тем фактом, что данный бренд без ее согласия пытаются развивать в Башкортостане и Свердловской области.
Пока при использовании имен героев сказок — теперь товарных знаков, зарегистрированных на ООО «Национальные Игрушки», — нужно сверяться с МКТУ
Пока при использовании героев сказок — теперь товарных знаков, зарегистрированных на ООО «Национальные игрушки», — нужно сверяться с МКТУ (международная классификация товаров и услуг). Так, например, Шурале проходит по 25-му и 28-му классам МКТУ — это одежда, обувь, головные уборы, игрушки, спортивное оборудование, елочные украшения и др. Кар Кызы — по 9-му классу — от кассовых аппаратов до оборудования для тушения огня и зажимов для носа у дайверов, по 21-му — домашняя и кухонная утварь и посуда, расчески, щетки, изделия из стекла, фарфора и фаянса и др. И всем этим перечень не ограничивается.
А сами «Национальные Игрушки» не намерены останавливаться на достигнутом. Они планируют зарегистрировать товарные знаки «Татар егете», «Татар кызы», «Убырле карчык», «Алтын чәч» и «Дом татарской сказки». К слову, под названием «Татар кызы» проводится известный конкурс красоты. Со слов Асянова, товарный знак последнего в графическом изображении — за конгрессом татар Челябинской области (главным организатором «Татар кызы») и МКТУ класса 41 (организация выставок с культурно-просветительной целью, организация и проведение конференций, конгрессов, симпозиумов, издание книг и публикация текстовых материалов, производство и создание фильмов и др.) «Национальные игрушки» получить не смогли, но получили на выпуск сувенирной продукции, например. Также Роспатент не дал зарегистрировать товарный знак «Иван Грозный», т. к. он уже принадлежит другой фирме. «Национальные игрушки» хотели продавать сувениры и одежду с изображением царя, который в 1552 году брал Казань.
Асянов объясняет, что другим организациям претензии пока не предъявлял. Продавать что-то с изображением того же Шурале они могут, но если там будет надпись «Шурале», то уже возникнут вопросы. «Мы думали, когда отправляли сообщение в минкульт, что они как-то отреагируют, захотят встретиться, обсудить совместное сотрудничество. Но, когда людям все равно и мы получаем формальную отписку, какие к нам вопросы?» — говорит Асянов, который намерен судиться с «Экиятом», поскольку из-за этого скандала получил репутационные издержки.
По словам председателя союза кинематографистов РТ Ильдара Ягафарова, возникшая ситуация создает гигантские проблемы
«Это то же самое, как завтра выдать патент на Казанский кремль или Родину-мать»
Юрист и патентный поверенный Григорий Бусарев отметил в беседе с нашим изданием, что в данном споре суд может поставить под сомнение добросовестность правообладателя «Национальные Игрушки» в регистрации товарных знаков и возможность их дальнейшего использования. В целом регистрация сказочных персонажей не является сверхновой практикой. Другой вопрос — кому предъявляются претензии. Говоря о словах Асянова, почему Кыш Бабая можно патентовать, а Кар Кызы нельзя, эксперт «БИЗНЕС Online» отмечает: зарегистрировать-то можно, но вопрос, что с этими правами дальше делать. Бусарев подчеркнул: если будет установлено, что товарные знаки стали широко известны среди потребителей именно благодаря театрам, книгоиздателям и другим творческим коллективам, то действия по регистрации этих наименований могут быть признаны актами недобросовестной конкуренции или злоупотреблением права по ст. 10 Гражданского кодекса.
«Существует судебная практика, по которой могут отказать в иске в том случае, если речь идет о товарном знаке, который одна сторона регистрирует и использует в качестве основания для иска, а другая сторона длительное время добросовестно использовала и такое использование стало уже известным. Я могу пойти, например, зарегистрировать товарный знак „Лебединое озеро“ и использовать для конфет, а могу его использовать для предъявления иска Большому театру, — объясняет Бусарев.
Серьезно обеспокоен ситуацией председатель союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров. По его словам, возникшая ситуация создает гигантские проблемы. «Это ведь несовершенство юридических вопросов, надо мгновенно реагировать и людей таких наказывать, — уверен собеседник „БИЗНЕС Online“. — Сейчас какой-нибудь хитрый мальчик, который сумел быстро подрулить, может взять и зарегистрировать какой-нибудь знак».
Депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов рассказал «БИЗНЕС Online», что в связи с происходящим проконсультировался с авторитетными патентными поверенными и собирается обратиться в Палату по патентным спорам. «Нужно этих липовых правообладателей лишить патента на национальное достояние. В данной ситуации есть уверенность в том, что патент был выдан незаконно, без учета законодательства РФ. Есть ограничения в выдаче патентов на национальное достояние, на значимые национальные товары. В самое ближайшее время иск будет направлен в Палату по патентным спорам», — сказал он. Кроме того, Фаррахов готовит депутатский запрос в минэкономразвития РФ, чтобы в последующем избежать подобных решений Роспатента. Он допускает, что, возможно, даже понадобится внести законодательные изменения. «Это то же самое, как завтра выдать патент на Казанский кремль или Родину-мать какому-нибудь предпринимателю. Думаю, что требования к театру незаконные», — добавил депутат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.